Предпосылки возникновения государства:
Варианты:
1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.
2. Появление излишков продукции.
3. Переход от коллективного труда к индивидуальному.
4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.
6. Появление вождей и дружин.
7. Необходимость поддержания в обществе порядка.
8. Переход от родовой общины к соседской.
9. Возникновение неравенства.
5. Работа со схемой. А. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. Святые… |
Прочие сыновья (Изяслав и др.) |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
Персоны: Игорь, Олег, Ольга, Рюрик, Ярослав Мудрый, Владимир II Мономах, Святослав, Олег, Всеволод, Владимир I, Святополк Окаянный, Святослав, Борис и Глеб, Ярополк, Изяслав, Святополк.
1 – _______; 2 – _______; 3 – _______; 4 – _______; 5 – _______; 6 – _______; 7 – _______; 8 – _______; 9 – _______; 10 – _______; 11 – _______; 12 – _______; 13 – _______; 14 – _______; 15 – _______; 16 – _______.
Б. Заполните схему управления Древнерусским государством.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Местное управление ← до Владимира I после → Владимира I |
Варианты: старшая дружина, местные князья (самостоятельные династии), великий киевский князь, князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I), младшая дружина.
1 – _______; 2 – _______; 3 – _______; 4 – _______; 5 – _______.
6. Работа с персоналиями. Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Анна | 1. | ||
Аскольд и Дир | 1. | ||
Байер, Миллер и Шлецер | 1. | ||
Борис и Глеб | 1. 2. | ||
Владимир I | 1. 2. 3. 4. 5. | ||
Владимир II Мономах | 1. 2. 3. 4. 5. | ||
Игорь | 1. 2. 3. |
7. Работа с источниками. Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.
1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».
2. «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…».
3. «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»
4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».
5. «...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».
6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».
7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».
8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».
9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».
10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».
№ | Место и время события | Действующие лица | Последствия |
8. Работа с суждением историка. Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого ученого-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали?
«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом... Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве... Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».
9. Домашнее задание.
А. Напишите историческое сочинение по видному деятелю периода существования «Древнерусского государства ». Персоны: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир II Мономах.
Б. Выполните письменно задание. Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности правителя «Древнерусского государства ». Персоны: Олег (Вещий), Ольга, Святослав, Владимир I Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир II Мономах (одного на выбор).
В. Выполните письменно задание. Сравните биографии и политическую деятельность князя Игоря и его сына Святослава или Владимира I и Ярослава Мудрого Найдите черты сходства и различия.
Г. Выполните письменно задание. Рассмотрите историческую ситуацию (крещение Руси) и ответьте на вопросы.
1. Почему князь Владимир сделал выбор именно в пользу принятия восточного христианства от Византии? 2. Почему Владимир начал войну с государством, от которого решил принять новую веру?
Д. Выполните письменно задание. Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
Е. Выполните письменно задание. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.