Тема 6. Генезис культуры
План
1.Культурогенез.
2. Памятники первобытной культуры.
3. Культура как современное научное понятие.
1. Культурогенез.
Культура, если определять ее как способ и содержание жизни людей на основе воспроизводства и потребления необходимых благ, возникла с отделением человека от природной среды, завершением его социального формирования и возникновением общества. Что же послужило предпосылками возникновения культуры? И для появления человека, и для формирования общества они являются общими. К этим предпосылкам можно отнести переход живой природы на более высокий уровень, то есть возникновение приматов, а среди них и предков человека – человекоподобных обезьян; появление прямохождения; перегруппировка анатомии прямоходящих приматов; формирование пяти основных систем чувствования: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса; стадный – или групповой – образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой – знаковой – сигнальной системы; пользование огнем и прочее, и прочее.
Формирование вышеперечисленных предпосылок составляет биогенный период развития культуры. Сами по себе они не могли привести к возникновению человека, общества и культуры, но составили материально-физическую основу для появления социальных факторов, которые и стали непосредственными причинами формирования человека разумного, семьи, этнической общности и собственно того содержания жизни, который в последствии был назван «культурой».
К социальным факторам относятся: речь – вторая, вербально-знаковая сигнальная система; трудовая деятельность и совместный образ жизни.
В процессе действия социальных факторов возникали источники, из которых и на основе которых формировались конкретные признаки и формы культуры.
К материальным источникам формирования культуры следует отнести: возникновение и совершенствование орудий труда; обогащение трудовой деятельности и появление производящею хозяйства в семье, ремесленно-кустарных общностях, в родовом хозяйстве; функционирование семьи и ее эволюция от полигамной к моногамной основе, приобретение человеком имени; создание ирригационных сооружений, сложных построек (жилищ, мест ритуальных обрядов и т.п.), одежды, новых продуктов питания.
К духовным источникам формирования культуры относятся мифология, языческие верования, народное творчество, состояния сознания людей, осмысление степени свободы человека и общности от самих себя, от других родов и племен, от природы. Комплексными источниками возникновения культуры, которые содержали материальные и духовные ее элементы, были быт, этническая, расовая, региональная и континентальная специфика проживания и жизнедеятельности людей. Существенным толчком в подъеме архаической культуры на новый уровень стало возникновение нравственности, письменности и первых форм искусства.
Существует четыре способа становления культурного процесса.
1) Биогенный период в развитии культуры. Способом возникновения культуры было выделение человеком себя из природы. Формами данного способа становления культуры, в которых она закрепилась и ретранслировалась, были: магические заклинания, почитание природы, мифы, обычаи, погребальные и иные ритуалы, культ усопших. Ведение подсечного земледелия, каменные и медные орудия труда, поселения кругового, замкнутого типа, городища, начала ремесла, натуральный обмен продуктами питания, одеждой постепенно становились определяющими для содержания жизни людей.
2) Возникновение человека разумного как условие становления культуры.Культура утверждалась в ходе осмысления человеком самого себя.
Формами осмысления человеком своего «Я» были: вариативность мышления, поведения и деятельности; пользование огнем и орудиями; открытость общения в отличие от передаваемой по наследству инстинктивно-рефлекторной регуляции животных; возникновение и развитие внутренней и внешней речи; способность формировать абстрактные образы в сознании и закреплять их в понятиях; осмысление конечности своего жизненного цикла и постоянства природы, движения небесных тел, смен времени года и др.
3) Роль семьи, первобытной религии и искусства в формировании культуры.Формой становления культуры выступало осмысление человеком других людей, сообществ.
Формы: устный и письменный языки; совместный образ жизни, наличие семьи, особенности быта; формирование этнических, расовых, социальных и иных общностей с нормами и правилами жизни; дифференциация и совершенствование трудовой и иной социальной деятельности; переход от многофункциональности к более узкой специализации; социальное расслоение.
4)Первые материальные и духовные проявления культуры. Генезис культуры осуществлялся способом разграничения материально-производственной сферы культуры и духовной сферы.
Разделение физического и умственного труда осуществлялось уже в позднем первобытном и начале рабовладельческого общества, с возникновением государства, науки, искусства, образования и других явлений, требовавших специальной умственной деятельности.
Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.
Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры т.наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).
Одним из важнейших принципов организации рода, который сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом удавалось избежать губительных для общины последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой древние люди пришли к выводу о недопущении кровосмешения, неясна, поскольку современные исследования показывают, что существующие сейчас примитивные общества строго соблюдают принцип экзогамии, но нередко даже не осознают связи между половым актом и рождением ребенка.
Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины. «Особенностью первобытной культуры является, прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель». В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.
На ранних этапах культуры мышление было вплетено в деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, нерасчлененный характер. Такую культуру называют синкретичной. «Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью, или синкретичность – это черты первобытного мышления»
Мифология, религия, искусство, наука и философия. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство.
Необходимой стороной становления цивилизации выступало развитие форм разделения труда. Превращение обмена из случайной, спорадической в необходимую форму жизнедеятельности человеческих коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сначала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В свою очередь развитие специализации способствовало значительному росту производительности труда, что закрепляло и развивало специализацию и разделение труда. Определенные виды производственной деятельности все больше закреплялись за отдельными общинами, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общественное разделение труда.
В неолите сложились различные виды специфического хозяйства и межобщинного обмена:
• между племенами, которые в большей степени занимались охотой, рыболовством и собирательством, и племенами, которые в большей степени занимались земледелием и скотоводством и постепенно переходили к оседлому образу жизни;
• между различными земледельческо-скотоводческими оседавшими племенами;
• между земледельцами-скотоводами и рыболовами;
• между рыболовами и охотниками; и др.
Но первое крупное разделение труда вырастало не из любой формы межобщинного обмена, а из такой, которая была исторически перспективной, содействовала развитию товарного обмена, максимально стимулировала экономические интересы производителей, приводила к максимально возможному (в тех условиях) росту производительных сил и производительности труда, способствовала появлению регулярного (и возрастающего) устойчивого избыточного продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение труда, состоявшее в выделении земледельческо-скотоводческих племен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовством и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни.
Последующие крупные общественные разделения труда состояли в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а затем и ремесла. Ремесленное производство (обслуживание внешних заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов (производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребления). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализмом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну. Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих общин было достаточно длительным и многоэтапным процессом. На начальных этапах — появление работы на заказ; в дальнейшем — формирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное отделение ремесленного производства. На начальных этапах ремесло, по-видимому, не оказывало существенного влияния на рост производительности сельскохозяйственного труда, поскольку было ориентировано преимущественно на производство престижных товаров, военного снаряжения, транспортных средств. Нацеленность на рост средств производства у ремесла появляется, скорее всего, в эпоху освоения металлургии, но не в самом ее начале.
Таким образом, рассмотрение генезиса и становления первобытной культуры показывает: она возникла как способ и содержание жизнедеятельности людей, более высокой организации бытия человека и общества; культура формировалась как системное явление, для которого были характерны: целостность, структурность, функциональность, наличие законов и подсистем; культура формировалась через совершенствование человека, осознаваемое общение, поведение и деятельность людей, прежде всего на основе трудовой активности.
2. Памятники первобытной культуры.
Памятники первобытной культуры. Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).
В позднем палеолите почти одновременно появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направление. Вероятно, в это же время возникают музыка и танец. Наиболее полно представлена пещерная живопись. Первые художники употребляли четыре краски минерального происхождения: черную, желтую, красную, коричневую.
Самые важные и многочисленные материалы по живописи и пластике дало исследование декорированных пещер. Эти сокровищницы палеолитического искусства сосредоточены на относительно ограниченной территории, между Уралом и Атлантическим океаном. Наскальные изображения сосредоточены в Испании, Франции и на юге Италии.
Прежде всего поражает "исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. Это позволяет предположить существование единой идеологической системе, системы, которую можно назвать "пещерной религией". Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи признают, что мы имеем дело со своего рода святилищами.
Самыми знаменитыми наскальными росписями можно назвать примеры наскальной живописи из пещер Альтамира и Ласко. Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гроттеШаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.). Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей МарселиноСанс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария. После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался: рисунки Альтамиры всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании.
История пещеры Ласко далеко не так драматична, как у Альтамиры, и открыта она была значительно позднее (в 1940 году), зато изображения в ней на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско.
Композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мертвого, человека; его оружие, род копья с крюком, упирается в брюхо животного; подле человека (с клювом вместо рта) сидит на жердочке птица. Эту сцену обычно интерпретировали как сцену охоты. В 1950 г. Хорст Кирхнер предложил рассматривать ее как шаманское камланье.
Скульптура. Открытие женских изображений, получивших прозвище пелеолитических Венер. Самые знаменитые – Венеры из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Точно определить религиозную функцию женских статуэток невозможно. Едва ли целесообразно предполагать в этих изображениях артефакты первобытных матриархальных обществ (т.е.. обществ, где доминирующее социальное положение занимали женщины). Вероятней всего, в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств.
