Работа разбита на 4 этапа, соответствующие сложившейся практике реального проектирования. Первоначальный архитектурный образ постройки, возникший на стадии клаузуры, воплощается в нескольких фор-эскизных вариантах (вариантное проектирование), затем следует детальная проработка выбранного варианта и окончательная подача демонстрационного материала для защиты проекта
Этапы помогают студенту рационально организовать свою работу. Каждый этап подлежит представлению на коллегиальное рассмотрение (кафедральный обход), что особенно важно в условиях самостоятельной работы студентов на ПК.
Стадия клаузуры (первая неделя работы над проектом)
Изучение программы-задания на выполнение курсового проекта. Ознакомление с опытом проектирования подобных объектов, определение требуемого объема здания.
Анализ градостроительной ситуации. Выбор участка проектирования с учетом характера существующей городской застройки, возможности организации подходов и подъездов к зданию. Поиск архитектурного образа, соответствующего окружению.
Изображение на бумаге первоначального архитектурного замысла.
Следует с большим вниманием относитьсяк архитектурным наброскам будущего здания и стремится последовательно развивать, заложенные в них рациональные идеи, на последующих этапах проектирования. Как показывает опыт, первые образы наиболее полно отражают творческие устремления автора и если ему удается претворить их в конкретный проект, то работа принесет полное удовлетворение, ради которого и была выбрана эта специальность.
Перед студентом стоит задача выработки индивидуальной эскизной манеры, позволяющей в течение короткого времени создать убедительный образ сооружения, не вдаваясь в излишнюю деталировку (растушевка углем, штриховой рисунок карандашом, пером, акварель, фломастер, коллаж из цветной бумаги и т.д.)
Клаузура выполняется в ручной графике, состав клаузуры- перспективные рисунки и чертежи (схема генплан, план, фасад и разрез) в требуемом масштабе.
Клаузура оценивается по 2 параметрам – выполненная грамотно архитектурная идея и качество графической подачи.
Примеры графики приведены на сайте
http://dom-cottag.ru/pages/course-design/arkhitekturnye-klauzury/primeri-grafiki/
Клаузура принимается на кафедральном обходе при условии, что предлагаемое решение может быть принято как идея для дальнейшей проработки.
Стадия форэскиза (2-3 недели работы)
Воплощение первоначального замысла в реальные композиционные построения, поиск выразительной архитектурной формы.
Работая над архитектурной формой надо иметь в виду те технические и конструктивные возможности и приемы, которые позволят реализовать замысел.
Студент должен дать предложения по решению генплана (подходы и подъезды к зданию, отвечающие выбранному участку проектирования); функциональной схеме (взаимосвязь между основными группами помещений - вестибюль- выставочный зал- кладовые) и конструктивной системе здания (несущая и ограждающая конструкции).
Целесообразно выполнить 2-3 варианта композиции, совместно с преподавателем определить их положительные качества и недостатки, на основе этой оценки разработать форэскиз.
Воплотить проектные предложения в реальных архитектурных чертежах в масштабе окончательной подачи.
Проверить правильность формообразования, конструктивную целесообразность архитектурной формы позволит «рабочий» макет, который рекомендуется делать на стадии форэскиза и эскиза.
Форэскиз принимается при условии проработки идеи проекта до качества проектных материалов, выполненных в объеме окончательной подачи (генеральный план, масштабные планы, разрезы, фасады, перспектива)
На стадии эскиз (4-5 недели работы)
Найденное в форэскизе архитектурно-объемное решение уточняется и детализируется с учетом действующих строительных нормативов и требований задания.
Эту стадию следует рассматривать как «генеральную репетицию» окончательной подачи. На планшете заданного размера размещаются все чертежи требуемые по составу подачи - фасад, план, разрез - в соответствующем масштабе; перспективный рисунок.
Возможно использование компьютерной графики и предложения по цветовому решению фасадов и интерьеров.
От умения расположить все необходимые элементы (чертежи), так чтобы создать законченную графическую композицию листа, во многом зависит успех, как данной работы, так и всех последующих. Надо стремиться к развитию чувства композиции, которое всегда присутствует в работе архитектора.
Эскиз принимается в объеме окончательной подачи, при условии качественного выполнения всех проекций, не содержащих противоречий и грубых ошибок в проектировании. Генплан, архитектурное и конструктивное решение увязаны и показаны на чертежах. Это кафедральная апробация проекта перед окончательной подачей.
Окончательная стадия. Исправление всех замечаний, допущенных в эскизе. Дальнейшая творческая работа над архитектурным образом, уточнение пропорций здания в целом и отдельных деталей.
Разработка проекта с требуемой полнотой архитектурного, конструктивного и функционального решений. Расчет основных технико-экономических показателей.