(лат. Gaius Suetonius Tranquillus)
Римский историк, прославившийся написанием сборника биографий "Жизнь двенадцати цезарей" (ла. De vita Caesarum) и тем, что одним из самых первых упомянул Христа (которого называет "Хрестос" - популярным среди рабов написанием этого имени, означавшим "хороший, добрый, счастливый, порядочный, кроткий, полезный"). Использовал в своей речи много плеоназмов (дублирований элементов смысла, подобных тому, какие сейчас используются в популярных выражениях вроде "мужской половой фаллос", "еврейские расовые иудеи" или "шлюха легкого поведения"). Не стоит путать с Гаем Светонием Павлином, римским полководцем, устроившем разорение в друидичесмкой обители на острове Мона и сражавшемся против Боудикки.
"Богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан еще при Августе, он уничтожил совершенно".
Божественный Клавдий, 25
ТАЦИТ, I-II вв.
(лат. Publius (или Gaius) Cornelius Tacitus)
Тацит был великим римским историком, одним из известнейших античных писателей.
"На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещеваниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям".
Анналы, XIV, 30
"Среди галлов распространился слух, будто зимние лагеря легионов в Мезии и Паннонии осаждены сарматами и даками и что дела римлян в Британии обстоят не лучше. Галлы вообразили, что судьба повсюду преследует наши войска, и эта уверенность наполнила их сердца радостью. Самое большое впечатление, однако, на них произвел пожар Капитолия. Одержимые нелепыми суевериями, друиды твердили им, что Рим некогда был взят галлами, но тогда престол Юпитера остался нетронутым и лишь поэтому империя выстояла; теперь, говорили они, губительное пламя уничтожило Капитолий, а это ясно показывает, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп".
История, IV, 54
ДИОН ХРИСОСТОМ (ЗЛАТОУСТ), I-II вв.
(греч. Δίων Χρυσόστομος)
Римский оратор, философ и историк греческого происхождения. Из философских школ наиболее близкими ему были школы киников и стоиков. Был противников рабства.
"У персов, как известно, есть люди, называемые магами… у египтян — жрецы… а у индусов — брамины. С другой стороны, у кельтов есть люди, называемые друидами, которые занимаются прорицаниями (divination) и всеми отраслями мудрости. И без их совета даже короли не осмеливались ни замыслить какое-либо дело, ни осуществить его, так что в действительности правили именно они, а короли, восседая на золотых тронах и пируя в своих роскошных дворцах, являлись лишь исполнителями воли друидов ".
Речи, XLIX
ЭЛИЙ ЛАМПРИДИЙ, ~IV в
(лат. Aelius Lampridius)
Один из предполагаемых авторов сборника биографий под названием "История Августов" (лат. Historia Augusta).
"Когда он (Александр Север) находился в пути, одна женщина-друид воскликнула на галльском наречии: "Поезжай, но не надейся на победу и не доверяй своим воинам"
Александр Север, LIX, 5
ФЛАВИЙ ВОПИСК, ~IV в
(лат. Flavius Vopiscus)
Другой из предполагаемых авторов "Истории Августов".
"Когда Диоклетиан, как говорил мне мой дед, остановился на постоялом дворе в земле тонгров в Галлии, в те времена, когда он еще занимал скромное положение в армии, и рассчитывался за постой с женщиной-друидом, эта женщина сказала ему: "Ты слишком жаден и рассчетлив, Диоклетиан". На что он в шутку ответил: "Я буду более щедрым, когда стану императором". В ответ женщина сказала: "Не смейся, Диоклетиан, ибо, когда ты убьешь Кабана, ты на самом деле станешь императором".
Нумериан, XIV
"Он [Асклепиодот] говорил, что однажды Аврелиан посоветовался с галльскими женщинами-друидами, желая узнать, сохранят ли его потомки в своей власти императорскую корону. Эти женщины сказали ему, что ни одно имя не будет столь славным в императорских анналах, как имя Клавдиева рода. Конечно же, правда, что нынешний император Констанций происходит из того же рода, и я думаю, что его потомки непременно завоюют славу, предсказанную друидами".
Божественный Аврелиан, XLIII, 4–5
АММИАН МАРЦЕЛЛИН, IV в.
(лат. Ammianus Marcellinus)
Являлся одним из самых последних крупных историков Римской Империи, написавшим трактат "Деяния" (или "Римская история", лат. Res Gestae).
"Дразиды (друиды) рассказывают, что часть народа действительно была коренным населением, но стеклись также пришельцы с отдаленных островов и из зарейнских областей, которые были изгнаны со своей родины частыми войнами и разливами бушующего моря".
Римская история, XV, 9, 4
"Когда люди постепенно освоились на этих местах, у них возникли занятия науками, начало которым положили барды, евгаги и дразиды. Барды воспевали храбрые подвиги славных мужей в эпических стихах под сладкие звуки лиры; евгаги предавались исследованию явлений и тайн природы и пытались их объяснить. Превосходя умом тех и других, дразиды, составив союзы, как было установлено авторитетом Пифагора, поднялись до исследования высоких и таинственных вещей; с презрением относясь к земному, они провозгласили бессмертие души".
Римская история, XV, 9, 8
ДЕЦИМ МАГН АВСОНИЙ, IV в.
(лат. Decimus Magnus Ausonius)
Древнеримский поэт и ритор. Происходил из богатой галло-римской семьи, родился в городе Бурдигала (совр. Бордо). Считается наиболее значительным позднеримским поэтом. Цитируется его произведение "О преподавателях Бурдигалы" (лат. Commemoratio professorum Burdigalensium).
"Если справедлива молва, вы происходите из рода друидов Байе и возводите свой священный род к храму Беленуса ".
О преподавателях Бурдигалы, IV, 7-10
"Не могу я не упомянуть и старика Фебиция, который, хотя и являлся смотрителем храма Беленуса, не извлек из этого никакой выгоды. И все же он, возводящий, по слухам, свой род к друидам Арморики, получил кафедру в Бордо при помощи своего сына".
О преподавателях Бурдигалы, X, 22–30