ЧТО АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ПИСАЛИ О ДРУИДАХ?
К сожалению, из-за обычая, запрещавшего друидам древности записывать свое учение и традиции, до нас не дошли записи самих друидов (археологические находки с краткими текстами в данной статье не берутся в рассчет), а потому многие из наших знаний о друидах мы подчерпнули из греческих и римских источников. Да, безусловно, эти источники могут нести в себе отпечаток идеологии Рима и отношения "носителей цивилизации" к "варварам", но это то, что мы имеем. Цитирование древних авторов делается по книге Т. Кендрика "Друиды" (пер. Иванов С.). Источники приведены в хронологическом порядке (за исключением христианских авторов, которые стоят в конце: это сделано из-за отличия христианской культуры от языческой греко-римской).
ЦИЦЕРОН, I в. до н.э.
(лат. Marcus Tullius Cicero)
Древнеримский оратор и философ, восхищайшийся Платоном и Аристотелем, стал автором многочисленных трудов, многие из которых дошли до наших дней. Внес огромный вклад в становление латинской философской терминологии. Являлся активным сторонником республики.
"Этим значением дивинации не пренебрегают даже в варварских странах. Так, в Галлии этим занимаются друиды, с одним из них я сам познакомился, с эдуем Дивитиаком, который был у тебя в гостях и позже очень тебя хвалил. Он претендовал на знание естественных наук — греки это называют физиологией — и, частью основываясь на агуриях, частью на толковании примет, предсказывал будущее"
"О дивинации" (лат. De divinatione), I, XLI, 90
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, I в. до н.э.
(греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus)
Древнегреческий историк и мифограф, автор труда "Историческая Библиотека" (греч. Ιστορική Βιβλιοθήκη), ради написания которого он совершил немало путешествий. Именно он описал известную ныне историю, свидетелем которой стал сам: однажды в Египте какой-то римский гражданин случайно убил кошку, за что поплатился жизнью: ему не могла простить этого разгневанная его поступком толпа.
"В обычае у них также начинать при случае словесные споры, а затем вызывать друг друга на единоборство, не придавая никакого значения смерти, потому как у них пользуется влиянием учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны, и некоторое время спустя они живут снова, поскольку душа их входит в другое тело. Поэтому при погребении покойников некоторые бросают в погребальный костер письма, написанные для своих умерших ближних, словно покойные будут читать их".
Историческая библиотека, V, 28, 5–6
"Есть среди них и поэты, слагатели песен, которых они называют " бардами ". Исполняя песни в сопровождении инструмента, схожего с лирой, одних они воспевают, других порицают. Есть также [у галлов] и некие весьма почитаемые мудрецы и теологи, которых называют друидами. Пользуются галлы и услугами прорицателей, которые у них в большой чести. [Прорицатели] эти вещают будущее по полету птиц или по внутренностям жертвенных животных, и весь народ им послушен. В частности, при исследовании особо важных вопросов, они придерживаются весьма странного и кажущегося невероятным обычая: окропив человека, его поражают в место над диафрагмой, и когда тот падает [смертельно] раненный, по его падению и содроганию тела, а также по истечению крови предсказывают будущее, полагаясь на опыт древних и многолетних наблюдений такого рода. Есть у них обычай не приносить никакой жертвы в отсутствие мудреца, поскольку полагают, что через тех, кто сведущ в божественной природе и как бы владеет божественной речью, и следует выражать благодарность богам, и через них же, как полагают, и следует просить о благах. Не только в мирное время, но и во время войны они пользуются особым доверием, как и певцы-поэты, причем не только среди друзей, но и среди врагов. Часто случалось, что, когда войска сходились друг с другом для сражения, обнажив мечи и занеся копья, они выходили на середину и смиряли [воинов], словно укрощая неких диких зверей. Так вот даже среди самых свирепых варваров гнев уступает мудрости, и Apec чтит Муз".
Историческая библиотека, V, 31, 2–5