Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Заметки на полях. Щелыково




Раздел 3. Драма о любви

Драма как род литературы

Продолжим наш разговор о родах литературы. С драмой вы тоже знакомы, но знакомство это носило эпизодический характер. В этом году вам предстоит прочесть несколько драматических произведений, поэтому мы предлагаем вам узнать о драме побольше. Зачем? Ответ на этот вопрос вы уже знаете: затем, чтобы лучше понять драматическое произведение.

Общим отличием драмы и от лирики, и от эпоса, является ее назначение: она пишется автором для того, чтобы быть поставленной на сцене, быть показанной зрителю. И драма существует в двух формах – как текст, пьеса и как спектакль.

Напомним, что термин «драма» происходит от греческого drama, означающего действие. Что же интересует автора драматического произведения? Жизнь, человек, но внимание драматурга приковано к конфликту, который он обнаруживает. Показать читателю и зрителю этот конфликт – цель автора. Но это, так сказать, ближайшая цель. А есть и отдаленная, но самая главная: подтолкнуть нас к осознанию причин конфликта и его последствий. Драматург делает читателя и зрителя очевидцем событий, которые разворачиваются в пьесе: мы активно включаемся в действие, переживаем, строим догадки, ужасаемся и смеемся, но никак не можем что-то изменить. Изменить в тексте или на сцене. Но, осознав причины конфликта, мы можем что-то изменить в жизни.

Драма очень противоречивый род. С одной стороны, она обладает признаками правдоподобия: на глазах зрителя разворачиваются события, очевидцем которых он становится, как в жизни. С другой стороны, автор намеренно сталкивает персонажей, каждая реплика в пьесе имеет обязательный характер, играет определенную роль в произведении (все случайное сознательно исключается драматургом); герои вслух произносят монологи, которые в жизни произносят лишь мысленно и не в такой развернутой форме, условно течет и время в драме: между действиями или даже эпизодами может пройти от нескольких минут – до многих лет.

И еще одна важна характеристика драмы: она носит объективно-субъективный характер. Поскольку в драме нет и не может быть повествователя, рассказчика, как в эпосе, нет прямого проявления авторских чувств, то все происходящее подается объективно – так как оно якобы есть на самом деле. Но каждый персонаж драмы переживает происходящее субъективно, эмоционально (как в лирике!) реагирует на события. Безусловно, у автора и в драме есть способы влияния на восприятие зрителя или читателя. Но они всегда скрыты от нас, про­являются косвенно. Поэтому читатели испытывают затруд­нения в форми­ро­вании собственной оценки происходящего, в понимании смысла произве­дения, зато у читателя драмы большая степень свободы в су­жде­ниях об уви­денном. Это делает восприятие драмы процессом субъективным. Но будем помнить о том, что автор драмы стремится к объективности и влияет на мысли и чувства читателей и зрителей. Уберем выделенное серым предложение!

В этом разделе вы познакомитесь с одним из создателей русского национального театра и его пьесой «Снегурочка», жанр которой автор определил как «весеннюю сказку».

Александр Николаевич Островский (1823 –1886). «Снегурочка»

Рис. 1. Портрет А.Н.Островского

Александр Николаевич Островский – признанный классик, известный как основатель русского национального театра, русской драматической актерской школы. Имя Островского носят многие театры нашей страны, улицы и площади ее городов. Но, как заметил русский литературовед и писатель В.Лакшин, «физиономия Островского плохо уловима из мемуаров, черты его расплывчаты». Удивительно, что при жизни драматурга мало кто подозревал, какой вклад он вносит в развитие русской драматургии и театра. И сам А.Н.Островский, будучи человеком очень скромным, не оставил после себя мемуаров, в письмах был весьма сдержан: ни слова о себе, о своих близких, о личном, поэтому очень многое из его биографии оказалось утраченным навсегда, а многое обросло домыслами. В.Лакшин в книге о драматурге с иронией замечает: «Да и составит ли интерес для читателей личная судьба человека, который не воевал, не дрался на дуэли, не путешествовал вокруг света, не блистал при дворе, не проматывался на рулетке, не памятен любовными приключениями, не заточался в острог, не отбывал ссылку... Домоседом прожил всю жизнь в Москве и только однажды в зрелые годы переменил квартиру: перебрался из Яузской части на Волхонку. Жизнь ровная, лишенная громких событий и, по видимости, малоинтересная...» И сразу же задаёт риторический вопрос: «Но может ли быть малоинтересной жизнь человека, который населил русскую сцену толпой живых лиц? Который прошел свой путь как рыцарь театра, безраздельно преданный одной этой страсти и ради нее готовый на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд?»[1]

В жизни драматурга были и любовь, и слава, и язвительная критика. Мы расскажем вам только об одной, но самой главной привязанности писателя. Первой любовью, которую он сохранил до последнего вздоха, был театр.

Рис. 2. Дом-музей Островского на Ордынке, 9

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве, в доме на Малой Ордынке. Сегодня в этом доме музей писателя. А в 1824 году в Москве на Петровской площади (сегодня это Театральная площадь) в Москве был открыт Малый театр. Сюда в начале 40-х годов XIX века пришел студент юридического отделения Московского университета Александр Островский и влюбился в драматическое искусство. Еще никто не мог даже заподозрить, что через десять с небольшим лет, с 1853 года, жизнь Островского будет неотделима от Малого театра, который еще при жизни драматурга назовут Домом Островского. И союз этот не будет разорван даже после смерти писателя в 1886. До сегодняшнего дня Малый театр хранит верность своему по истине первому автору. 47 пьес было поставлено на сцене этого театра при жизни Островского. В репертуаре Малого театра и в наши дни всегда есть его пьесы. Перед входом в театр в 1929 году по проекту скульптора А.Н.Андреева был поставлен памятник драматургу.

