Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Компоненты драматического текста




Текст драматического произведения, в том числе и сказки А.Н.Островского, состоит из рамочных компонентов и собственно текста. К рамочным компонентам эпического произведения обязательно добавляется еще один – это афиша – список действующих лиц. А.Н.Островский помещает афиши перед прологом и каждым действием, указывая читателю, кто будет принимать участие в событиях. Зритель в театре может прочитать афишу в программе к спектаклю. В афише могут быть просто названы персонажи, а могут содержаться и их краткие характеристики – возраст, социальное положение и т.п. Так автор пьесы настраивает читателя на более конкретное восприятие образов персонажей.

Текст самой драмы представлен прежде всего словами персонажей: это либо их диалоги, либо монологи. Именно этот текст слышат зрители, когда смотрят спектакль.

Читатель же увидит в тексте и ремарки – специальные замечания автора. Ремарки либо указывают на место действия, его особенности, либо на то, как произносит свои слова персонаж и что он делает. Ремарки лаконичны, в них содержится только основная информация, обязательная для исполнителей произведения; они помогают читателю сориентироваться в происходящем. Таким образом, ремарки, как и афиша, – это проявление авторской позиции, выражение его намерений.

Косвенно авторская позиция в драме проявляется в композиции: в том, что именно показывает автор читателю и зрителю, на что именно он обращает их внимание, в какой последовательности предъявляет ход событий. Так, А.Н.Островский в «Снегурочке» основное действие предваряет прологом; затем сосредоточивает внимание читателя не на всей жизни Снегурочки в слободе, а лишь на ее отношениях с Лелем, показывая лишь один эпизод – с цветком. О многом вам расскажут берендеи, обмениваясь впечатлениями и обсуждая свои отношения. Это авторский способ, позволяющий не показывать на сцене многое, указать на свершившееся с точки зрения какого-либо персонажа или группы персонажей.

Задание

1. *Перечитайте пролог и расскажите о том, как ремарки помогли вам представить событие. Проявилось ли в ремарках пролога авторское отношение к происходящему или нет? Обоснуйте свою позицию.

2. Продолжите чтение пьесы по своим книгам и выделите в сказке экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Вопросы и задания после чтения всей пьесы

1. Сколько конфликтов в «весенней сказке» А.Н.Островского? Между кем и из-за чего они возникают? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Какими предстают в пьесе берендеи? Чем Бобыль и Бобылиха отличаются от них? Для точного ответа посмотрите в словаре В.И.Даля значение слова «бобыль».

3. Какими качествами наделен Лель? Почему Снегурочку влечет к Лелю? Загляните в Энциклопедию славянской мифологии: у славян почиталась богиня Леля, узнайте, кто она, что означает ее имя.

4. Какие человеческие переживания доступны Снегурочке? Что их вызывает? Что в пьесе помогло вам это понять?

5. *Почему песни Леля не смогли растопить сердце Снегурочки?

6.  Что говорит о Снегурочки ее просьба к матери Весне-Красне дать ей «немного сердечного тепла»? Почему Снегурочка просит «немного»?

7. Мизгирь, хоть и берендей, но торговый гость, купец. Прочитайте в словаре В.И.Даля, что означает слово «мизгирь». Подумайте, как значение имени героя связано с его качествами. Почему А.Н.Островский делает этого героя купцом?

8. *Что влечет к Снегурочке Мизгиря, что – Леля? Как бы вы охарактеризовали чувство каждого?

9. Как оценивают берендеи поступок Мизгиря, нарушившего слово, данное Купаве? Почему именно так? Какие качества Мизгиря раскрываются в этом поступке? Что и почему приносит Мизгирь в Берендееву слободу, что – Снегурочка?

10. *Почему Мизгирю удалось добиться любви Снегурочки?

11.  Почему Лель выбирает не Снегурочку, а Купаву?

12.  *Что символизируют в пьесе Лель, что – Мизгирь и любовь каждого?

13.  Почему Весна выполняет просьбу дочери и дает ей любовь? Как меняется Снегурочка, получившая дар матери? Почему он так опасен для нее?

14.  Что печалит и тревожит царя Берендея?

15.  Каким главным качеством наделяет царя Берендея автор?

16.  Как и почему царь Берендей пытается разрешить обнаруженный им конфликт? Является ли этот образ символическим? Обоснуйте свою позицию.

17.  Что символизирует Ярило для берендеев? Для ответа на вопрос обратитесь к Энциклопедии славянской мифологии.

18.  *Почему погибла Снегурочка?

19.  *Почему гибель Мизгиря царь Берендей называет «страшной», а кончину Снегурочки «печальной»?

