Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализ хадисов, касающихся произнесения слова «Амин» имамом и молящимися позади него




Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (951-2) шейха аль-Албани.

1. «Когда он говорил «Амин», молящиеся позади него тоже говорили «Амин» (произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».

Насколько известно, хадис, приводимый в такой формулировке, безоснователен.

Ибн Хаджар указал в «Тальхис аль-Хабир» (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи‘».

2. «Когда он читал: «Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой, и не тех, которые находятся в заблуждении», то (по окончании) говорил «Амин» так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [и мечеть сотрясалась от этого]».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи‘ от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ибн Хаджар указал в «Тальхис» (стр. 90): «Бишр ибн Рафи‘ является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры — неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)».

Аль-Бусайри указал в «Аз-3ава’ид» (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: «Он передавал вымышленные сообщения».

В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. «Амин» в нем произносит только имам. Что касается произнесения «Амин» молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой «и мечеть сотрясалась от этого (звука)», однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле, (то он) подразумевает, что причиной тому стало слово «Амин», произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (суру «аль-Фатиха». — Прим. перев.), то возвышал свой голос и говорил «Амин».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.

Все перечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат имя Исхака ибн Ибрахима ибн аль-‘Аля’ аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма‘ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса’и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн ‘Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал». Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва’иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.

[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили «Амин», его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].

Единственной поддержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи‘и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от ‘Ата’, который сообщил:

4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили «Амин», и находящиеся позади говорили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо».

У этого хадиса имеются два недостатка:

а) Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: «Он правдив, но часто ошибался».

б) «‘Ан‘ана»(677) Ибн Джубайра, который был «мудалляс»(678); возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от ‘Ата’:

4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этой самой Мечети (Заповедная Мечеть Мекки — Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении «Амин» (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили «Амин»)».

Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.

О человеке по имени Халид говорит Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Абу Ануфа. — Прим. перев.), что в свою очередь составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем, от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что имам аш-Шафи‘и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит «Амин», возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. «Амин». — Прим. перев.), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, что они это произносят вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения имама аш-Шафи‘и, то он не высказался бы против их практики.

Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить «Амин». А Аллаху это ведомо лучше!

Однако затем я обнаружил, что аль-Бухари в «Сахихе» приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме «му‘алляк»(679)), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит ‘Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от ‘Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил «Амин», завершая (читать) Мать Книги?» Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: «Поистине, «Амин» — это мольба». Это сообщение приводит ‘Абд ар-Раззак в «Мусаннафе» (2640/2) и через этот же путь — Ибн Хазм в «аль-Мухалле» (3/364).

В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. «лицом к лицу». - Прим. перев.) от ‘Ата’, поэтому мы уверены в отсутствии здесь «тадлис»(680). Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.

Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи‘:

5. «Абу Хурайра призывал на молитву Марвана ибн аль-Хакама(681), предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: «И не тех, которые находятся в заблуждении», — пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому, когда Марван прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», Абу Хурайра протяжно произносил «Амин». Он также сказал: «Когда «Амин» тех, кто (обитает) на земле, совпадает с «Амин» тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение».

Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.

Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух «Амин» Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты. До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!

__________
(677) Глагол «‘ан‘ана» - «передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». «В качестве термина (образованное от глагола «‘ан‘ана») слово «му‘ан‘ан» используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то...» (Прим. перев.).

(678) Слово «мудалляс» образовано от глагола «далляса» — «утаивать недостаток товара от покупателя». «В качестве термина (образованное от этого глагола) слово «тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашения, то есть фальсификации» (С. 62. - Прим. перев.).

(679) Про сообщения в форме «му‘алляк», приводимые в «Сахих» аль-Бухари и Муслима, см. примечание 671 (Прим. перев.).

(680) См. примечание 678.

(681) Правитель Медины, затем один из халифов династии Омейядов (Прим. перев.).
__________

 

Приложение № 5

Совершение двух рак‘атов после молитвы «аль-витр»

Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 1993) шейха аль-Албани

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечетного [витр] (числа рак‘атов)». Этот хадис приводят аль-Бухари и Мус­лим.

2. Абу Салама спросил ‘Аишу о (ночной) молитве Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она сказала: «Его (ночная) молитва состояла из тринадцати рак‘атов: он совершал восемь рак‘атов, а затем обычно совершал витр, после чего молился два рак‘ата сидя, и когда желал сделать поясной поклон, он вставал и совершал его, а затем он молился два рак‘ата между первым (азан) и вторым (икама) призывами на утреннюю молитву». Этот хадис приводит Муслим.

3. Саубан передал: «Когда мы находились в поездке вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Поистине, путешествие является (частью того, что доставляет) мучения и тяготы, поэтому тому из вас, кто прочитал витр, следует совершить (ещё) два рак‘ата. Если он проснется (то тогда всё хорошо), а если нет, то эти два (рак‘ата) послужат (ночной молитвой) для него». [Этот хадис] приводят ад-Дарими (1/374), Ибн Хузайма в своем «Сахихе» (2/159/1103) и Ибн Хиббан (683) через различные пути передачи, восходящие к Ибн Вахбу, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил мне от Шурайха ибн ‘Убайда, от Абдурахмана ибн Джубайра ибн Нуфайра, от своего отца, от Саубана, который передал...»

Ибн Вахба поддерживает Абдуллах ибн Салих, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил нам...и т.д.». Этот хадис приводят ад-Даракутни (стр. 177) и ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» (1410). Абдуллах ибн Салих является шейхом аль-Бухари, поэтому его слова могут служить свидетельством для поддержания хадисов, сообщаемых другими передатчиками.

Этот хадис имам Ибн Хузайма использует в качестве свидетельства, «что совершать молитву после витра разрешено любому, желающему это сделать, и что два рак‘ата, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел обыкновение совершать после витра, касаются не только его, но и всей его уммы (общины), ибо он сам велел нам совершать два рак‘ата после витра — веление, носящее рекомендательный и предпочтительный характер, а не обязательный и принудительный».

Таким образом, из этого хадиса нам становится ясно, что совершение двух рак‘атов после витра не касалось исключительно его (исходя из общего характера его повеления своей умме); по всей видимости, его веление делать последнюю ночную молитву нечетной заключалось в том, чтобы исключить возможность пренебрежения одним нечетным рак‘атом, а эта цель не противоречит совершению двух рак‘атов после этого одного рак‘ата, как на то указывают его деяния и повеления. А Аллаху всё это ведомо лучше!