Гипотеза французского археолога Андре Леруа-Гурана: прибегнув к топографическому и статистическому анализу, Леруа-Гуран заключил, что фигуры (формы, лица и т.д.) и знаки повсюду взаимозаменяемы; например, изображение бизона приравнивается к "ранам" или другим "женским" геометрическим знакам. Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон (женщина) – лошадь (мужчина). Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.
Мегалитическая архитектура (Мегалит (греч. «большой камень») в период неолита (примерно с 8—5-го тысячелетия до н. э.), энеолита и период бронзы (примерно 3—2-е тысячелетие — начало 1-го тысячелетия до н. э.) - это сооружения из больших каменных блоков, созданные без применения связывающего раствора.
Традиционно различаются несколько типов мегалитических сооружений:
- менгир - одиночный вертикально стоящий камень
- кромлех - группа менгиров, образующая круг или полукруг
- дольмен - сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
- таула - каменное сооружение в форме буквы<Т>
- трилит - сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
- сейд - в том числе сооружение из камня
- каирн - каменный курган с одним или несколькими помещениями
Среди древних монументов Британии ничто не может сравниться по своей известности со Стоунхенджем. Стоунхендж состоит из земляных сооружений окружающих круглую кладку больших менгиров. Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, показаны на плане цветом: серыми — для валунов песчаника (сарсена) и синими — для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер. Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы.
В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.
Согласно Гипотеза философа Рене Генона большинство менгиров могут быть отнесены к разряду камней, рассматриваемых как "божественные жилища" или, иными словами, как носители некоторых "духовных влияний". Это олицетворение "Центра Мира", который совершенно естественно отождествляется с "божественным обиталищем".
Культура в мифологической картине мира. Способом выживания первобытного человека стало чувство егопородненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Об этом блестяще написал Фрейд: «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг очеловечивания природы. С безличными силами и судьбой не вступить в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но … если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх … А может быть ты даже не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против … сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы ни попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить …». Такое мироощущение и составляет первооснову мифа.
Чувство одушевленности природы не есть исключительно достижение мифологической эпохи. И современный человек разделяет природные и смысловые (ассоциативные) характеристики вещей, тогда как в мифе они отождествлены безо всякой возможности различения. Собственно говоря, слово «отождествление» здесь не совсем уместно, ибо в мифе смысловые свойства изначально воспринимаются, как природные, а ассоциативные связи между явлениями – как причинно – следственные. Французский этнограф Леви-Брюль приводит рассказ одного миссионера о том, как он показывал индейцам фигурки животных, изобразив их на стене с помощью теней от пальцев. На следующий день племя наловило больше рыбы, чем обычно, и все принялись упрашивать миссионера вновь показать те же фигурки, «спектакль теней» был воспринят ими как подлинная причина богатого улова. Леви-Брюль называет подобного рода связи, устанавливаемые мифом, «мистическими связями, или мистической сопричастностью вещей и явлений. Мистическая сопричастность есть основное отношение мифологического мира; мистическая сопричастность – это ассоциативно – психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемая как способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений.».
Но там, где господствуют мистические связи, нет вещей и животных в нашем понимании. «Для первобытного сознания, - подчеркивает Леви-Брюль, - нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову». Миф есть царство всеобщего оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленнее существо; животное – и животное (добыча) и священный дух; солнце – это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе, но одновременно это и грозный бог, дающий и плодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечто изначальное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.
Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленное существо.
Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в точном значении, какое оно приобрело в наши дни.
Космос – это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы» (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом психологическом космосе, человек должен себе найти могучих покровителей среди окружающих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми он испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.
У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного универсализма христианской Европы в древности каждому обособленному языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека.
Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик. В ответ на вопрос действительно ли он верит в то, что предком его племени была выдра, индеец объяснил, что «они вовсе … не думают, будто это была такая же выдра, какие существуют сейчас. Выдры, от которых они произошли, были людьми – выдрами, а не животными: они обладали способностью менять облик мужчины или женщины на облик выдры».
Мифотворчество как важнейшее явление в культурной жизни человечества. На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы. Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во - первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и во - вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. - затрагивает широчайший, буквально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания. Мифология выступает перед нами уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних. Более углубленный подход к этому феномену неизбежно приводит к постановке проблемы, что же такое мифология? Ответ не прост. Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на ее сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая ее в разных аспектах, по - разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, лингвисты, историки культуры и т. д.; и их исследования часто взаимодополняют друг друга.
