Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть).
Философия культуры
(наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
45.04.02 Лингвистика
Профиль подготовки
Межкультурная коммуникация в образовании
Профессионально-ориентированный перевод
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
(очная, очно-заочная и др.)
Томск - 2017
Код и наименование дисциплины (модуля)
В 1.8; В 1.10 Философия культуры
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Блок 1. «Общенаучный цикл дисциплин», Вариативная часть, Дисциплины по выбору студента. Данная дисциплина входит в число дисциплин вариативной части ООП магистратуры и является дисциплиной по выбору студента по профилям подготовки «Межкультурная коммуникация в образовании», «Профессионально-ориентированный перевод».
Год/годы и семестр/семестры обучения.
1 год обучения магистратуры, 2 семестр
Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть).
Для успешного изучения и полноценного освоения дисциплины «Философия культуры» обучающийся в магистратуре должен владеть знаниями, умениями, навыками по следующим дисциплинам программы бакалавриата: «История», «Культурология», «Социология», «Философия», «Общее языкознание», «Язык. Культура. Мышление», «Введение в межкультурную коммуникацию», «Теория перевода» и быть компетентным в научно-исследовательской работе на уровне бакалавриата.
5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из которых 36 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (_____ часов – занятия лекционного типа, ______ часов – занятия семинарского типа, ____ часов – групповые консультации, _____ индивидуальные консультации_____ и т.д.) 72 часа составляет самостоятельная работа обучающегося.
6. Формат обучения(отметить, если дисциплина или часть ее реализуется в форме электронного (дистанционного) обучения).
Очная форма обучения с применением Online-коммуникации. В процессе обучения также активно применяются электронные научные ресурсы и электронные научные базы данных SCOPUS, Web of Science, Oxford Russia Fund, EBSCO Publishing и др.
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы(заполняется в соответствии с картами компетенций)
Цели обучения по дисциплине «Философия культуры»:
– глубокое и всестороннее осмысление природы и сущности Культуры и Языка в философском аспекте и широком междисциплинарном дискурсе гуманитарного познания в целом с привлечением и интерпретацией важнейших концептуальных философских, исторических и культурологических трудов ведущих мыслителей Запада, Востока и России;
– формирование у обучающихся фундаментальной философско-теоретической основы и навыков философской рефлексии, необходимых для выполнения лингвистических и общефилологических, методических и общепедагогических исследований высокого научного уровня и компетентной профессиональной деятельности;
– воспитание уважения к духовному и интеллектуальному наследию человека и человечества, исторической и культурной памяти мировой и русской культуры.
Планируемые результаты
обучения по дисциплине (модулю)
ОК-1, II уровень
способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
ОК-5, II уровень
способность к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
ОК-6, II уровень
владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;
ПК-7, II уровень
готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения;
ПК-27, II уровень
представление о целях и задачах общеевропейской языковой и иной региональной политики в условиях межкультурного взаимодействия;
З (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ПК-7, ПК-27) – I I Знать и понимать
− историю и логику становления и развития философии культуры как значимого направления философских наук и гуманитарного познания в целом; её магистральные направления, ведущие философские концепции и основные достижения философской мысли в области постижения Культуры;
− личности мыслителей, философов и деятелей искусства и культуры, авторов и создателей великих философских исследований и философских концепций, оказавших существенное влияние на развитие и совершенствование Человечества; духовно-религиозные и художественно-эстетические течения мирового историко-культурного процесса, основные философские труды, имеющие статус памятников духовного наследия всемирно-исторического значения;
− специфику взаимосвязи, взаимоотношения, взаимовлияния и диалога зарубежной и отечественной / русской философской мысли в обширном контексте мирового историко-философского и историко-культурного процесса, включая современную эпоху;
− «ангажированность» философской мысли, её включённость в социально-политические и социокультурные процессы мира, общий контекст международных отношений, в том числе с учётом глобальных процессов мировой динамики современной эпохи; необходимость философской рефлексии в области Мировой Культуры в целом и национальных культур, проблем культурного развития человечества и межкультурной коммуникации;
У (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ПК-7, ПК-27) – I I Уметь
− ценить духовное, интеллектуальное и нравственно-гуманитарное наследие мировой и отечественной культуры и достижения философско-исторической мысли;
ОК-7, II уровень
владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи;
ПК-32, II уровень
способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
ПК-34, II уровень
способность структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность к их творческому использованию и развитию в ходе решения профессиональных задач;
ПК-35, II уровень
умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности;
ПК-36, II уровень
владение современной информационной и библиографической культурой;
ПК-46, II уровень
способность самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость;
З (ОК-7, ПК-32) – I I Знать и понимать
− научный язык философии культуры; терминологический аппарат философии культуры как научной и философской дисциплины, основные категории, понятия, концепты, применяемые в философско-культурологических исследованиях и гуманитарном познании в целом;
У (ОК-7, ПК-32) – I I Уметь
− грамотно оперировать научным языком и научной терминологией, применять понятийный, категориальный и концептуальный аппарат философии и гуманитарных наук в процессе выполнения научных исследований и научном дискурсе в целом;
У (ОК-7, ПК-34, ПК-35) – I I Уметь
− ориентироваться в междисциплинарном научно-образовательном и научно-исследовательском пространстве, видеть и понимать тесную взаимосвязь интеллектуальных процессов современного гуманитарного познания;
− выполнять интерпретацию основных произведений классической мировой и отечественной философской мысли, а также современной философской, историко-культурологической и научно-исследовательской литературы с опорой на современные методологические подходы;
У (ПК-36) – I I Уметь
− работать с научно-исследовательской литературой и монографиями по гуманитарным направлениям исследования; ориентироваться научно-исследовательском Интернет-пространстве, использовать научные отечественные и зарубежные сетевые ресурсы, полнотекстовые базы данных электронных научных библиотек, научные социальные сети (SCOPUS, Web of Science, e-Library.ru) и применять ИКТ при разработке исследовательских проектов по данному курсу и в научно-исследовательской работе и научном дискурсе в целом;
