XV съезд ВКП (б), состоявшийся в декабре 1927 г., поставил задачу на основе дальнейшего кооперирования крестьянства постепенно осуществлять переход крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства. Предполагалось внедрение коллективной обработки земли “на основе интенсификации и машинизации земледелия, всемерно поддерживая и поощряя ростки общественного сельскохозяйственного труда”. В его решениях был также выражен курс на быстрое развитие крупной машинной социалистической промышленности, способной превратить страну из аграрной в индустриальную. Съезд отразил тенденцию на усиление социалистических начал в экономике. В январе 1928 г. И.В. Сталин предложил развернуть строительство колхозов и совхозов.
В 1929 г. партийно-государственными органами принимается решение о форсировании процессов коллективизации. Теоретическим обоснованием форсирования коллективизации явилась статья Сталина “Год великого перелома”, опубликованная в “Правде” 7 ноября 1929 г. Статья констатировала произошедший перелом в настроении крестьянства в пользу колхозов и выдвигала на этом основании задачу быстрейшего завершения коллективизации. Сталин уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире, и в декабре 1929 г. Сталин выступил с призывами насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП (б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации” началось проведение крупномасштабных насильственных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т.д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки.
Критерии отнесения хозяйства к категории кулацкого были определены столь широко, что под них мо Раскулачиваемые делились на три категории. К первой относился “контрреволюционный актив” – участники антисоветских и антиколхозных выступлений (они подлежали аресту и суду, а их семьи – выселению в отдаленные районы страны). Ко второй – “крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации” (их выселяли вместе с семьями в отдаленные районы). И, наконец, к третьей – “остальная часть кулаков” (она подлежала расселению специальными поселками в пределах районов прежнего своего проживания). жно было подвести и крупное хозяйство, и даже бедняцкое.
Специальная комиссия Политбюро ЦК ВКП (б) по вопросам коллективизации выработала проект постановления, который предлагал решить задачу коллективизации “огромного большинства крестьянских хозяйств” на протяжении первой пятилетки: в основных зерновых районах за два – три года, в потребляющей полосе – за три – четыре года. Главная задачаI пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В основу пятилетнего плана положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным. Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, началось снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам.
В январе 1935 г. возросли масштабы технической реконструкции в сельском хозяйстве – главным образом через создание государственных машинно-тракторных станций (МТС). Уровень механизации сельскохозяйственных работ заметно поднялся. Государство в 1930 г. оказывало колхозам помощь, им предоставлялись налоговые льготы. Но для единоличников были увеличены ставки сельскохозяйственного налога, введены взимаемые только с них единовременные налоги.
В 1932 г. была введена отмененная революцией паспортная система, установившая жесткий административный контроль за движением рабочей силы в городах, а в особенности из села в город, превратившая колхозников в беспаспортное население.
В колхозах широко распространились случаи хищения хлеба, укрытия его от учета. Против низких темпов хлебозаготовок, укрывательства хлеба государство боролось с помощью репрессий. 7 августа 1932 г. принимается Закон “Об охране социалистической собственности”, написанный собственноручно Сталиным. Он вводил “в качестве меры судебной репрессии за хищение колхозного и коллективного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества”. Амнистия по делам такого рода была запрещена. В соответствии с этим законом десятки тысяч колхозников были арестованы за самовольное срезание небольшого количества колосьев ржи или пшеницы. Окончательное завершение коллективизации произошло к 1937 г. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств.
Второй пятилетний план (1933 – 1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП (б) в начале 1934 г., предполагал приоритетное развитие тяжелой промышленности, завершение реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники. Плановые задания по сравнению с I пятилеткой были умеренными. Были сооружены 4,5 тыс. предприятий, ускоренными темпами развивалась промышленность союзных республик. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. На развитие же легкой промышленности направлялись очень ограниченные финансовые ресурсы.
Вторая пятилетка ознаменовалась широким размахом социалистического соревнования. Широкое развитие получило стахановское движение. Его инициатор Алексей Стаханов в 1935 г. установил рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм.
Развитие СССР в конце 30-х гг. определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938 – 1942 гг.). Был выдвинут политический лозунг – догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающей обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43 % общих капиталовложений. Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружения затягивалось.
БИЛЕТ 16