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как более ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества. Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности.
Причины, по которым вообще должны были возникать мифы, по - видимому, следует искать в общих для того уровня культурно - исторического развития особенностях мышления.
Главные предпосылки своеобразной мифологической «логики» - это, во - первых, что первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной, и, во - вторых, элементы мифологической диффузности, нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной, аффектно - моторной сферы. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства.
Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различие между реальным и сверхъестественным не производится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - «правда», потому что он - осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому он лишь рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.
Мифы составляют как бы священное духовное сокровище племени. Они связаны с заветными племенными традициями, утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения. Миф как бы объясняет в данном обществе и мире порядок, он так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. В культовых мифах момент обосновывания, оправдывания отчетливо превалирует над моментом объяснения. Культовый миф всегда являлся священным, он, как правило, окружен глубокой тайной, он - сокровенное достояние тех, кто посвящен в соответствующий ритуал.
3. Культура как современное научное понятие.
Культурная картина мира. Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира выражает обобщенное представление человека о мироздании, содержит наиболее важные результаты познавательной, практической и социальной деятельности человека.
С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др.
Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы.
Картина мира как явление культуры не просто объективно отражает реальность в ее сущностных проявлениях и связях, но благодаря активности человека обретает духовное, нравственное и ценностное значение, что выражает разнообразие его отношений к миру. Картина мира существует, может быть передана и усвоена в системе знаний, норм, образцов и знаков в различных отраслях науки, художественных произведениях и верованиях, языке, на котором общается та или иная группа людей. Таким образом, в сознании отдельного человека картина мира может существовать как некая разновидность виртуальной реальности.
Проблемами картины мира в разное время занимались виднейшие ученые. В эпоху античности древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347) сформировал учение об эйдосах (видах, обликах), в которых раскрывается в сознании человека идеальная сущность действительности. В начале XX в. О.Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1918) говорит о том, что «история - это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Не принимая традиционную историческую науку как набор отрывочных сведений о прошлом, а саму историю как линейнообразную внешнюю схему перехода от прошлого к настоящему, Шпенглер предложил разграничивать научную картину природы - упорядоченную систему естественных законов - и историю, которая для современного человека может существовать только как «некоторая излучаемая отдельным индивидуумом картина мира, в которой становление владычествует над ставшим». Для каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», и историческая картина мира, с точки зрения Шпенглера, обязательно требует «поэтического творчества», использования различных видов художественного освоения жизненного материала. Эта картина мира представляет собой особую разновидность неточного знания, для которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты».
Свой вклад в современную трактовку проблем картины мира внес один из видных представителей европейского экзистенциализма М.Хайдеггер (1889-1976). Называя картину мира «полотном сущего в целом», он утверждал, что мир становится картиной только в Новое время, когда развивается индивидуализм и человек становится субъектом культуры. Создание картины мира означает, что весь этот мир отныне переходит в компетенцию человека, становится объектом приложения его способностей и сферой его деятельности. Именно потому, что в результате все стороны жизни превращаются в точку отсчета для собственно человеческой оценки окружающей действительности, «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке», т.е. в гуманизм. В целом для философской мысли XX в. понятие «картина мира» имеет актуальность благодаря постановке проблемы соотношения между реальностью и системой представлений о ней, характеризующих культурное сознание людей определенной эпохи как самостоятельное и самобытное явление.
Развитие связей между культурами приводит к «смазыванию» уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процесса компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логики мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что выкристаллизовано под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пище этнического типа, языка, памяти о своей истории и культур. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.
Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности.
Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) - категория, отражающая законы и стандарты социального бытия людей. Можно выделить несколько различных типов норм.
1. Нормы - система разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок и т. п. Нормы, понимаемые в этом смысле, можно определить как институциональные, зафиксированные в каких-то официальных документах (политических, юридических, религиозных и иных) и поддерживаемые как с помощью авторитета власти, так и применением насилия в необходимых случаях. Классическим примером таких норм являются государственные законы и декреты, постановления церкви, уголовный кодекс и т. п.). Подобные нормы играют важную роль в поддержании общественного порядка и социокультурной устойчивости общества в целом, но особенно в той части бытия человека, которая поддается публичному контролю.
2. Статистические нормы, т. е. складывающиеся стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Такие нормы можно условно назвать этнографическими, поскольку механизм их сложения и действия практически неотличим от иных этнографических правил, обычаев, образцов. Неофициальный характер этих норм вовсе не гарантирует либерального отношения к их нарушителю, который может подвергнуться и довольно жестокому наказанию. Пример этнографических норм – народные традиции (хотя только нормативной функцией социальная роль традиции не исчерпывается).
