Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
Общий вывод, отражающий результат войны для России. Характеристика Брестского мирного договора.
|
2) заполните контурную карту по теме «Россия в Первой мировой войне» (подбор контурной карты осуществляется самостоятельно)
Источники:
1. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 1963. - http://militera.lib.ru/memo/russian/brusilov/index.html - 16.02.2012
2. Извольский А.П. Воспоминания. М., 1995. - http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004837000/rsl01004837022/rsl01004837022.pdf#?page=3 – 16.02.2012
3. Поливанов А.А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника: 1907 – 1916. М., 1974.
4. Сазонов С.Д. Воспоминания. М., 1991. - http://militera.lib.ru/memo/russian/sazonov_sd/index.html - 16.02.2012
5. Сборник документов по истории СССР (период империализма) / Под ред. И.А. Федосова. М., 1977. С. 144 – 193.
6. Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917 гг. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 357 – 399.
7. Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917 гг. / Под ред. С.С. Дмитриева. М., 1970. С. 470 – 505.
8. Шацилло В.К. Первая мировая война: Факты и документы. М., 2003.
Основная литература:
1. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале ХХ в.: Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986. - http://militera.lib.ru/h/0/pdf/beskrovny_lg01.pdf - 16.02.2012
2. Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России: Конец XIX в. – 1917 г. М., 1960.
3. Ефремов П.Н. Внешняя политика России (1907 – 1914 гг.) М., 1961.
4. Емец В.А. Очерки внешней политики России в период мировой войны. М., 1977.
5. Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2002. http://militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/index.html - 09.02.2012
6. История Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. / Под редакцией И.И. Ростунова. М., 1975.
7. Шацилло, К.Ф. От Портсмутского мира в Первой мировой войне: Генералы и политика. М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Алексеева И.В. Последнее десятилетие Российской империи: Дума, царизм и союзники России по Антанте. 1907 – 1917 гг. М.-СПб., 2009.
2. Бестужев И.И. Борьба в России по вопросам внешней политики: 1906 – 1910 гг. М., 1961.
3. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны: Взаимодействия России с союзниками по вопросам войны. М., 1977.
Методические рекомендации студентам:
Обозначившееся на рубеже веков обострение противоречий между великими державами обернулось в 1914 г. глобальным вооруженным конфликтом. Необходимо уметь охарактеризовать причины Первой мировой войны, силы и стратегические планы государств Антанты и австро-германского блока, составить представление об операциях на Восточном фронте в 1914 – начале 1917 гг. и их влиянии на общую стратегическую ситуацию, о влиянии войны на российскую экономику. Следует понимать, что ведение войны потребовало мобилизации всех хозяйственных ресурсов страны на удовлетворение нужд фронта, что стало причиной резкого усиления вмешательства государства в экономику страны, которое, впрочем, не смогло спасти ее от общего хозяйственного кризиса.
Первоначально война несколько стабилизировала внутриполитическую ситуацию в России. Патриотическое воодушевление охватило практически все слои населения. Важно охарактеризовать отношение различных политических партий к войне, деятельность Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов. Однако, поражение на фронтах весной и летом 1915 г. привели к резкому ухудшению отношений между правительством и Государственной думой. При этом следует обратить внимание на тяжелый политический кризис 1915 г. и образование в Думе и Государственном совете Прогрессивного блока. По мере приобретения войной затяжного характера росло недовольство населения, усиливавшееся благодаря многочисленным слухам. Позиции власти слабели. В результате к концу 1916 г. в стране сложилась взрывоопасная ситуация, приведшая в конце концов к Февральской революции 1917 г., которая явилась в первую очередь стихийной реакцией населения на экономическое и социальное положение и лишь впоследствии приняла политическую окраску.
Тема № 9
Культура России конца XIX – начала ХХ вв.
План:
№ п\п | Темы сообщений | Ф.И.О. студента |
1. | Исторические условия развития культуры России в начале ХХ в. Индустриализация страны и достижения отечественной научно-технической мысли. Вклад российских ученых в мировую науку | |
2. | Система образования в России в начале ХХ в. Уровень образованности населения | |
3. | Печать и журналистика, повышение их роли в общественной жизни России начала ХХ в. Книгоиздательское дело | |
4. | Русские географические исследования начала ХХ в. | |
5. | Градостроительство, архитектура и скульптура начала ХХ в. Модерн. Изменение облика российских городов и сел | |
6. | «Серебряный век» русской литературы. Основные литературные течения, жанры, представители | |
7. | Русская живопись начала ХХ в. Художники «серебряного века» | |
8. | Театральная жизнь и музыкальное искусство России начала ХХ в. | |
9. | Философская мысль России начала ХХ в.: сборник «Вехи», «философский ренессанс», «богоискательство», «богостроительство» |
Терминологический минимум: урбанизация, символизм, акмеизм, модерн, футуризм, «философский ренессанс», «богоискательство», «богостроительство»
Методические рекомендации студентам:
Работа на занятии ведется на основе подготовленных сообщений, литература для которых подбирается студентами самостоятельно. Выступление на занятии не должно превышать 15 минут. Соблюсти регламент выступления позволит четкая структуризация материала (схемы, таблицы, буклет), а также учет исторических условий развития культуры данного периода.
