Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Картинное изображение чувственной жизни атома




 

Кто не думал всю жизнь над излагаемым, тому трудно ясно представить чувственные приключения атома. Но мы предложим сравнение, чтобы понять и оценить беспрерывную и беспредельную жизнь атома.

Пренебрежем только младенческим периодом развития органической материи, срок которого и значение не заметны в космосе, как незаметна грязная микроскопическая пылинка на зеркале или на снежно‑белом листе бумаги.

Представьте себе, что вся наша жизнь состоит из ряда радостных снов. Проснулся человек, подумал секунду о прекрасном сне и поспешил опять уснуть, чтобы снова погрузиться в блаженство. В каждом сне он забывает, кто он, и в каждом сне он новое лицо. То он воображал себе Ивановым, то Васильевым, то еще кем‑нибудь. Второй сон не есть продолжение первого и третий не есть продолжение второго. Также ни один сон не связан с предыдущим.

Но счастье налицо. Все сны прекрасны, они доставляют только радость и никогда не прекращаются. Всегда были, есть и будут.

Чего же вам надо? Вы непрерывно счастливы! Эта, легко воображаемая, картина даст некоторое понятие о жизни каждого атома вселенной, где бы он ни находился. Мы дали грубое представление о чувственной судьбе всего и всякого.

Когда говоришь об этом людям, то они оказываются недовольны. Они непременно хотят, чтобы вторая жизнь была продолжением предыдущей. Они хотят видеться с родственниками, друзьями, они хотят и пережитого. «Неужели я никогда не увижу жены, сына, матери, отца, – горестно восклицают они, – тогда лучше не жить совсем. Одним словом, ваша теория меня не утешает».

Но как же вы можете видеть своих друзей, когда представление о них – создание вашего мозга, который будет обязательно разрушен. Ни собака, ни слон, ни муха не увидят своего рода по той же причине. Не составляет исключения и человек. Умирающий прощается навсегда со своей обстановкой. Ведь она у него в мозгу, а он расстраивается. Она возникает, когда атом снова попадает в иной мозг. Он даст и обстановку, но другую, не имеющую связи с первой.

Ведь вы счастливы вашими очаровательными снами, просыпаетесь каждый раз с радостью, чтобы снова погрузиться в нее. Чего же вам надо? Сейчас вы желаете свидания с умершими, но смерть истребит и эти желания. Недовольство ваше только при жизни, – уйдет жизнь, уйдет и оно.

Мы в предыдущей жизни имели друзей, но видим ли их в этой жизни! Говорим ли мы: вот человек, который мне хорошо известен, хотя я его никогда не видал и ничего про него не слыхал.

В новой жизни останется только счастье и довольство.

Как трудно отрешиться от рутины и сознать истину. Также трудно, как почувствовать движение Земли!

Но есть и разница между рядом прекрасных, но не связанный между собою в одно целое снов и рядом действительных жизней атома.

Жизни эти сознательны, как жизни мудрецов, а не смутны и бестолковы, как сны. В промежутках между снами мы кое‑что, хотя и недолго, чувствуем: именно единую жизнь.

В промежутках же между жизнями атома мы ничего не чувствуем, несмотря на их огромность. Они для нас не существуют. Жизнь атома субъективна, непрерывна, безначальна и бесконечна, так как все его частные жизни сливаются в одну. Каждая из частных жизней представляется в виде волны в бесконечном ряде волн.

Действительная жизнь – волна – имеет начало и конец, и есть один период из множества их.

Все эти периоды, в сущности, довольно однообразны: счастье, довольство, сознание вселенной, сознание своей нескончаемой судьбы, понимание истины, которая есть верный путь к поддержке космоса в блестящем состоянии совершенства.

Но каждая волна имеет начало и конец. Это – зарождение и угасание, зачатие и распадение. В последующей волне они повторяются. Однако никак нельзя считать эти волны тождественными. Волны могут быть очень длинны, т. е. период одной жизни может быть очень велик – продолжаться сотни и тысячи лет, но это для атома решительно все равно, так как и короткие волны жизни, сливаясь в одну, дают бесконечность. Смертных же мук не будет. Только жизнь организма, несмотря на это, не должна быть короткой, чтобы существо, в течение ее, могло достичь высокого развития и принести обильные плоды. Что толку в дорогой машинке, которая портится и бросается через два часа!

