Тема 2.1. Специальность «Актерское искусство»
Свойства личности и профессиональные качества артиста драматического театра и кино. Заразительность, темперамент, сценическое обаяние, фантазия, воображение, наблюдательность, память и другие природные данные, необходимые в актерской профессии. Развитие этих качеств в процессе обучения.
Педагогическая стратегия обучения студентов дисциплине «Актерское мастерство»
Искусство переживания и искусство представления. Жизнь на сцене или игра. Психологический и игровой театр.
Единство физического и психического, объективного и субъективного в актерском творчестве.
Освоение «триады» – физическое бытие, мышление, воображение. Тренинг непрерывности мышления и воображения в воображаемых обстоятельствах.
Освоение событийности потока существования в жизни и на сцене. Восприятие и реактивность.
Подходы к «искусству жить на сцене». От упражнения к этюду. «Этюдами мы вспоминаем жизнь» (К. С. Станиславский). Понятие об этюде как о «кусочке жизни».
Освоение психотехники актера в учебных этюдах (одиночных с простым сюжетом на одно событие) на материале упражнений на «память физических ощущений и действий». Упражнения и этюды «Наблюдения за животными». Упражнения и этюды «Наблюдения за людьми».
Этюды на сюжеты, взятые из литературы (эпизоды из рассказов, повестей и романов, преимущественно индивидуальные и небольшие). Введение в учебный репертуар более объемных эпизодов из прозаических произведений.
Жизнь в роли. Событийность, линия роли. Деление на «куски» – выявление цепочки событий в произведении или эпизоде из него. Переходы из одного события в другое.
Поиск внешней характерности: грим, костюм, манеры, пластика, особенности речи и др. Создание линии жизни и способов поведения персонажа в соответствии с жанровой природой литературного материала.
Творческое взаимодействие с режиссером, художником, композитором и другими членами творческой бригады в процессе создания спектакля
Создание роли в системе актерского ансамбля целостного спектакля
Практика работы в видео- и кинофильмах в опытах коллег-студентов (например, на кафедре телевидения РГИСИ, в студенческих работах в Институте кино и телевидения и т.п.).
Специализации специальности «Актерское искусство», реализуемые в РГИСИ: артист драматического театра и кино; артист музыкального театра; артист театра кукол; артист эстрады.
Тема 2.2. Специальность «Режиссура театра»
Свойства личности и профессиональные качества режиссера драматического театра. Композиционная, интегрирующая природа режиссерского искусства.
Режиссер – организатор коллективного творческого процесса в театре.
Режиссер – истолкователь, интерпретатор литературного произведения, выбранного для сценического воплощения.
Режиссер – педагог, способствующий личностному и творческому развитию актеров.
Педагогическая стратегия обучения студентов дисциплине «Режиссура и актерское мастерство».
Режиссерский анализ пьесы. Многообразие методов режиссерского анализа.
Сценическое пространство и мизансцена.
Этюд как профессиональный инструмент режиссера. Этюд как прообраз спектакля. Значение этюдов в работе над спектаклем.
Подготовительный этап работы режиссера над спектаклем.
Работа режиссера с литературным произведением. Обоснование выбора произведения (художественное и нравственное значение, созвучие с актуальными проблемами современной жизни, мотивы личной сопричастности). Режиссерский анализ произведения. Разбор предлагаемых обстоятельств. Определение темы, идеи, конфликта, последовательности событий. Характеристика действующих лиц. Мотивы действий персонажей. Композиционные, жанровые и стилевые особенности пьесы и их влияние на работу над спектаклем. Экскурсии и исследовательские поездки.
Интерпретация пьесы и предварительные варианты, намётки художественного, музыкального, пластического решения спектакля. Начало совместной работы с композитором, художником, балетмейстером. Распределение ролей. Формирование творческого коллектива. Разработка постановочного плана спектакля. Развитие первоначального замысла в сотрудничестве с актерами и другими создателями спектакля в репетиционно-производственный период работы режиссера.
Читка пьесы и обсуждение ее с творческим коллективом. Вариативность начала репетиционной работы: с режиссерской экспликации, с застольного периода, с практических этюдных проб (в зависимости от материала и интерпретации пьесы, от метода работы режиссера, от конкретной творческой обстановки).
Пластическое решение спектакля. Мизансцена как динамичное пространственно-пластическое выражение события, отношений действующих лиц. Мизансцены бытовые (ситуационные) и образные, метафорические. Особенности пластического рисунка ролей. Танец, сценический бой, акробатический трюк, другие виды пластической выразительности. Сотрудничество режиссера с соответствующими творческими специалистами.
Студенческий коллектив как прообраз театральной труппы. Взаимосвязь между реальной жизнью и сценическим искусством, между театральной школой и профессиональной деятельностью.
