У человека существует два процесса отображения действительности. Один процесс это реальное отображение, переработка, в частности, мышление. Другой процесс это формирование образов, создание чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Создание того, что еще не существовало. Сначала человек тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением.
Воображение, по мнению ряда ученых, в том числе, Л.С.Выготского [6, с. 25, 18, с. 54], является присущей только человеку возможностью создавать новые образы (представления) посредством переработки предшествующего опыта. Воображение – это высшая психическая функция, отображающая действительность. При помощи воображения, у человека происходит формирование образа никогда не существовавшего или не существующего в данный момент - объекта, ситуации, условий.
Воображение является психическим процессом создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского [6, с. 76], принято выделять следующие виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Основными функциями воображения, по мнению Л.С. Выготского[6, с. 78], являются такие функции, как:
1. Образное представление действительности;
2. Регулирование эмоциональных состояний;
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
4. Формирование внутреннего плана действий
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное или активное воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Старший дошкольный возраст является периодом воспитания, накопления знаний, периодом освоения нового. Успешной реализации данных функций способствуют, свойственные для этого возраста особенности детей: доверие взрослым, подчинение их авторитету, внимательность, восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение к большинству тех вещей, с которыми они сталкиваются. Таким образом, данный возраст был охарактеризован многими учеными, педагогами, в том числе, Коджаспировой Г.А., Люблинской А.А.,, и многими другими [12, с. 72, 11, с. 54].
Воображение в онтогенезе человека проходит свой определенный путь. Оно подчинено тем же законам, что и другие психические процессы. Постепенно переходит из непосредственного в опосредованное воображение.
В возрасте 2,5-3 лет происходит начальный этап развития воображения. В этот период воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Процесс «опредмечивания» образа действием отображается в том, что ребенок учится управлять своими образами, изменяет и уточняет их. Но умение заранее составлять программу дальнейших действий появляется лишь к 4-5 годам.
Процесс развития аффективного воображения в возрасте от 2,5-3 до 4-5 лет проходит через несколько этапов. Сначала отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных ими сказок. В дальнейшем ребенок уже может строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я». На последнем этапе формируется механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным.
В возрасте около 6—7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Основные характеристики воображения старшего дошкольного возраста - активизация функции воображения. Воображения, вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы), а затем творческого (благодаря которому может быть создан принципиально новый образ). Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры, игровая деятельность также является плодом буйной фантазии [18, с.56].
Развитие воображения неразрывно связано с развитием познавательных процессов. Развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста благоприятствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. Посредством реализации данной деятельности, дети накапливают жизненный опыт, познают окружающую действительность, усваивают знания, вырабатывают умения, навыки, развивают познавательные процессы. Основная характеристика познавательной деятельности старшего дошкольника - активная преобразующая позиция ребенка как субъекта этой деятельности.
Согласно мнению Р.С.Немова, Е.А.Панько [17, с. 59, 16, с. 22], любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все вышеперечисленное невозможно сделать без воображения или фантазии. Так, к примеру, дети старшего дошкольного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.
Г.М.Коджаспировой и А.Ю.Коджаспировым [11, с. 80] было сказано, что творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста определена как деятельность. Благодаря которой порождается нечто новое, ранее не бывшее, основываясь на реорганизации имеющегося опыта, и формирования новых комбинаций, знаний, умений, продуктов.
В.С.Мухина [14, с. 127] анализирует развитие воображения в рамках творческой деятельности как мышления в его высшей форме, мышления, которое выходит за пределы требуемого. Также используется с целью решения имеющейся задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение. Являясь неотъемлемой составляющей деятельности, творчество поднимается до уровня творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы. В рамках творческой деятельности и происходит развитие воображения ребенка.
Воображение, согласно мнению С.Л.Рубинштейна, обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределённости;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов [3, с. 121]
Поэтому, основная задача родителей, педагогов, воспитателей – всячески содействовать в развитии процесса воображения.
Итак, воображение является психическим процессом создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. К основным видам воображения относят: активное, пассивное, репродуктивное, продуктивное. Также процессы воображения различаются по степени произвольности или преднамеренности. У детей в возрасте 2,5-3 лет происходит начальный этап развития воображения. Процесс развития аффективного воображения происходит в возрасте от 2,5-3 до 4-5 лет. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется сначала воссоздающее, затем творческое воображение.