 

Краткое повторение (резюме)

 

Любая планета вселенной со своими лунами составляет астрономическую единицу первого порядка. Например, наша Земля, Юпитер и проч.

Всякая солнечная система космоса, например наша планетная система, есть астрономическая единица второго порядка (астрономическая мера – другое).

Любая спиральная туманность, состоящая из сотен миллионов солнечных систем, составляет единицу третьего разряда. Такова наша спиральная туманность, т. е. Млечный Путь.

«Эфирный остров», состоящий из сотен тысяч спиральных туманностей, назовем астрономической единицей четвертого порядка. Нам известен один наш эфирный остров. Но – по закону повторяемости единиц – их должно быть множество, и совокупность их должна составлять единицу пятого порядка.

По тому же закону, разных разрядов, как разных классов в арифметике, должно быть без конца.

Далее повторим кратко то, что нам кажется несомненным:

1. Нельзя отрицать единство или некоторое однообразие в строении и образовании Вселенной: единство материи, света, тяжести жизни и т. д.

2. Нельзя отрицать общее постоянство Вселенной, потому что вместо погасших солнц возникают новые.

3. Нельзя отрицать, что число планет бесконечно, потому что бесконечно время и пространство; где же есть они, там должна быть и материя.

4. Нельзя отрицать, что часть планет находится в условиях, благоприятных для развития жизни. Число таких бесконечно, потому что часть бесконечности тоже бесконечность.

5. Нельзя отрицать, что на некоторых планетах животная жизнь достигает высшего развития, превосходящего человеческое, что она опережает развитие жизни на остальных планетах.

6. Нельзя отрицать, что эта высшая органическая жизнь достигает великого научного и технического могущества, которое дозволит населению распространяться не только в своей солнечной системе, но и в соседних, отставших. (Мои сочинения об аэропланах, дирижаблях, реактивных приборах, о богатстве Вселенной, о солнечной энергии и другие).

7. Нельзя отрицать, что высшая жизнь распространяется в громадном большинстве случаев путем размножения и расселения, а не путем самозарождения, как на Земле, – потому что это избавляет от проволочки и мук постепенного развития, потому что разум сознательных существ понимает выгоду того способа заселения космоса. Так Земля заселяется не преобразованием волков или обезьян в человека, а размножением самого человека. Мы получаем овощи и фрукты не развитием бактерий, а от готовых совершенных растений.

8. Нельзя, таким образом, отрицать, что Вселенная заполнена высшею сознательною и совершенной жизнью.

9. Нельзя отрицать, что атом то упрощается, то усложняется, периодически принимая вид всех химических элементов.

10. Нельзя отрицать, что астрономические единицы периодичны, например, солнце остывает, потом взрывается, обращается в разреженную массу, которая снова дает блестящее солнце с планетами. Далее повторяется то же. При этом материя перемешивается, а химические элементы переходят друг в друга.

11. Нельзя отрицать, что атому присуща способность ощущать жизнь, когда он входит в состав мозга, животного. Таким образом, он должен жить последовательно жизнью разных существ.

12. Нельзя отрицать, что ощущение атома не исчезает и в неорганической материи, но близко к нулю и может быть названо небытием.

13. Нельзя отрицать, в силу перемешивания вещества и преобразования химических элементов, что нет атома, который не принимал бы периодического участия в органической жизни, т. е. не попадал бы изредка через промежутки в биллионы лет, в мозг высших существ.

14. Нельзя отрицать, что время для атома в неорганическом веществе почти не существует, что время в таком состоянии для него ничто – небытие (вроде обморока). Субъективно, этого громадного времени нет.

15. Нельзя отрицать, что субъективно все сравнительно короткие моменты жизни атома в мозгах существ сливаются в одну непрерывную жизнь.

16. Нельзя отрицать, что атому невыгодно существование в космосе несовершенных животных, вроде наших обезьян, коров, волков, оленей, зайцев, крыс и проч. А также невыгодно существование несовершенных людей или подобных им существ во вселенной.

17. Нельзя отрицать, что все разумные существа дойдут до сознания этой мысли, не допускающей несовершенства в космосе.

18. Нельзя отрицать, что совершенное сильнее несовершенного и поэтому, побуждаемое истинным эгоизмом, ликвидирует безболезненно все несовершенное и страдальческое. Самозарождение же будет допускаться очень редко для обновления и пополнения регрессирующей высшей жизни. Такова может быть мученическая и почетная роль Земли.

