У детей старшего дошкольного возраста ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, картин, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником развития воображения старших дошкольников. Творчество активизирует память, мышление, воображение, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжает развиваться интерес и любовь к художественной литературе, изобразительному искусству, творчеству. Вообразив себе того или иного героя произведения, дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Происходит формирование нравственных критериев оценки. [4, с. 82, 9, с. 43].
И, следовательно,целью нашего экспериментального исследования стал анализ методов, приемов, способов развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Необходимое условие для получения достоверных результатов - установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором.В комнате, где проходит исследование, не должно быть предметов или оборудования, которые могли бы отвлекать или пугать ребенка. Желательно выяснить, как ребенку хочется, чтобы его называли. В случаях, когда ребенок особенно непоседлив, гиперактивен, отказывается от исследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что-либо. Стоит оставить ребенка с самим собой на 10—15 мин для свободной игры, с некоторыми детьми может помочь совместная игра. При проведении исследования лучше, если ребенок находится не через стол, а рядом или сбоку. Необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребенком. В случае любого выполнения задания нужно давать короткие подкрепления: «Молодец!», «У тебя получается». Процедура должна быть адекватной возможностям испытуемого и по характеру стимульного материала, и по последовательности его подачи — в противном случае методика становится невалидной.
Базой исследования стал МБДОУ «Детский сад № 43», г. Новокузнецка, группа детей старшего дошкольного возраста. Выбор детей основывался на следующих критериях:
- возраст детей, участвующих в эксперименте – 5 – 6 лет,
- время посещения детьми данного учреждения примерно одинаково,
- все дети имеют сходный логопедический диагноз.
Целью эксперимента является описание диагностического комплекса, направленного на выявление особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В процессе подготовки исследования, мы основывались на том факте, что педагог должен знать, по каким показателям можно судить о развитии воображения детей.
Такими показателями являются:
I. Показатели, которые характеризуют отношение детей к творчеству: обладание чувством искренности, непосредственности переживаний; увлеченности, способность быть захваченным деятельностью, активизация волевых усилий; способность «входить» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации; обладание специальными художественными способностями (образным видением, поэтическим и музыкальным слухом), что позволяет успешно решать творческие задачи.
II. Показатели качества творческих действий: дополнение, изменение, вариация, способность преобразовать уже знакомый материал, создание новой комбинации усвоенных старых элементов, способность применять известное в новых ситуациях; способность к самостоятельному поиску, пробы наилучшего решения задания, поиск новых приемов решения, скорость реакций, умение ориентироваться в новых условиях; умение находить оригинальные приемы решения творческих заданий.
III. Показатели качества продукции детского художественного творчества: поиск адекватных выразительных средств, что необходимы для воплощения образов в рисунке, либо игре-драматизации, своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям [3, с. 84].
С целью исследования уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы с детьми мы использовали методику «Дорисовывание фигур».
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не принимал инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисовали на листе бумаги круг и показывали, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просили ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не использовались.
При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент.
Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:
I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
III уровень (низкий) - 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Затем, с целью исследования уровня развития творческой ассоциации с детьми мы использовали методику «На что это похоже?».
Ребенку дается картинка, которую необходимо мысленно дорисовать так, чтобы получилась какая-нибудь картинка и необходимо сказать, на что картинка похожа. Предложите посмотреть на каждую картинку и спросите: «На что это похоже?». Стремитесь к тому, чтобы ребенок дал не один, а несколько ответов к каждой картинке.
При обработке данных выявляют степень оригинальности, необычности. Устанавливают тип решения задач на воображение.
По результатам исследования, мы можем сделать выводы, что дети поняли задачу, выполнили задачу, создали и обозначили образы словом.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне (уровень 0)дети фактически не принимают задачу: они называют фигуру «овалом» или «прямоугольником», не придумывая на что это похоже.
При среднем уровне (уровень 1) дети придумывают наиболее стандартный предмет-аналог фигуры – цветок, облако или т. п..
При высоком уровне (уровень 2)дети дают иногда детализированные, но, как правило, оригинальные ответы (не повторяющиеся другими детьми группы).
