1. Аристотель. Поэтика.
2. Августин..
2. Буало Никола. Поэтическое искусство (1674). Песнь 3.
3. Декарт Рене. Трактат «Compendium musices» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.2 М.: Искусство, 1967. С. 213-215
4. Дидро Дени. О драматической поэзии. Глава XXII. Об авторах и критиках. Перевод Р.Линцер / Д.Дидро // Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. - М.: Худож. лит., 1980. http://www.philolog.ru/filolog/didrodra.htm
5. Кант И. Критика способности суждения. Вторая часть «Критика эстетической способности». Часть II. Книга 1 «Аналитика прекрасного» http://www.klex.ru/256
6. Шеллинг Ф.В.Й.. Философия искусства. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА. Раздел первый. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИСКУССТВА ВООБЩЕ И В ЦЕЛОМ. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000446/st000.shtml
7. Гегель Г.В.Ф.. Лекции по эстетике: Искусство и другие формы сознания. Идея прекрасного и ее воплощение. Три формы искусства. Романтическая форма искусства // История эстетики. Памятники эстетической мысли. М., 1967. Т. 3. Стр. 175-184; 194-201. http://litext.narod.ru/estet.html
8. Шиллер Ф.. Письма об эстетическом воспитании. Письмо XV.
9. http://www.bim-bad.ru/docs/schiller_aesthetic_education.pdf
10. Новалис. Фрагменты // История эстетики. Памятники эстетической мысли. М., 1967. Т. 3. Стр. 282-288 http://thelib.ru/books/novalis/fragmenti-read.html
11. Грек Максим. О святых иконах. Глава 1. О святых иконах, им же поклоняться подобает. http://chudoicona.ru/index.php/2010-04-28-16-33-02/2010-04-28-16-35-36/105-2012-01-26-05-55-29
12. Одоевский В.Ф.. Из записной книжки. Поэзия и философия. Искусство.1830, май 16-е. http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0270.shtml
13. Белинский В.Г.. Мысли и заметки о русской литературе http://www.belinskiy.net.ru/print/sa/author/2730/
14. Киреевский И.В.. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е.Е. Комаровскому) // Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: "Правило веры", 2002, с. 151-213. http://russzastava.narod.ru/kireevskiy1.html
15. Чернышевский Н. Г.. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) // История эстетики. Памятники эстетической мысли. М., 1969. Т. 4. Первый полутом. Русская эстетика XIX века. Стр. 292-294. http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0100.shtml
16. Стасов В.В. Статья «Двадцать пять лет русского искусства» // История эстетики. Памятники эстетической мысли. М., 1969. Т. 4. Первый полутом. Русская эстетика XIX века. Стр. 653-658.
17. Соловьев Вл. Общий смысл искусства http://www.vehi.net/soloviev/smysl_isk.html
18. Достоевский Ф.М.. Дневник писателя. 1880. Август. Глава II. Пушкин (очерк).
19. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0520.shtml
20. Иванов Вяч. Глава IX «Миф, хор, теургия» из работы «Две стихии в современном символизме» http://www.rvb.ru/ivanov/vol2/01text/01papers/2_366.htm
21. Бердяев Н.. Кризис искусства http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/Kr_Isk.php
22. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. Пятая антиномия. // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. ‑ М., 2007. Стр. 240-242.
23. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. Глава 1. http://tainoe.o-nas.info/index.php/books/106-nicshe02/770-nicshe0201
24. Фрейд З.. Художник и фантазирование // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. ‑ М., 2007. Стр. 335-343. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_hud/02.php
25. Бинкли Т.. Против эстетики // Эстетика и теория искусства. Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. ‑ М., 2007. Стр. 272- 294.
26. Бодрийяр Жан. Прозрачность зла. 2. «Трансэстетика» http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3413/3415
27. Ильин И.А.. Путь к очевидности. Часть 2. Глава 9. О художественном совершенстве http://www.paraklit.org/sv.otcy/I.Iljin/I.Iljin-Putj-k-ochevidnosti.htm
28. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика. Искусство и подражание. Философия и поэзия.
29. Жан - Поль Рихтер. Приготовительная школа эстетики
30. Мерло-Понти М. Око и дух.
31. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки
32. Фрейд З. Художник и фантазирование.
33. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты.
34. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке.