19. Нельзя отрицать, что болезненное пресечение жизни несовершенных родов выгодно атому, т. е. всему живому и мертвому.

20. Нельзя отрицать, что вследствие этого атом может попасть только в высшее существо. Иных ведь вообще нет. Следовательно, его бесконечное существование может быть только безоблачным, разумным, сознательным и счастливым.

Мы не замечаем серую пылинку на белоснежном поле. Так можно не замечать и немногочисленные планеты, обреченные мукам самозарождения…

Повторим то же иными словами.

1. Разве можно сомневаться в том, что бесчисленное множество планет периодически освещается солнцами.

2. Разве можно сомневаться, что на одной из планет жизнь достигает такого могущества и совершенства, которое нам людям, трудно представить. Оно позволяет им одолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

3. Результатом этого будет распространение совершенства и господства разума по всему космосу.

4. Разве можно сомневаться, что это бесконечно давно уже совершилось и есть всегдашнее естественное состояние Вселенной. Самозарождение же с его муками – только редкое исключение.

5. Разве можно сомневаться, что любой атом, попадая в мозг, живет. Он не распоряжается, не царствует, а только чувствует жизнь, как пластинка воспринимает колебания воздуха в трубе фонографа. Только записи на атоме не остается.

6. Разве можно сомневаться, что материя перемешивается, периодически преобразуется, всякий атом, бесчисленное множество раз, хоть и через громадные промежутки времени, принимая участие в жизни.

7. Разве можно сомневаться, что время пребывания атома в неорганической материи проходит, как крепкий обморок, и потому не существует для него.

8. Разве можно сомневаться, что периоды жизни субъективно сливаются в одну, как бы непрерывную, сознательную счастливую и бесконечную жизнь.

Итак, в космосе существует только истина, совершенство, могущество и удовлетворение, оставляя для остального так мало, что его можно считать, как черную пылинку на белом листе бумаги.

Все мои многочисленные труды – конченые и неконченые, изданные и неизданные – направлены к одной цели: доказать излагаемые тут кратко мысли, или сделать конечный вывод: в общем, космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину. Противоположное во Вселенной, по своей малости, незаметно, нас же ослепляет близость Земли.

 

Теоремы жизни

(как дополнение и пояснение к монизму)

 

 

Предисловие

 

Я не перестаю и не перестану делать попытки уяснить самое важное для сознательного существа: 1) субъективную непрерывность жизни, 2) ее беспредельность в ту и другую сторону и 3) ее блаженство. Все это как бы опровергается биологической жизнью Земли. Чтобы не впасть в это заблуждение, надо смотреть на жизнь с высоты космоса. Тут я даю только 16 теорем жизни. Материя большинством людей считается бесчувственной. Мы с этим не согласны. Поэтому всякую часть ее называем духом.

 

Содержание

 

1 теорема. Вся материя в зачатке жива.

2 теорема. Ни один атом вселенной не может избегнуть сложной жизни.

3 теорема. Масса всякой величины может дать духа.

4 теорема. Простейший дух есть атом.

5 теорема. Вся вселенная содержит только духи: простые и сложные.

6 теорема. Животное есть определенное сочетание простых духов.

7 теорема. Каждое животное или сложный дух состоит из множества разной сложности духов (атом, молекула, клеточка, их совокупность, целое животное), чувствующих своеобразно и отдельно.

8 теорема. Смерть животного есть разрушение или расстройство этого сочетания и образование более элементарных или даже простейших духов.

9 теорема. Обратно, рождение животного или растения есть образование этого сочетания из элементарных духов.

10 теорема. Богатство духа зависит от его массы и устройства.

11 теорема. Сложность духа в общем пропорциональна его массе.

12 теорема. Частица материи всякой величины чувствует.

13 теорема. Химические, физические и механические явления обусловливают жизнь духа.

14 теорема. Где материя, там и дух.

15 теорема. Иллюзия пребывания в теле от рождения до смерти.

16 теорема. Иллюзия единства.

 

1‑Я ИСТИНА. ВСЯ МАТЕРИЯ В ЗАЧАТКЕ ЖИВА.

Все животные и растения чувствуют. Могу ли я сомневаться, что чувствует мой брат или товарищ. Высшие животные выражают боль и радость криками и своим языком, непонятным человеку (язык некоторых обезьян разгадан. Куроводы понимают язык этих птиц и т. д.). Низшие – движениями тела. В виду того, что это непрерывная лестница, нельзя сомневаться, вообще, в чувствах животных и растений вплоть до одноклеточных.

