Политическая культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание) — это совокупность политических знаний, ценностных ориентацией, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе. Она является составной частью общей культуры человечества, качественной характеристикой политической сферы жизни общества, одним из средств преобразования политической действительности. Политическая культура формирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта. Она имеет всеобъемлющий характер, влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и морали.
Политическая культура существует в трех основных формах: духовной, которая включает опыт, традиции, нравы, ценности, ориентации и установки, а также способы выражения политических чувств и эмоций; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, и функциональной, определяющей способы, стили, приемы и средства политической деятельности. Эти три формы тесно взаимосвязаны друг с другом. Все вместе они представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их контроля над властными структурами. Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры.
В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, общности, общество в целом, а также институциональные субъекты власти. Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные той социальной среде, к которой он принадлежит. Вместе с тем политическая культура каждого индивида характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности.
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает реальное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти и выполняет ряд общественно полезных функций: познавательную; политическая культура формирует у людей необходимыеобщественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность; идентификационную; политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определенной группе общества и определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; ориентационную; политическая культура способствует смысловому отображению политических явлений, пониманию каждым индивидом собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; предписывающую; политическая культура выражает приоритетность отдельных ориентации, норм и представлений, которые определяют направленность и смысл человеческого поведения; адаптационную; политическая культура помогает человеку приспособиться к изменяющимся условиям политической среды; социализации; политическая культура способствует приобретению индивидом определенных навыков и свойств, которые позволяют ему реализовать свои гражданские права, политические интересы и функции; интеграционную; политическая культура обеспечивает различным социальным группам возможность совместного существования в рамках данного государства, данной политической системы, что способствует сохранению ее целостности; коммуникативную; политическая культура показывает уровень взаимодействия всех субъектов власти на основе использования общих терминов, символов, стереотипов и других средств информации и общения; воспитательную; политическая культура способствует формированию личности, гражданина как полноценного субъекта политики.
Характер каждой политической культуры во многом зависит от ее структуры. Политическая культура — это явление многоуровневое, со сложными структурными компонентами. Это объясняется разнообразием ее связей с различными процессами как социального, так и политического характера, протекающими в обществе. Одни элементы политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, третьи — определенные ценности, которыми руководствуются элиты и группы электората, этносы, жители отдельных регионов.
В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы:
• когнитивный; его составляют доминирующие в обществе или в определенной социальной группе типичные представления о различных аспектах политической жизни общества (о политической системе, ее институтах и организациях, о политическом режиме, механизме власти и управления), которые влияют на развитие политического процесса и являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости;
• нормативно-оценочный; его образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы или отдельного индивида ценности, нормы, идеалы, выступающие своеобразным эталоном, на основе которого социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса. Ценностные ориентации, идеалы, приоритеты позволяют человеку осознать свою идентичность, свое отличие от представителей другой системы взглядов, они связывают личные взгляды, интересы людей со стандартами, признанными данным обществом позитивными и предпочтительными;
• эмоционально-психологический; его составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты, участвующие в политических процессах (любовь к родине, жажда социальной справедливости, ненависть к врагам, вера в «светлое» будущее). Такие чувства и переживания сопровождают практически все проявления социальной активности субъекта и направляют его на достижение поставленных целей;
• установочно-поведетеский; его образуют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, способствующие переводу ценностей в плоскость практической реализации.
Политическая культура формируется под воздействием различных факторов, что предполагает многообразие ее видов и моделей. В современной политической науке единой типологии политической культуры не существует. В основе известных классификаций лежат совершенно различные критерии, к примеру, специфика существующих в мире политических систем, своеобразие стран и регионов, виды ориентации граждан в политической игре, открытость или закрытость политических ценностей, идеологические воззрения. Одной из самых распространенных классификаций политической культуры является классификация, предложенная американскими политологами Г. Алмондом (род. 1911) и С. Верба (род. 1932) в книге «Гражданская культура» (1963). Проанализировав и сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:
• приходская или патриархальная культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки общины, деревни или района. Ее характерной приметой является отсутствие интереса к политике у рядовых граждан, политическая неразборчивость, неучастие большинства населения страны в политической жизни. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах;
• подданническая культура; в обществе с данным типом культуры наблюдается сильная ориентация социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым является их участие в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры проявляют значительный интерес к политике, политическим институтам, однако не склонны принимать участие в политической деятельности. От властей подданные ожидают либо приказа, либо благ;
• партиципаторная или активистская культура; для данного типа политической культуры характерно проявление гражданами активной гражданской позиции, стремление граждан участвовать в политической жизни и влиять на политику государства. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.