 

Приложение № 6

Слабость хадисов, в которых упоминается о проведении по лицу руками после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а)

Из книги «Ирва’ аль-Галиль» (2/178-182) шейха аль-Албани

1. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими своё лицо».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят ат-Тирмизи (2/244) и Ибн ‘Асакир (7/12/2) через: Хаммада ибн ‘Ису аль-Джухани, от Ханзалаха ибн Аби Суфйана аль-Джамхи, от Салима ибн Абдуллаха, от его отца, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который сказал...

Ат-Тирмизи после приведения этого хадиса дал следующий комментарий: «Это достоверный (сахих) одинокий (гариб (682)) хадис. Мы лишь знаем об этом хадисе как о переданном со слов Хаммада ибн ‘Исы, поскольку он единственный, от кого сообщается данный хадис; он сообщал мало хадисов, но люди передавали их от него».

Однако этот передатчик хадиса является слабым, как на то указал Ибн Хаджар, который в своём труде «Тахзиб» сообщил о нём следующее:

«Ибн Ма‘ин сказал: «Хороший шейх»(683); Абу Хатим сказал: «Слаб в хадисах»; Абу Дауд сказал: «Слабый, передает хадисы «мункар»(684); аль-Хаким и Наккаш сказали: «Он передает вымышленные хадисы от Ибн Джурайджа и Джа‘фара ас-Садика». Его назвал слабым (передатчиком) ад-Даракутни. Ибн Хиббан сказал: «Он сообщает вещи, имеющие совершенно противоположное значение от Ибн Джурайджа и ‘Абдул ‘Азиза ибн ‘Умара ибн ‘Абдул ‘Азиза, так что те, кто является специалистом в данной области (т.е. в науке о хадисах), считают, что он это делал намеренно; нельзя на него ссылаться в качестве доказательства (чего-либо)». Ибн Макула сказал: «Они (т.е. учёные-мухаддисы) называют хадисы, передаваемые от него, слабыми».

Таким образом, этот передатчик хадиса является очень слабым, поэтому хадисы от него не могут быть возведены до уровня хороших (хадисов), не говоря уже об уровне достоверных (хадисов)!

Сходным (с предыдущим) является следующий хадис:

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с мольбой (ду‘а) и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Он приводится Абу Даудом (1492) от Ибн Лахи‘а, от Хафса ибн Хишама ибн ‘Утбы ибн Аби Ваккаса, от Са’иба ибн Йазида, от его отца. Цепочка этого хадиса слаба из-за Хафса ибн Хишама, поскольку он неизвестен, а также из-за слабости Ибн Лахи‘а (ср. «Такриб ат-Тахзиб»).

Этот хадис не может быть подкреплен двумя путями его передачи из-за серьезной слабости в первом пути передачи.

2. «Когда вы взываете к Аллаху, то взывайте ладонями своих рук и не взывайте их тыльной стороной, а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят Ибн Маджа (1181, 3866), Ибн Наср в «Кийам аль-Ляйль» (стр. 137), ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-Кя-бир» (3/98/1) и аль-Хаким (1/536) от Салиха ибн Хассана, от Мухаммада ибн Ка‘ба, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в форме «марфу‘»(685).

Цепочка этого хадиса слаба из-за Ибн Хассана, который при передаче хадисов является «мункар», как указал аль-Бухари; ан-Наса’и сказал: «Он несостоятелен в хадисах»; Ибн Хиббан сказал: «Он держал певиц, слушал музыку и передавал вымышленные хадисы от имени надёжных передатчиков»; Ибн Аби Хатим сказал в «Китаб аль-‘Иляль» (2/351): «Я спросил своего отца (т.е. Абу Хатима ар-Рази) об этом хадисе, на что он ответил: «Мункар».

Ибн Хассана подкрепляет ‘Иса ибн Маймун, который также передал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба, как сообщил Ибн Наср. Однако это ничего не меняет, поскольку Ибн Маймун также является слабым (передатчиком): Ибн Хиббан сказал о нём: «Он передает хадисы, каждый из которых является вымышленным», ан-Наса’и сказал: «Ненадежен».

Этот хадис от Ибн ‘Аббаса также приводят Абу Дауд (1485), а от него — аль-Байхаки (2/212) через: ‘Абдул Малика ибн Мухаммада ибн Аймана, от Абдуллаха ибн Йа‘куба ибн Исхака, от некоего человека, который сообщил ему от Мухаммада ибн Ка‘ба этот хадис в следующей версии:

«Не покрывайте стены! Тот, кто заглядывает в письмо своего брата без его разрешения, поистине, заглядывает в Огонь! Взывайте к Аллаху ладонями своих рук и не взывайте к Нему тыльной стороной (ладоней), а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу!»

Цепочка этого хадиса слаба: Абу Дауд назвал ‘Абдул Малика слабым (передатчиком); цепочка этого хадиса также содержит (некоего) шейха Абдуллаха ибн Йа‘куба, имя которого не приводится, а следовательно он неизвестен — возможно, что этим шейхом был Ибн Хассан или Ибн Маймун, речь о которых шла выше.

Этот хадис также приводит аль-Хаким (4/270) через: Мухаммада ибн Му‘авийу, который сказал, что Масадиф ибн Зийад аль-Мадини передал ему, что он слышал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази. Аз-Захаби проследил за всей цепочкой этого хадиса, указав, что ад-Даракутни назвал Ибн Му‘авийу лжецом, поэтому данный хадис является вымышленным.

Абу Дауд сказал об этом хадисе: «Этот хадис передаётся более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба, каждая из которых является слабой».

Установлено, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки во время ду‘а аль-кунут, обращаясь к Аллаху с мольбой покарать язычников, убивших 70 чтецов (Корана) — Имам Ахмад (3/137) и ат-Табарани в «аль-Му‘джам ас-Сагир» (стр. 111) приводят этот хадис от Анаса через достоверную цепочку передатчиков. О поднятии рук при произнесении ду‘а аль-кунут во время совершения молитвы «аль-витр» достоверно передаётся от ‘Умара и других (сподвижников). Однако, поскольку об обтирании лица после ду‘а аль-кунут ничего не передаётся ни от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от кого-либо из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), это действие (проведение руками по лицу), несомненно, является религиозным нововведением (бид‘а).

Что касается проведения руками по лицу не во время совершения молитвы, то на этот счёт существуют лишь два вышеупомянутых хадиса: неправомерно говорить, что они подкрепляют друг друга, возводясь тем самым до ранга «хороших» хадисов, как это сделал Манави, ввиду серьезной слабости, которая была выявлена в путях передачи этих хадисов. Вот почему имам ан-Навави сказал в «Маджму‘»: «Так делать не рекомендуется», одобрив Ибн ‘Абд ас-Саляма, который сказал: «Так делает только невежественный человек».

Тот взгляд, что (Шариатом) не предписано обтирание лица после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а), подкрепляется тем фактом, что существуют многочисленные достоверные хадисы о поднятии рук во время взывания к Аллаху с мольбой (ду‘а), но ни в одном из них не упоминается об обтирании лица; это указывает, с дозволения Аллаха, на то, что так поступать неприемлемо и не предписано.

__________
(682) Слово «гариб» является прилагательным и переводится как «одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин слово «гариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика (С. 23. - Прим. перев.).

(683) Если Ибн Ма‘ин положительно высказывается о передатчике (хадиса), тогда как остальные ученые объявляют его слабым, то утверждение Ибн Ма‘ина не принимается вследствие того, что он был известен своей строгостью и суровостью в критике: слабые передатчики (хадисов) предпринимали все меры предосторожности, дабы не раскрыть свою слабость перед ним; поэтому он и выносил соответствующие суждения. Этим объясняется то, почему он является единственным, кто назвал этого передатчика надёжным.

(684) См. примечание 618 (Прим. перев.).

(685) См. примечание 673 (Прим. перев.).
__________

 

Список использованной литературы

I. Священный Коран

II. Тафсир

2. Ибн Кясир (701-774 гг. х.). «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым».

III. Сунна

3. Малик бин Анас (93-179 гг. х.). «аль-Муватта’».

4. Ибн аль-Мубарак, Абдуллах (118—181 гг. х.). «Аз-Зухд», рукопись.

5. Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани (131-189 гг. х.). «аль-Муватта’».

6. Ат-Тайалиси (124-204 гг. х.). «аль-Муснад».

7. Абд ар-Раззак бин Хумам (126-211 гг. х.). «аль-Амали», рукопись.

8. Хумайди, Абдуллах бин аз-Зубайр (ум. в 219 г. х.). «Муснад», рукопись.

9. Ибн Са‘д, Мухаммад (168-230 гг. х.). «Ат-Табакат аль-Кубра».

10. Ибн Ма‘ин, Йахйа (ум. в 233 г. х.). «Тарих ар-Риджаль валь-‘Иляль», рукопись.

11. Ахмад бин Ханбал (164-241 гг. х.). «Муснад».

12. Ибн Аби Шайбах, Абдуллах бин Мухаммад Абу Бакр (ум. в 235 г. х.). «Мусаннаф», рукопись.

13. Ад-Дарими (181-255 гг. х.). «Сунан».

14. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «аль-Джами‘ ас-Сахих» с комментарием «Фатх аль-Бари».

15. Аль-Бухари (194—256 гг. х.). «аль-Адаб аль-Муфрад»

16. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Хальк Аф‘аль аль-‘Ибад».

17. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Ат-Тарих ас-Сагир».

18. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Джуз’ аль-Кира’а».

19. Абу Дауд (202-275 гг. х.). «Сунан».

20. Муслим (204—261 гг. х.). «Сахих».

21. Ибн Маджа (209-273 гг. х.). «Сунан».

22. Ат- Тирмизи (209-279 гг. х.). «Сунан».

23. Ат-Тирмизи (209-279 гг. х.). «Шама’иль Мухаммадиййа» с комментариями шейхов Али аль-Кари и Абд ар-Ра’уфа аль-Манави.

24. Аль-Харис бин Аби Усама (176-282 гг. х.). «Муснад—Зава’идух», рукопись.

25. Абу Исхак аль-Харби, Ибрахим бин Исхак (198—285 гг. х.). «Гариб аль-Хадис» («Трудные слова в хадисах»), рукопись.

26. Баззар, Абу Бакр Ахмад бин ‘Амр аль-Басри (ум. в 292 г. х.). «Муснад— Зава’идух», фотокопия.

27. Мухаммад бин Наср (202-294 гг. х.). «Кийам аль-Ляйль».

28. Ибн Хузайма (223-311 гг. х.). «Сахих».

29. Ан-Наса’и (225-303 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Муджтаба».

30. Ан-Наса’и (225-303 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Кубра», рукопись.

31. Аль-Касим аль-Саркасти (255—302 гг. х.). «Гариб аль-Хадис» / «Ад-Дала’иль».

32. Ибн аль-Джаруд (ум. в 307 г. х.). «аль-Мунтака», рукопись.

33. Абу Йа‘ла аль-Мусили (ум. в 307 г. х.). «Муснад», рукопись.

34. Руйани, Мухаммад бин Харун (ум. в 307 г. х.). «Муснад», рукопись.

35. Ас-Сирадж, Абуль-Аббас Мухаммад бин Исхак (216—313 гг. х.). «Муснад», несколько томов в рукописях (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

36. Абу Авана (ум. в 316 г. х.). «Сахих».

37. Ибн Аби Дауд Абдуллах бин Сулайман (230— 316 гг. х.). «аль-Масахиф», рукопись.

38. Ат-Тахави (239-321 гг. х.). «Шарх Ма‘ани аль-Асар» («Разъяснение смысла хадисов»).

39. Ат-Тахави (239—321 гг. х.). «Мушкиль аль-Асар» («Трудные (для понимания) слова в хадисах»).

40. ‘Укайли, Мухаммад бин ‘Амр (ум. в 322 г. х.). «Ад-Ду‘афа’» («Слабые передатчики хадисов»), рукопись.

41. Ибн Аби Хатим (240-327 гг. х.). «аль-Джарх ва-т-Та‘диль» («Отвод и подтверждение передатчиков хадисов».

42. Ибн Аби Хатим (240-327 гг. х.). «И‘ляль аль-Хадис».

43. Абу Джа‘фар аль-Бухтури, Мухамад бин ‘Амр ар-Разак (ум. в 329 г. х.). «аль-Амали», рукопись.

44. Абу Са‘ид бин аль-А‘раби, Ахмад бин Зийад (246-340 гг. х.). «Му‘джам», рукопись.

45. Ибн ас-Саммак, ‘Усман бин Ахмад (ум. в 344 г.х.). «Хадис», рукопись.

46. Абуль-’Аббас аль-Асамм, Мухаммад бин Йа‘куб (247-346 гг. х). «Хадис», рукопись.

47. Ибн Хиббан (ум. в 354 г.х.). «Сахих».

48. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам аль-Кябир», несколько томов в рукописях (Библиотека «Захириййа», Дамаск, Сирия).

49. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам аль-Аусат мин аль-джам‘ байнаху ва байн-ас-Сагир», рукопись.

50. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам ас-Сагир».

51. Абу Бакр аль-Аджури (ум. в 360 г. х.). «аль-Арба‘ин», рукопись.

52. Абу Бакр аль-Аджури (ум. в 360 г. х.). «Адаб Хамляль-Кур’ан», рукопись.

53. Ибн ас-Сунни (ум. в 364 г. х.). «‘Амль аль-Йаум ва-ль-Ляйла».

54. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х.). «Табакат аль-Исбаханиййин», рукопись.

55. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х.). «Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джаби» («От кого ещё передавал Абу аз-Зубайр, помимо Джабира»), рукопись.

56. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х). «Ахляк ан-Наби, салла Ллаху аляйхи ва саллям».

57. Ад-Даракутни (306-385 гг. х.). «Сунан».

58. Аль-Хаттаби (317-388 гг. х.). «Ма‘алим ас-Сунан».

59. Аль-Мухлис (305-393 гг. х.). «аль-Фафа’ид», рукопись (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

60. Ибн Мандах, Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исхак (316—395 гг. х.). «Ат-Таухид ва Ма‘рифа Асма’ Аллах Та‘аля», рукопись.

61. Аль-Хаким (320—405 гг. х.). «аль-Мустадрак».

62. Таммам ар-Рази (330 — 414 гг. х.). «аль-Фава’ид», две полные копии в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

63. Ас-Сахми, Хамза бин Йусуф аль-Джурджани (ум. в 427 г. х.). «Тарих Джурджан».

64. Абу Ну‘айм аль-Исбахани (336—430 гг. х.). «Ахбар Исбахан».

65. Ибн Бушран (339—430 гг. х.). «аль-Амали», большая часть этого труда в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

66. Аль-Байхаки (384—458 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Кубра».

67. Аль-Байхаки (384—458 гг. х.). «Дала’иль ан-Нубувва», рукопись (Библиотека «Ахмадиййа», Халеб, Сирия).

68. Ибн ‘Абд аль-Барр (368—463 гг. х.). «Джами‘ Байан аль-‘Ильм ва Фадлих».

69. Ибн Мандах, Абуль-Касым (381-470 гг. х.). «Ар-Радд ‘аля ман Йунфи аль-Харф мин аль-Кур’ан», рукопись (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

70. Аль-Баджи (403—477 гг. х.). «Шарх аль-Муватта’».

71. ‘Абд аль-Хакк аль-Ишбили (510-581 гг. х.). «аль-Ахкам аль-кубра», рукопись.

72. ‘Абд аль-Хакк аль-Ишбили (510-581 гг. х.). «Тахаджжуд», рукопись.

73. Ибн аль-Джаузи (510—597 гг. х.). «Ат-Тахкик ‘аля Маса’иль ат-Та‘лик», рукопись.

74. Абу Хафс аль-Му’адиб, ‘Амр бин Мухаммад (516—607 гг. х.). «аль-Мунтака мин Амали Абиль-Касым ас-Самарканди», рукопись.

75. ‘Абд аль-Гани бин ‘Абд аль-Вахид аль-Макдиси (541—600 гг. х.). «Сунан», рукопись.

76. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «аль-Ахадис аль-Мухтара», несколько томов из этого труда в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

77. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «аль-Мунтака мин аль-Ахадис ас-Сихах ва-ль-Хисан», рукопись.

78. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «Джуз’ фи фадль аль-Хадис ва Ахлих», рукопись.

79. Аль-Мунзири (581—656 гг.х.). «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб».

80. Зайла’и (ум. в 762 г. х.). «Насб ар-Райах».

81. Ибн Кясир (701-774 гг. х.). «Джами‘ аль-Масанид», рукопись.

82. Ибн аль-Муляккин, Абу Хафс ‘Амр бин Абиль-Хасан (723-804 гг. х.). «Хуласа аль-Бадр аль-Мунир», рукопись.

83. Аль-‘Ираки (725—806 гг. х.). «Тарх ат-Тасриб».

84. Аль-‘Ираки (725-806 гг. х.). «Тахридж» («Указание на источники передачи хадисов») к труду аль-Газали «Ихйа Улюм ад-Дин» («Воскрешение наук о вере»).

85. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Маджма‘ аз-Зава’ид».

86. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Маварид аз-Зам’ан фи Зава’ид Ибн Хиббан».

87. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Зава’ид аль-Му‘джам ас-Сагир ва-ль-Аусат ли Табарани», рукопись.

88. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. х.). «Тахридж Ахадис аль-Хидайа».

89. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. х.). «Тальхис аль-Хабир».

90. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773—852 гг. х.). «Фатх аль-Бари».

91. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773—852 гг. х.). «аль-Ахадис аль-‘Алийат», рукопись.

92. Ас-Суйути (889-911 гг. х.). «аль-Джами‘ аль-Кябир», рукопись.

93. ‘Али аль-Кари (ум. в 1014 г. х.). «аль-Ахадис аль-Мавду‘а».

94. Аль-Манави (952-1031 гг. х.). «Файд аль-Кадир Шарх аль-Джами‘ ас-Сагир».

95. Аз-Зуркани (1055-1122 гг. х.). «Шарх аль-Мавахиб аль-Ладунниййа».

96. Аш-Шавкани (1171-1250 гг. х.). «аль-Фава’ид аль-Маджму‘а филь-Ахадис аль-Мавду‘а».

97. ‘Абд аль-Хайй Лукнави (1264-1304 гг. х.). «Ат-Та‘лик аль-Мумаджжид ‘аля Муватта’ Мухаммад».

98. ‘Абд аль-Хайй Лукнави (1264-1304 гг. х.). «аль-Асар аль-Марфу‘а филь-Ахбар аль-Мавду‘а».

99. Мухаммад бин Са‘ид аль-Хальби (даты рождения и смерти неизвестны). «Мусальсалят», рукопись.

100. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332-1420 гг. х.). «Тахридж Сифат Салят ан-Набий», рукопись, исходный источник («аль-Асль») для данной книги.

101. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332-1420 гг. х.). «Ирва’ аль-Галиль фи Тахридж Ахадис Манар ас-Сабиль» в 8 томах.

102. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Сахих Аби Дауд», неполный.

103. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Примечание к труду ‘Абд аль-Хакка аль Ишбили «Ахкам», неполный.

104. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Тахридж» («Указание на источники передачи хадисов») к труду «Шарх ‘Акида Тахавиййа».

105. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» в 4 томах.

IV. Фикх (Исламское право)

106. Малик бин Анас (93—179 гг. х.). «аль-Мудаввана» (право маликитского мазхаба).

107. Аш-Шафи‘и, Мухаммад бин Идрис (150-204 гг. х.). «аль-Умм» (право шафиитского мазхаба).

108. Аль-Марвази, Исхак бин Мансур (ум. в 251 г. х.). «Маса’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак бин Рахавайх», рукопись.

109. Ибн Хани, Ибрахим Найса Абури (ум. в 265 г. х.). «Маса’иль аль-Имам Ахмад», рукопись.

110. Аль-Музани (175-264 гг. х.). «Мухтасар Фикх аш-Шафи‘и», напечатано на полях страниц книги «аль-Умм».

111. Абу Дауд (202-275 гг. х.). «Маса’иль аль-имам Ахмад» (Право ханбалитского мазхаба).

112. ‘Абдуллах, сын Имама Ахмада (203-290 гг. х.). «Маса’иль аль-имам Ахмад», рукопись.

113. Ибн Хазм (384-456 гг. х.). «аль-Мухалла» (Право захиритского мазхаба).

114. Аль-’Изз бин ‘Абд ас-Салям (578-660 гг. х.). «аль-Фатава», рукопись.

115. Ан-Навави (631-686 гг. х.). «аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб» (Право шафиитского мазхаба).

116. Ан-Навави (631—686 гг. х.). «Равдат ат-Талибин» (право шафиитского мазхаба).

117. Ибн Таймиййа (661—728 гг. х.). «аль-Фатава» (независим от какого-либо мазхаба).

118. Ибн Таймиййа (661-728 гг. х.). «Мин Калям ляху фи-т-Такбир фи-ль-‘Идайн ва гайрух», рукопись.

119. Ибн аль-Каййим (691—751 гг. х.). «И‘лям аль-Мувакки‘ин» (независим от какого-либо мазхаба).

120. Ас-Субки (683-756 гг. х.). «аль-Фатава» (Право шафиитского мазхаба).

121. Ибн аль-Хумам (790-869 гг. х.). «Фатх аль-Кадир» (Право ханафитского мазхаба).

122. Ибн ‘Абд аль-Хади, Йусуф (840-909 гг. х.). «Иршад ас-Салик» (Право ханбалитского мазхаба), рукопись.

123. Ибн ‘Абд аль-Хади, Йусуф (840-909 гг. х.). «аль-Фуру‘» (Право ханбалитского мазхаба).

124. Ас-Суйути (809—911 гг. х.). «аль-Хави лиль-Фатави» (Право шафиитского мазхаба).

125. Ибн Нуджайм аль-Мысри (ум. в 970 г. х.). «аль-Бахр ар-Ра’ик» (Право ханафитского мазхаба).

126. Аш-Ша‘рани (898-973 гг. х.). «аль-Мизан» (согласно праву четырёх мазхабов).

127. Аль-Хайтами (909-973 гг. х.). «Ад-Дарр аль-Мандуд фи-с-Салят ва-с-Салям ‘аля Сахиб аль-Макам аль-Махмуд», рукопись.

128. Аль-Хайтами (909—973 гг. х.). «Асма аль-Маталиб», рукопись.

129. Валиулла Дехлави (1110-1176 гг. х.). «Худжжат-уллах аль-Балига» (независим от какого-либо мазхаба).

130. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Примечания к труду «Ад-Дарр аль-Мухтар» (право ханафитского мазхаба).

131. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Примечания к труду «аль-Бахр ар-Ра’ик» (право ханафитского мазхаба).

132. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Расм аль-Муфти» (право ханафитского мазхаба).

133. ‘Абд аль-Хакк (1264-1304 гг. х.). «Имам аль-Калям фима йата‘аллак би-ль-Кира’а Хальф аль-имам» (независим от какого-либо мазхаба).

134. ‘Абд аль-Хакк (1264-1304 гг. х.). «Ан-Нафи‘ аль-Кябир лиман йутали‘ аль-Джами‘ ас-Сагир» (независим от какого-либо мазхаба).

V. Сира (Жизнеописание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

135. Ибн Аби Хатим, ‘Абдурахман (240—327 гг. х.). «Такаддама аль-Ма‘рифа ли Китаб аль-Джарх ва-т-Та‘диль».

136. Ибн Хиббан (ум. в 354 г. х.). «Ас-Сикат» («Достоверные передатчики хадисов»), рукопись.

137. Ибн ‘Адий (277—365 гг. х.). «аль-Кямиль», рукопись.

138. Абу Ну‘айм (336—430 гг. х.). «Хилйат аль-Аулийа’», рукопись.

139. Хатиб Багдади (392—463 гг. х.). «Тарих Багдад».

140. Ибн ‘Абд аль-Барр (368—463 гг. х.). «аль-Интика’ фи Фада’иль аль-Фукаха’», рукопись.

141. Ибн ‘Асакир (499-571 гг..х.). «Тарих Димашк», рукопись.

142. Ибн аль-Джаузи (508—597 гг. х.). «Манакиб аль-Имам Ахмад».

143. Ибн аль-Каййим (691-751 гг. х.). «Заад аль-Ма‘ад».

144. ‘Абд аль-Кадир аль-Кураши (696—775 гг. х.). «аль-Джавахир аль-Мадиййа».

145. Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 гг. х.). «Зайль ат-Табакат».

146. ‘Абд аль-Хайй аль-Лукнави (1264—1304 гг. х.). «аль-Фава’ид аль-Бахиййа фи Тараджум аль-Ханафиййа».

VI. Арабский язык

147. Ибн аль-Асир (544-606 гг. х.). «Ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис ва-ль-Асар».

148. Ибн Манзур аль-Африки (630-711 гг. х.). «Лисан аль-‘Араб».

149. Файруз Абади (729-817 гг. х.). «аль-Камус аль-Мухит».

VII. Усул аль-фикх (Основы права)

156. Ибн Хазм (384-456 гг. х.). «аль-Ихкам фи Усуль аль-Ахкам».