3. Конвенциональные нормы, т. е. рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Такие нормы занимают промежуточное положение между институциональными и этнографическими, в каждом конкретном случае тяготея к одному или другому полюсу. Примеры: правила соседского поведения, нормы дружеских или любовных взаимоотношений, где границы разрешенного, запрещенного и оставляемого на усмотрение каждого, с одной стороны, интуитивно и культурно более или менее ясны, с другой стороны, не подвержены жесткой регламентации. Исполнение конвенциональных норм по преимуществу отдано на усмотрение каждого человека и является делом его приватной жизни (в отличие, скажем, от этнографических норм, соблюдение которых обычно контролирует вся община или малый социальный коллектив).
4. Эталонные нормы - специально созданные в качестве образца для подражания. В этом смысле влияние искусства на людей посредством демонстрации им тех или иных эталонных норм поведения, суждения, мировоззрения, образа жизни и т. п. является наиболее сильным.
Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой деятельности. Нормы имеют два способа своего закрепления: знаковый (кодексы, законы, своды и правила) и социальный (встроенность как схем в деятельность, поведение, общение).
Нормы могут носить достаточно жесткий характер (особенно «табу»), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов – быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения).
Существует дифференциация норм по сферам их применения: этические, социальные, культурные, эстетические, правовые и т.д..
В целом норма – это средство духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимодействия между собой.
Культурная картина мира включает в себя ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает двойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных изменений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:
- терминальные (ценности цели),
- инструментальные (ценности средства),
- ситуативные.
Все разнообразие ценностей можно условно классифицировать на основании выделения тех сфер жизни в которых они реализуются:
- витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасности, качество жизни;
- экономические ценности: наличие равных условий товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;
- социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
- политические ценности: патриотизм, гражданскаяактивуность, гражданские свободы, гражданский мир;
- моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
- религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
- эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.п.
Под культурными ценностями имеют в виду сумму наиболее выдающихся по своему качеству произведений (шедевров) интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В этот перечень входят также выдающиеся архитектурные и иные сооружения, уникальные произведения ремесла, а также весь набор археологических и отчасти этнографических раритетов уже в силу их древности и уникальности каждого экземпляра. Это археолого-искусствоведческий подход к проблеме.
Культурологи понимают под культурными ценностями некоторую квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и пр. Культурные ценности, трактуемые в этом смысле, представляют собой некоторое «ядро» социальной культуры сообщества, квинтэссенцию народной мудрости и высоких интеллектуальных откровений, содержащихся в разнообразных «культурных текстах», за века «наработанных» сообществом. Точно так же и шедевры искусства и литературы являются «ядром» соответствующих специализированных областей культуры.
Ценности могут быть:
- признанными, причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться;
- непризнанными, но действительными;
- потенциальными.
Культурная ценность не является ни обязательной к исполнению нормой, ни теоретически преследуемым идеалом. Она, скорее, некоторый «резерв» уже обретенного и накопленного социального опыта, лежащий в основе исторической и социальной устойчивости данной культуры.
Культура как одно из базовых определений человека. Итак, культура относится ко всему, что усваивается людьми в обществе, составляет часть наученного поведения.Эта наша социальная наследственность (по аналогии с биологической), один из важнейших факторов, позволяющих нам жить вместе в организованном обществе. Среди людей культура выполняет в значительной степени ту же функцию, что и генетически запрограммированное поведение в жизни животных. И поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть процесса социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Поскольку культура формирует личности членов общества, она во многом контролирует их поведение. Поэтому ключевой характеристикой культуры является функция социального контроля. Без культуры, считает Клиффорд Гиртц, люди были бы полностью дезориентированы, «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта».
Насколько важна культура для функционирования индивида и общества можно видеть на примере поведения людей, не прошедших социализацию (таких, как Маугли). Лишение человеческих младенцев общения с себе подобными приводит к тому, что они превращаются в животноые существа, похожие по антропологическим характеристикам на человека, но по поведению — это животное, которое уже (почти) невозможно вернуть в человеческое сообщество
Культура выступает в двух основных видах — материальная и духовная.
Материальная культура — это процесс и результат производства материальных ценностей, орудий производства, средств сообщения и связи, предметов быта, жилищ, одежды, продуктов питания, производственный опыт, поведение людей. Иначе говоря, в материальную культуру входит вся преобразованная среда, приспособленная к потребностям человека, защищающая его от непосредственного воздействия природных стихий и помогающая активно бороться за их дальнейшее освоение.