2. Сущность политической социализации
Политическая социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни.
С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни.
С другой стороны, она характеризует сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности.
Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.
Гармонический тип политической социализации. Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурной однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Подобным образом можно охарактеризовать британо-американскую культуру. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.
Плюралистический тип политической социализации. В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Существование значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы или партии.
Однако наличие конфессионально-культурного многообразия не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свободой, частной собственностью, индивидуализмом, правами человека, демократией, плюрализмом и т. д.), соответствующего высокому уровню жизни большинства социальных групп.
Приверженность идеалам либерализма исторически обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий.
Конфликтный тип политической социализации. Обществанезападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью.
В этих обществах высока степень политического насилия из-за значительной культурной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни происходило и происходит, как правило, до сих пор в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур.
Гегемонистский тип политической социализации. Западные авторы выделяют еще гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма).
Этот тип политической социализации характерен скорее для закрытых политических систем, которые не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы, и некоторых странах Азии и Африки.
Типы политической социализации в России. Особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь в переходных обществах, например, в России, которые характеризуются размытостью политических норм и ценностей, т. е. аномией. До 80-х годов XX в. в Советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с активным противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации, позволяющая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с детства и кончая взрослой жизнью.
Все институты социализации - семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС - представляли собой механизм единой системы политического воспитания. Однако, несмотря на возможности тотального контроля за процессом социализации, приобретение черт политического субъекта определенными социальными группами происходило на основе либеральных ценностей, отличных от коммунистических. К таким группам можно отнести творческую интеллигенцию, работников торговли, «внешторговцев», дипломатов и т. д.
Крушение КПСС и коммунистической идеологии как официальной, государственной идеологии в начале 90-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Ныне российское общество находится в состоянии аномии («безнормости»), когда старая система ценностей дискредитирована (хотя на нее ориентируются значительные группы населения), а новые политические ценности, в частности либеральные, пока не востребованы широкими слоями.
Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные. Так, например, институт семьи является сегодня слишком неустойчивым образованием, а его члены политически наивны, чтобы оказывать существенное влияние на формирование политических предпочтений ребенка. Детские, юношеские и молодежные организации переживают глубокий экономический и идеологический кризис и не имеют возможности серьезно заниматься политическим воспитанием. Да и проблема «кого воспитывать?» остается пока нерешенной.
Отсутствие гражданского общества в России делает малоэффективной в качестве института социализации зарождающуюся партийную систему. Партии заняты больше обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьезной политико-воспитательной работой среди масс.
Наибольшие возможности в формировании политических предпочтений индивидов концентрируются в руках средств массовой информации (СМИ). Однако в условиях рынка, когда существование СМИ зависит от тиража, способов и объемов финансирования, от вкусов и предпочтений потребителей их «продукции», их прямое назначение видоизменяется. СМИ больше заинтересованы не в предоставлении объективной и беспристрастной информации, а в погоне за сенсациями, скандалами, способными привлечь новых читателей, а значит, спонсоров, новых рекламодателей.
Отсутствие целостной системы политической социализации личности приводит к тому, что политические позиции индивидов обусловливаются не влиянием лидеров, газет, журналов, телевидения, партий, а их экономическим положением. В условиях аномии наиболее мощным фактором политической социализации оказываются конкретные экономические (например, курс доллара) и политические события, которые изменяют положение индивида.