Вступая в XX в., Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905 – 1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно. Героическим его делают глубина и масштабы открытий, научных, философских, художественных, творческих. Трагическим – незавершенность и недосказанность, на которые его обрекла эпоха. На вызовы времени разные сферы культуры отвечали по-разному. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального образования (в 1915 г. в России было в четыре раза больше начальных учебных заведений, чем в 1894 г.). Наряду с государственными и земскими училищами, гимназиями и прогимназиями действовали содержащиеся на частные и общественные средства воскресные школы, рабочие курсы, народные дома и даже университеты (наиболее известен открытый в 1908 г. в Москве университет A.Л. Шанявского). Потребности в высшем образовании обеспечивали университеты, технические и сельскохозяйственные институты, женские курсы. Сословные ограничения на получение образования были практически сняты. Важную просветительскую роль играла периодическая печать и книгоиздательское дело (достойное место в истории России занимают книгоиздатели А.Ф. Маркс, А.С. Суворин, И.Д. Сытин, братья Сабашниковы, приступившие к изданию «народных библиотек», «общедоступных книг для народа»).
Открытия русских ученых имели мировое значение. В области точных и естественных наук необходимо отметить исследования П.Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную теорию света, его однофамильца химика С.В. Лебедева, получившего синтетический каучук, лауреатов Нобелевской премии физиологов И.П. Павлова (теория высшей нервной деятельности и условных рефлексов) и И.И. Мечникова (работы по иммунологии), математика Н.Е. Жуковского (самолетостроение), создателя теории реактивного движения, отца современной космонавтики К.Э. Циолковского. Даже на этом блестящем фоне выделяется научная деятельность B.И. Вернадского, внесшего вклад в развитие геохимии, биохимии, радиологии, создавшего учение о ноосфере. В области гуманитарных наук работают выдающиеся историки В.О. Ключевский, А.А. Шахматов, С.Ф. Платонов, П.Г. Виноградов, Ф.И. Успенский, Л.П. Карсавин, А.Н. Савин, социолог М.М. Ковалевский, экономист М.И. Туган-Барановский, языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ и др. Философия начала века – это философия духовного ренессанса России (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, C.Л. Франк, Л. Шестов, П.И. Новгородцев и др.). Увлечение марксизмом, не оставившим равнодушными многих молодых философов, у большинства сменилось напряженными исканиями ответов на вечные вопросы бытия: Что есть человек? Что есть дух? Что есть вера? Что есть Россия? Сборник «Вехи» (1909) стал своего рода философским манифестом эпохи: пришла пора отречься от обаяния революционных призывов, от грубого материализма и безверия, нужно вернуться к Богу и вере, признать духовное, нравственное самосовершенствование личности единственным способом преобразования общества.
В художественной культуре начала XX в. – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В.Г. Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И.А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»). А в поэзии торжествуют декаденты – символисты (А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов), акмеисты (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам), футуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит в живописи. Почитают реалистов И.Е. Репина, В.И. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся едва ли не скандальными выставки «Мира искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, К.А. Коровин), «Голубой розы» (М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов) и «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк). Архитектура, пережив эпоху подражания классицизму и псевдоготике, находит себя в великолепных постройках в стиле модерн. Использование новых материалов (железобетон, сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый декор характерны для зданий, построенных в Москве по проектам В.О. Шехтеля (здание Московского Художественного театра, особняк фабриканта Рябушинского и др.). В музыке продолжает работать Н.А. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А.К. Глазунова и И.Ф. Стравинского (балеты «Весна священная», «Петрушка»); новые художественные открытия являют России музыка молодого С.В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А.Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»). Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К.С. Станиславского, создавшего вместе с В.И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр, славу которому принесла постановка «Чайки» А.П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов. Императорские Мариинский и Большой театры борются за зрителя, который нередко отдает предпочтение спектаклям Оперного театра, открытого меценатом С.И. Мамонтовым, и частной Опере Зимина. Блистают певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, артисты балета А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, М.Ф. Кшесинская, В.Ф. Нижинский. В первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский.
В Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. У русской культуры – «серебряный век».
[1] (л) – формы лекторского контроля
[2] Источники и литература для подготовки к занятию подбираются самостоятельно в библиотеках города и в сети Интернет.
|
|
|
|
Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 133 | Нарушение авторских прав
Лучшие изречения:
Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...