Материальные компоненты культуры — это предметная среда, окружающая человека. Вещи и предметы, их производство и совершенствование несут на себе след изменений самого человека, отношений между людьми. Вещи прошлого — дома, соборы, скульптуры, мосты и т. д. — не просто значимы, не только «функционируют», но без них не было бы смысловой связи опыта и времени культурно-исторического процесса. Так, дом функционирует как жилище (это значение дома), но культура жилища определяется целостностью жизненного мира людей, их образом жизни, привычками бытом.
Когда вещь утрачивает смысловую определенность, перестает быть феноменом культурного мира, она становится артефактом, то есть «искусственным фактом» прошлого, который следует воспринимать эстетически. Лучшее, что может предложить современная культура такого рода артефактам прошлого — это поместить их в музеи, в искусственно созданное пространство, особый мир, где вещи и факты прошлого обретают статус ценности как объекты исторического интереса и эстетического наслаждения.
Духовная культура — это производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения. В духовную культуру включается и творчество ученых, изобретателей, работников искусства, радио, телевидения и других учреждений, участвующих в массовом распространении духовных ценностей.
Нематериальные компоненты культуры: нормы (правила), законы, ценности, убеждения.
Различают два типа норм: «средние», «типичные», то есть статистические, отражающие реальность (например, число курящих), и идеальные, то есть правила и стандарты ожидаемого поведения в конкретных ситуациях (например, «не курить»). Необходимо, во-первых, понять причины поведения и объяснить их, для чего используют нормативы, стандарты, меняющиеся в конкретных условиях. Тогда реальное поведение может оцениваться как запрещенное и нежелательное или терпимое, приемлемое, или же обязательное. Нормы определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Во-вторых, надо оценить соотношение реального поведения и идеала.
Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм. Они влияют на все человеческое поведение. Это народные обычаи и нравы, нарушение которых влечет за собой строгое наказание. Причем каждая культура отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей, соблюдение которых строго контролирует.
Законы — это формализованные нормы. Например, сухой закон, введенный в США в начале ХХ века, вызвал многочисленные выступления протеста. Через 15 лет был введен снова, но все-таки общественное мнение победило — он был отменен. Как говорится, самые сильные законы — те, что согласуются с общественными нравами. Ценности выражают представления людей о «достойном» или «желательном», «добром» и «злом» и т. д. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. В христианской традиции, например, десять заповедей требуют от человека (помимо других вещей) не покушаться на человеческую жизнь («не убий»), хранить супружескую верность («не возжелай жены соседа своего»), уважать родителей («чти отца своего и мать свою»). И хотя разные культуры могу считать ценностями разные вещи (геройство на войне, художественное творчество, аскетизм), каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет.
Если нормы — это правила, то ценности — это оценки. Нормы носят групповой характер, а ценности могут быть как коллективными, так и индивидуальными. В американской культуре, например, ценности выражают желательность достижений, личного успеха, демократии и равенства возможностей. Основные американские ценности — это своеобразный моральный кодекс американца. К сожалению, российский гражданин оказался сегодня фактически без подобного кодекса. В связи с этим вопрос выбора ценностей приобретает особую важность.
Убеждения — это идеи о мире и социальной реальности, о человеке и других людях. Человек может как иметь, так и не иметь убеждений, менять их или не поступаться ими. Убеждения, как и ценности, способствуют социальному порядку и интеграции.
Все эти элементы взаимосвязаны. В частности, ценности не только требуют обоснованиЙ, но и сами служат таковыми. Они обосновывают нормы, или ожидания и стандарты поведения, относящиеся к сфере взаимодействия людей. Нормы могут быть и стандартами поведения, но возникает вопрос: почему все-таки люди подчиняются им, даже если это не соответствует их интересам? Потому, что вслед за несоблюдением определенных норм следуют соответствующие наказания, которые могут выступать в разных формах (уголовное, административное наказание, нравственное осуждение, остракизм и т.д.). Социальные поощрения, такие как уважение, также является стимулом придерживаться определенных норм поведения. Социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Санкции приобретают легитимность (законность) благодаря нормам. А совокупность санкций, норм, ценностей и наличных знаний о мире образует цепь механизмов социального контроля.
Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи — главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, — основные строительные блоки культуры. Значение знака социально по происхождению. Знаками могут быть слова, действия, вещи.