У (ОК-7, ПК-46) – I I Уметь
− формулировать, ставить и решать философские проблемы в собственной – лингвистической – области научных исследований и широком междисциплинарном гуманитарном научном дискурсе; осуществлять философскую рефлексию в сфере профессиональной деятельности, межкультурной коммуникации и международного сотрудничества в сложных условиях современности;
В (ОК-7, ПК-32, ПК-34, ПК-46) – I I Владеть
− культурой гуманитарного мышления в целом и языком философского и научного общения для участия в международных научных конференциях, симпозиумах, осуществления конструктивного научного сотрудничества;
− методологической культурой для обсуждения и решения философских проблем в области развития культуры человечества, языковой политики и межкультурной коммуникации; также для самостоятельной постановки актуальных философских проблем и разработке концепций, имеющих эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, аргументированного и логичного изложения и обоснования собственной научной позиции;
В (ПК-34, ПК-35) – I I Владеть
− навыками аналитического прочтения и герменевтической интерпретации основных произведений классической мировой и отечественной философской мысли, а также современной философской, историко-культурологической и научно-исследовательской литературы с опорой на современные методологические подходы;
В (ОК-7, ПК-34, ПК-46) – I I Владеть
− навыками философской рефлексии для критического осмысления научных идей, положений, концепций, появляющихся в области лингвистических наук и науки в целом на современном этапе её развития, для формирования собственной научной точки зрения и устойчивой научной позиции в современных условиях сдвига научной парадигмы, междисциплинарного научного дискурса и непрерывной научной динамики;
В (ОК-7, ПК-34, ПК-36) – I I Владеть
− навыками медиа-грамотности для продуктивного поиска и анализа необходимой информации как в своей научно-исследовательской и профессиональной сфере, так и в общем междисциплинарном научном пространстве с применением ИКТ;
ОК-11, II уровень
стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;
ПК-43, II уровень
способность самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;
З (ОК-11) – I I Знать и понимать
− иметь представление об основных ведущих направлениях научных исследований в области гуманитарного познания в целом, научно-теоретических и научно-методологических основах общефилософских, историко-культурологических и общефилологических исследований;
− понимать философские основания лингвистических и культурологических наук; осознавать необходимость философской рефлексии в собственной области научных лингвистических исследований;
У (ОК-11, ПК-43) – I I Уметь
− использовать духовно-нравственный и художественно-эстетический и гуманитарный опыт, полученный в процессе изучения данного курса для дальнейшего развития и совершенствования своей личности преподавателя / переводчика и повышения своего общекультурного, научно-образовательного и профессионального уровня;
В (ОК-11, ПК-43) – I I Владеть
− способностью устанавливать равноправные субъектно-субъектные отношения с учёными, исследователями и в будущем партнёрами-профессионалами смежных научных направлений; навыками применения коммуникативных технологий для эффективного общения в международной аудитории и осуществления научного сотрудничества в межкультурной научной и профессиональной среде, в том числе виртуальном пространстве Интернет-дискурса.
Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
№
Наименование
Разделов и тем
Всего час.
Контактная работа (час.)
Самостоятельная работа (час.)
Лекции
Семинарские занятия
Раздел I.
Культура как объект философского осмысления.
Философия культуры: классика и современность
1.
Философская идея Культуры. Философия культуры как научная дисциплина в контексте «наук о духе и культуре» и дискурсе современного гуманитарного познания.
6
2
4
2.
Дар Мнемозины – Человеку и Человечеству. Эпоха Мифа и Память Культуры.
6
2
4
3.
Эволюция философско-культурологической мысли и актуальные проблемы современной философии культуры. Философский взгляд на историю Мировой Культуры: основные историософские и культурологические концепции.
6
2
4
4.
Культура в Глобальном Мире современной информационно-цифровой эпохи High-Tech.
От постмодернизма к метамодернизму.
6
2
4
5.
Человек как носитель, творец и творение Культуры. Культура как способ подлинно человеческого бытия-в-Мире. Антропологические основания и антропологическая проблематика философии культуры, её философско-антропологическая направленность.
6
2
4
6.
Аксиологическая проблематика гуманитарного познания и аксиологическое направление философии культуры. Человек в мире ценностей и ценностное измерение Культуры.
6
2
4
7.
Этика в системе философских наук и гуманитарного познания в целом; её значение в современных Cultural studies. Этос Культуры
6
2
4
8.
Эстетические истоки Культуры. Искусство как феномен Культуры и искусствоведческий подход к истории Человечества. Эстетика, философия искусства и искусствоведение – вклад в философское осмысление и историософию Культуры.
6
2
4
9.
Образование и воспитание Человека в истории Культуры - как показатель процесса её развития. Образование и воспитание в центре философской рефлексии: классическая традиция «наук о духе и культуре» и философский дискурс Cultural studies современности.
6
2
4
Раздел II.
Язык и языки Культуры.
Лингвофилософское направление философии культуры
10.
Философия культуры и философия языка: лингвистический поворот в гуманитарном познании и науке в целом; роль, значение и повышенная актуальность лингвофилософских и лингвокультурологических исследований в настоящее время.
Язык – хранитель Памяти Культуры
6
2
4
11.
Язык и Сознание. Традиция классической трансцендентальной философии в исследованиях Языка. Аналитическая философия языка.
6
2
4
12.
Язык и Жизненный Мир Человечества. Традиция философии жизни в исследованиях Языка: феноменолого-герменевтическое направление. М. Хайдеггер о природе и сущности Языка.
6
2
4
13.
Язык и проблема понимания в «науках о культуре и духе». Герменевтическая традиция философии культуры
6
2
4
14.
Русская философия языка и русская поэзия. Русские философы о мудрости и духовном измерении Языка.
6
2
4
15.
Эстетика Языка. Искусство и поэзия как «высшая форма существования Языка», способ достижения Языком истинной красоты и совершенства. Языки искусства.
6
2
4
16.
Аксиологическое измерение Языка. Процесс возникновения и изменения ценностей – его отражения в Языке. Язык как хранитель ценностей Культуры
6
2
4
17.
Этос Культуры и этика Языка. Философия диалога и «глубинного общения»: традиция экзистенциально-герменевтического направления философской мысли. Межличностная и межкультурная коммуникация в современном глобализирующемся Мире
6
2
4
18.
Перевод в центре философской рефлексии, философского и междисциплинарного научного дискурса: история и современность. Философия культуры, философия языка и философия перевода – о природе и сущности перевода
6
2
4
Итого
108
36
72
Раздел I.
Культура как объект философского осмысления. Философия культуры: классика и современность
Тема -1
Философская идея Культуры. Философия культуры как научная дисциплина в контексте «наук о духе и культуре» и дискурсе современного гуманитарного познания
«Что суть Культура?» – основной вопрос философии культуры: почему существует необходимость в философском вопрошании о природе, сущности, смысле, значении и фундаментальных основаниях Культуры. Многозначность концепта «Культура» в современном гуманитарном познании. «Науки о духе и культуре», их классическая традиция и Cultural studies в современную эпоху. Принцип междисциплинарности в Cultural studies и специфика философского осмысления Культуры. Философия культуры, её статус в системе гуманитарных наук и современного гуманитарного познания, её проблемное поле. Взаимоотношение классического и неклассического направлений философии культуры. Метафизика культуры. Методы исследования Культуры. Понятия и концептуальный аппарат философии культуры («всемирная культура», «глобальная культура», «национальные культуры», «мультикультурализм», «цивилизация», «этнос», «этнокультурная идентичность», «мировой историко-культурный процесс», «духовная культура», «массовая культура», «интеллектуальная культура», «универсалии культуры», «трансценденталии культуры» и др.). Философия культуры и дискурс-пространство Cultural studies в контексте программ магистратуры по направлениям подготовки «Межкультурная коммуникация в образовании» и «Профессионально-ориентированный перевод». Необходимость философского понимания Культуры и важность философской рефлексии над историко-политическими и социокультурными процессами для непрерывного повышения уровня компетентности современного специалиста в области межкультурной коммуникации – лингвиста-магистра.
Тема -2
Дар Мнемозины – Человеку и Человечеству. Эпоха Мифа и Память Культуры.
Что суть Миф? Миф как исток и основание Культуры. Эпохи мифопоэтического мироощущения – их роль и значение в истории наций, народов и Человечества в целом. Мифопоэтическое наследие истории Культуры Человечества.
Обращение философов культуры к Мифу и его причины: постижение тайны древнейшей Ψύχη (Psyche). «Das Mythische (Мифическое) – образ мира как некая его априорность» (К.-Г. Юнг). «Архе» мифа как культурные a priori. Понятие Бессознательное Культуры, Памяти Культуры. Истина Мифа: Миф как подлинная реальность, не реальное, но «реальнейшее». Миф как Жизненный Мир. Работы К. Хюбнера «Критика научного разума», «Истина мифа».
Миф и История. Миф как «образцовая история», пра-история Человечества: опыт переживания Сакрального. Сочинение Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» о поэтической мудрости древнейших народов. Миф как священное предание, сокровенное знание, мудрость Человечества. Диалектическое понимание исторического развития Человечества; история как циклический процесс: божественная, героическая и человеческая эпохи. Древнейшая «поэтическая эпоха» – эпоха мифотворчества; миф как способ мышления древних народов, народов-поэтов, народов-творцов, «детей возникающего человеческого рода»; её особое значение в Истории Человечества. Вечность и современность Мифа. Время Мифа. Два измерения времени: сакральное и профанное. Миф как священное Прошлое – событие, прасобытие, и «вечное настоящее», время «вне истории», переживание вечности «здесь и теперь». Миф как сверхвременное, сверхисторическое единство прошлого-настоящего-будущего («Истинная мифология наделена чертами универсальности, бесконечности…» – Ф.Й. Шеллинг). Сакральное время и Миф о вечном возвращении. Миф как архе, идеальный архетип исторического события, мифические архе как историческое a priori. Универсальные мифологемы в истории Человечества.
Понятие мифотворчества. Миф как прапоэзия, праисток творчества Человечества – сотворения Культуры. Мифология – «необходимое условие и первичный материал для всякого искусства» (Ф.Й. Шеллинг). История Культуры в целом как мифотворчество (великие мифотворцы Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Гёте) и вечные мифы Культуры. Акцентирование значения мифа и мифотворчества в работах Ф.Й. Шеллинга «Введение в философию мифологии», «Философия искусства».
Религиозный культ и глубоко религиозная природа Культуры. Великие религии мира: конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство, ислам. Религиозный мир и духовные учения Востока. Религиозная традиция в Древнем Китае. Древняя Индия: религия Вед и Упанишад. Религиозная традиция Древней Греции. Христианство и культура. Глубокие религиозные корни общности мировых культур.
Этнопсихологические исследования духа народов, психологии народов, психологии религиозно-мифологических мировоззрений: через постижение сущности и глубин народного духа – к великим законам развития Человечества, Культуры; феномен «первобытной» духовной культуры и идея ментального единства Человечества. В. Вундт «Психология народов», «Миф и религия»; М. Мюллер «От слова к вере. Миф и религия», «Сравнительная мифология», «Наука о языке». Этнопсихология о специфике архаического пра-логического мышления и «первобытного» менталитета. Классические этнопсихологические труды: Э. Тайлор «Первобытная культура: исследование развития, мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев»; Дж. Фрэзер «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете»; Л. Леви-Брюль «Первобытное мышление», «Сверхъестественное в первобытном мышлении»; К. Леви-Стросс «Мифологики», «Первобытное мышление», «Печальные тропики», «Путь масок», «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня: неприручённая мысль»; Э. Кассирер «Мифологическое мышление».
«Глубинная» аналитическая психология, значение её достижений для глубокого исследования и философского осмысления Мифа, мифологии и мифопоэтического мировосприятия: З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, Ж. Лакан и др.
Актуальность Мифа в современную эпоху истории Культуры и мифологические исследования современности.
Тема -3
Эволюция философско-культурологической мысли и актуальные проблемы современной философии культуры. Философский взгляд на историю Мировой Культуры: основные историософские и культурологические концепции
История возникновения и развития философской идеи Культуры в «науках о духе и культуре». Идея Культуры как Bildung в немецкой классической философии. Философская рефлексия классики над фундаментальными основаниями Культуры. Трансцендентальный идеализм Канта. Трансцендентализм (в классическом варианте) как основная, изначально ведущая, стратегия философского постижения Культуры, приоритетная для философии культуры. Три великих критики И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Вера в Разум и идея исторического прогресса: всемирная история как процесс непрерывного развития Человека и Человечества согласно разумным законам. Идея Единой Мировой Культуры в европейской просветительской философии (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и др.). Идея единой Европы. Европоцентризм и утверждение особой исторической миссии Европы. Непрерывность трансцендентальной традиции философии культуры и ценность философского наследия классического трансцендентализма в современную эпоху. Гёте: эстетика жизни и перспективы философии культуры. Философия жизнетворчества, принципы миропонимания и метод художественного познания Гёте: «истина выражается для него не в мыслях и суждениях, а в общей гармонии жизни» (С.Л. Франк). Стремление классики «привить древо познания к древу жизни». Исток Культуры – эстетическое переживание и «поэтическая экзистенция». Мировой порядок, согласно Гёте – не порядок Чистого Разума, но порядок Сердца – ordo amoris: «мир не есть моё представление», «мир есть моя любовь». Концепция «Мировой Культуры» Гёте. Идея Живого Всеединства Культуры – Gestalt Культуры: со-бытийность культур при максимальном многообразии всех культурных различий. Влияние Гёте на дальнейшее становление философии жизни и её стратегии постижения сущности Культуры.
Всемирная история как процесс саморазвития Абсолютного Духа – «Философия истории» Г.Ф.В. Гегеля. Воплощение Абсолютного Духа в мире Культуры: искусство – религия – философское мышление. Постановка Гегелем проблемы «Восток-Запад» в философско-историческом контексте («Лекции по философии»), обоснование принципиального различия восточного и западного культурных миров и поиск путей их «примирения» во всемирной истории.
Чувство Культуры Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм» (1872) – книга самопознания философа. Образ Древней Греции: «грандиозная греческая проблема» как проблема Культуры как таковой. Эпоха «переоценки всех ценностей» в творчестве Ницше (1878-1880). Идея смерти Бога и проблема человека. Образ Сверхчеловека у Ницше и поиск подлинной сущности Человека. Работы Ницше «Человеческое, слишком человеческое», «Весёлая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Ecce Homo». Философема «воля к власти»: власть, «искусство» управления, иерархия и насилие в культуре. Судьба искусства и творческой личности в истории Человечества. Этика Ф. Ницше. «К генеалогии морали». «Прочтение» Ницше и переосмысление ницшеанского наследия философами культуры. Мировая ницшеана (М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, М. Фуко, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз и др.). Русская ницшеана (проект «Достоевский и Ницше»; В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, Л. Шестов, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов и др.). Ренессанс Ницше в современную эпоху истории Культуры.
Неокантианское течение в истории философской мысли: изменение философской стратегии осмысления Культуры – от трансцендентального идеализма к философии жизни. Философская идея Культуры в европейском и русском неокантианстве. Ведущие неокантианские школы Германии: Баденская / Фрейбургская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), европейское и шире – всемирное – течение неокантианства. Русская ветвь неокантианства (А. Белый, Б. Пастернак, Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун); русско-европейский диалог в осмыслении Культуры. Смысл призыва «Назад к Канту!». Философское наследие трансцендентального идеализма Канта и ценность идей классической трансцендентальной философии; его переосмысление и значимость для дальнейшего развития философии культуры. Переосмысление идеала «чистой рациональности» классической философии в современных философско-культурологических контекстах. Работа Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». Утверждение сложной «пограничной», «коммуникативной» природы Разума; классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональность; обоснование «гетерогенного комплекса со сложным взаимодействием между различными историческими типами рациональности» (В.С. Стёпин) и дальнейшие перспективы философии культуры.
Неклассическое течение истории философии - философия жизни, значение её открытий для философии культуры. Философия жизни как обширное тысячелетнее философское течение; её античные истоки, её широкое и узкое понимание. Философская идея Жизни и Культура как Жизненный Мир Человечества (Lebenswelt): «жизненный исток и длящаяся с ним связь составляют главную черту в структуре «наук о духе» (В. Дильтей). Философема «Жизнь», её концептуальное содержание и смысловой потенциал. В. Дильтей, Э. Гуссерль, А. Швейцер, Г. Зиммель, О. Шпенглер и мн. др. В. Дильтей и Э. Гуссерль: стремление обосновать «науки о культуре и духе», гуманитарные науки как самостоятельную область знания, в основе которой – идея понимания, противоположная идее познания «наук о природе», естественных наук. Понимание как основополагающий способ человеческого бытия-в-Мире
Русская философия – о духовных истоках и судьбе Культуры. Идея Всеединства Культуры. Русская философия в её истоках и истории. Религиозные основы русской философии и непрерывность традиции понимания глубокой религиозности Культуры. Ключевые философемы русской философии: Всеединство, Откровение, Соборность, Бог, София (Мировая Душа, Премудрость Божия), Богочеловечество, Личность, Смысл Жизни, Любовь, Истина, Добро, Красота, Сердце, Слово, Духовность, Благодать, Совесть, Свобода. «Русский» логос; логика всеединства, логика жизни, логика сердца. Ratio и Логос. Русские философы: В.С. Соловьёв, Н.Н. Страхов, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С., Е., и Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л. Шестов, Н.О. Лосский, В.Ф. Эрн, Б.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, А.А. Мень и др. Русская философия и русская литература, русская сло- вест -ность (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев и мн. др.); значение их взаимосвязи для понимания Культуры. Философско-культурологический проект Христианство и Культура. Истина Культуры. Культура и Духовность. Русские историки и мыслители о сути русской истории: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Гумилёв. Проект Евразийского движения в историософии русской эмиграции. Актуальность евразийских идей, проблемы взаимоотношений России и стран Востока в современную эпоху. Русская идея: понимание статуса, роли, исторической миссии России во всемирной истории. Проблема «Запад-Россия-Восток».
Тема -4
Культура в Глобальном Мире современной информационно-цифровой эпохи High- Tech.
От постмодернизма к метамодернизму
«Конец истории», ситуация «пост-истории» в культуре постмодерна и «пост-современности» в современном Мире и современной социокультурной реальности эпохи метамодерна. Работы Р. Барта «Дискурс истории», Ж. Бодрийяра «В тени тысячелетия или приостановка года 2000». «Мы в большей или меньшей степени живём под знаком завершившейся истории, уже на берегу текущей мимо реки» (М. Бланшо), «обитаем скорее в синхронном, чем в диахронном мире» (Ф. Джеймисон), «верное историческое чувство подсказывает, что мы живём, без специальных размёток и изначальных координат, в мире затерянных событий» (М. Фуко). Понимание истории в философии постмодернизма и исторический дискурс сегодня; переосмысление «логики истории». Школа Анналов: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф. Историческое движение «Анналов»: переход от истории, изучающей политические события к «тотальной» истории, исследующей всю Культуру Человечества, всю совокупность социокультурных связей – истории Культуры. Исследование ментальности и выявление «глубинных структур» большого времени, глубинных причин исторического процесса. Работа М. Блока «Апология истории, или Ремесло историка». Нарративная логика истории: теория исторического повествования. Исторический нарратив (понятие, означающее повествование о событиях, свершившихся в прошлом, предполагающее опору на миф и философский поиск единого субстанциального начала истории) и исторический метанарратив (понятие, означающее глобальную мыслительную конструкцию, позволяющую придать единый смысл событиям всемирной истории). Тропологическая познавательная стратегия Х. Уайта, работа «Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века». Работы Р. Дж. Коллингвуда «Идея истории», П. Рикёра «История и истина». Работы Ф. Анкерсмита «История и тропология: взлёт и падение метафоры», «Нарративная логика: Семантический анализ языка историков», «Возвышенный исторический опыт».