151. Ас-Субки (683-756 гг. х.). «Ма‘на Кауль аш-Шафи‘и аль-Матляби «иза сахх аль-хадис фа-хува мазхаби» («Значение высказывания аш-Шафи’и: Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб») из «Маджму‘ ар-Расаи’ль».

152. Ибн аль-Каййим (691-756 гг. х.). «Бада’и‘ аль-Фава’ид».

153. Валиулла Дехлави (1110-1176 гг. х.). «‘Икд аль-Джид фи Ахкам аль-Иджтихад ва-т-Таклид».

154. Аль-Фулани (1166-1218 гг. х.). «Иказ аль-Химам».

155. Зурка, шейх Мустафа (современник шейха аль-Албани). «аль-Мадхаль иля ‘Ильм Усул аль-Фикх».

VIII. Азкар (Книги поминания)

156. Исмаил аль-Кади аль-Макдиси (199—282 гг. х.). «Фадль ас-Салят ‘аля Набий, салла-Ллаху аляйхи ва саллям» (хадисы этой книги проверены на достоверность шейхом аль-Албани).

157. Ибн аль-Каййим (691-751 гг. х.). «Джала’ аль-Ифхам фи-с-Салят ‘аля Хайр аль-Анам».

158. Сиддик Хасан Хан (1248-1307 гг. х.). «Нузуль аль-Абрар».

IX. Разное

159. Ибн Батта, ‘Абдуллах бин Мухаммад (304—387 гг. х.). «аль-Ибана ‘ан Шари‘а аль-Фирка ан-Наджийа», рукопись.

160. Абу ‘Амр ад-Дани, ‘Усман бин Са‘ид (371-444 гг. х.). «аль-Мухтафа фи Ма‘рифа аль-Вакф ат-Тамм», рукопись.

161. Хатиб Багдади (392—463 гг. х.). «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи‘и фима аснада иляйх...», рукопись.

162. Аль-Харави, ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Ансари (396—481 гг. х.). «Замм аль-Калям ва Ахлях», рукопись.

163. Ибн аль-Каййим (691—751 гг. х.). «Шифа’ аль-‘Алиль фи Маса’иль аль-Када’ ва-ль-Кадр ва-т-Та‘лиль».

164. Файруз Абади (729—817 гг. х.). «Ар-Радд ‘аля аль-Му‘тарид ‘аля Ибн ‘Араби», рукопись.

 

Конец книги шейха аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах)

 

 

Глоссарий

Азан — призыв на молитву, который состоит из:
1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик / Аллаху акбар /”.
2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха / Ашхаду алля иляха илля-Ллах /”.
3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха / Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /”.
4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! / Хаййа ‘аля-с-салят! /”
5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! / Хаййа ‘аля-ль-фалях! /”
6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик / Аллаху акбар /”.
7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллах /”.

Помимо этого перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению!” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! / Ас-саляту хайрун мин ан-наум! /”.

‘Акида (мн. ч. — ‘акаид) — вероучение; догмат веры.

Амин — это слово означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу!»

Ансар — (мн. ч. от «насир» — “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. — ансары) — жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.

Аль-Асма’ аль-Хусна — Прекраснейшие Имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему.

‘Аср — послеполуденные часы, когда совершается обязательная послеполуденная молитва. Отведенное для этой молитвы время начинается сразу после окончания времени полуденной молитвы, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако крайне желательно завершить эту молитву до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета.

Ахль аль-байт — семья Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

Ахль аз-зимма — иудеи, христиане и сабии, живущие на мусульманской территории и находящиеся под защитой мусульман.

Ахль аль-Китаб — люди или же обладатели Писания; так именовались иудеи, христиане и сабии.

Ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а — приверженцы Сунны и согласия; сунниты.

Ахляк — нравы; нравственные качества.

Аль-ахира - мир вечный.

Аль-ашхур аль-мухаррама — священные или же запретные месяцы. Так именуются месяцы зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб, являющиеся соответственно одиннадцатым, двенадцатым, первым и седьмым месяцами лунного календаря.

Аль-Масджид аль-Харам — Заповедная Мечеть, расположенная в Мекке, в которой находится Кааба. Согласно некоторым достоверным хадисам, вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за сто тысяч молитв, совершенных в других мечетях.

Аль-Масджид ан-Набави — мечеть Пророка Мухаммада в Медине, строительство которой началось сразу после его переселения из Мекки в Медину. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за тысячу молитв, совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной Мечети в Мекке и мечети аль-Акса в Иерусалиме.

Аль-Масджид аль-Акса — священная мечеть, расположенная в Иерусалиме и построенная пророками Исхаком (Исааком) и его сыном Йа‘кубом (Иаковом) спустя сорок лет после строительства Заповедной мечети в Мекке. Эта мечеть является третьей святыней ислама, к которой разрешается специально приезжать для совершения в ней молитв. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за двести пятьдесят молитв(1), совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине.

Ар-Рабб - Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит Вселенной. Это — одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха. В русском языке нет слова, которое бы отражало все оттенки этого эпитета, и самым близким к нему по значению является слово “Господь”.

Арш — материальная компенсация за нанесение травм или увечий другому лицу.

Ас-Сафа — один из двух холмов, расположенных в восточной части Заповедной мечети, между которыми паломники совершают ритуальный бег.

Ахкам — религиозные предписания. Шариатскиё предписания делятся на пять видов: а) ваджиб или фард, т.е. обязательные; б) мустахабб, т.е. дополнительные, желательные или необязательные; в) мубах или халяль, т.е. дозволенные и разрешенные; г) макрух, т.е. нежелательные; д) харам, т.е. запрещенные.

Аят — знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана.

Баки‘ - кладбище в Медине, на котором похоронены многие сподвижники Пророка Му­хаммада.

Бадр — название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. н.э. в этом месте отряд мусульман под командованием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) пообещал, что им будут прощены все грехи.

Байт аль-Макдис — священная мечеть в Иерусалиме, третья мусульманская святыня, ради совершения молитв в которой разрешается специально отправляться в путь. Первыми двумя являются Заповедная мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада в Медине.

Бид‘а — ересь, религиозное нововведение. Любое нововведение, касающееся религиозных предписаний, является ересью и отвергается Всевышним Аллахом. Хорошего нововведения («бид‘а хасана») не существует, потому что ниспосланный Аллахом Шариат является совершенным и не нуждается в дополнениях или изменениях.

