- Исследователь Культуры и специалист в области межкультурной коммуникации - «это не просто знание, это особый способ бытия: посреди культур, на перекрёстке культур. Он расширяет – для себя и для других – пространство своей культуры, вводя в него измерения и языки других культур. Он делает предметом определения самоё Культуру и тем самым выходит за её пределы… Его задача – стать представителем Культуры в своей культуре, внести в неё всечеловеческий масштаб и вместе с тем возлюбить ту малость, которая составляет её удел в царстве культур. Быть может, только возвращаясь из странствия по культурам, освоив множественную систему их ценностных координат, вполне можно оценить прелесть и неповторимость своей собственной культуры», - говорит философ и историк культуры М. Эпштейн.[1] Прокомментируйте в своём эссе высказывание М. Эпштейна с учётом Вашего опыта этого «особого способа бытия» в сфере Вашей профессиональной деятельности и Вашего личного опыта «странствия по культурам». Покажите в эссе образ того профессионала, каким Вы себя видите – уже сегодня и в перспективе.
- … И вновь «Ищу Человека!» - исполнение завета мудрецов древности сегодня и возможность преодоления антропологического кризиса современности. Утрата Человечности или антропологический ренессанс?
- Духовные ценности и их судьба в современном мире информационно-цифровой эпохи High-Tech.
- Судьба Искусства в современную эпоху digital-глобализации, new media и High-Tech: кризис духовности искусства или стратегия виртуальной эстетики и перспективы развития новых цифровых медиа и медиа-арта?
- Как Вы думаете: существуют ли в мире абсолютные ценности, общечеловеческие ценности или выбор за человеком? Существуют ли универсальные ценности Всемирной Культуры или ценности относительны, и всё зависит от каждого народа, каждой нации, каждой страны, конкретного представителя каждой национальной культуры?
- Как Вы думаете: необходима ли «переоценка всех ценностей» ницшеанского уровня в настоящее время в современном глобальном мире, а в нашем российском социуме и в российской культуре?
- Ваша ценностная рефлексия, Ваша личная система ценностей, Ваши ценностные приоритеты и Ваш ценностный выбор в настоящее время. Был ли у Вас, случался ли в Вашей жизни опыт «переоценки всех ценностей»?
- А.А. Гусейнов, ведущий специалист в области этики в российском и международном философском дискурсе утверждает: «Я не просто допускаю возможность, что можно быть моральным субъектом, находясь в критическом отношении к господствующим в обществе нормам и ценностям. – Я говорю, что только так и можно быть моральным субъектом». Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Возможен ли этический релятивизм в современную эпоху? Что значит для Вас этическая ответственность – в Вашей жизни и профессиональной деятельности?
- Внимательно прочитайте доклад Карстена Дж. Струла «Возможна ли глобальная этика?», [2]ознакомьтесь с историей проекта глобальной этики. Как думаете Вы: возможна ли успешная реализация этого проекта; возможна ли глобальная этика или универсальная этика в современном Мире? Если возможна, - то, на каких этических постулатах она должна основываться?
- В одном из интервью Поль Рикёр сказал, что перевод «имеет глубокий духовный смысл», что «перевод – это поистине духовная работа».[3] Как Вы думаете, почему следует рассуждать о духовности в связи с проблемой перевода – о духовном смысле и значении перевода и переводческой деятельности?
11. «Если и существует язык истины, который в тишине и спокойствии хранит все высшие тайны, над раскрытием которых бьется мысль, то этот язык истины есть истинный язык. И именно он – язык, в предсказании и описании которого заключено то единственное совершенство, на которое может надеяться философ – именно он в концентрированной форме сокрыт в переводе», - писал Вальтер Беньямин в работе «Задача переводчика».[4] Истинный язык содержится в переводе... Как такое может быть?
12. «Оригинал неверен по отношению к переводу», - Х.Л. Борхес. Прокомментируйте это «странное», на первый взгляд, выражение аргентинского писателя.
13. Университет в современном мире и будущее Университета: «Университет в руинах» или возможный образ Университета третьего тысячелетия?
14. Смысл университетского образования – в чём Вы его видите: лично для себя и вообще?
Требования к тексту, содержанию и стилю философского эссе:
ü Философское эссе является результатом долгой и вдумчивой работы магистранта по курсу «Философия культуры» и размышлений над его проблематикой на протяжении всего периода его освоения (включая работу на лекциях, чтение, осмысление, интерпретацию и обсуждение философских и историко-культурологических трудов, участие в дискуссиях на семинарских занятиях, индивидуальные консультации и беседы с преподавателем и сокурсниками). Философское эссе также должно базироваться на опыте магистранта, приобретённом за весь предыдущий период его обучения в университете.
ü Философское эссе представляет собой грамотный текст небольшого объёма (максиму 2-3 печатных страницы формата А 4, шрифтом Times New Roman, кегль 12-14 с одинарным интервалом), написанный в свободной форме на русском языке. Эссе должно отражать философские взгляды магистранта и убедительно изложенную и грамотно аргументированную им его личную позицию по поставленной актуальной проблеме.
ü Эссе по своей природе и традиции жанра устроено так, что не терпит никаких формальных рамок, оно традиционно имеет свободную композицию и не подчиняется жёстким правилам. Тем не менее, свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. Текст эссе должен быть чётко структурированным и включать: введение (которое должно содержать обоснование интереса к выбранной теме, понимание её актуальности в современном философском, социокультурном и гуманитарном научном дискурсе), основную часть (в которой приводятся собственно размышления автора эссе по проблеме, их аргументы и доказательства их верности, с его точки зрения, яркие жизненные примеры) и заключение (которое должно вновь сфокусировать внимание на предложенной проблеме и содержать индивидуальное мнение и чётко сформулированные выводы автора эссе).
ü Эссе должно быть интересным и обязательно иметь отличительные черты, содержать элементы личного, уникального, неповторимого жизненного опыта магистранта.
ü Магистрант как автор эссе должен продемонстрировать:
- знание основных философских доктрин и историко-культурологических концепций, рассмотренных на протяжении освоения дисциплины, понимание современных тенденций и направлений философской мысли и круга актуальных и наиболее активно обсуждаемых проблем современного философского дискурса;
- обширную начитанность в области философии, истории, Cultural studies и гуманитарных наук в целом;
- владение понятийно-концептуальным аппаратом, научной терминологией философии и гуманитарного познания в целом, языком и стилем высокого университетского уровня;
- навыки самостоятельного философского рассуждения и критического мышления;
- индивидуальную точку зрения на поставленную проблему;
- грамотную, чёткую и логичную аргументация своей личной позиции с опорой на философскую традицию;
- готовность установить доверительные отношения с читателем (преподавателем и сокурсниками), включиться в общее обсуждение поставленной проблемы и в процессе дискуссии принимать альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему.