Право - не статичное, а предельно динамичное общественное явление, призванное быть созидателем позитивного в социальной жизни. Все его содержание, функции и ценностные свойства важны, когда они воплощаются в объективную действительность, находят свое выражение в повседневной жизнедеятельности людей. Чем последовательнее они реализуются, тем полнее и богаче раскрываются сущность и истинное предназначение права, ощутимее проявляют себя заложенные в нем творческие возможности.
Россия издавна имеет развитую систему нормативно-правовых актов. Еще на рубеже двадцатого столетия она осуществила их всеобщую кодификацию, издав «Полный Свод законов Российской империи». Ныне тоже идет значительная правотворческая работа, хотя еще предстоит восполнить многие пробелы в праве и совершенствовать действующие законы и подзаконные акты. В стране, однако, менее весомы успехи в правореализации, состояние которой намного отстает от достижений в правотворчестве.
Отмеченное обстоятельство обусловлено рядом причин. Сами процессы правореализации более сложны, нежели правотворческие. На них отчетливее сказываются недостаточность правосознания и правовой культуры населения, недопонимание им той социальной ценности, которая заложена в законах и подзаконных нормативных актах.
Негативную роль сыграли и такие отрицательные явления в жизни общества, как культ личности, субъективизм, волюнтаризм, стремление «как бы улучшить дело, особенно не утруждая себя».
Сюда же нужно отнести инертность и низкий уровень управления, коррупцию и нарастание бюрократизма, наносящие ущерб интересам дела, и ряд других отрицательных явлений из разных областей жизнедеятельности общества.
Но так или иначе, интенсивное обновление законодательства пока не сопровождается адекватными усилиями и сдвигами, обеспечивающими одновременное подтягивание правореализации. В такой ситуации, когда разрыв между уровнями правотворчества и правореализации фактически не сокращается, в правовом регулировании общественных отношений проблемы нарастают быстрее, чем они решаются. И вполне понятно, что это дальше продолжаться не может. От слаженности и качества правореализационных процессов во многом зависят развитие цивилизованных рыночных отношений, улучшение организованности и порядка, укрепление дисциплины труда, расширение демократии и самоуправления народа, борьба с преступностью и многое другое. На современном, переломном этапе истории российского общества, когда решаются сложнейшие экономические, социальные, политические и духовные задачи, крайне необходимо существенное повышение уровня реализации права.
Понятие правореализации
В отечественной литературе пока не утвердилось единообразное и развернутое понимание правореализации. Однако бесспорно, что реализация права есть часть, более высокая ступень его действия.
Действие права, как уже отмечалось выше, охватывает и процессы функционирования его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения и на сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и другие факторы. В его механизме, так или иначе, присутствует широкий спектр нормативных и ненормативных явлений, начиная с самой управляющей подсистемы и кончая результативными действиями правомерного и активного характера.
Однако важно осознать, что не все проявления действия права охватываются понятием правореализации. Вполне возможны случаи, когда правовая норма действует, оказывает какое-то влияние на сознание и психологию людей, однако по тем или иным причинам фактически не реализуется. В 1996 году, например, часто не реализовались даже нормы права о своевременной выплате пенсий, пособий и заработной платы.
Поэтому нельзя забывать, что реализация права есть только часть многообразного действия права.
Нередко реализация права трактуется как воплощение его предписаний непосредственно в правомерном поведении, как фактические акты по осуществлению этих предписаний в практической деятельности людей, их общностей и образований.
Хотя роль правомерного поведения в правореализации велика, тем не менее цепочка «правовые предписания - правомерное поведение» не дает правильного представления о многогранном содержании правореализации» [440]. Правореализация органически включает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические обязанности или полномочия, которыми обладают участники регулируемых жизненных отношений.
Конечно, естественные права и свободы личности только подтверждаются в нормах права, существуя независимо от них.
Остальные права и обязанности возникают при «соприкосновении» реализуемой правовой нормы с определенными жизненными ситуациями и выполняют роль своеобразной юридической формы возникающего при этом общественного отношения. Как раз здесь берет свое начало реализация нормы права. Правомерное же поведение имеет место позднее, в рамках возникшего отношения, в результате сообразования его участниками собственного волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обязанностями и полномочиями.
Поэтому следует признать, что под реализацией правовых норм подразумевается воплощение в регулируемых ими общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено. Речь идет о воплощении в упорядочиваемых отношениях как самих общих правил поведения, предусмотренных в диспозициях норм права, так и их велений относительно цели, субъектного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, когда в них возникает необходимость.
При этом в ходе реализации правовой нормы общие правила поведения, составляющие ее содержательную часть, трансформируются в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или полномочия с учетом правовых велений по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций. Тем самым формируются общественные отношения, организуемые диспозициями правовых норм. А содержащиеся в нормах права веления по поводу средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридической ответственности, восстановления, ничтожности, превенции (лат. p raeventio - предупреждение) или поощрения, образуют отношения, организуемые их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя свое фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т.д., совершают правомерное или юридически поощряемое поведение. Все это охватывается понятием правореализации.
В волевом плане при правореализации в регулируемых отношениях воплощаются: с одной стороны, правотворческая воля, выраженная в соответствующих нормах, с другой - соотнесенная с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений. При этом правотворческая воля находит свое воплощение в тех юридических формах, в которых складываются организуемые отношения, воля же индивидуальная - в конкретных действиях субъектов правореализации.
Согласованность индивидуальной воли с правотворческой, их общая направленность способствуют единству юридического и фактического содержаний организуемых отношений.