Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки
План лекции.
1. Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
11. Основная часть:
1. История как наука. (20 мин.)
2. Развитие исторических знаний. (20 мин.)
3. Особенности, методы и функции исторического познания. Вспомогательные исторические дисциплины. (15 мин.)
4. Особенности философского осмысления истории. Формационное и цивилизационное понимание исторического процесса. (20 мин.)
111. Заключительная часть. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов. (5 мин.)
История как наука.
Слово «история» происходит из греческого языка и может быть переведено как рассказ о прошедшем, о том, что нам удалось узнать о прошлом.
Историей называется процесс развития природы и общества. Прежде всего речь идёт о развитии общества, хотя иногда говорят и о так называемой естественной истории. Всякий существующий объект или явление изменяется, то есть имеет свою историю, события которой можно фиксировать и изучать.
Историей также называется наука о прошлом, точнее комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Этой наукой исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
Обратите внимание на глубинную этимологическую связь слова «история» с глаголом-связкой «есть» (ist) и словом истина. История – это то, что когда-то было, причём только о том, что соответствует действительности.
История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отраслями исторической науки могут считаться экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органическими частями истории как комплекса наук являются специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).
История неразрывно связана с понятием времени. В различных науках существует принцип историзма, то есть такой подход к действительности который рассматривает её как изменяющуюся, развивающуюся во времени. Историзм предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма можно найти в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С конца 19 в. принцип историзма в целом утвердился в естественных и гуманитарных дисциплинах и является одним из важнейших принципов современной науки вообще.
История возникла в глубокой древности, хотя жившие тогда люди и не считали историю наукой. Например, в античности история считалась не наукой, а разновидностью повествовательной литературы. Возможно, потому, что первые рассказчики старались всячески приукрасить прошлое: выдумывали, сочиняли. Их слова больше походили на сказки, в которые трудно было поверить.
Шло время, и люди поняли, что прошлое неразрывно связано с настоящим. А для того, чтобы понять настоящее, надо точно знать, что было в прошлом. Тогда главными требованиями к этим рассказам стали точность и правдивость, ведь многое, о чем говорилось, происходило на самом деле!
Задача оказалась не из легких. Но рассказчики – историки, как их стали называть, - нашли выход. Они стали собирать оставшиеся от прошедших времен предметы, письменные тексты, изучать древние постройки.
Все эти осколки прошлого, помогающие историкам восстановить картину давно минувших времен, стали называть “ историческими источниками ”. А в исторической науке появились специальные направления, занимающиеся их поиском и изучением. В истории существует специальная дисциплина – источниковедение, посвящённая рассмотрению разнообразных исторических источников. Все источники делятся на материальные (вещественные) и письменные
Так, наука археология изучает древнейшие вещественные свидетельства прошлого - орудия труда, оружие, черепки посуды, останки людей, остатки жилищ, развалины городов и многое другое. Как правило, эти предметы скрыты под толстым слоем земли, нанесенной временем. Археологи проводят раскопки, терпеливо снимая землю слой за слоем. Они стараются точно определить положение предмета в определенном слое земли, так как это помогает установить время его появления. Для определения хронологической датировки найденных объектов применяют в частности методы, основанные на химическом анализе (радиоуглеродный метод).
Другая наука – антропология – на основе сохранившихся останков людей и древних изображений может восстанавливать внешний облик наших предков.
Древние легенды и сказания, обычаи и традиции относятся к устным источникам. Их изучают этнография и этнология.
Но особенно важными источниками знаний о прошлом являются записи, сделанные людьми в древности и дошедшие до наших дней. Первоначально люди писали на каменных плитах, глиняных табличках. Затем – на специально выделанных шкурах животных – пергаментах, – листьях растений, и, наконец, на бумаге. Все эти источники называются письменными и позволяют получить более точное знание об исторических событиях, о жизни людей.
