Форма и габариты помещений имеют прямую зависимость от функционального назначения. Выставочные залы должны обеспечивать наилучшие условия для обозрения экспонатов, которыми могут быть как художественные произведения (скульптура, живопись, графика, глиптика, нумизматика и др.), так и различные предметы, растения и животные окружающего нас мира.
Выбортематики и характера выставок предоставлен на усмотрение студента. Однако следует отдавать предпочтение универсальным помещениям, дающим возможность для организации различных выставок и смены экспозиций.
Для общественных зданий минимальная высота помещения, установленная СНиП 31-06-2009, составляет 3м., однако для обширных выставочных пространств её следует увеличивать. Надо иметь в виду, что высота зависит от площади помещения, чем больше площадь, тем выше должен быть потолок.
Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4,2 - 4,5 м, высота экспозиционного пояса 1,5 - 1,7м на расстоянии 0,8 – 0,9м от пола. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте, а ширина зала не должна быть менее – 4,5м.
Большую рольв организации выставочного экспозиционного пространства играетсистема освещения. Наилучшие условия для осмотра экспонатов создает естественное освещение – боковой или верхний свет. При проектировании естественного освещения не следует допускать попадания прямого солнечного света на экспонаты. (См. рис. 2,3)
Боковой свет (освещение через оконные проёмы в стенах) создает хорошую освещенность групповых и отдельных экспонатов, витрины освещаются с задней стороны, доступна визуальная связь с окружением (природным или городским), В тоже время размещение оконных проемов зависит от местоположения здания на участке (ориентация здания по странам света, наличие тени от деревьев и соседних построек).
Верхний свет- свет через перекрытие - осуществляется с помощью световых фонарей, образуемых остекленной надстройкой различной формы над крышей (в форме куполов или шедовых фонарей) и остекленными панелями в перекрытии. Верхний освещение дает возможность организовать рассеянный свет при помощи жалюзийного покрытия, или наоборот сосредоточенный на отдельных экспонатах. К недостаткам следует отнести сильный нагрев остекленной поверхности, опасность повреждений от атмосферных осадков и конденсата.
Помещения для посетителей неоднородны по назначения, к выставочному залу примыкает входная группа с высотой помещений не меньше 3м. Вестибюль с гардеробом, какпомещения с постоянным пребыванием людей, должны иметь естественное освещение.
Площадь вестибюля с гардеробом зависит от вместимости выставочного зала, которая составляет 3 кв.м на 1 посетителя. Площади помещений определяются из расчета на 1 посетителя: для гардероба - 0,1; для хранения сумок, портфелей - 0,05; для вестибюля - 0,2 - 0,3 кв.м. Санузлы для мужчин и женщин оборудуются 2 унитазами и 1умывальником каждый.
Служебные помещения группируются в один блок - кладовая, комната персонала, тамбур с самостоятельным входом для загрузки экспонатов, санузел (унитаз и умывальник). Если выставочные залы и кладовые размещены на разных уровнях необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов.
Задача архитектора в том чтобы из всех этих помещений разных по назначению, габаритам, освещенности и т.д. создать единую пространственную композицию.
Конструктивное решение.
Основой любого здания является конструктивная система - взаимосвязь несущих и ограждающих конструктивных элементов. Современная техника и строительные материалы дают возможность возводить самые необычные пространственные формы.
Природные условия – климат, ландшафт, рельеф местности- влияют на архитектурное решение здания. Важным фактором, ограничивающим форму покрытия сооружения (крыши) для климатических условий северо-восточной Европы, в т.ч. С-Петербурга, является обилие снега, создающее значительную снеговую нагрузку. Следует избегать «снеговых мешков» на крышах и предусматривать меры по уборке снега.
С одной стороны объемно-пространственная композиция определяет выбор конструктивной схемы, с другой - рациональное конструктивное решение влияет на композицию здания. Примеры из истории архитектуры показывают, как совершенная архитектурная форма связана с оптимальной конструкцией.
Архитектурный образ здания диктует выбор строительных материалов.
Стены, сложенные из кирпича, и стены, облицованные естественным камнем, придают композиции статичность и массивность. Конструкции из железобетона позволяют создавать любые криволинейные поверхности, перекрывать большие пролеты, устраивать значительный вынос консолей, сооружения приобретают зрительную легкость.
Металл целесообразно использовать в качестве несущего каркаса – стойки, фермы, арки. Ажурные металлические конструкции перекрывают дебаркадер Витебского вокзала и операционный зал Главного почтамта.
Дерево – традиционный строительный материал для сельской местности (сруб, каркас, фахверк), в городских условия рациональнее использовать современные дерево-клееные рамы и балки, а также деревянную отделку в интерьере.
Разнообразие современных материалов для отделки фасадных поверхностей и кровельного покрытия не ограничивают творческой фантазии архитектора.
Конструкции здания изображаются на всех графических проекциях - планах, разрезах и т.д. Следует помнить,, что размер кирпича 250х120х65мм, толщина несущей кирпичной стены -250, 380мм, кирпичной перегородки – 120мм. Толщина железобетонных конструкций меняется в зависимости от назначения: стена- 200-250мм, перегородка -70-100мм, перекрытия – 150-200мм., сводчатые оболочки- 100-150мм. Планы и разрезы павильона должны содержать информацию о конструктивном решении павильона.
1.4. Архитектурная композиция и образ здания (объёмно-пространственное решение)
Архитектурная композиция формируется с учетом градостроительной роли, функциональных требований и конструктивных особенностей здания. Задача архитектора в том чтобы спроектировать такую объёмно - пространственную композицию, которая с одной стороны удовлетворяла бы всем требованиям, а с другой формировала, выразительный, индивидуальный архитектурный образ, отражающий назначение здания.
Объём выставочного зала является основным элементом архитектурной композиции павильона. Форма зала определяет как образ здания в реальной градостроительной ситуации, так и решение его внутреннего пространства.
Процесс архитектурного творчества диалектичен, нет прямого ответа на вопрос как вести проектирование – «изнутри - наружу» или «извне - внутрь». В разные исторические эпохи он решался по-разному, в классицизме преимущество отдавалось регулярной внешней форме, ансамблевости, в модерне и функционализме, наоборот, структура внутреннего пространства диктовала очертания объёма.
Форма архитектурного объекта развивается как результат взаимодействия факторов воздействующих на объёкт изнутри (функция и конструкция) и факторов, определяемых внешними связями (ландшафт и среда).
При проектировании торгово-выставочного павильона, функциональная схема которого достаточна проста, рекомендуется обратить внимание на создание интересного архитектурного образа, соответствующего реальной градостроительной ситуации.
Для достижения гармоничной архитектурной формы используются различные композиционные приемы, которые изучались на 1 курсе,– вычленение главного и подчиненного, ритм, метр, симметрия и асимметрия, тождество, нюанс и контраст; пропорциональная соразмерность и масштабность.
Значительные размеры выставочного зала создают предпосылки для крупного масштаба архитектурной композиции павильона с большими плоскостями глухих стен, свободной группировкой световых проемов, акцентом на входе в здание.
Результатом проектирования должна стать целостная архитектурная композиция здания, разработанная с учетом всех факторов и условий.