ОБОЗНАЧИМ УСЛОВНО ТУ ЧАСТЬ МИРА, ИЛИ ТО ТЕЛО, КОТОРОЕ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ РАДОСТЬ И ГОРЕ, ДУХОМ.

Тогда мы можем сказать: где животное или человек, там находится и дух.

Выходит, что духов очень много и может быть еще больше, потому что число существ на Земле может неопределенно возрастать.

Мало того: так как материя с помощью зародыша (яйцеклетки) обращается в животное, то вся материя в зачатке жива – лишь было бы достаточно оживляющей ее энергии (например, солнечных лучей или химической энергии пищи).

Но нам могут возразить, что в состав земных животных входят только 20–80 веществ, а не все 92. Значит, не все части материи могут ожить.

На это можем мы ответить, что при других условиях температуры, лучистой энергии, состава среды и проч. остальные элементы также успешно пойдут на стройку организмов, как и те 20–30 (см. мое: «Животное космоса» и Л. Л. Андреенко: «Жизнь на планетах» – на французском).

Притом известно, что во вселенной элементы переходят один в другой и потому из атомов золота, иридия и проч. могут получиться атомы азота, углерода и проч., которые, мы хорошо знаем, пригодные к жизни. Следовательно, не может быть сомнений относительно годности для жизни каких бы то ни было элементов материи.

 

2‑Я ИСТИНА. НИ ОДИН АТОМ ВСЕЛЕННОЙ НЕ МОЖЕТ ИЗБЕГНУТЬ СЛОЖНОЙ ЖИЗНИ.

Планеты и солнца разрушаются, перемешиваются, возникают вновь, материя, т. е. элементы, преобразуется. И потому не может быть ни одной частицы материи, которая бы бесчисленное число раз не вошла в состав животного и не приняла бы участия в жизни. Например: некогда земля и вес, что на ней, составляла часть солнца. Наши тела были также в нем. Но это нисколько не мешало им ожить.

Уже теперь за начало или источник всех элементов принимают электроны или протоны, а с развитием науки, найдут, наверно, одно начало для всех видов материи.

Отсюда так же видно, что вся материя в зачатке жива, потому что едина или имеет один источник (хотя наука допускает пока два источника: протоны и электроны, т. е. электричество положительное и отрицательное. Но вывод от этого не изменяется).

 

3‑Я ИСТИНА. МАССА ВСЯКОЙ ВЕЛИЧИНЫ МОЖЕТ ДАТЬ ДУХА.

Природа создает и огромных животных, каковы слон и кит, и малых, как инфузории, насекомые и проч. Все они ощущают радость и горе и потому все они духи.

Из этого следует, что существование духа не ограничивается определенной минимальной массой вещества. Как большая, так и малая масса может дать духа.

Из последнего видно:

 

4‑Я ИСТИНА. ПРОСТЕЙШИЙ МИНИМАЛЬНЫЙ ДУХ ЕСТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАТЕРИИ: атом, электрон, эфир или другая неизвестная и единая сущность материи.

Отсюда делают часто ложный вывод: атому приписывают свойства того или другого мозга, т. е. наделяют его очень сложными свойствами животного: памятью, соображением, сознанием, физическими силами и т. д. Это глубокое заблуждение.

Атом, только атом со всеми его известными и неизвестными науке механическими свойствами. Его можно уподобить солнечной системе. Тождества и подобия тут нет. Но я хочу указать на его механичность.

Атом вполне пассивен и отражает только влияние окружающей его среды. Когда он в среде неорганической, то его можно уподобить спокойной пластинке. Когда же он в среде органической, то – колеблющейся т. е. звучащей. Таков он в головном мозгу. Пластинка также пассивна как атом. Когда пластинка колеблется под влиянием каких‑либо сил, то она говорит, смеется, поет, лает, заменяет оркестр и т. д. Также и атом в мозгу животного испытывает воздействие окружающих его в мозгу эфирных колебаний (под влиянием деятельности мозга), которое проявляется в пассивном чувстве жизни.

Но и в мозгу атом не есть дух‑распорядитель: он остается пассивным. Он кирпич здания или частица стали в работающей машине. Распоряжается телом и мыслит механизм существа – сложная машина его тела, т. е. совокупность всех атомов.

 

5‑я ИСТИНА. ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ СОСТОИТ ИЗ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ И СЛОЖНЫХ ДУХОВ.

