Основные паттерны моделей социального благосостояния в их историческом своеобразии были предложены Д.Миллером. В подходах к паттернам социального благосостояния до образования концептов «государства всеобщего благоденствия» он идентифицировал на основе правовых идей те общественные модели, которые были присущи европейской цивилизации.
Общественные идеалы | Иерархическое средневековое общество | Индивидуалистическое индустриальное общество | Коллективистское общество |
Единица общественной организации | Семья | Индивид | Коммюнике |
Индивидуальный статус | Долг | Независимость | Гражданство |
Политическая организация | Аристократия | Представительная демократия | Демократическое участие |
Основа морали обеспечения | Христианство | Остаточный подход | Институционализм |
Форма обеспечения | Волюнтаристская | Селективная | Универсальная |
Форма обмена | Ритуальная | Сбалансированная | Обобщенная |
Знаковая форма | Каста | Индивидуальность | Общество |
Интерпретация свободы | Долг | Индивидуализм | Социум |
Мотивация | Общественное положение | Нужда |
Впервые понятие «социальное государство» было введено немецким ученым Л. фон Штайном в конце XIX в. Он считал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». К основным принципам благосостояния в модели социального государства относятся:
• социальная справедливость;
• социальное равенство;
• обеспечение социальных гарантий.
Концепция «государства всеобщего благосостояния» оформляется к 30-м гг.. 20 столетия. Государство всеобщего благосостояния — это модель политической системы, для которой характерны как демократическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, так и защита интересов капиталистической системы производства. Государство всеобщего благосостояния не противопоставлено рыночной экономике и демократической политической структуре.
Отечественные паттерны социального благосостояния
В отличие от западных отечественные паттерны социального благосостояния складывались в формах общинной, коллективной организации жизнедеятельности.
Общественные идеалы | Патриархальная модель | Общинная модель | Коллективная модель |
Единица общественной организации | Род | Община/общество | Коллектив |
Индивидуальный статус | Долг | Нищелюбие /необходимость | Гражданство |
Политическая организация | Раннефеодальная монархия | Монархия | Советы |
Основа модели обеспечения | Традиционализм | Христианство/ государственная потребность | Общественная необходимость |
Форма обеспечения | Волюнтаристская | Селективная | Институционально-государственная |
Знаковая форма | Семья | Община/общество | Коллектив |
Интерпретация свободы | Долг | Ответственность | Равенство |
Мотивация | Кровнородственная связь | Нужда/нищенство | Соответствие принципам и нормам |
Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.
Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.