Различные подходы к пониманию искусства и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Л.С. Выготский утверждал, что "искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать"1.
Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В.Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.
Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.
148
Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я - следователь, я - президент, я - суперполицейский, я - балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) - механизм художественно-психологической компенсации более сложен.
В культуре существует некая сфера "эстетического" (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера - проекция эстетических явлений в природе: открывая для себя искусство, человек видел и бездонное небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся стихии. Русский философ В. Соловьев подметил, что "красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою", а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой"1.
Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис" (греч. katharsis - очищение). В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства:
149
в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов.
Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от "приятных для глаза" картин Ильи Глазунова или "закодированных" произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.
Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное, необходимое для анализа. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и "Подсолнухи" В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными,
Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство, считал немецкий философ И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника "заказ" - широкое поле для творчества, выражение своего "Я" (помните у А.С. Пушкина: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"). Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева? Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное иконописное искусство.
150
И наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, "лепит" нашу нравственность.
Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности. 1. Историческая типология культур: глобальные и локальные.
В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.
Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.
Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
"Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век).
Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)
2. Восточный и западный типы культуры
Культура универсальна. Но исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций позволяющих выделить различия определенных культур.
Пространственным (синхронным) членением мира культуры выступает выделение 2 регионов - Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно Дихотомия Восток - Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития отличием менталитета.
Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений в правилах и обычаях, в повседневной жизни динамичность продуктивность Запада и "застылось", репродуктивность Востока наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.
1. На рубеже XX-XXI вв. Обнаружился неадекватный характер представлении об основном противоречии современной эпохи как противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются "Запад" и Восток", которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад - это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток - духовность, созерцательность коллективизм и тоталитаризм.
2. Материализм и рационализм Запада - такая же достоверность, как и устойчивая идеалистическая традиция в его научной, нравственной, эстетической, религиозной и философской культуре. Иррационален характер творчества титанов античной культуры средневековья, Возрождения и Просвещения, современности. Но и традиционный западный материализм - не всегда добродетель. Плодотворным является материализм, освященный высоким духовным смыслом, который вырастал как из западной действительности, так и является следствием освоения восточных влияний, которые ассимилировались Западом.
3. Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства - поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь - утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть - уничтожение самоценности и уникальности личности.
4. Самооценка "Запада" как колыбели и "двигателя" свободы личности и демократии объясняется потребностями идеологического обеспечения вестернизации современного мира. Зарождение и развитие демократии ее поздний симбиоз с индивидуализмом и либерализмом - все это "Запад". В то же время в западной же реальности - от античных демократий до современных либеральных - именно общность принадлежность гражданина к полису или индивида к страте - является системообраэующей и авторитарной максимой. Но "Запад" - не только авторитаризм, но периодически и тоталитаризм. Инквизиция, Варфоломеевская ночь, якобинская гильотина, нацизм в центре Европы - это плоды не экспансии "восточного деспотизма", а катастрофичной неспособности Запада к разрешению назревших противоречий. Преодолеть последний тоталитарный синдром оказалось возможным только вместе с "Востоком".
5. Эволюция "восточной" культурно-цивилизационного комплекса во многом совпадает с чертами характерными для "западного" и часто по времени и глубине воздействия опережает его, объясняя генезис ряда западных феноменов. Россия само идентифицирует себя как не Запад и не Восток, а европейский культурно-цивилизационный комплекс на евразийском континенте. Приливы и отливы деятельного активизма у нас определялись способностью творческого ответа на вызовы времени. Индивидуальное личностное начало выступало не эфемерной антитезой авторитаризма, а условием свободной соборности. В этом - свидетельство возможности личной свободы не только в западной системе координат. Общинный же принцип принудительного коллективизма, механической "сборности", неизменно приводил к вырождению авторитаризма в тоталитаризм.
6. Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационных комплексов "Запад" и "Восток". Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций - к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода абсолютизацию его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.
7. Конструктивный подход - в синтезе культурно-цивилизационных комплексов, как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.
В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.
Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.
Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:
• традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;
• связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;
• неотделимость мировосприятия человека, как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта;
• обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф.
Западная культура (европейская) в своем основном значении - это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Термин "западная" говорить о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области. Поэтому еще называют - Техногенная культура. Исторически европейская культура базируется на экспериментальной науке и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.
3. Типология культур: этническая и национальная; элитарная и массовая культуры.
Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.
Главное условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации:
• способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные);
• специфика социальной структуры или деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.);
• уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры).
Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения.
1. тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия "культура".
2. типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;
3. возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная);
4. для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.
В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) "этнониме" определяет "границы" данного этноса. Что выражается в установке сознания "мы - они", "свое - чужое". Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этнос - социокультурная общность людей. Таким образом, культура этническая - культура определенного этноса, творческая форма его жизни деятельности по воспроизведению и обновлению бытия. Формирование этнической культуры происходит в процессе:
1. синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;
2. синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной коммуникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйственно-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияние политических факторов;
3. психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами.
Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям.
Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.
В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую.
Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества - элита (от фр. Elite - лучшее отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является "искусство для искусства" и практика "чистого искусства".
Народная культура включает в себя два вида - популярную (песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - со временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой).
Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства (нового искусства, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе - большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется
Массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен нем философом М. Хоркхаймером в 1941 г. И американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.
Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, т к массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы ее (шлягеры) быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.
Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан аристократов богатых правящей элиты, а массовая - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре (классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.
Различие между высокой и народной культурой такое же, как между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная - любой.
Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая - преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, т. к. высокие образцы художественной культуры опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.
Элитарная культура сохраняет в культуре творческое начало и пафос. Высокая культура создается привилегированной частью общества. Смысл элитарной культуры - в поиске красоты, истины, воспитании нравственных качеств личности. У Гераклита и Платона человеческое познание делится на: знание (доступное интеллекту) и мнение (толпы). Элитарное искусство ориентировано на элиту - часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной подготовки, работы ума и души; независимости мировоззрения, философствования и т.д.). Т.е. если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите. Элитарная культура существует в определенных социальных группах.
Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, отличается углубленностью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противостоит массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной
Массовая культура в противопоставление элитарной культуре, обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, развития СМИ.
Для рубежа XIX-XX веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы жизни. Философы XX в. Проанализировали активную роль людских масс в социальных сферах. Х. Ортега-и-Гассет в работе "Восстание масс" (1930 г.) выводит понятие "масса" из определения ╚толпа╩. Толпа в количественном и визуальном отношении - это множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом количественное определение - "многие" - переходит в качественное". Причина выдвижения масс на авансцену истории в низком качестве культуры, когда человек данной культуры "не отличается от остальных и повторяет общий тип".
Американский социолог Д. Белл в работе "Конец идеологии" (1960 г.) Определяет особенности современного общества возникновением массового производства и массового потребления. Он формулирует следующие значения понятия "масса": 1) недифференцированное множество (противоположность понятию класс); 2) синоним невежественности (как Х. Ортега-и-Гассет); 3) механизированное общество (человек воспринимается как придаток техники); 4) бюрократизированное общество (в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности); 5) толпа (в психологическом смысле толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Человек сам по себе может быть культурным, но в толпе - это варвар! Вывод: массы - это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Глубокий анализ "массовой культуры" сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он (как Д. Белл) приходит к выводу о том что СМК порождают и новый тип культуры. М. Маклюэн (работы "Галактика Гуттенберга", 1962г., "Понимание средств связи", 1964 г., "Культура наше дело", 1970 г.) считает, что отправной точкой эпохи "индустриального и типографского человека" явилось изобреение И. Гуттенбергом в XV в. печатного станка.
Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека", который отличается от того "племенного" жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует "электронная информация". Печатная техника создала публику, электронная - массу. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейлистскую (т. е. Уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Сегодня масса изменилась, массы стали образованными. Информированными субъектами масс культуры являются не просто масса, а и индивиды, объединенные различными связями. Субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. Понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе рассчитанное на массовое потребление этой культуры.
Истоки распространения масс культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал К. Маркса ╚Капитале╩, где он рассмотрел все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе через призму понятия "товар". Перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода, который царит и в др. Отраслях индустриального производства, в сочетании с мощным развитием СМК привело к созданию масс культуры. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что толкает их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений (кино, дизайн ТВ). Потребление этой продукции - это массовое потребление, т. к. аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов стадионов, миллионов зрителей ТВ и киноэкранов.
В социальном плане масс культура формирует новый общественный слой ("средний класс"). Процессы его формирования и функционирования в области культуры конкретизировал французский философ и социолог Э. Морен в книге "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в культуре и философии. Он сделал популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Целью масс культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое масс культурой массовое сознание многообразно в проявлении. Оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью, имеет специфические средства выражения. Масс культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы, где главное - формула. Такая ситуация стимулирует идолопоклонство.
Массовая культура породила феномен потребительского общества, в котором отсутствуют духовные ценности. Происходит нивелирование человека, он схож со всеми другими, как по своим желаниям, так и по образу жизни. С развитием информационного поля в планетарном масштабе происходит массовое производство и репродуцирование произведений искусства, появляется стандарт в духовной сфере. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Законы массового искусства одни: повторяемость, погоня за внешними эффектами, примитив с точки зрения содержания. Положительные моменты массовой культуры: развлекает, доставляет чувственное удовольствие, отдых; однако (!) массовая культура сиюминутна, имитирует приемы подлинного искусства, рассчитана на внешний эффект (шоу-бизнес, стриптиз). Массовое общество, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, - это "скопище посредственностей, где каждый ощущает себя таким же, как все; доволен своей неотличимостью; "массовый" человек навязывает свою заурядность всем" ("Восстание масс", 1930). Н.А. Бердяев отмечал, что демократия оказывает растлевающее влияние на культуру; культура понижается в своем качестве и ценности, она делается более дешевой, более доступной, более полезной и комфортабельной, но и более плоской и лишенной стиля ("Философия неравенства").
4. Профессиональная культура
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.
В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.