35. Камю А. Эссе об абсурде. Творчество и свобода.
36. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста.
Примерная тематика ИНДЗ (эссе):
1. Основные типы учения об эстетическом в истории эстетики.
2. Мифология и искусство.
3. Учение о мифе в контексте философии А. Ф. Лосева.
4. Учение о музыкально-числовой гармонии в философии пифагорейского союза.
5. Учение о числе в античной эстетике.
6. Соотношение понятий «техне» и «мимесис» в античной традиции.
7. Проблема взаимосвязи красоты и блага в рамках античной философии.
8. М. Хайдеггер о соотнесенности истины и красоты в античной традиции.
9. Эстетическая проблематика в контексте генологии Платона.
10. Идея и эйдос в философии Платона: эстетический аспект.
11. Учение об Эросе в античной эстетике.
12. Эстетика Платона и христианская традиция.
13. Учение Платона о разделении искусств.
14. «Поэтика» Аристотеля в контексте античной эстетики.
15. Учение Аристотеля о трагедии.
16. Эстетические идеи перипатетиков.
17. Учение стоиков об искусстве.
18. Сравнительный анализ эпикурейской и стоической эстетики.
19. Неоплатонизм и романтизм: сравнительный анализ.
20. Понятие катарсиса в античной эстетике.
21. Проблема символа в контексте античной мифологии и диалектики.
22. Эстетика античности в «зеркале» немецкого романтизма.
23. Августин Блаженный о природе искусства.
24. Проблема образа и изображения в византийской эстетике.
25. Влияние взглядов Псевдо-Дионисия Ареопагита на становление средневековой эстетики.
26. Эстетика Ренессанса: эстетические предпосылки формирования новоевропейской картины мира.
28. Прямая перспектива как живописный прием и принцип мировидения.
29. Эстетика Марсилио Фичино.
30. Эстетика барокко.
31. Проблема подражания в контексте эстетики классицизма.
32. Учение о гении в контексте немецкого трансцендентализма.
33. Культурно-исторические и теоретические предпосылки эстетики И. Канта.
34. Понятие способности суждения: гносеологические, этические и эстетические аспекты (сравнительный анализ).
35. Проблема стиля в контексте гегелевской философии искусства.
36. Учение об идеале в эстетике Гегеля.
37. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма Шеллинга.
38. Философия искусства Шеллинга.
39. Тема мифа в эстетике Шеллинга.
40. Проблема природы художественного видения в творчестве Гете.
41. Проблема поэзии как изначального единства в эстетике немецких романтиков.
42. Специфика эстетической стадии существования в концепции С. Кьеркегора.
43. Взаимосвязь этического и эстетического в экзистенциальной философии С. Кьеркегора.
44. Ф. Ницше: поворот к неклассической эстетике.
45. Философия Ф. Ницше как теоретическое основание искусства модернизма.
46. Природа музыкального начала в философии романтиков, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше: сравнительный анализ.
47. Влияние философии Ф. Ницше на русскую эстетику Серебряного века.
48. Психоаналитические подходы к анализу природы художественного творчества.
49. Проблема символа в эстетике В.Ф. Одоевского.
50. Музыкальная эстетика В. Ф. Одоевского.
51. Эстетическая проблематика в творчестве А. А. Потебни.
52. Эстетика В. С. Соловьева и русский символизм.
53. Становление софиологической ветви русской эстетики.
54. Эстетика русского космизма и реализация ее идей в искусстве.
55. Проблема творчества в философии Н. А. Бердяева.
56. Проблема символа в концепции П. А. Флоренского.
57. Проблема стиля и стилизации в эстетике Г. Г. Шпета.
58. Проблема «автора и героя» в эстетике М. Бахтина.
59. Интерпретация понятий «произведение» и «текст» в творчестве М. Бахтина и Р. Барта: сравнительный анализ.
60. Эстетические поиски русской формальной школы.
61. Эстетика экзистенциализма и современное искусство.
62. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера и проблемы современной эстетики.
63. Г.-Г. Гадамер об онтологиии художественного творения.
64. Проблема интерпретации художественных текстов.
65. Структурный анализ и эстетическая теория.
66. Семиотические подходы к анализу природы художественного творчества.
67. Проблема «смерти автора» в современной философии.