Для изучения особенностей развития воображения, восприятия, креативности детей целесообразно провести такую методику, как «Нарисуй сказку».
В рамках данного теста детям возможно зачитать сказку «Курочка ряба», и предложить нарисовать иллюстрацию к сказке, затем детям следует прокомментировать изображение.
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагаетсяпридумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнениезадания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисункапо приведенным ниже критериям, и на основе такой оценкиделается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оригинальность каждого рисунка в рамках данного теста возможно оценить, руководствуясь следующими признаками:
1. Наличие сюжета в рисунке, данный сюжет должен был отражать действие сказки, соответствие изображенных героев героям сказки, оригинальность изображения, а также выражение в изображении (наличие цвета, линий), демонстрация отношения к героям сказки.
2. Характер переработки и преобразования образов героев сказки, особенности их комбинирования в процессе воссоздания образов и образных ситуаций в рисунке.
3. Воспроизведение по рисунку отрывка из сказки при комментировании рисунка.
4. Эмоциональная насыщенность комментариев к рисунку.
Каждый из вышеуказанных показателей оценивал придуманный рисунок от 0 до 2 баллов. Ниже представлены критерии оценки.
2 балла – присутствие и четкая выраженность вышеуказанных признаков.
1 балл – наличие, но слабое выражение в сказке данных признаков.
0 баллов – полное отсутствие вышеуказанных признаков.
Соответственно с набранной суммой баллов, уровень творческого восприятия сказки был оценен следующим образом:
Высокий уровень – 13-15 баллов.
Средний уровень – 5-12 балла
Низкий уровень - менее 4 баллов.
С целью исследования проявления воображения в словесном творчестве детей разумно провести методику «Сочини сказку».
Так, при выполнении данного теста детям следует показать последовательно несколько картинок, по данным картинкам следовало придумать сказку - на определенную тему.
Обработка данных. Далее следует оценить оригинальность каждой сказки по нижеуказанным критериям:
1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие замысла названию, плану или картинке, героям.
2. Характер переработки и преобразования образов восприятия, либо памяти, особенности их комбинирования в процессе воссоздания образов, а также образных ситуаций.
3. Полнота и детальность изложения.
4.Количество воссоздаваемых и создаваемых образов, а также образных ситуаций.
5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.
6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.
По каждому из этих показателей придуманная сказка была оценена от 0 до 2 баллов.
2 балла – соответствие критериям, их четкая выраженность.
1 балл – наличие, но слабая выраженность в сказке вышеуказанных критериев.
0 баллов – полное отсутствие.
Соответственно с набранной суммой баллов, уровень словесного творчества был оценен следующим образом.
Высокий уровень - 12-9 баллов
Средний уровень - 8-6 баллов
Низкий уровень - 5 и менее баллов.
Описание результатов
Нами было проведено пилотное исследование с помощью подобранных нами методик. В исследовании приняли участие два ребенка. Первый ребенок Вика С., 5 лет, речевой диагноз: ОНР III уровня, сопутствующих нарушений нет. Второй ребенок Катя А., 5 лет, нормативное развитие.
Были проведены методики: «Дорисовывание фигур», «На что это похоже?». С соблюдением условий, описанных выше.
Анализ выполнения методики «Дорисовывание фигур» показал, что ребенок с нарушением речи не смог сразу понять суть задания, пришлось несколько раз повторить инструкцию и привести пример. После дополнительных пояснений неторопливо и старательно было все выполнено. Все картинки были дорисованы и образы не повторялись, но часть картинок была схематична. Предложенная фигура иногда не являлась центральным элементом рисунка. Иногда сам рисунок находился внутри фигуры. Каждая нарисованная картинка имела название, часто оно не соответствовало нарисованному изображению. Также характерно своеобразие рисунков, например «морковка с бантиком», «лупа, через которую видно елки». Иногда рисунок отличался чрезмерной детализированностью, например «домик, с голубями на окнах», но этими деталями являются либо черточки, либо просто узоры. В ходе исследования было отмечено, что ребенок умеет считать.