Рис. 3. Памятник Островскому перед Малым театром в Москве

Пьесу, которую вам предстоит прочитать в этом году, написал уже не молодой человек, а узнавший жизнь с разных сторон пятидесятилетний мужчина. История создания «Снегурочки» связана с еще одной любовью писателя – к русской природе, в частности к своей усадьбе Щелыково.

Рис 4. Дом Островского в Щелыково зимой. Или Рис. 4.1. Дом Островского в Щелыково весной

Заметки на полях. Щелыково

Имение в Костромской губернии в 1847 году купил отец Александра Николаевича. Сельцо Щелыково располагалось на горе, которую с трех сторон окружил лес, с севера под горой были пахотные земли, ограниченные берегом реки Сендеги. А за рекой опять тянулся лес. В дневниках писателя читаем: «Я по нескольку часов упиваюсь благовонным воздухом сада. И тогда мне природа делается понятней, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил или счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения...» Островский был уверен, что незачем искать красот за границей, «когда их так много у нас дома».

Наблюдая за народной жизнью, за обычаями, которые еще сохранились в крестьянской среде, за играми и обрядами, писатель проникался «русским духом». Его мечты об идеальном обществе, о жизни человека в гармонии с природой, переживания из-за несовершенства общества и человека были воплощены в сказке о Снегурочке. Исток пьесы не только в сюжете фольклорной сказки, с которым драматург познакомился, прочитав труд русского фольклориста А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 г.), в славянской мифологии, языческих верованиях, обрядах. Идеал жизни драматург находит в глубоком прошлом, в доисторических временах (так обозначено время действия в «Снегурочке»). Но в центре пьесы размышления Островского не о славянских богах, а о человеке, о причинах все большего отклонения от идеальной жизни.

А где же любовь? Ведь так называется тема, в рамки которой вписана «Снегурочка». Есть и любовь. И это не только любовь юношей и девушек, мужчин и женщин, это более универсальное чувство, которое соединяет все живое в этом мире: любовь к родным, близким, людям, любовь государя к своему народу, народа – с своему отечеству, природе – любовь к жизни.

Заметки на полях. Рождение «Снегурочки»

В 1873 году труппа Малого театра из-за ремонта должна была выступать на сцене Большого театра оперы и балета, находившемся на той же Петровской площади. Вследствие этого понадобились пьесы, в которых могли бы участвовать три труппы – оперная, балетная и драматическая. Дирекция Большого театра обратилась к А.Н.Островскому с просьбой о музыкально-драматическом произведении. Драматург откликнулся. Так родилась «Снегурочка». Музыку к спектаклю, по настоянию драматурга, заказали молодому композитору П.И.Чайковскому. Первая постановка состоялась 11 мая 1773 года.

Успеха не было ни у пьесы, ни у спектакля. Напротив, А.Н.Островский был подвергнут резкой критике. В чём же упрекали драматурга критики? Прежде всего, в отказе от «прогрессивных идеалов». Персонажи пьесы были названы фальшивыми, «призрачно-бессмысленными». Скука, «крошево» из фольклорных и литературных произведений – это самые мягкие оценки «Снегурочки».

Досталось и П.И.Чайковскому, чью музыку тоже называли скучной, вялой, однообразной.

Однако у композиторов пьеса сразу же вызвала симпатии и желание создавать ее музыкальные интерпретации. В 1881 г. Н.А.Римский-Корсаков написал по пьесе Островского оперу, которая с успехом прошла на сцене Мариинского театра в Петербурге. Костюмы и декорации к первой постановке оперы были выполнены по эскизам художника В.М.Васнецова.

Рис. 5–8. Эскизы декораций В.М.Васнецова к «Снегурочке»

Лишь в XX веке «Снегурочку» оценили по достоинству.

Сказка Островского и Римского-Корсакова не раз привлекала внимание художников. Декорации к оперным постановкам создавали и Н.Рерих, и М.Врубель.

Рис. 9. В.М.Васнецов. Снегурочка

Рис. 10. М.Врубель. Снегурочка

Рис. 11. Н.Рерих. Снегурочка

В 1970 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Снегурочка», поставленный по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова П.Кадочниковым, сыгравшем в фильме роль царя Берендея. Снимали фильм в специально созданном под Костромой Берендеевом саду, где построили и деревню берендеев, и дворец царя, и терем Снегурочки. Постройки после съемок решили не разбирать – так жители Костромы получили в подарок парк «Берендеевка».

Рис. 12. или Рис. 12.1. Деревня берендеев в Костроме

Задание перед чтением пьесы

Прочитайте пьесу А.Н.Островского и подумайте, почему драматург определил ее жанр как «весенняя сказка». Задумайтесь и о том, кто из персонажей пьесы умеет любить по-настоящему.

А.Н.Островский

Снегурочка





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 477 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2524 - | 2222 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.