Лекции.Орг


Поиск:




Внимательно изучите текст.




Тема 1. Древняя Русь.

Внутренняя политика. Славян относят к семье индоевропейских народов. Праро­дина славян точно неизвестна. Большин­ство ученых сегодня считают таковой цент­ральную часть Польши, Южную Белорус­сию и Северо-Западную Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы), юг (южные сла­вяне – болгары, сербы, хорваты и др.) и вос­ток (предки русских, украинцев и белорусов). В период расселения у славян гос­подствовал родоплеменной строй. Решаю­щая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам.

В первой половине IX в. складываются во­сточнославянские союзы племен – племенные княжества «славинии»: поляне (среднее тече­ние Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словенеильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования Древ­нерусского государства (ДРГ). Призвание ва­рягов в Новгород (летописная дата – 862 г.) положило начало правлению там князя Рю­рика (его потомки – Рюриковичи). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, род­ственник Рюрика). В 882 г. он обманом захва­тил Киев (легендарный основатель – Кий), убил правивших там Аскольда и Дира, и сде­лал Киев своей столицей.

Первый великий князь киевский Олег подчинил большинство восточнославянских племен и установил контроль над путем «из варяг в греки» вдоль которого и сформирова­лась первоначальная территория ДРГ. После его смерти стал править Игорь. В 945 г. он был убит при сборе дани с древлян, когда за­требовал ее больше обычного. Ввиду ма­лолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбо­ра дани. Святослав подрос, но почти не за­нимался вопросами управления, а предпочи­тал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточнославянский союз племен, который был вне ДРГ). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сначала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980-1015).

Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей. После его смерти между ними вспыхнула междоусоби­ца. Власть в Киеве захватил Святополк, про­званный Окаянным за убийство своих брать­ев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помогали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на по­мощь варягов и новгородцев. Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) – расцвет ДРГ. При нем начал составляться первый общерусский сборник законов – «Русская правда» (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе).

По завещанию Ярослава его государ­ство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусоби­цам. В 1097 г. на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена. На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Все­володович Мономах (вел. киевский князь в 1113-1125, по матери – внук императора Византии Константина Мономаха). Он заслужил большой авторитет и как орга­низатор борьбы с половцами, и как про­тивник княжеских междоусобиц, справед­ливый правитель (свои взгляды он выраз­ил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на киевский престол в наруше­ние сложившегося порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. 0днако вскоре после смерти Владимир Мономаха ДРГ окончательно распалось (1132 г.).

Внешняя политика. На Восточно-Евро­пейской равнине до прихода славян прожи­вали финно-угорские племена (мордва, мещера, чудь, меря, мурома и др.), но славян­ская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга – хазары (Хазарский каганат – государство с центром на Нижней Волге). Они облагали восточно-славянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»).

После образования Древнерусского государства (ДРГ) основными направления­ми его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Визан­тия являлась привлекательным объектом грабежа и главным торговым партнером. В 907 г. князь Олег совершил ус­пешный поход на столицу Византии Кон­стантинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгод­ный для русов торговый договор. В 941 г. Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 г. Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сраже­ния, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгод­ный, как при Олеге.

Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение. Святослав сначала в союзе с визан­тийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, по­скольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с им­ператором он отступил. Политика Вла­димира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение. Позже отношения Византии с ДРГ приобре­ли мирный характер.

Отношения ДРГ со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (около 965 г.). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной ДРГ, они угрожали Киеву и уби­ли Святослава, когда тот возвращался после войны с Византией.

Система обороны от набегов была со­здана Владимиром I («богатырские заста­вы», засеки, сигнальные костры), а Ярослав нанес печенегам решающее по­ражение. При Ярославичах в пригранич­ной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мо­номах. Он организовал успешные походы против половцев, и те перестали представ­лять прежнюю угрозу.

ДРГ также поддерживало различные от­ношения с восточными (Волжская Болга­рия и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого ав­торитета ДРГ было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Фран­ции, Норвегии и Венгрии.