Культура в «состоянии постмодерна», её характерные черты в постмодернистскую эпоху. Работы Ф. Джеймисона «Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма», П. Козловски Культура постмодерна», Ж.-Ф. Лиотара «Ситуация постмодерна», Ж. Липовецки «Эра пустоты». Постмодернизм как метаисторическая, духовная категория (У. Эко «Заметки на полях «Имени Розы»). Осознание ускользания Культуры от рационально-рефлексивного постижения, исток многообразия философско-культурологических концепций, многообразия рефлексивных культурных практик. Культура в сфере «между», Культура «на границах». Постмодернистская идея множественности онтологий, многообразия вариантов различных картин мира и возможность осмысления многообразия различных самобытных культур и способов их коммуникации; идеи мультикультурализма, интеркультуральности. Метафора ризомы (Ж. Делёз, Ф. Гваттари).
Постмодернизм, его концептуальное философское осмысление в работах М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Батая, А. Арто, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж.-Л. Нанси, М. Бланшо, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ф. Лаку-Лабарта, Ж. Рансьера, А. Бадью, В. Декомба, П. Козловски, Ж. Липовецки и др. Работа Философия постмодернизма: критика и переосмысление всей предшествующей философской традиции; философские искания альтернативных путей философии. М. Фуко «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности», «Что такое Просвещение?». Кризис философской мысли и возможности новых стратегий философствования. Критика классической рациональности: властной авторитарной позиции Чистого Разума, Чистого Сознания, Cogito, Гносеологического субъекта и чисто рационалистического способа философствования. «Смерть субъекта» и «смерть автора». М. Фуко «Герменевтика субъекта», В. Декомб «Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от собственного лица». Деконструкция метафизики. Децентрация (исчезновение центра, авторитета, единого начала, центрирующей философемы) и идея множественности онтологий. Вопрос об Истине – «проблема не в том, что Истины не существует, а в том, что существует «слишком много истин» (Ж. Деррида). Утрата абсолютной единой Истины и ситуация полиистинности: «истина на границах», «игры истины» (Фуко). Постмодернистский дискурс. Изменение статуса философии, её смещение с привилегированной позиции по отношению к Истине – «философия по краям»: пограничная ситуация философии, диалог с искусством, литературой, кинематографом, религией, психологией и психоанализом, политикой, экономикой, социологией и т.д. как поиск возможных перспектив её развития и новых стратегий философствования. «Что такое философия?» Ж. Делёза и Ф. Гваттари, А. Бадью «Манифест философии», В. Декомб «Современная французская философия». Пересмотр и изменение категориального аппарата философии. Основные концепты философии постмодернизма: текст, письмо, чтение, интерпретация, интертекстуальность, нарратив, ризома, безумие, шизоанализ, diff é rance, концепт, смысл, желание, власть, потребление, телесность, симулякр. Внимание философов-постмодернистов к основаниям, истокам мышления, выход к вне-логической глубине бытия и обращение к иной, неформальной логике мышления, обнаружение «до-рефлексивного cogito» и открытие смыслотворческих возможностей Мысли. Концепт «diff é rance» Ж. Деррида, сборник его работ «Письмо и различие», сборник интервью «Позиции», «О грамматологии». Логика тождества и логика различия. Философия как «искусство построения концептов» (Ж. Делёз и Ф. Гваттари), смысл ополагание, работа с мыслью Другого, выявление всё новых и новых «эффектов смысла». Работа «Логика смысла» Ж. Делёза.
Мир как Текст («Всё есть Текст» – Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева) и возможность многообразия интерпретаций реальности в философии постмодерна. Образ Культуры как Текста. Семиотический ренессанс: приоритет проблемы смысла и значения в философии; знаково символическая природа искусства и Культуры в целом – «Игра значений не имеет пределов» (Ж. Деррида). Метафора «галактика означающих» (Р. Барт). Игра, основанная на глубоких знаниях культуры Прошлого, высокоинтеллектуальная игра со всеми смыслами Мировой Культуры. Философия как искусство интерпретации Текста Культуры – «интерпретация интерпретаций» (П. Рикёр).
Многозначность и неопределённость концепта «метамодернизм»; «Манифест метамодернизма». Социокультурная реальность как самоорганизующийся виртуальный Гипер-Текст. Дереализация реальности («конец стратегии реального» - Ж. Бодрийяр): «игры с реальностью» – «виртуальная» философия и «виртуальная» сфера Гипер-Текста и Медиа-пространства Культуры. Исчезновение границы между реальным и воображаемым (виртуальным), реальным и искусственным; искусственное моделирование реальности и проблема симулякра и симуляции. Утрата связи с реальностью, симуляция и проблема кризиса современной Культуры. Работы Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть», «Прозрачность зла», «Симулякры и симуляции», «Дух терроризма. Войны в заливе не было». Проблема духовного и телесного в эпоху метамодерна. Культура в центре и на пересечении политических, социальных, экономических процессов настоящего времени. «Культура имеет значение»? (С. Хантингтон).
Тема -5
Человек как носитель, творец и творение Культуры. Культура как способ подлинно человеческого бытия-в-Мире. Антропологические основания и антропологическая проблематика философии культуры, её философско-антропологическая направленность
Человечность – ключевой концепт философии и различных видов мировоззренческих (духовных, мифологических, религиозных, научных) форм осмысления Мира и культурных практик его освоения. Антропология: возможность целостного учения о понимании Человека и комплекс антропологических дисциплин. Типы антропологических учений в «науках о природе» (естественнонаучное понимание Человека) и «науках о духе и культуре», «науках о человеке»: философская антропология, культурная антропология, историческая антропология, социальная антропология, экзистенциально-психологическая антропология, педагогическая антропология и др. Приоритетное значение философского постижения природы, сущности Человека и способа человеческого бытия-в-Мире – «тайны Человека» (Ф.М. Достоевский). Философская антропология как учение о метафизике Человека. Глубокое генетическое родство философских вопросов «Что суть Человек?» и «Что суть Культура?». Философская антропология - фундаментальное основание и ключевой стержень философии культуры. Человек – творец и творение Культуры. Культура как сфера «взращивания Человечности» (Д.С. Лихачёв); способ подлинно человеческого бытия-в-Мире, самопознания, развития и совершенствования Человека.