Вали — в Коране этот термин по отношению к Аллаху означает "Покровитель", а в хадисах часто используется в значении "близкий к Аллаху" (подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого). Кроме того, слово " аулийа " (мн. ч. от вали) имеет и другое значение — члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство.

Василя (тавассуль) — способ приблизиться ко Всевышнему Аллаху и снискать Его благоволение. Разрешается стремиться снискать благоволение Аллаха посредством Его Прекраснейших Имён и совершенных качеств, своих искренних благодеяний и молитв живого праведного человека. Существуют и запрещенные и еретические способы приближения к Аллаху.

Витр — добровольная ночная молитва из нечётного количества рак‘атов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного рак‘ата, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати рак‘атов.

Вуджуб аль-Иттиба‘ — необходимость придерживаться предписаний Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ни одно из благодеяний не будет принято Всевышним Аллахом до тех пор, пока мусульманин не выполняет его искренне ради Аллаха и в соответствии с предписаниями Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Вуду’ — частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения; речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, которое совершается мусульманином перед молитвой или в случае малого осквернения, наступающего в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях. Насчитывается десять необходимых условий действительности частичного омовения: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, наличие намерения совершить молитву, что подразумевает намерение не прерывать омовение вплоть до его завершения, устранение причины, в силу которой омовение стало обязательным, подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения, чистота и дозволенность воды(2), устранение препятствия, мешающего доступу воды к коже, и наступление времени обязательной молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения(3). Шестью обязательными элементами омовения являются: омовение лица от верхней границы лба до подбородка по длине и от уха до уха по ширине, включая полоскание рта и промывание носа; омовение рук до локтей; полное протирание влажными руками головы, включая уши; омовение ног до щиколоток; соблюдение установленного порядка и непрерывность омовения. Недействительным омовение делают восемь вещей: выделение мочи или кала, а также испускание ветров; любые нечистые выделения(4); умопомрачение; прикосновение к женщине под воздействием страсти; прикосновение рукой к половым органам или заднему проходу; употребление в пищу верблюжатины; омывание покойного и отступничество от ислама.

Гайб — всё то, что сокрыто от людей и известно одному лишь Аллаху.

Гусль - полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях.

Джальсат аль-Истираха — короткая пауза, которую молящийся проводит в сидячем положении после второго земного поклона перед тем, как подняться на следующий рак‘ат.

Джанаба — большое осквернение. Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое / джанаба / и малое / хадас / осквернение, что требует соответственно полного / гусль / или частичного / вуду’ / омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права / фикх /.

Джаннат - Рай.

Джаханнам — Геенна, Ад.

Джахилийа — доисламская эпоха, период язычества.

Джинны - одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из огня (две другие — люди и ангелы).

Джихад — священная война за веру. Это слово образовано от глагола "джахада" — отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Во многих случаях речь может идти не только о вооружённой борьбе с врагами ислама, но и о борьбе за веру в более широком смысле слова, например о борьбе с собственными дурными наклонностями, о побуждении других к совершению всего одобряемого шариатом, о приложении всех сил ради противостояния всему порицаемому Шариатом и так далее.

Джуму‘а — пятница. В этот день мусульмане собираются в соборных мечетях на обязательную пятничную молитву, перед которой хатыб (проповедник) читает пятничную проповедь.

Ду‘а — обращение с мольбой к Аллаху.

Духа — период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня, когда совершается необязательная утренняя молитва.

Зикр (мн. ч. азкар) — «поминание», слова, которые используются для поминания Аллаха и обращения к Нему с мольбами во время совершения различных установленных Сунной действий, включая молитву.

Зухр — полдень. С того момента, как солнце переходит зенит, наступает время обязательной полуденной молитвы, которое продолжается до тех пор, пока тень предмета (без учета остаточной тени) не станет равна длине самого предмета.

‘Ибада — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны Всевышнему Аллаху. К поклонению относятся молитва, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т.п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.

‘Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня.

‘Ид аль-Фитр — трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля — месяца, следующего за рамаданом.

Иджма‘ — единодушное решение общины или же религиозных авторитетов.

Иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

Икама — объявление о начале молитвы. Икама читается муадзином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, но в два раза короче, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов "Спешите к спасению!" во время икамы дважды повторяются слова "Молитва началась" / Кад камат ас-салят /.

Имам - а) лицо, руководящее групповой молитвой;
б) предводитель, достойный подражания;
в) крупный мусульманский богослов.

Иман — вера. Мусульманская вера зиждется на вере в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день и предопределение с его добром и злом. Составными частями веры являются твердая убежденность, праведные слова и праведные деяния.

Ислам — покорность воле Аллаха.

Иснад — перечисление или же цепь передатчиков хадиса.

Исти’аза — слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана.

Истиска — групповая молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи.

Истихара — молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящийся просит Всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.

Истихсан — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали ее.

Ифтираш — положение во время молитвы, когда молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

Ихрам — ритуальное состояние, в котором молящемуся и паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время. Молящийся оказывается в таком состоянии после произнесения слов «Аллаху акбар!» в начале молитвы, которые называются «Такбират аль-Ихрам». Паломник оказывается в состоянии ихрама после надевания ритуальной одежды и произнесения вслух слов о намерении совершить паломничество, ибо эти слова намерения вслух произносил сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), как о том передаётся в достоверных хадисах. Ритуальная одежда паломника состоит из двух кусков нескроенной материи: изара, которой опоясываются вокруг пояса, и риды, которую накидывают на туловище.

Ихсан — совершенное поклонение, когда правоверный поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно видит Его, и даже если он не в состоянии представить себе подобное, он все равно знает, что всевышний Аллах видит его.

‘Иша — вечерние часы, когда совершается вечерняя молитва. Его время начинается примерно через 1 ч. 30 мин. после заката солнца и продолжается до полуночи. Для определения полуночи следует вначале вычислить продолжительность ночи, которая длится с момента заката солнца до наступления рассвета. По прошествии половины этого времени заканчивается время, отведенное для обязательной вечерней молитвы.

Ка‘ба (Кааба) — главная святыня ислама, является первым храмом, построенным на земле для поклонения Всевышнему Аллаху. Все мусульмане обращаются лицом к ней во время совершения молитвы, и ежегодно миллионы мусульман съезжаются в Мекку для совершения паломничества и обхода вокруг этой святыни.

Каффара — искупление за совершённый грех. Так, например, человек, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков.

Кибла — направление в сторону Каабы, расположенной в Заповедной мечети в городе Мекка, куда все мусульмане обращают свои лица во время молитв и некоторых других обрядов поклонения.

