Изменение силовых полей:
Обсуждая способы желаемого положения дел, следует рассуждать не с позиции цели, которой необходимо добиться, а с позиции перехода с нынешнего уровня на желательный. Плановое изменение заключается в замене силового поля, соответствующего равновесию на начальном L1, силовым полем, равновесие которого - на желаемом L2. Должно быть изменено всё силовое поле, по крайней мере, в области между L1 и L2.
Чтобы решить, как наилучшим образом вызвать такое реальное изменение, нужно изучить все условия, рассмотреть всё социальное поле: затронутые группы и подгруппы, их связи, системы ценностей и т.д. Нужно исследовать констелляцию социального поля в целом и реорганизовать ее таким образом, чтобы социальные события протекали по-другому.
Квазистационарные процессы и социальные привычки:
Социальные привычки обычно считаются препятствием для изменения. Если мы рассматриваем социальный стационарный процесс как определяемый квазистационарным равновесием, мы будем ожидать, что любая добавленная сила изменит уровень.
Понятие "социальная привычка" подразумевает, что несмотря на приложение силы, уровень социального процесса изменится меньше ожидаемого вследствие некоторого внутреннего сопротивления изменению. Чтобы преодолеть это сопротивление, требуется дополнительная сила, достаточная для того, чтобы сломать привычку, разморозить обычай.
Историческое постоянство создаёт дополнительное силовое поле, имеющее тенденцию поддерживать нынешний уровень в дополнение к любым другим силам, удерживающим социальный процесс на этом уровне.
Индивидуальное поведение и групповые нормы:
Индивид может отличаться на своем личном уровне поведения Lp от уровня, который представляет групповые нормы Lgr, на определенную величину n. В различных культурах такое различие дозволяется или поощряется в разной мере. Если индивид пытается слишком сильно отклониться от групповых норм, он столкнется с возрастающими трудностями. Поэтому большинство индивидов довольно строго придерживаются норм своих групп.
Другими словами, групповой уровень - не просто уровень равновесия, являющийся результатом любых сил, создаваемых обстоятельствами. Часто он приобретает ценность сам по себе. Он становится положительной валентностью, соответствующей центральному силовому полю, где результирующая сила удерживает индивида в согласии с нормами группы.
Групповые уровни, имеющие социальную ценность и не имеющие ее, и сопротивление изменению:
Хотя ценностный характер группового уровня довольно распространен, это верно не для всех типов процессов. Следовательно, нам, как терапевтам, следует задаваться вопросом: какие процессы в данной конкретной группе имеют ценностный характер, и как мы можем на них влиять?
Чем больше социальная ценность групповой нормы, тем больше сопротивление отдельного члена группы удалению от этого уровня.
Многие случаи социальной привычки, по-видимому, относятся к групповым нормам, имеющим социальную ценность. Таким образом, изменение социальных привычек зачастую является следствием изменения ценностей и норм группы.
Индивидуальные и групповые процедуры изменения социального поведения:
Если сопротивление изменению частично зависит от ценности групповой нормы для индивида, оно должно снижаться, если использовать процедуру, которая уменьшает силу ценности групповой нормы или изменяет уровень, который воспринимается индивидом как имеющий социальную ценность.
Этот второй момент - одна из причин действенности "принятых группой" изменений, которые обращены к индивидам в группах непосредственного общения. Обычно легче изменить индивидов, организованных в группу, чем любого из них по отдельности. До тех пор, пока групповые ценности остаются неизменными, индивид будет сопротивляться изменениям тем сильнее, чем больше ему предстоит отойти от групповых норм. Если изменяется сама групповая норма, сопротивление, которое обусловлено связью между ней и индивидом, устраняется.
Изменение как три ступени: размораживание, передвижение и замораживание групповых норм:
Переход к более высокому уровню группового поведения часто недолговечен: после "укола в руку" групповая жизнь вскоре возвращается к предшествующему уровню. Это показывает, что недостаточно определить цель планируемого изменения в групповом поведении как достижение определенного уровня. Постоянство нового уровня, или постоянство на желаемый период, должно быть включено в цель.
Успешное изменение включает, следовательно, три аспекта:
1. Размораживание (если необходимо) нынешнего уровня L1
2. Переход на новый уровень L2
3. Замораживание групповой жизни на новом уровне
Так как уровень определяется силовым полем, постоянство подразумевает, что новое силовое поле делается относительно защищённым от изменения.
"Размораживание" нового уровня может затрагивать различные проблемы в различных случаях. Оллпорт описывал "катарсис", который необходим, прежде чем можно будет удалить предрассудки. Чтобы вскрыть скорлупу самодовольства и уверенности в своей правоте, иногда необходимо умышленно вызвать эмоциональную встряску.
То же самое справедливо для проблемы замораживания нового уровня. Иногда можно создать организационную обстановку, которая эквивалентна стабильному круговому причинному процессу.
Групповое решение как процедура изменения:
Левин описывал, эксперименты, в которых изменения в групповые нормы вводились в группы двумя способами: через лекции/предложения и через групповые дискуссии/групповые решения. Через некоторые промежутки времени исследователи смотрели, насколько прижилось желаемое изменение. Во всех случаях оказалось, что изменение групповых норм, принятое в результате группового решения, более явное и более стойкое.
Запланированное социальное изменение можно считать состоящим из размораживания, изменения уровня и замораживания нового уровня. Во всех трёх отношениях групповое решение имеет общее преимущество групповой процедуры.
Если использовать индивидуальные процедуры, силовое поле, которое соответствует зависимости индивида от высоко оцениваемой нормы, действует как сопротивление изменению. Однако, если удастся изменить групповые нормы, то же самое силовое поле будет иметь тенденцию стабилизировать индивидуальное поведение на новом групповом уровне.
Иногда система ценностей этой группы непосредственного общения противоречит ценностям более широкого культурного окружения, и необходимо изолировать группу от этого окружения. Чем сильнее принятая субкультура семинара и чем она более изолирована, тем больше она будет сводить к минимуму то тип сопротивления изменению, который основан на связи между индивидом и нормами более широкой группы.
Факторы эффективности группового решения:
1. В случае группового решения стремление кажется относительно независимым от личных предпочтений; индивид действует в основном как член группы.
2. Лекция и в особенности дискуссия могут быть очень эффективными при создании мотивов в желаемом направлении. Одной мотивации, однако, недостаточно, чтобы привести к изменению. Оно предполагает связующее звено между мотивацией и действием. Это звено обеспечивается принятием решения, но обычно оно не обеспечивается лекциями или даже дискуссиями. Принятие решения связывает мотивацию с действием и в то же время, по-видимому, имеет "замораживающий" эффект, который частично обусловлен склонностью индивида не отступать от своего решения, а частично - преданностью группе. Вторая часть этого утверждения тесно связана со стилем лидерства в группе: так как чувство "мы" сильнее в группах с демократическим стилем управления, то и желание придерживаться принятого решения из-за преданности группе сильнее влияет на индивида именно в таких группах.
Эксперименты показывают, что могут быть действенны даже решения, касающиеся индивидуальных достижений и принятые в окружении группы людей, которые не увидят друг друга вновь.
Было бы неправильно приписывать постоянство нового уровня исключительно замораживающий принятия решения. Во многих случаях, вероятно, важны другие факторы. Эти вопросы ведут к проблемам реконструктуризации социального поля, в частности, к проблемам канализирования социальных процессов.
Множество аспектов социальной жизни можно рассматривать как квазистационарные процессы. Их можно считать состояниями квазистационарного равновесия в точном смысле констелляции сил, структуру которых можно четко определить.