Работа над художественным оформлением спектакля на основе режиссерской интерпретации пьесы и замысла спектакля, особенностей архитектуры театра, актерского состава и др.
Специализации специальности «Режиссура театра», реализуемые в РГИСИ: режиссер драмы; режиссер музыкального театра; режиссер театра кукол; режиссер эстрады.
Тема 2.3. Специальность «Сценография»
Свойства личности и профессиональные качества театрального художника. Природа театрально-декорационного искусства.
Сценограф – организатор коллективного творческого процесса по созданию художественного оформления спектакля, специалист, воплощающий в материале художественную концепцию спектакля.
Сценографическая проба, набросок, исследовательский опыт в поисках художественной правды и выразительности. Педагогическая стратегия обучения студентов дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Сценографическая композиция», «Композиция сценического костюма».
Цель и функции театрального эскиза. Эстетическая и практическая функции фиксации образного решения спектакля на плоскости. Техники исполнения плоскостных эскизов.
Цель и функции театрального макета. Взаимосвязь объемной подачи сценографического материала и технологии реализации. Техники исполнения театральных макетов. Педагогическая стратегия обучения студентов дисциплине «Макетирование».
Роль художника-постановщика в процессе работы над выпуском спектакля. Подготовительный период. После сдачи эскизов и макета спектакля художественному и техническому советам художник присутствует на репетициях, контролирует подбор декораций и подготовку выгородок в репетиционном помещении. Осуществляет подбор мебели, реквизита и костюмов, утверждает образцы фактур и тканей, осуществляет авторский надзор в процессе изготовления оформления, совместно с заведующим ХПЧ ставит задачи перед руководителями служб по воплощению художественного образа спектакля. Выпускной период. Участвует в проведении монтировочных и световых репетиций. Осуществляет приемку созданного материального оформления, подписывает паспорт спектакля.
Специализации специальности «Сценография», реализуемые в РГИСИ: художник-постановщик; художник-постановщик в театре кукол.
Тема 2.4. Направление подготовки «Технология художественного оформления спектакля» (бакалавриат)
Свойства личности и профессиональные качества художника-технолога.
Художник-технолог как специалист, обеспечивающий воплощение художественного замысла спектакля, содержащегося в принятом театром проекте художественного оформления, созданного художником-постановщиком и художником по костюмам. Заведующий художественно-постановочной частью (ХПЧ) как организатор всего этого процесса. Художественно-производственные мастерские театра. Художественная составляющая профессии художника-технолога.
Подготовительный период постановки спектакля. Создание проектной технической документации, необходимой для работы производственных мастерских. Планировка и боковой разрез. Габаритные чертежи на все декорации, мебель и крупную бутафорию. Габаритный чертеж – упрощенный чертеж, имеющий точные контуры и размеры, согласованные с планировками и боковыми разрезами. Технологическое описание – документ, составленный совместно технологами ХПЧ с художником-постановщиком, подробно поэлементно описывающий конструкцию и внешний вид декорации. Техническое задание на проектирование материального оформления спектакля – документ создаваемый заведующим ХПЧ. Разработка рабочих чертежей на все изготавливаемые элементы.
Смета затрат на изготовление материального оформления спектакля мастерскими театра и сторонними организациями. Составление заявки на приобретение необходимых материалов и специального оборудования.
График выпуска спектакля. График подачи декораций на сцену.
Производственный период. Совместная работа художника-постановщика и художника-технолога сцены по контролю за работой производственных цехов по созданию сценического художественного оформления. Аналогичная совместная работа художника по костюмам и художника-технолога по костюмам.
Приемка художественного оформления. Паспорт спектакля.
Профили направления бакалавриата «Технология художественного оформления спектакля», реализуемые в РГИСИ: художник-технолог сцены; художник-технолог театра кукол; художник-технолог по сценическому костюму; художник-технолог по свету.
Тема 2.5. Направление подготовки «Театроведение» (бакалавриат)
Свойства личности и профессиональные качества театроведа.
Педагогическая стратегия обучения студентов-театроведов как будущих исследователей театра и театральных критиков. Семинары по истории театра и по театральной критике в течение всех лет обучения
Глубокое изучение при освоении образовательной программы истории литературы, театра и практически всех других видов искусства.
Подразделения театра, использующие возможности выпускников этого направления вузовской подготовки. Другие места работы для работы театроведов. Театральный критик – свободная профессия.
Возможность дальнейшего обучения бакалавра по направлению «Театроведение» на магистерской программе «Театральное искусство»
2.6. Магистерская подготовка по направлению «Театральное искусство»
Высокая степень свободы Института в формировании различных магистерских образовательных программ. Магистерские программы, имеющие теоретическую направленность и ориентированные на практическую деятельность.
Магистерские программы, реализуемые в РГИСИ.