20.  *Трагический или оптимистический финал у пьесы?

21.  Какие фольклорные элементы включил Островский в пьесу, с какой целью?

22.  Как вы понимаете смысл жанрового подзаголовка «весенняя сказка», данного пьесе драматургом?

23.  Напишите сочинение на тему «Уроки А.Н.Островского» (по весенней сказке «Снегурочка»). В сочинении поддержите или опровергните идею пьесы А.Н.Островского. В качестве аргументов обращайтесь к произведениям художественной, мемуарной литературы и / или публицистики.

Дополнительные вопросы и задания

1. Подготовьте сообщения о праздниках Масленицы, Красной горки, Ярилиного дня у древних славян.

2. Сочините речь в защиту одного из героев пьесы – Леля, Мизгиря, Снегурочки. Запишите ее. Выучите речь и выступите с нею перед классом.

3. Прослушайте или посмотрите сцены пролога и таяния Снегурочки, диалог Купавы и царя Берендея из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Сравните свои представления о героях пьесы А.Н.Островского с их музыкальными и сценическими воплощениями. Дайте им аргументированную оценку.

4. Прослушайте третью песню Леля, арию Мизгиря и арии Снегурочки в опере Н.А.Римского-Корсакова в исполнении разных певцов. Какие качества своих героев стремятся передать исполнители? Какого исполнителя вы предпочтете, почему?

5. Сравните музыкальные вступления к пьесе, созданные П.И.Чайковским и Н.А.Римским-Корсаковым. Какую атмосферу создает каждый композитор?

6. Рассмотрите репродукции эскизов декораций к пьесе в учебнике. Расскажите, какой увидели Снегурочку В.М.Васнецов, М.Врубель и Н.Рерих? Какая Снегурочка вам ближе, почему?

На книжной полке

С.Д.Артамонов. «Литература эпохи Возрождения»

Н.Н.Томашевский. «Франческо Петрарка»

А.Аникст. «Шекспир»

А.С.Пушкин. «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»), «Сонет» («Поэт не дорожи любовию народной…»)

Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х томах.

Петербургские встречи Пушкина / Составитель Л.Е.Кошевая

А.С.Пушкин. «История Пугачёва»

Красухин Г.Г. «Путеводитель по роману А.С.Пушкина».

М.И.Цветаева. «Пушкин и Пугачёв». Сайт «Наследие Марины Цветаевой»: http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_pushkin_i_pugachev.php

В.Скотт. «Айвенго.»

С.В.Белов. «Ф.М.Достоевский»

М.Басина. «Сквозь сумрак белых ночей»

Ф.М.Достоевский. «Неточка Незванова». «Кроткая»

Ю.В.Лебедев. «И.С.Тургенев»

И.С.Тургенев. «Первая любовь»

И.А.Бунин. «Ворон», «Руся», «Галя Ганская», «Чистый понедельник», «Натали»

В. Лакшин. «А.Н.Островский»

А.Н.Островский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся». «Горячее сердце»

Задания ко всей теме

1. Составьте словарь устаревших слов и их значений по произведениям, изученным в этой теме.

2. Напишите, опираясь на изученные в этой теме произведения, сочинение на одну из тем: «Всё живое должно любить», «Что может рассказать о человеке история его любви?»

3. Подготовьте и проведите викторину по теоретическим, культурно-историческим материалам и литературным произведениям, вошедшим в эту тему.

Художественные проекты

 Примите участие в одном из проектов.

1. Подготовка литературной композиции «Лики любви». Вам нужно выбрать произведения разных видов искусства о любви, разработать концепцию (идею), композиции, написать сценарий, художественно оформить выступление и представить его зрителям.

2. Проект «Литературно-художественный альманах ученических произведений о любви» предполагает выпуск печатного или электронного сборника, посвященного любви. Все в этом сборнике, от произведений до оформления, создается вами.

3. Проект «Литературно-музыкальная гостиная «Но и любовь – мелодия»» предполагает разработку и проведение вечера, посвященного произведениям о любви. Жанр «гостиная» рассчитан не просто на выступления, хотя они и составляют основную часть проекта, как в проекте № 1, а на обмен мнениями с гостями, на спонтанно возникающие беседы, вопросы и ответы на них.

4. Проект «Создание музея «Чудное мгновенье»» связан с разработкой концепции необычного музея. Вы сами должны решить, какие мгновения можно назвать чудными и с какими из них и как будет знакомить посетителей ваш музей. Музей может быть виртуальным.

 


[1] Лакшин В. А.Н.Островский. – М., 1982.

[2] Полунощные – северные





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2200 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.