Лесли Каминофф
Анатомия йоги
Каминофф Лесли
"АНАТОМИЯ ЙОГИ"
Введение
Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги. Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте. Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, – как ученикам, так и учителям.
Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации. Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа»[1].
Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела. Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание. Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии. Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.
Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела. Основная цель тех, кто изучает йогу, – познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.
Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела – физическое, астральное и каузальное. С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел. В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.
Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле. Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу. В этом и состоит основное предназначение йоги – достичь единства разума, дыхания и тела.
Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.
Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума. Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет. Все они имели общую лабораторию – человеческое тело. В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь. Это не инструкция по выполнению упражнений какого‑то одного из направлений йоги.
Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.
Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.
Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:
прана – апана;
стхира – сукха;
брахмана – лангхана;
сукха – дукха.
Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению. Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям. Определение мы дадим по ходу изложения.
Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.
Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.
Глава 1. ДИНАМИКА ДЫХАНИЯ
Клетка – основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов – может очень многое рассказать нам о йоге. И действительно, самые важные концепции данной системы можно вывести из наблюдений за формой и функциями клетки. В этой главе разъясняется анатомия дыхания с точки зрения йоги.
УРОКИ ЙОГИ, КОТОРЫЕ ДАЕТ НАМ КЛЕТКА
Клетки – это самые маленькие кирпичики жизни, начиная от простейших растений и заканчивая животными, в организмах которых содержатся триллионы таких клеток. Человеческий организм, состоящий примерно из 100 триллионов клеток, развивается из одной‑единственной оплодотворенной яйцеклетки.
Клетка состоит из трех частей – клеточной мембраны, ядра и цитоплазмы. Мембрана отделяет содержимое клетки (цитоплазму и ядро) от внешней среды, в которой имеются необходимые клетке питательные вещества. Питательные вещества должны проникать сквозь мембрану, а когда они попадают внутрь, клетка в процессе метаболизма превращает их в энергию, поддерживающую жизненные функции. В ходе метаболического процесса образуются отходы, которые также должны быть каким‑то образом выведены наружу через мембрану. Неспособность мембраны пропускать сквозь себя питательные вещества внутрь и отходы наружу приведет к гибели клетки либо от истощения, либо от отравления. Наблюдение за тем, как живые существа поглощают пищу, является основой для понимания термина "Прана", под которым подразумеваются не только питательные вещества, поглощаемые организмом, но и сам процесс их поступления[2].
Разумеется, должно существовать и противоположное явление.
В учении йоги прайс противопоставляется «апана», относящаяся ко всему, что выделяет организм живого существа, и к самому процессу выделения[3]. Эти два фундаментальных термина йоги – «прана» и «апана» – описывают основные жизненные функции.
Давайте проследим данные функции на конкретном примере. Чтобы питание (прана) попадало внутрь клетки, а отходы (апана) выводились из нее, должны существовать определенные условия. Структура мембраны должна позволять отдельным веществам проникать сквозь нее внутрь и наружу, то есть обладать проницаемостью (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Клеточная мембрана должна быть прочной и проницаемой.
Однако она не может быть проницаемой настолько, чтобы утратить свою целостность и прочность. В противном случае клетка либо разорвется от внутреннего давления, либо сожмется от внешнего.
В клетке (как, впрочем, и в любом живом организме) проницаемость уравновешивается стабильностью. Для выражения этих двух противоположностей в йоге существуют термины «стхира»[4] и «сукха»[5]. Все живые существа должны балансировать между стабильностью и проницаемостью, твердостью и гибкостью, неизменностью и приспособляемостью, свободой и ограниченностью[6].
Как видите, наблюдение за клеткой – основой строения и жизнедеятельности всех живых организмов – демонстрирует нам базовые концепции йоги: прана – апана и стхира – сукха. Давайте теперь, руководствуясь этими концепциями, рассмотрим структуру и функции дыхания.
Прана и апана
В человеческом организме процесс усвоения питательных веществ и выведения отходов жизнедеятельности не так прост, как в клетке, но и не настолько сложен, чтобы вы не могли разобраться в его сути.
На рисунке 1.2 упрощенно изображены пути, по которым питательные вещества поступают в организм, а отходы выводятся из него.
Рис. 1.2. Твердая и жидкая пища (отмечена голубым цветом) поступает в систему в верхней части и покидает ее в виде отходов в нижней. Питание и отходы в газообразном состоянии (отмечены красным цветом) поступают в организм и выводятся из него в верхней части.
Вы видите, что для этого имеются два отверстия – вверху и внизу. Прана, то есть пища в твердой и жидкой форме, поступает в организм сверху. Она проходит желудочно‑кишечный тракт, часть ее усваивается, а часть выводится в виде отходов. Таким образом, апана, если речь идет о твердых и жидких отходах, направлена сверху вниз.
Впрочем, прана существует и в газообразной форме. Воздух для дыхания, как и пища, попадает в организм в верхней части, однако он остается выше диафрагмы, в легких (см. рис. 1.3), где в капиллярах альвеол происходит процесс газообмена.
Рис. 1.3. Путь, по которому кислород поступает в организм и выводится из него.
Отработанные газы должны выводиться из легких, но для этого им приходится возвращаться по тому же пути, по которому они поступили. Поэтому апана должна иметь свободную направленность (вниз или вверх) в зависимости от того, с каким типом отходов мы имеем дело. Именно поэтому неспособность обращать вспять направленную вниз апану приводит к неполному выдоху.
Умение управлять движением апаны – это один из основных навыков, который приобретается в ходе занятий йогой. Большинству данное умение дается не сразу. Люди привыкли к тому, что апана всегда направлена вниз, поэтому, когда им надо от чего‑то избавиться, они пытаются «выдавить» это из себя в нижнем направлении. Когда новичков в йоге просят сделать полный выдох, они тужатся так, словно пытаются опорожнить кишечник или мочевой пузырь.
Сукха и дукха
Чтобы обеспечить баланс праны и апаны, пути их прохождения должны быть свободны от препятствий. Говоря языком йоги, тело должно находиться в состоянии сукха, что буквально переводится как «хорошее место (пространство)». «Плохое место (пространство)» – дукха – обычно переводится как «страдание»»[7].
Данная модель отражает фундаментальную методологию классической йоги, которая состоит в том, чтобы отыскивать в организме препятствия и устранять их. Основная идея заключается в том, что, создавая «хорошее пространство», вы даете силам праны возможность свободно перемещаться и функционировать. Такой подход противоречит концепциям, утверждающим, будто организму не хватает чего‑то существенного, что должно быть почерпнуто извне. Именно поэтому говорят, что лечение методами йоги на 90 процентов состоит из удаления отходов.
Применительно к дыханию эта мысль звучит так: если вы позаботитесь о выдохе, то вдох сам позаботится о себе.