Хозяйство и общественные отноше­ния. Ведущие отрасли – сельское хозяйство, лесные промыслы и ремесло. Основа сель­ского хозяйства – земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на севере, выращи­вали зерновые культуры). Скотоводство иг­рало подсобную роль. Важное значение имели охота на пушного зверя и бортниче­ство (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружей­ное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные – Киев, Новго­род, Полоцк, Чернигов, Смоленск.

Внутренняя торговля была развита сла­бо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византи­ей, Закавказьем, Западной Европой. Выво­зили меха, мед, кожи, полотно, воск, ремес­ленные изделия, ввозили предметы роско­ши, вина, ткани шелк, сукно.

В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяй­ства на смену родовой общине пришла со­седская, появились частная собственность и имущественное расслоение. В период существования ДРГ идет процесс станов­ления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп – феодалов-землевладельцев и зави­симых крестьян, которых принуждают не­сти в пользу феодалов различные повин­ности (барщина – работа на поле и в хозяй­стве феодала, и оброк – выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, во­енно-служилая знать варяжского и славян­ского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения). С XI в. появляются вотчины – крупные земельные владения с зави­симыми крестьянами, передававшиеся по наследству.

Крестьяне жили общинами (верви). Сре­ди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. «Русская правда» (главный источник по общественным отно­шениям в ДРГ) называет различные катего­рии зависимого населения, но их положе­ние неясно. Видимо, холопы – это рабы, за­купы – работающие за долг («купу»), рядо­вичи – работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.

Эволюция общественных отношений нашла отражение в «Русской правде». «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, опре­делила круг наказуемых преступлений. «Правда Ярославичей» заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных ка­тегорий населения. «Устав Владимира Мо­номаха» урегулировал вопрос взимания ро­стовщического процента и положение холопов.

Культура – совокупность созданных об­ществом материальных и духовных ценно­стей. Культура ДРГ высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или серебряной проволоки, напаи­ваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на метал­лическую пластинку).

Духовная культура характеризовалась, прежде всего, развитием устного народного творчества и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Ни­китиче, Алеше Поповиче и др.).

Система религиозных представлений восточных славян до принятия христиан­ства характеризуется как язычество: покло­нение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба), Велес (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). В святилищах (капищах) перед идолами бо­гов под руководством жрецов (волхвов) со­вершались жертвоприношения и исполня­лись обряды.

После Крещения Руси в 988 г. в духов­ной культуре произошли огромные измене­ния. Началось распространение славянской письменности, созданной в IX в. в Дунай­ской Болгарии просветителями св. Кирил­лом и Мефодием (кириллица). Стали созда­ваться школы, переводиться книги. Центры культуры – монастыри (главный – Киево-Печерский). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, «Слово о законе и благодати» первого рус­ского митрополита Илариона). Крупней­ший летописный свод Древней Руси «По­весть временных лет» возник в начале XII в. (главный составитель – монах Киево-Печерского монастыря Нестор).

С принятием христианства стали стро­ить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества – соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, по­строенные при Ярославе Мудром. Хра­мы украшали мозаикой (рисунки из цвет­ных стеклышек) и фресками (живопись по сырой штукатурке). При огромном куль­турном влиянии Византии следует отме­тить, что русские мастера творчески перера­батывали достижения греков.

 

Составьте план или конспект текста.

Для того, чтобы составить качественный план, необходимо знать основные этапы составления плана:

1. Разделение содержания текста на смысловые части, выделение в каждой из них главной мысли.

2. Озаглавливание каждой части.

3. В каждой части выделение нескольких положений, развивающих главную мысль.

4. Проверка: не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

5. В случае необходимости внесение корректировок.

К основным этапам составления конспекта относятся следующие:

1. Изучение текста, выделение новых понятий, имен, дат;

2. Составление простого плана, формулировка основной мысли каждого пункта плана;

3. Краткая последовательная запись.

 

2. Заполните 2 колонку в таблице («дата»)

№ п/п Событие Дата
1. Восстание древлян  
2. Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха  
3. Гибель Святослава  
4. Крещение Руси  
5. Любечский съезд  
6. Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства  
7. Окончательный распад Древнерусского государства  
8. Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве  
9. Поход Олега на Константинополь  
10. Призвание варягов  
11. Разгром Хазарского каганата  
12. Усобица среди сыновей Владимира  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

748 - | 705 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.