68. Эстетический план философии М. Мерло-Понти.
69. Феноменологическая эстетика Р. Ингардена.
70. Проблема природы художественного творчества в рамках философии диалога.
71. Философские основания модернистского искусства.
72. Постмодернистские стратегии в современном искусстве.
73. Место трагедии в искусстве и жизни.
74. Смех как эстетический феномен.
75. Основные типы учения о прекрасном.
76. Учение о возвышенном в контексте немецкого трансцендентализма и романтизма.
77. Искусство и язык.
78. Искусство и власть.
79. Искусство и традиция: проблемы взаимодействия.
80. Творчество и свобода.
81. Слово и феноменология молчания.
82. Тело: жизнь и символ (отражение опыта человеческой телесности в искусстве).
83. Музыка (архитектура и т.д.) как объект эстетического анализа.
84. Красота и смысл.
85. Творчество и игра.
86. Художник и власть.
87. Феномен исполнительства в искусстве как проблема современной эстетики.
Экзаменационные вопросы по курсу «Эстетика»
1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики.
2. Специфика эстетического отношения человека к миру.
3. Мифология и искусство.
4. Место искусства в единстве культуры.
5. Эстетические учения античности периода ранней классики.
6. Учение о прекрасном в контексте генологии Платона.
7. Учение Платона об Эросе.
8. Аристотель о природе и специфике искусства.
9. Сущность трагедии по Аристотелю. Учение о катарсисе.
10. Основные характеристики эстетики Средневековья.
11. Теория образа и изображения в средневековой эстетике. Символизм средневековой эстетики.
12. Эстетизм Ренессанса. Эстетические предпосылки формирования новоевропейской картины мира.
13. Основные эстетические принципы классицизма.
14. И. Кант: от «Трансцендентальной эстетики» к «Критике способности суждения».
15. Учение о гении в эстетике И. Канта.
16. Философия искусства Г.В.Ф. Гегеля.
17. Философия искусства Ф. Шеллинга.
18. Шеллинг о природе поэзии и мифа.
19. Эстетика немецкого романтизма.
20. С. Кьеркегор: «трагедия эстетизма».
21. Соотношение эстетического и этического в философском творчестве Ф. Ницше.
22. Психоанализ о природе художественного творчества.
23. Марксистская эстетика: проблема соотношения искусства и идеологии.
24. Эстетика В.Ф. Одоевского.
25. Эстетика в системе философии «положительного всеединства» В. С. Соловьева.
26. Взаимосвязь творчества и свободы в философии Н.А. Бердяева.
27. Эстетическая проблематика в контексте «философии повседневности» В.В. Розанова.
28. Эстетические взгляды П.А. Флоренского.
29. Феноменологическая эстетика Г.Г. Шпета.
30. Эстетическая теория М.М. Бахтина.
31. Эстетика экзистенциализма.
32. К. Юнг о художественном творчестве.
33. М. Хайдеггер об истоке художественного творения.
34. Герменевтика: проблема понимания и искусство.
35. Эстетическая проблематика в структурализме и постструктурализме.
36. Философско-эстетические основания модернизма.
37. Постмодернистские стратегии в теории и искусстве.
38. Эстетическое как наиболее общая категория эстетики.
39. Прекрасное как эстетическая категория и онтологические основания красоты.
40. Комическое. Смех как эстетический феномен.
41. Трагическое как эстетическая категория. Место трагедии в искусстве и жизни.
42. Природа искусства.
43. Искусство и язык.
44. Искусство и традиция.
45. Искусство и власть.
46. Искусство и диалог культур.
47. Природа художественного творчества.
48. Творчество и игра.
49. Проблема свободы и ответственности художника.
50. Понятие художественного метода.
51. Проблема автора в эстетической теории. Талант и гениальность.
52. Проблема стиля в эстетической теории и искусстве.
53. Природа художественного произведения.
54. Специфика художественного образа.
55. Художественная форма и ее отношение к содержанию.
56. Проблема символа в эстетической теории.
57. Диалогическая природа художественного произведения.
58. Специфика художественного восприятия.
59. Система искусств и виды искусства.
60. Специфика изобразительного искусства.
61. Специфика театра. Театр и литература.
62. Литература как искусство слова.
63. Музыка как вид искусства.
64. Искусство кино.