История культуры как история самопознания и самосознания человека. История Культуры как история самосознания человека – завет «Познай самого себя!» всех мудрецов великих древних культур и религий (конфуцианства, буддизма, иудаизма, христианства) и поиск подлинной Человечности. Образы Человека в культурах Древнего мира. Идея совершенного человека в культурном наследии Востока. Понятие жень (гуманность, человечность) мудрецов Древнего Китая. Понятие исконная просветлённость в буддизме (Будда – Пробуждённый); Древняя Индия, Китай, Япония. Философское вопрошание о Человеке в культуре Древней Греции – «Ищу Человека!». Христианское Откровение и открытие Человеческой Личности в христианстве.
Философская антропология в поисках антропологического a priori: глобальный проект Humanitas в мировой философской мысли. Философско-антропологическая стратегия классической философии (Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) и её основные антропологические достижения. Философема Декарта Cogitoergo sum и утверждение Человека мыслящего, «имеющего мужество пользоваться собственным умом». Кант-антрополог: философское обоснование человеческой способности трансцендирования, трансцендентальный идеал красоты и совершенства Человека; перспективы создания проекта фундаментальной антропологии, цель которой – выявление идеи «чистой» Человечности и философское вопрошание о сущности Человека. Культура в понимании классиков - как способ не просто человеческого, но «чисто человеческого» бытия, бытия Человека в идеальном мире Единства Истины-Добра-Красоты, средоточие истинной Человечности в человеке. Кризис антропологического проекта классической трансцендентальной философии; его проявление в философских противоречиях («Cogito» Декарта и «мыслящий тростник» Б. Паскаля, Кант и Гёте, Гегель и С. Кьеркегор). Сверхчеловек Ф. Ницше. Экзистенциально-антропологическое течение неклассической философии: смена акцента открытие «универсума человека» (Э. Кассирер) в Культуре и контуры новой антропологии (Ф. Ницше, М. Шелер, П. Тейяр де Шарден, М. Бубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Э. Жильсон, Ж. Маритен, Э. Левинас, Э. Мунье, Ж. Лакруа). Фундаментальная онтология и философская антропология М. Хайдеггера. Философема Dasein. Антропологический проект русской философии (В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин и др.): антропология как теоантропология. Трансцендентальный субъект Канта и трансцендентальный человек Н.А. Бердяева.
Антропологический кризис, кризис духовной Культуры и кризис гуманитарных наук в современную эпоху информационно-цифровых и нейротехнологий и психогенетических антропологических практик. «Смерть Бога», «смерть Человека» и утрата Человечности или возможность антропологического ренессанса и возвращения в Мир Homo humanus? High-Hume и High-Tech современности.
Тема -6
Аксиологическая проблематика гуманитарного познания и аксиологическое направление философии культуры. Человек в мире ценностей и ценностное измерение Культуры
Аксиология – учение о ценностях и ценностном отношении человека к Миру – в системе философских наук и гуманитарного познания в целом. Метафизические основания аксиологии. Аксиологические исследования в Cultural studies, их междисциплинарный характер. Понятие «ценности», сущность и природа ценностей. Основные виды ценностей. Культурообразующая функция ценностей: ценности как основание бытия Культуры в Мире. Идеально-ценностный уровень Культуры. Диалектика ценностей. Процесс возникновения, сохранения, утраты, возрождения и трансляции ценностей в Культуре. Абсолютное и относительное в мире ценностей. Вопрос о соотношении универсальных ценностей общечеловеческого значения и национальных ценностей. Проблема понимания и усвоения человеком, народом, нацией ценностных смыслов. Проблема ценностного выбора. Проблема ценностей в межкультурном общении: ценность Другого.
Учение о ценностях в историко-культурологической и философской мысли. Основные аксиологические доктрины. Исток ценностного сознания в истории культуры человечества: сакрализация Мира в культурах архаики. Варианты «архаических» аксиологий: ценностные ориентации культур Древнего мира (Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Славянский мир и т.д.). Становление аксиологической мысли в культурах Античности. Высшие ценности древних мудрецов и пророков (Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Сократ, Христос). Трансцендентальный метод Канта и ценностные идеалы классической философии. Аксиологическая традиция неокантианства: учение о трансцендентальном культурном сознании как субъекте процесса созидания ценностей. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше. Духовные ценности русской философии и русской культуры (Вл. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих, Г.Г. Шпет и др.). Аксиологические искания XX столетия: глобальный информационно-технологический прогресс в истории Человечества и проблема ценностей, соотношение аксиологических исследований с экзистенциально-антропологической проблематикой. Этические нормы и ценностные идеалы. Массовое сознание, массовая культура и ценностный идеал как импульс саморефлексии и развития Культуры (Х. Ортега-и-Гассет). Актуальность аксиологических исследований на рубеже XX-XXI веков и в современную эпоху.
Тема -7
Этика в системе философских наук и гуманитарного познания в целом; её значение в современных Cultural studies. Этос Культуры
Что такое Этос Культуры? Этика как философская дисциплина.Актуальность этики, этического компонента в гуманитарном познании и современных Cultural studies (А.А. Гусейнов).
Этика, мораль, нравственность – значение понятий: философская традиция и современность. Метафизические основания этики. Категории, понятийный аппарат и концептосфера этики: добро / зло, милосердие, любовь, забота, благо, благотворительность, прощение, справедливость, долг, ответственность, совесть. Этические ценности. Идея абсолютной морали. Антропологическое значение этики: нравственность и моральная ответственность – достояние человека. Этическая ответственность и этический выбор человека и этика поступка; нравственная культура человеческой личности, её формирование и воспитание. Парадоксы морали. История этики и этических учений в истории культуры и философской мысли. Этические основания и этическое ядро религиозных откровений и религиозных учений. Великие моралисты древности: этическая доминанта в учении Конфуция, благородные истины Будды, десять заповедей Моисея, этика любви, милосердия и всепрощения Иисуса Христа, пророк Мухаммед и мусульманская этика. Античная этика. Моральный канон Античности. Гомер, Гесиод. Семь мудрецов. Сократ. Платон. Аристотель как создатель философской этики. Золотое правило этики Аристотеля. Эпикур. Стоицизм. Скептицизм. Плотин. Этика в классической философской традиции. Категорический императив И. Канта. Антропологические парадоксы этики Ницше мораль сверхчеловека? А. Швейцер: этика и смысл жизни. Этика экзистенциализма. Этическое течение русской философии и его христианские истоки. Оправдание добра – этика В. Соловьёва. Этическое credo Л.Н. Толстого. Этика любви Н.О. Лосского. Живая этика Рерихов и мн. Др. этические концепции русских мыслителей. Этика и прагматические теории. Практическая и прикладная этика. Этика международных отношений и геополитических процессов, этика социума, корпоративная этика, профессиональная этика, этика бизнеса и предпринимательской культуры, экологическая этика, биоэтика, этика Интернет-сообщества. Этика педагогической деятельности. Профессиональная этика специалиста в области межкультурной коммуникации.