Например, любое солнце, туманность состоит из одних элементарных духов. Планеты же на своих поверхностях образовали растения и животных, т. е. сложных духов.

 

6‑я ИСТИНА. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ СОСТАВЛЕН ИЗ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ КОМБИНИРОВАННЫХ ДУХОВ. Из этого следует:

 

7‑я ИСТИНА. КАЖДОЕ ЖИВОТНОЕ ИЛИ СЛОЖНЫЙ ДУХ СОСТОИТ ИЗ МНОЖЕСТВ РАЗНОЙ СЛОЖНОСТИ ДУХОВ (атом, молекула, клеточка, их совокупность и все животное), ЧУВСТВУЮЩИХ СВОЕОБРАЗНО И ОТДЕЛЬНО.

 

8‑Я ИСТИНА. СМЕРТЬ ЖИВОТНОГО ИЛИ РАСТЕНИЯ ЕСТЬ РАСПАДЕНИЕ СЛОЖНОГО ДУХА НА БОЛЕЕ ПРОСТЫЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ.

После остановки общей жизни тела живут еще немного его клеточки и даже размножаются. После же разрушения клеток остается только молекулярная и атомная жизнь.

 

9‑Я ИСТИНА. РОЖДЕНИЕ ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ДУХОВ В ОДНО ЦЕЛОЕ.

Это союз или ассоциация элементарных и сложных духов в более или менее сложное объединение.

Рождение начинается тотчас после смерти в виде размножения бактерий и других более сложных организмов, в которые переходит вещество тела, т. е. атомы или примитивные духи.

В некоторых случаях они скоро разрушаются, оставляя одну атомную жизнь. Эти примитивные духи‑молекулы и атомы выходят на поверхность земли и в атмосферу или еще ранее входят в состав клеточек растений и начинают клеточную жизнь, затем из травы и других растений переходят в тела более сложных существ, и живут уже жизнью объединенных клеток, т. е. переходят в состав разных животных и человека.

 

10‑Я ИСТИНА. СИЛА ДУХА, ИЛИ БОГАТСТВО ДУХА ЗАВИСИТ ОТ МАССЫ ЕГО И УСТРОЙСТВА.

Например, в нисходящем порядке, по сложности, духи будут: высший потомок человека, человек, обезьяна, собака, рыба, насекомое, инфузория, бактерия, молекула, атом и проч.

 

11‑Я ИСТИНА. ЧЕМ БОЛЬШЕ МАССА ЖИВОТНОГО, ТЕМ (В ОБЩЕМ, В СРЕДНЕМ) СЛОЖНЕЕ ДУХ.

Чем сложнее машина, тем больше и требуется на нее вещества, хотя бывает обратное: так, часы сложнее многих массивных машин.

Но если мы добиваемся максимальной сложности, то в общем, она получится тем выше, чем нам дано больше на машину материала.

Природа также добивается высшего совершенства, которое возможно только при высшей сложности организма, для данной его массы. Сложность машин очень ограничивается массой, благодаря громадным рукам человека и его большим орудиям. Но творчество природы идет гораздо дальше в отношении малости. Оно вообще микроскопично мало. Однако и оно имеет пределы вследствие определенных размеров атома и в особенности сложных молекул. Поэтому самая ничтожная живая клетка имеет вещество более сложное, чем все, производимое человеком. Поэтому же любой комарик сложнее наших самых хитрых машин.

Понятно поэтому, что чем масса животного больше, тем оно имеет возможность быть сложнее и совершеннее. Конечно, есть исключения, как и для человеческих изделий: например, слон и кит устроены проще человека и потому глупее его. Множество массивных животных (например, рыб) – также.

Но ум имеет органом не все тело, а головной мозг. Величина его более соответствует совершенству мысли, хотя и тут множество исключений. Так гениальные люди часто имеют среднюю величину мозга. Здесь причина заключается в форме, в строении органа мысли, так сказать, в качестве мозга.

Но уклонений в мире животных от приводимого закона все же меньше, чем в области человеческих изделий.

Так, слон одно из умнейших животных. Если же он глупее человека, то только потому, что мозг его проще.

Величина животных, конечно, кидается в глаза, как причина сложности тела и развития мозга. Но чтобы не ошибиться, надо главным образом обращать внимание на число нервных узлов (ганглий) в мозгу, заведующих памятью и соображением. Мозг слона по его величине может быть и больше человеческого, но устройство его все же проще (человеческого).

