Затем «он произносил такбир и совершал второй земной поклон»(529). Он приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением соблюдать спокойствие между двумя земными поклонами: «...затем произнеси «Аллах Велик! (Аллаху акбар)» и соверши земной поклон, пока все твои суставы не расслабятся [и поступай так же во время каждой своей молитвы]»(530). Он совершал этот земной поклон точно так же, как и первый. Так же иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира»(531).
Затем «он поднимал голову, произнося такбир»(532) и приказал так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему это вслед за своим велением совершать второй земной поклон: «...затем подними свою голову и произнеси такбир»(533). Он также сказал ему: «[...затем поступай так же во время совершения каждого поясного и земного поклона], ибо если ты будешь так делать, то твоя молитва будет (действительно) полной, а если упустишь что-либо из этого, то твоя молитва будет (до конца) не завершена»(534).
Также иногда «он поднимал руки при произнесении этого такбира»(535).
__________
(529) Аль-Бухари и Муслим.
(530) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение в скобках приводят аль-Бухари и Муслим.
(531) Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу «О выпрямлении после первого земного поклона».
(532) Аль-Бухари и Муслим.
(533) Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
(534) Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.
(535) Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях.
__________
Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха)
Затем «он выпрямлялся сидя [на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвращалась на своё место]»(536).
__________
(536) Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как «джальсат аль-истираха» (сидение для отдыха). Имам аш-Шафи‘и поддерживал это. Как сообщается в книге «Ат-Тахкик» (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу «джальсат аль-истираха», а он был широко известен тем, что настаивал на соблюдении Сунны, которой ничто иное не противоречит. Ибн Хани сообщил в книге «Маса’иль аль-Имам Ахмад» (стр. 42) следующее: «Я видел, как Абу Абдуллах (имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак‘ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге «Маса’иль аль-Марвази» (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), будь (молящийся) стариком или юношей». См. также «аль-Ирва’» (2/82/3).
__________
О вставании для совершения следующего рак‘ата, опираясь на руки
Затем «он поднимался для совершения второго рак‘ата, опираясь (руками) о землю»(537). Также «во время молитвы он сжимал пальцы в кулак(538), опираясь на руки при вставании»(539).
__________
(537) Аль-Бухари и аш-Шафи‘и.
(538) Дословно «как тот, кто замешивает тесто».
(539) Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передает аль-Байхаки через достоверную цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал, словно стрела, не опираясь на руки», - то он подложный и вымышленный (мавду‘), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (562, 929, 968).
__________
Второй рак‘ат
«Когда он вставал для совершения второго рак‘ата, то начинал (его) со слов:
«Альхамду лиЛляхи раббиль ‘алямин (Хвала Аллаху, Господу миров!)» (сура «аль-Фатиха», аят 1), не делая (при этом) паузы»(540).
Он совершал этот рак‘ат точно так же, как и первый, за исключением того, что этот рак‘ат был короче первого, о чём уже упоминалось ранее.
__________
(540) Муслим и Абу Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале молитвы (ду’а аль-истифтах), и, возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти‘аза — «А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтан....»); либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов «истиа‘за» (в каждом рак‘ате), и мы считаем, что наиболее верной является та из них, которая выступает за произнесение слов «истиа‘за» в каждом рак‘ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).
__________