Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.
Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники - посадники и их ближайшие помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI – XII вв. – через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
Налоги – главная цель княжеской администрации. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог (см. Хрестоматию, Документ 4). Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.
В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса – крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.
Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие.
На рубеже IX – X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В результате этих войн русскими войсками Святослава в середине 60-х гг. Х в. были разгромлены хазары, после чего нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тьмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.
В конце IX и в Х вв. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имело в этот период отношение Руси с Византией, особенно торговые отношения. Торговые отношения между ними нарушались военными столкновениями. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там уже было к тому времени построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.
В 906 г. князь Олег с многочисленным войском отправился в Византию, “устрашенные греки просили мира. В честь победы Олег прибил щит к вратам Царьграда. По возвращении в Киев, народ, дивясь его храбрости, уму и богатству, прозвал Вещим” (И.М. Карамзин).
Вторая половина XI – XII вв. – время борьбы Руси с половецкой опасностью.К этому времени Древнерусское государство становится одним из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии.
35. Влияние революции 1905-1907 гг. на изменение политической системы страны. Государственная Дума – первый опыт российского парламентаризма.
17 октября 1905 г. царем был подписан Манифест «об усовершенствовании основ государственного управления». В России вводилась Государственная дума, которая объявлялась законодательной. Также последовала реорганизация правительства. Совет министров превратился в постоянно действующее учреждение во главе с председателем. Законопроекты не могли быть внесены в государственную думу без предварительного обсуждения в Совете Министров (Совет министров - совещательный орган). Однако правительство должно было по-прежнему быть ответственным только перед царем, назначаться и смещаться только им, так что реальная власть оставалась по-прежнему в руках самодержавия.
В апреле 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи». В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой. 20 февраля 1906 г. был издан Манифест о преобразовании Государственного совета во вторую верхнюю палату с законодательными правами, равными правам Думы. Государственный совет должен был утверждать проекты, прошедшие обсуждение в Думе. Состав Государственного совета был изменен. Теперь в него входили не только назначенные царем лица, но и выбранные.
В разгар декабрьского вооруженного восстания в Москве правительство опубликовало указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу” и объявило о подготовке выборов. Этот акт позволил правительству снизить накал революционных страстей. Центр тяжести в общественном движении перемещается в Государственную думу – первое представительное законодательное учреждение в России. Это важнейший политический итог событий 1905 г. Государственная дума просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия и имела четыре созыва. В выборах в I Думу в 1906 г. приняли участие сформированные в стране легальные политические партии. Социалистические партии бойкотировали выборы в I Думу, поэтому победа кадетской партии (более 1/3 мест), как наиболее радикальной из участвовавших в выборах, оказалась неизбежной. Председателем стал член ЦК кадетской партии профессор-юрист С.А. Муромцев. I Дума не смогла найти общий язык с правительством по аграрному вопросу. В итоге 9 июля 1906 г. Дума была распущена. Новому премьер-министру П.А. Столыпину предстояло подчинить оппозицию и усмирить революцию. Она проработала всего 72 дня.
В ходе выборов во II Государственную думу в феврале 1907 г. (в них приняли участие и революционные партии) состав депутатов оказался еще более неприемлемым для правительства (около 100 депутатов – социалисты, 100 кадетов, 100 трудовиков, 19 октябристов и 33 монархиста). В итоге II Дума оказалась еще более левой, чем I Дума. Основная борьба шла по аграрному вопросу, крестьянские депутаты выступили против аграрной программы правительства, разработанной Столыпиным.
Сама Дума была распущена и объявлен новый избирательный закон. Так, самодержавие нарушило сформулированное Манифестом 17 октября положение о том, что ни один новый закон не имеет силы без одобрения Думы. Даже Николай II назвал новый избирательный закон “бесстыжим”. Эту ситуацию в политической истории России принято называть “Третьеиюньским переворотом”. Он положил конец революции.
III Государственная дума была избрана уже после подавления революции и стала первой, проработавшей весь положенный пятилетний срок. Из 442 мест 146 занимали правые, 155 – октябристы, 108 – кадеты и лишь 20 – социал-демократы. Думским центром стал “Союз 17 октября”, а председателем сначала Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков.
В 1912 – 1917 гг. работала IV Государственная дума (председатель – октябрист М.В. Родзянко).
БИЛЕТ 4
4.Принятие христианство на Руси: причины и историческое значение.
С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Он был крещен и женился на дочери византийского императора Василия 2 принцессе Анне. Определённая часть насел. стало приобщаться к христианству с 860 г. В 988 г. была крещена Русь. Предпосылки принятия христианства: природно-климат-е условия, особ-ти ментальности восточных славян. Зап. Европа взяла христ-во от Рима, а Русь от греков. Христианизация было большое испытание для народа. Вначале было крещено население Киева. Все языческие идолы были опрокинуты. На след. утро все жители города явились к реке. Все вошли в воду. Священники произвели обряд крещения. Началось строительство церквей. Первая из них – церковь св. Василия – установили на холме, где раньше стоял Перун. Новгород сильно сопротивлялся крещению, как и многие др. города. Сущ. несколько точек зрения в отнош. принятия христианства: 1. принятие христ-ва Др.Русью было преждевременным. 2. Принятие христ-ва помешало тесному сближению зап. Европы и Киевской Руси. 3. Прин. христ-ва спасло Др. Русь от ислама.
Значение принятия христ-ва: укрепление княжеской власти; укрепление связей с др. странами; смена духовных и нравственных приоритетов в развитии страны; христ-во повлияло на развитие культуры; принятие христ-ва опр-ло особенности развития росс-й цивилизации.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.