В тоже время ребенок с нормативным развитием показал хороший результат. Задание было сразу понято и выполнено с особым усердием. Рисунки не повторялись, и предложенная фигура почти всегда была центральным элементом. Ребенок изобразил несколько объектов по воображаемому сюжету, во всех таких рисунках изображен человечек, который взаимодействует с самой фигурой. Рисунки отличались оригинальностью, например «мишень для мячиков», «человечек танцует рядом с сердечком». Сами фигуры не были сильно видоизменены. Они были либо разукрашены карандашами, либо их дополняли линии или изображения, нарисованные рядом.
По результатам методики «На что это похоже?» можно сказать, что ребенок с нарушениями речи показал неплохой результат. Задание было сразу понято, но присутствовала предваряющая вербализация. На каждый рисунок было придумано не менее трех ассоциаций. Ответы не повторялись и не отличались особой оригинальностью.
Результат ребенка с нормативным развитием несильно отличается от результата ребенка с нарушением речи. Ребенок проявил интерес и высокую работоспособность. Все объекты были выдуманы самостоятельно без вербализации. Почти на все рисунки были придуманы по три ассоциации, только на одном были две ассоциации. Повторений не было.
После проведения диагностического исследования мы не выявили значительных различий, что согласуется с литературными данными. Поэтому мы посчитали возможным добавить в наш диагностический комплекс следующие методики: «Нарисуй сказку», «Сочини сказку». Мы предполагаем, что именно по этим методикам мы увидим существенные различия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение является присущей только человеку возможностью создавать новые образы посредством переработки предшествующего опыта. При помощи воображения, у человека происходит формирование образа никогда не существовавшего или не существующего в данный момент. Основная характеристика старшего дошкольного возраста - активизация функции воображения.
Развитие воображения неразрывно связано с развитием познавательных процессов. Согласно многочисленным исследованиям, развитие воображения у детей с нарушениями речи происходит несколько иначе. Представления о предметах у них оказываются зачастую неточными и неполными, и, практический опыт недостаточно обобщен и закреплен в слове. Дети с нарушениями речи, как правило, скованы, застенчивы, робки, и, следовательно, они не могут так широко контактировать с другими детьми, в отличие от своих обычных сверстников. Их мотивация к выполнению различных видов деятельности и возможности приобретения навыков зачастую сильно ограничены. Чем тяжелее нарушения речи, тем более ограниченными являются возможности ребенка для проявления своего воображения, он зачастую может оказаться одиноким и беспомощным в создании новых образов. Таким детям особенно показаны занятия творческой деятельностью с целью развития воображения
Основные формы работы, которые благоприятствуют развитиювоображения старших дошкольников - наличие постоянных прогулок, экскурсий, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, проведение праздников, развлечений. Огромным значением обладает и личность педагога.
Целью нашего экспериментального исследования стало описание диагностического комплекса, направленного на выявление особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, а также его апробация. Так, для выявления особенностей воображения детей с нарушениями речи педагог должен знать, по каким показателям можно судить о развитии воображения детей, - а именно - отношение детей к творчеству, качество творческих действий, дополнение, изменение, вариация, способность преобразовать уже знакомый материал, создание новой комбинации усвоенных старых элементов, способность применять известное в новых ситуациях; способность к самостоятельному поиску. Для изучения особенностей развития воображения, восприятия, креативности детей педагогами могут быть использованы такие методики, как «Дорисовывание фигур», «На что это похоже?», «Нарисуй сказку», «Сочини сказку».
Нами также были использованы две вышеуказанные методики - «Дорисовывание фигур» - способность создавать оригинальные образы, и «На что это похоже?» - развитие творческой ассоциации. Далее нами был проведен качественный анализ по нижеуказанным критериям - наличие оригинальности, соответствие названия действительности, количество названных образов, детализированность, понимание задания. По результатам исследования стало понятно, что необходимо в диагностический комплекс добавить такие методики, как «Нарисуй сказку», «Сочини сказку».
Таким образом, нами была подтверждена поставленная в начале исследования гипотеза о том, что особенности воображения старших дошкольников с нарушениями речи отличается от детей с нормативным развитием.