Известно, что большая часть культуры невербальна — живопись, танцы, жесты, например. Но все эти элементы могут быть выражены только языковыми средствами. Язык можно определить как систему коммуникации, использующую звуки и символы, имеющие условные, но строго определенные структурированные значения.
Язык — социальное явление. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов (кивков, улыбок, гримас недовольства), — язык все же является основным средством передачи культуры.
Язык также является своего рода творцом и организатором нашего опыта. Антропологи отмечают, что многие понятия, которые мы считаем естественными, то есть данными нам изначально и сами соброй разумеющимися, выглядят таковыми только потому, что крепко укоренились в нашем языке. Овладевая речью, человек вместе с тем овладевает обобщенным в языке социальным опытом. Он не придумывает, что значит «яблоко», «дом», a усваивает уже готовую исторически сложившуюся систему значений. И эти значения, и символы являются не просто формами, в которых человек выражает свое мировосприятие. Они формируют это восприятие, вызывая у человека соответствующие чувства и установки.
Это особенно видно при сравнительном анализе языков. Языки различаются способами обозначения цветов, родственных связей, например. В некоторых языках есть понятия, полностью отсутствующие в словаре других языков.
Любой язык, в принципе, служит тому, чтобы люди понимали друг друга. Коммуникация основывается на значении слов, которые принимаются, используются и понимаются всеми субъектами общения. Поэтому общий язык служит сплочению общества, он помогает людям координировать свои действия, отражает общие знания о традициях и текущих событиях; он способствует формированию чувства группового единства.
Правда, мы должны отметить, что язык может способствовать и разобщению людей. Группа, использующая какой-либо язык (профессиональный жаргон, сленг), — это «свои», все остальные — «чужие». Иногда языковые проблемы (проблема государственного языка, например,) могут стать важным аспектом политической жизни.
Идеология является одним из компонентов нематериальной культуры, ее определяют как систему убеждений, описывающую какие-либо ценности. Например, одним из самых распространенных идеологических убеждений американцев является вера в равенство возможностей. Этой ценности соответствует ясно сформулированное в Декларации независимости положение о том, что все люди созданы равными и, имея возможность, каждый сможет попытаться преодолеть трудности на пути к задуманному.
Идеология выполняет в обществе ряд функций. Одной из них является ослабление социальной напряженности, возникновение которой вероятно в том случае, если люди осознают расхождение между провозглашенными ценностями и действительностью. В Америке социологи, например, считают, что идеология затушевывает противоречие между принципом равных возможностей и тем фактом, что негры обделены этими возможностями. Основная функция идеологии состоит в снижении социальной напряженности, которую ощущают, и белые и черные, вызываемой расхождением между провозглашенным идеалом (как ценностью) и реальностью, в которой живут люди и которую, возможно, используют в своих интересах.
Идеология как выражение групповых интересов, теология может также выражать или охранять интересы группы. Эта функция идеологии тесно связана с марксизмом. Марксисты делят идеологии на два типа: консервативные, поддерживающие «статус-кво» и либеральные (или радикальные), которые пытаются ее нарушить.
РайнхардБендикс исследовал идеологии менеджмента в четырех промышленных странах — Англии и России в ХVIII — XIX веках, а также в США и Восточной Германии в начале XX века. Он обнаружил тенденцию, в соответствии с которой менеджеры создавали идеологии, оправдывающие и обосновывающие их власть над рабочими и тем самым облегчающие управление. Даже идеологии, делающие упор на человеческие отношениях, являли собой хитроумные попытки администрации заставить рабочих добровольно повышать производительность труда и таким путем усилить власть над ними.
Хотя такие консервативные, или правящие, идеологии защищают интересы самых влиятельных и богатых групп общества, было бы неверно считать, что они негибки, они как раз способны приспосабливаться к новым социальным, условиям. Сейчас руководители фирм (в отличие от дельцов конца XIX — начала XX века) подчеркивают социальную направленность капитализма, признают необходимость широкомасштабной планомерной организации экономической жизни, придают особое значение гуманистическим ценностям и принимают новые законы о труде и деятельности правительства, считает Хейлбронер. Этот пример показывает, как идеология может приспосабливаться к изменениям в обществе.
Как уже было сказано, некоторые идеологии выступают против сложившегося статуса-кво. Примером могут служить движение за гражданские права негров, антивоенные движения, феминистские движения и т. д. Против плохих условий труда и других форм эксплуатации выступают профсоюзы.