Тема -8
Эстетические истоки Культуры. Искусство как феномен Культуры и искусствоведческий подход к истории Человечества. Эстетика, философия искусства и искусствоведение – вклад в философское осмысление и историософию Культуры.
Эстетический опыт Человека и Человечества, его значение в сотворении и развитии Культуры. Творчество и творческий импульс как исток Культуры, всегда существующая возможность её жизнеспособности, развития и возрождения. Изначально творческая сущность Человека и творческий способ его бытия-в-Мире («…поэтически жительствует человек на этой земле» - Гёльдерлин, М. Хайдеггер). Смысл творчества: творчество как призвание и предназначение Человека. Творчество как дар, его божественная, религиозная природа: Человек как со-творец Высшего Творца. Понятие вдохновения. Культура как величайшее творческое достижение истории Человечества. Понятия гениальность, творчество, креативность.
Искусство как феномен Культуры. Основные виды искусства: архитектура, скульптура, музыка, живопись, фотография, кино, цифровое искусство и меди-арт. Искусство и религиозно-мифологическая традиция Мировой Культуры. Искусство и Миф. Искусство и мировые религии: буддийское искусство, исламское искусство, христианское искусство и др. Искусство в мире древних культур: Восток – Запад – Славянский Мир. История искусства: основные вехи.
Эстетика, философия творчества, философия искусства, и искусствоведение. Эстетика как философская наука и её значение для философского осмысления Культуры и роль в Cultural studies. Метафизические основания эстетики. Метафора «эстетическая аура Бытия» (В.В. Бычков). Концептуально-понятийный аппарат эстетики. Система основных эстетических категорий: гармоническое, возвышенное, прекрасное, безобразное, драматическое, трагическое, комическое и др. Эстетическое как совершенное. Эстетический идеал красоты, гармонии и совершенства. Эстетический вкус. Экскурс в историю эстетической мысли. Основные эстетические направления и эстетические доктрины в истории философской мысли: классическая, неклассическая, постнеклассическая (нонклассика) эстетические теории. Эстетическое мировоззрение Античности: Сократ, Платон, Аристотель, Плотин. Классическая эпоха философии: становление и развитие эстетики как самостоятельной философской дисциплины в эпоху Ренессанса и Просвещения. Эстетические концепции философов-классиков: А. Баумгартен, Вольтер, Д. Дидро, И. Кант («Критика способности суждения»), Винкельман («История искусства древности»), Жан-Поль («Приготовительная школа эстетики»), Ф. Шлегель («Разговор о поэзии»), Ф.Й. Шеллинг («Философия искусства»), Г.В.Ф. Гегель («Лекции по эстетике»). Романтическая концепция синестезии и синтеза искусств и романтический идеал творческой личности. (Гёльдерлин, братья Шлегели, Новалис, Клейст, Гофман). Сознание гения, художника-творца и исследования творческого мышления в философии: «о способностях души, составляющих гений» - И. Кант, творческая способность воображения). Актуальность Прекрасного (Г.-Г. Гадамер) в современную эпоху: классическая эстетика в её современном переосмыслении; возможные пути эстетики, альтернативные классическому, и поиски философии культуры. Философия жизни и экзистенциально-феноменологическая философия о Жизни как творчестве, творческом способе подлинно человеческого бытия-в-Мире, высвобождении и проявлении подлинного Dasein. Неклассическая эстетика и искусство авангарда: А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше, В. Дильтей, М. Хайдеггер («Исток художественного творения»), Ж. Маритен («Творческая интуиция в искусстве и поэзии»), Ж.-П. Сартр («Ситуации»). Эстетика и философия творчества в русской философской мысли – русской софиологии. «Красота в природе» (В.С. Соловьёв), «Мир как осуществление Красоты» (Н.О. Лосский), «Смысл творчества» (Н.А. Бердяев). Эстетика на переломе эпох: постмодернизм и метамодернизм.
Вклад искусствоведения в философию и историософию культуры. Искусствоведческий подход к истории культуры. Венская школа искусствознания и её последователи. Алоиз Ригль (1858-1905): формальный подход к изучению искусства; история искусства как история форм; идея художественных форм как самодостаточных эстетических ценностей. Внутренний кризис Венской школы, изменение точки зрения: всякая теория искусства и художественного творчества зависима от фундаментальной философии, философского понимания Бытия. Макс Дворжак (1874-1921) – работа «История искусства как история духа». Внимание Дворжака к высшему достижению человеческого гения - искусству Ренессанса: курс лекций «История итальянского искусства в эпоху Возрождения». Эрвин Панофски (1892-1968): акцент на антропологическом основании искусствоведения и истории культуры как истории творческих достижений Человека – работа «История искусства как гуманистическая дисциплина». Иконология Э. Панофски. Вклад Э. Панофски в исследование культуры Ренессанса: выявление «ренессанса» как состояния Культуры – работа «Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада». Эрнст Гомбрих (1909-2001): переоценка традиции венской искусствоведческой концепции и традиции иконологической школы – работа «Статус истории искусств: призыв к плюрализму». Сборник трудов Э. Гомбриха «История искусства». Венская школа искусствознания и развитие искусствознания в Швейцарии: искусствоведческий подход Генриха Вёльфлина (1864-1945). Опыт построения «истории искусств без имён»: от создания биографий отдельных художников и описания созданных ими произведений – к выявлению способов художественного мировидения, общих форм созерцания, свойственных менталитету конкретных эпох и обнаружению всеобщих закономерностей искусства как целостного процесса. Работа «Основные принципы истории искусств». Теория эволюции художественных стилей. Эволюция языка и стиля искусства в связи с понятием «психология эпохи» – работа «Проблема эволюции стиля в новом искусстве». Работа Вёльфлина «Классическое искусствознание в изучении итальянского Возрождения». Ганс Зейдельмайер (1896-1984): соприкосновение венской и швейцарской искусствоведческих традиций с их переосмыслением. Методология историко-искусствоведческого исследования Г. Зейдельмайера – работа «Искусство и истина: к теории и методу истории искусств» (1959). Творческий акт искусствоведа: сближение работы искусствоведа с творчеством художника. Ориентация на восприятие произведения искусства как Gestalt, образного целого. Диалог Г. Зейдельмайера с русской философско-искусствоведческой мыслью (В.С. Соловьёв, В.И. Иванов, Н.А. Бердяев, Вл. Вейдле и др.). Г. Зейдельмайер и М.В. Алпатов.