Кийам — стояние во время молитвы.

Кийам ал-Лейл — необязательная ночная молитва, которая может совершаться после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета. При соответствующих обстоятельствах эта молитва может называться Тахаджжуд или Таравих.

Кийас — религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, принятыми Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в Священном Коране или Пречистой Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу.

Кунут — обращения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно во время последнего рак‘ата до или после поясного поклона.

Ля иляха илля-Ллах — свидетельство единобожия, которое означает: «Нет бога, кроме Аллаха». Бог — это объект поклонения и обожествления. Мусульмане не поклоняются никому, кроме Всевышнего Аллаха, потому что только Он творит божественные деяния и обладает совершенными качествами, присущими истинному божеству. Мусульмане отвергают поклонение идолам, звездам, святым, пророкам или ангелам, потому что все они являются творениями и нуждаются в своем Создателе, который Всемогущ и ни в ком и ни в чем не нуждается.

Однако для того чтобы уверовать в это свидетельство и стать мусульманином, человек обязан выполнять восемь условий, без которых свидетельство единобожия не принесет ему пользы. Это: а) знание о смысле этого свидетельства, которое несовместимо с неосведомленностью; б) убежденность в истинности этого свидетельства, которая несовместима с сомнением; в) принятие этого свидетельства душой и устами, которое несовместимо с отказом от произнесения этих слов; г) покорность всем требованиям этого свидетельства, которая несовместима с ослушанием Аллаха и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует); д) искренность при произнесении этого свидетельства, которая несовместима с ложью; е) любовь к этому свидетельству, которая несовместима с неприязнью и отвращением к единобожию; ж) отказ от поклонения всему, кроме Всевышнего Аллаха.

Мазхаб — «доктрина», «школа»; религиозное учение в области мусульманского права (фикха), основанное на всей совокупности разработок основателя какого-либо мазхаба, его учеников и учёных, придерживающихся данного мазхаба. Также: позиция, мнение учёного-богослова по какому-либо вопросу.

Макрух — нечто нежелательное, порицаемое с точки зрения религии, за совершение которого мусульманин не удостаивается наказания.

Маса’иль (в ед. ч. мас’аля) — «то, о чём спрашивается»; какой-либо отдельный вопрос в мусульманском праве.

Матн — информативная часть хадиса.

Муаззин (муэдзин) —человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве, когда наступает соответствующее время.

Муджтагхид — мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а не на суждения других богословов.

Мусалля — место моления.

Муфассаль — общее название всех сур Корана начиная с 50-й суры "Каф" и до конца.

Муфтий — учёный-богослов, имеющий право на вынесение фетв.

Мухаддис — знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией.

Наби — пророк.

Навафиль — общее название любых добровольных молитв, постов и прочих благочестивых дел.

Намаз (салят) — молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями действительности молитвы являются: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикрывание определённых частей тела, наступление установленного времени, обращение лицом к Кибле и наличие намерения. Насчитывается четырнадцать столпов молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возможности; произнесение слов "Аллах велик" в начале молитвы; чтение «аль-Фатихи”; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; совершение земного поклона на семи частях тела; выпрямление после земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохранение спокойствия при совершении всех столпов молитвы; совершение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и произнесение двух таслимов. Насчитывается восемь обязательных элементов / ваджибат / молитвы, которыми являются каждое произнесение слов "Аллах велик! / Аллаху акбар /", за исключением произнесения их в начале молитвы(5), произнесение слов "Слава моему великому Господу! / Субхана Рабби-ль-‘Азым " во время поясного поклона, произнесение слов "Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу! / Сами‘а-Ллах ли-ман хамидаху /" имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов "Господь наш, хвала Тебе! / Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд! /" каждым молящимся, произнесение слов "Слава моему высочайшему Господу! / Субхана Рабби-ль-А‘ля /" во время земного поклона, произнесение слов "Господь мой, прости меня / Рабби-гфир ли! /" между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выполнен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обязательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный элемент не будет выполнен по невнимательности, положение можно исправить с помощью совершения земных поклонов суджус аль-сахв.

Рак‘ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных аятов Корана по желанию молящегося. Исключением является 1-я сура Корана «аль-Фатиха», которая читается в обязательном порядке.

Расуль — посланник Аллаха.

Руку‘ — поясной поклон.

ас-Саб‘у-ль-масани — «семь повторяемых». Так именуются семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура «аль-Фатиха».

Сахаб (мн. ч. асхаб или сахб)- человек, который встречался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), являясь мусульманином, и умер в исламе.

Суджуд — земной поклон

Суджуд ас-Сахв — два земных поклона, которые молящийся совершает до или после произнесения заключительных слов приветствия для того, чтобы искупить ошибки, допущенные в молитве.

Сунна — пример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунну составляют хадисы.

Сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

Сутра — преграда; любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте. Такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление Киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Таби‘и (мн. Таби‘ун) — поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников Пророка Мухаммада.

Таваррук — положение молящегося, который во время произнесения слов последнего ташаххуда в третьем или четвёртом рак‘ате молитвы сидит на верхней части бедра, просунув при этом левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

Тагут — а) любое творение, которое обожествляют и которому поклоняются наряду со Всевышним Аллахом; б) грешник, преступающий запреты Аллаха; в) сатана и дьяволы; г) колдуны и предсказатели; д) нечестивцы, которые вводят людей в заблуждение и утверждают законы, противоречащие Шариату Аллаха; е) строение, в котором находится идол.

Тайаммум — очищение чистым песком, пылью и так далее; допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой; осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.

Такбир — произнесение молитвенной формулы " Аллаху акбар /Аллах велик/".

Такбират аль-ихрам - произнесение слов "Аллаху акбар" в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня плеч или кончиков ушей.

Таклид — безоговорочное руководство высказываниями и решениями одного из богословов без обращения к Корану и Сунне, которые могут подтвердить или опровергнуть справедливость его точки зрения.

Таравих — необязательная, но желательная ночная молитва, которая может совершаться в месяце рамадан после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета.

Тасбих - произнесение слов "Слава Аллаху / Субхана-Ллах /".

Тартиль — чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы.

Таслим — произнесение слов приветствия «Ас-саляяму ‘алейкум ва рахматуллаахи ва баракаатух», завершающих молитву.

Таухид — единобожие, т.е. признание того, что Аллах является единственным Господом Богом, обладающим прекрасными именами и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-10; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.