В ситуациях, когда происходят конфликты и изменения, эти две идеологии становятся выразителями интересов противоборствующих сторон: одна из них стремится к сохранению, другая, — к разрушению существующего положения; левые против правых, жители колоний против колонизаторов, профсоюзы против администрации. Если угнетенная группа побеждает, ее идеология служит для защиты нового социального устройства. Например, революция 1917 года изменила суть большевизма, который из идеологии, обосновывающей необходимость свержения старого строя, стал средством, идеологически обеспечивающим режим. Многие антиколониальные идеологии изменились таким же образом после Второй мировой войны, когда колонии завоевали независимость.
Идеология как смысловая детерминанта поведения, придает тот или иной смысл действиям людей. Например, в последние годы различные американские правительственные органы оказывали давление на высшие учебные заведения, чтобы те прекратили дискриминацию женщин и представителей национальных меньшинств при приеме на учебу и работу. Правительство требует отчетов, определяет квоты приема и часто грозит урезать исследовательские фонды, если эти квоты приема не будут выполнены. Понять смысл этих действий можно только зная идеологическую позицию, которой данные органы привержены или с которой вынуждены считаться и которая требует социальной справедливости по отношению к группам, подвергающимся дискриминации. Иногда руководители колледжей и университетов отказываются подчиняться этому давлению, заявляя, что достаточно квалифицированных представителей меньшинств и женщин слишком мало, чтобы выполнить квоты. Объяснить их поведение тоже можно, зная идеологическую позицию — обеспечение превосходства академической науки в уровне преподавания и исследований. Различаясь идеологическими приоритетами, эти две группы лиц по-разному определяют и оценивают ситуацию. Не выясняя, кто прав, а кто не прав, мы видим лишь то, как данные идеологии функционируют, придавая смысл и обоснованность требованиям тех, кто их придерживается. Большинство конкретных случаев политической борьбы — это прежде всего выяснение того, какая из конкурирующих идеологий имеет наибольший вес и значение.
Религия является неотъемлемым элементом культуры и выполняет многообразные и значимые функции, к которым относятся, в частности:
· своеобразное объяснение сути существования, природы мира и человека;
· формулирование моральных норм и правил поведения;
· эмоциональная поддержка;
· объединение людей;
· освящение и поддержка или критика социальных порядков. Французский социолог Э. Дюркгейм выделял такие функции религиозных церемоний, как сплочение людей, ревитализация, то есть оживление прошлого, соединение настоящего с прошлым; эйфория как отвлечение от неприятного, общее приятное ощущение жизни; порядок и обучение.
· личный опыт веры. Каждый человек приходит в религию через личные чувства, поскольку она есть нечто большее, чем система представлений и практических мер борьбы с вечными проблемами человеческой жизни и смерти, и хотя религия — скорее коллективный ответ на вопрос, как жить, в последние годы религиозность становится все более личным делом.
Макс Вебер, рассматривая связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеальных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием, в своей ставшей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 — 1905) выявил роль протестантской хозяйственной этики в генезисе западноевропейского капитализма. По его мнению, такие ценности протестантизма, как святость упорного труда, самодисциплина и самоограничения, нерасточительность, индивидуализм, убеждение, что каждый — один перед богом и личный успех — ключ к спасению, безусловно, оказали положительное влияние на развитие капитализма.
Религия может быть как консервативной, так и прогрессивной силой в обществе. Так, в США христианство освящало рабство. В развивающихся странах религия играла важную роль в революционном движении, приняв форму «идеологии освобождения». В России принятие православия, по мнению исследователей, с одной стороны, способствовало становлению мощного самодержавного государства, (которое впоследствии подчинило себе очень консервативную церковь, традиционалистскую), а с другой — этот выбор предопределил отставание от Запада в сфере науки и образования, а затем и в сфере научно-технической, во многом способствовал появлению в ходе дальнейшей истории той критической, переломной ситуации, исходом которой явились петровские реформы.
Культура как социальный процесс, как деятельность и поведение людей. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.
В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.
Некоторые социологи выделяют также отдельные видыкультуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:
· образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;
· интегративная-дезинтегративная – чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т.д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;
· регулирующая – установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам.
Субъект культуры. Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры.
Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации. Человеческие качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности. Таким образом, человек и культура - это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты.
Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Мировая культура - это результат совокупной деятельности родового субъекта - человечества.
Понятие "человечество" употребляется для обозначения предельных общих качеств субъекта культурно-исторической деятельности. В реальности живут и действуют конкретные люди, поэтому первичным субъектом культуры является личность, которая персонифицирует социально-историческую деятельность че