Современная эпоха медиа-арта и High-Tech в искусстве. Новый эстетический опыт или эстетический кризис? Эстетическая виртуальная реальность и стратегия «виртуальной» эстетики. Судьба Человека-творца / Художника и проблема ценности творческой личности в современную техногенную эпоху Глобального Мира. Перспективы развития new media и цифрового искусства / медиа-арта.
Тема -9
Образование и воспитание Человека в истории Культуры - как показатель процесса её развития. Образование и воспитание в центре философской рефлексии: классическая традиция «наук о духе и культуре» и философский дискурс Cultural studies современности
Воспитание и образование Человека – фундаментальное основание бытия Культуры, необходимая и основополагающая составляющая процесса её развития. Философия воспитания и образования как философская дисциплина, её появление и становление в системе философских наук и гуманитарного познания в целом; её философско -антропологические основания. Воспитание и образование в центре исторических, политических, экономических, социокультурных процессов истории и современности – необходимость философской рефлексии.
Культура и мир детства. Детство и взросление в истории Мировой Культуры. Образы детства в культурах Мира разных исторических эпох, моделей социума и политических режимов. Культурная антропология, этнология и этнопедагогика; значение их исследований и достижений для педагогики и философии воспитания. Воспитание и зарождение педагогических традиций в культурах Древнего Мира: Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим, Славянский мир и Древняя Русь. Религиозные традиции культур Мира; ведущие мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм, христианство) и воспитательный процесс. Великие учителя в истории Человечества: Конфуций, Лао-Цзы, греки Сократ-Платон-Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Гёте, Л.Н. Толстой, Махатма Ганди, Н.К. Рерих, Я. Корчак и многие-многие другие. Эпохи развития и становления Человеческой личности: детство, отрочество, юность и молодость, зрелость, мудрость – философский взгляд. Эстетическое воспитание; его значение для развития полноценной человеческой личности и его актуальность в настоящее время; роль искусства и творчества.
Педагогические традиции; их появление и становление в истории культур Мира: Восток-Запад-Россия. Формирование на их основе педагогических концепций и развитие в историко-культурном контексте ведущих педагогических стратегий. Мудрость Востока, конфуцианское мировоззрение и воспитательно-образовательный процесс в современном Китае. Европейская духовно-метафизическая педагогическая стратегия. Американская прагматически ориентированная модель образования. Исторический духовный опыт русской традиции воспитания. Значение и роль в мировой истории советской педагогической идеологии; воспитание и образование в Советском государстве. Воспитательно-образовательный процесс и становление человеческой личности в современную эпоху «глобализации»: история, проблемы и перспективы.
Университет в истории культуры. Идея Университета в истории философской мысли. Идеальные модели Университета. Средневековый схоластический университет, его фундаментальные теологические основания и его роль в европейской и мировой культуре. Европейская модель «исследовательского университета» В. фон Гумбольдта. Философские основания гумбольдтовской модели университета: значение философских идей классической европейской философии (Кант, Шеллинг, Шлейермахер, Ф. Шиллер, Фихте, Гегель и др.) в создании образа Классического Университета, основанного на идеале классической рациональности, единства истин науки, духовной культуры, искусства и образования. Европейский университет эпохи Просвещения и просветительские идеи в русской культуре. М.В. Ломоносов, русские просветители и опыт формирования российских университетов на основе европейских моделей. Статус и историческое значение Университета в истории развития русской культуры. Классический университет в неклассическое время. Студенческая революция 1968 г. в Европе как показатель кризиса Университета; её причины, историческое значение в изменении образа европейского Университета и влияние на формировании новой идеологии университетского образования. Мыслители XX столетия о духовном кризисе, «смерти культуры» и миссии Университета в эпоху «восстания масс» (Э. Гуссерль, А. Бергсон, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Г.-Г. Гадамер и др.). Идея Университета в философских концепциях XX века. Значение идей гуманистической психологии в развитии образования. Неклассическая рациональность, экзистенциально-эстетические ценностные приоритеты и попытка достижения на их основе гармонии жизненного мира человека, взаимосвязи познания, саморазвития и личностного роста. Университет в постклассическую, постисторическую эпоху постмодерна и мета-модерна. Интеллектуальный, антропологический, аксиологический, историко-политический кризис. Критика идеалов Университета и утрата основополагающих принципов и ориентиров университетского образования. Кризис рациональности и полиистинность: истина как вопрос выбора и философское вопрошание о смысле существования Университета. Ситуация «интеллектуалы и власть» Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко и др. Болонский процесс и его влияние на образование в целом: философский взгляд. Идея коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса и коммуникативная стратегия в качестве интегративного принципа университетского сообщества как части социума. Формирование модели «инновационного университета».
Статус Университета и смысл университетского образования в современную эпоху предпринимательской культуры, High-Tech, приоритета экономических ценностей и экономики знаний и власти крупных транснациональных Бизнес-корпораций. Университет в сложной интеллектуально-стрессовой социально-экономической и политической ситуации современности. Философский дискурс вокруг Университета и философские дискуссии об университетском образовании сегодня: множественность интерпретаций концепта «Университет». Поиск новой модели развития Университета, отвечающей вызовам современной эпохи. Социально-политические процессы в современном Мире и управление университетом: необходимость философской рефлексии. «Университет в руинах» (Билл Ридингс) или возможности перспективы развития Университета третьего тысячелетия?
Раздел II.
Язык и языки Культуры.
Лингвофилософское направление философии культуры
Тема -10
Философия культуры и философия языка: лингвистический поворот в гуманитарном познании и науке в целом; роль, значение и повышенная актуальность лингвофилософских и лингвокультурологических исследований в настоящее время.
Язык – хранитель Памяти Культуры
Философия языка как основа философии культуры (Г.Г. Шпет). Понятие Язык Культуры и языки культуры.
Язык и Бессознательное Культуры. Язык Мифа. Язык – хранитель культурной памяти. Язык религиозных откровений.
Мир мифопоэтических эпох древних культур, древних религиозных откровений: его выражение в Языке. Слово-центричные культуры и культуры Молчания, Невыразимого. Культ Молчания, Тишины (Древний Восток) и культ Слова, идея Логоса (Западноевропейский культурный мир) – «У врат молчания» (А. Мень).