Внутреннее зрение (нэйши) называется также «восприятием внутреннего отражения» (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой-то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность «воспринимать отраженное», которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми чудесных каналов» («Цицзин бамай као»), «внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)». Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.
226. ЧТО ТАКОЕ «УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДЫ» (СИНГУН) И «УПРАЖНЕНИЯ ЖИЗНИ» (МИНГУН)
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В «упражнениях природы» акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
«Упражнения жизни» направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении, сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.
227. ЧТО ЗНАЧИТ «ШЕСТЬ ЧУДЕСНЫХ ДАРОВАНИЙ» (ЛЮ ШЭНЬ ТУН)
Выражением «лю шэнь тун» пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось «шесть чудесных дарований». Наиболее раннее упоминание «лю шэнь тун» в письменных источниках – в буддийском произведении «Цзюйшэ лунь» («Учение Абид-хармакоша»), где они перечислены в следующем порядке:
– небесное зрение (тяньяньтун) – способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
– небесный слух (тяньэртун) – способность слышать звуки, недоступные из-за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
– чудесная стопа (шэньцзутун) – все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
– проникновение в чужое сердце (тасиньтун) – чудесное чувство, которого нет у обычных людей; больше предзнаний и предчувствий, чем у других;
– постижение судьбы (суминтун) – способность познавать прошлое и предсказывать будущее;
– проникновение за пределы (лоуцзиньтун) – после высокой степени «вхождения в покой» можно достичь безмятежной пустоты, вплоть до предела самозабвения, когда не проникают цзин, ци и шэнь.
Ученик Лао-цзы Юань Цанцзы [К], как пишется в «Лецзы», в главе «Конфуций» («Чжун-ни»), во время занятий достигал способности видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей – даже слабые звуки былинок за городом. Все это он мог ощущать и чувствовать на расстоянии. Это и есть «шесть чудесных дарований», появляющихся в результате занятий цигуном.