Обширное тело, его центральное управление, конечно, тоже увеличивает объем головного мозга. Но главная часть его идет, по‑видимому, на разум и его элементы: память, соображение, творчество и проч.

Размах ощущений животного т. е. способность страдать и радоваться также находится в зависимости от числа нервных узлов. Мы это много раз выясняли (см. мое «Ум и страсти»).

Одноклеточные представляют почти один химический завод с полным душевным покоем (сравнительно с человеком). У них нервной системы совсем нет. Насекомые уже чувствуют легкие уколы жизни. Рыбы способны еще более страдать и радоваться. Вообще, чем более мозг животного, тем амплитуда жизненных колебаний больше. Человек в этом отношении, как и во многом другом, представляет, как будто, максимум. Но много имеет влияния на колебания самочувствия особенности (индивидуальность) вида.

 

12‑Я ИСТИНА. В МАТЕМАТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ВСЯКАЯ ЧАСТИЦА МАТЕРИИ В НЕОРГАНИЧЕСКОМ И ОРГАНИЧЕСКОМ ВИДЕ, ЧУВСТВУЕТ.

Действительно, во вселенной мы видим: 1) млекопитающих (например, человека, собаку, крысу, льва), начиная со сложных (человек) и кончая самыми простыми (мышь и проч.), 2) птиц, 3) ящериц, 4) водоземных, 5) рыб, 6) мягкотелых, 7) насекомых, 8) червей, 9) одноклеточных, 10) бактерий, 11) растения, 12) органические вещества, 13) неорганические вещества, 14) 92 элементарных вещества, 15) протоны и электроны, и наконец, 16) гипотетическое единое начало материи (условно – эфир).

Где в этом ряду начинается и кончается чувство жизни, способность мыслить, чувствовать радость и горе, отзываться на воздействие природы?

Способен ли мыслить один человек или эта способность ограничивается собакой, крысой? Кто же может отрицать, что в природе мы имеем непрерывную цепь, звенья которой отличаются только количественно.

Также можно ли указать на границу чувства жизни, радости и горя? И тут у разнообразных существ разница только количественная.

Наконец, отзывчивость «мертвой» природы совершенно такая же, как живой. Температура, давление, движение, электричество, химическое влияние среды и т. д. – все это в качественном отношении влияет совершенно одинаково, как на мертвую, так и на живую материю. Относительно таких явлений скопился громадный материал, неоспоримо подтверждающий, что внешние проявления «мертвого» вещества сходны с проявлениями «живого».

 

13‑Я ИСТИНА. ХИМИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (В СВЯЗИ С МЕХАНИЗМОМ ТЕЛА) ПРОИЗВОДЯТ ЖИЗНЬ С ЕЕ СВОЙСТВАМИ: ЧУВСТВОВАТЬ ПРИЯТНОЕ И НЕПРИЯТНОЕ, ПОМНИТЬ, СООБРАЖАТЬ И ДВИГАТЬСЯ.

Пожалуй, мне скажут: химические, физические и механические явления существуют везде. Значит, по‑вашему, и жизнь везде!

Да так оно и есть, но какая жизнь. Где нет сложного механизма (как у солнца), там и жизнь неорганизованна, примитивна и представляет только жизнь простейших духов‑атомов, которая очень проста без влияния мозга. В химической реторте такая же жизнь отдельных атомов. В куске камня или металла – также примитивная раздельная жизнь. В какой‑нибудь сложной машине, например, счетной, недостает химической реакции, а в бактерии или реторте недостает мозга и его тонкой деятельности.

Животное есть сочетание механизма с химическими действиями. В простейших существах – сложная химическая жизнь, но механизм прост. Чем выше животное на биологической лестнице, тем химизм его обильнее, механизм замысловатее. То и другое обнаруживается чувством радости и горя и сложными явлениями памяти, соображения, мысли и мускульных действий.

Итак, сложное животное есть соединение механизма с химизмом. Последнее производит чувство, а механизм нам о нем говорит. У простейших существ механизм так прост, что ничего нам не в силах сказать о чувстве клеточки. Тем более не может о себе ничего сообщить атом. В самых наших сложных машинах химизм прост, а механизм не сравнится с механизмом какой‑нибудь мухи. Настолько же и жизнь машины слаба. Один механизм не может дать заметной жизни, а один химизм не может нам сказать о ней.

 

14‑Я ИСТИНА. ГДЕ МАТЕРИЯ, ТАМ И ЧУВСТВО.

Мы видели, что простейший дух есть атом или его часть. Жизнь его невообразимо проста и пассивна (т. е. механична, завися более всего не от него самого, а от окружающей среды и ее воздействия). Где атом, там и чувство. Блуждает в пространстве атом – блуждает с ним и его чувство жизни.

То же относится и к сложному духу: его объединенное чувство там, где находится животное. Бродит животное – следует за ним и его чувство горя и радости. Летит птица – летит и место ее ощущений.

Относительно атома это ясно, но не ясно по отношению к животному. Все же обратимся прежде к атому.

Как бродит во вселенной атом или первобытный дух? Вследствие известного и никогда не прекращающегося движения атома, вернее, сущности материи, атом попадает на солнца, на планеты, в их центры, на все небесные тела, в эфирную среду, в другие млечные пути, в животных, в растения, в высшие существа и т. д.

В неорганических телах он подобен страннику, блуждающему сонно без всяких впечатлений в однообразной бесконечной пустыне, подобной морю. Он находится тут в небытии.

Попадая в тела животных, он как бы отдыхает в гостиницах самых разнообразных свойств. Тут он переходит в бытие и ощущает то, что ощущают животные.

Труднее понять животное. Вещество в нем перемещается в течение его жизни, как вода в реке. Река остается Волгой, но жидкость в ней каждый год другая.

Животное уподобляется зданию, устроенному из простейших духов атомов. Но атомы эти непрерывно уходят из здания наружу, заменяясь новыми, пришедшими из окружающей животное, среды. Одни оживают, приходя в организм, другие, удаляясь из него, переходят в небытие, вернее, в простейшее состояние. Организм обновляется сотни раз в течение жизни существа, т. е. атомы в нем сотни раз меняются. Пожив несколько дней, они уходят, заменяясь новыми (обмен веществ).

 

15‑Я ИСТИНА.

Если чувство там, где материя, то как же всякое животное, по крайней мере человек, считает свое чувство пребывающим в своем теле в течение всей своей жизни.

Он говорит: «я помню себя с двух лет и, конечно, останусь (т. е. буду жить в теле) до разрушения тела».

Но как это может быть, если материя убегает из тела сотни раз, заменяясь иной. Должно бы убегать и чувство.

Это одна из иллюзий, подобной, например, кажущемуся движению небесного свода с его звездами.

Когда мои атомы уходят из тела, то ведь я не могу сообщить о том. Также и тот, кто говорит мне о своем непрерывном пребывании в теле.

Память состоит из части головного мозга, построенного под влиянием событий жизни. Когда чуждые атомы‑духи попадают в мозг, то они испытывают действие этого кусочка мозга и вспоминают о том, чего они не испытали, но что испытало когда‑то тело или входившие тогда в его состав и давно ушедшие атомы – примитивные духи. Также наши мысли о будущем, составляющие часть мозга, заставляют нас думать о неизбежности будущего и смерти, чего мы, вероятно, не испытаем, так как атомы (а вместе с тем и наш примитивный дух) уйдут из тела через несколько месяцев и не испытают ощущений смерти и даже близкого будущего (например, следующего года). Дух детства не испытает ощущений юности. Мы напрасно боимся смертной агонии: ее испытают иные духи, а не атомы теперешнего тела.

От этих заблуждений человеку также трудно отрешиться, как и от представления о небесном своде, движении звезд и неподвижности Земли.

 

16‑Я ИСТИНА. НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО В КАЖДОМ ТЕЛЕ ОДНО СУЩЕСТВО.

Целесообразное устройство животного требует, как и хорошая организация государства, единого управления, единой воли, которой и подчиняется животное или общество. Последнее управляется единым законом, животное же единым мозгом… Если бы у животного было две воли, то они противоречили бы друг другу и ослабляли бы силу существа, как это бывает с нерешительными людьми. Они не знают как поступить, в результате чего – бездеятельность и слабость. Также и два правительства не могут управлять успешно страной, так как будут не вполне согласны и ослабят друг друга. Бедствие человечества также в том, что оно управляется не одной волей, а многими, благодаря чему происходят войны и другого рода самоистребление.

Вот почему животному, имеющему единое управление, единую волю, и представляется, что оно – нечто единое, как французское королю представлялось, что государство – это он.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.