Древние записи, сочинения разных авторов много раз переписывались в последующие эпохи. Как правило, они дошли до нас в рукописях и пересказах более позднего времени. Но от этого их ценность не уменьшается. Те письменные источники, в которых содержится рассказ об исторических событиях, некое повествование называются нарративными. К числу нарративных источников относятся летописи, описания исторических событий, сделанных очевидцами и пр.
Изучение найденных источников, объединение сведений всех наук дает возможность историкам точно и правдиво рассказывать о далеком прошлом, о развитии человеческого общества. Но каждый вновь найденный или открытый источник вносит уточнения в этот рассказ. Поэтому изучение продолжается непрерывно, чтобы еще лучше узнать прошлое.
Ученые пишут статьи и книги, в которых объясняют причины, ход и последствия исторических событий, действия правителей, возникновение и судьбы цивилизаций. Если данных для точных научных выводов недостаточно, историки высказывают научные предположения.
В исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события прошлого. Историки нередко ведут между собой научные споры, высказывают различные мнения. Очень важно, чтобы историческая наука постоянно развивалась, давая нам все более достоверное знание о прошлом. Такое знание позволяет избежать многих ошибок в развитии человеческого общества в наше время.
Люди давно заметили, что их жизнь (прошлое, настоящее и будущее) протекает во времени: какое-то событие произошло раньше, что-то случилось позже, а что-то еще только произойдет. Время можно сравнить с длинной дорогой, по которой идет человечество: когда-то, в прошлом, наши далекие предки начали свой путь по этой дороге, сейчас, в настоящем, по ней идем мы, а после нас, в будущем, пойдут наши потомки.
Для того чтобы в этом путешествии человечеству было удобно идти, дорога разделена на отрезки.
В истории, т.е. в прошлом, такими отрезками являются большие промежутки времени - периоды и эпохи.
Историки выделяют всего пять периодов. Первый период от появления предков человека до возникновения городов, государств и письменности называется первобытным. Второй, третий, четвертый и пятый периоды называются в соответствии с тем временем, который каждый из них изучает: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.
Историки часто пользуются сведениями еще одной вспомогательной исторической науки – хронологии. Эта наука изучает способы измерения времени и различные календарные системы.
Самым главным отрезком времени в исторической хронологии считается год, потому что с древних времен люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, или победа в войне.
Слово “календарь” происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были отдавать свои долги в первый день месяца – “календы”. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Потребность измерять время возникла очень давно. Вначале первобытные люди отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. Затем единицей измерения времени стали сутки. Но большие отрезки времени ими измерять неудобно. И тогда люди обратили внимание на меняющийся облик Луны и стали измерять время числом лунных месяцев.
У каждой древнего народа существовал свой счет лет, все считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря, как и у египтян, положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 6 часов. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту добавочную частичку "примерно 6 часов". Из-за этого в каждый четвертый год в нашем календаре появляется один дополнительный день – 29 февраля. Но и все равно остаются минуты и секунды, которые не учитываются. Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.
Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год рождения Иисуса Христа, основателя христианской религии. Люди христианской веры считают этого человека Сыном Бога и Спасителем человечества. Поэтому для христиан его рождение стало таким важным событием.
Сказания о его жизни и мучительной казни создавались около 2 тысяч лет назад. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Тогда монах по имени Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Христа.
Это летосчисление стало называться христианским, а период времени после рождения Христа - “нашей эрой”. Иногда его называют новой эрой и сокращенно обозначают “н. э.” Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Год, когда родился Иисус Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до него, относится ко времени до нашей эры (сокращенно “до н. э.”).
Умения использовать исторические источники и ориентироваться во времени недостаточно для историка. Он должен хорошо знать физическую и историческую географию, чтобы точно определить не только когда, но и где происходило то или иное событие прошлого.
Все эти знания необходимы для того, чтобы как можно больше узнать не только об отдельных событиях, или людях, но и об истории целых цивилизаций, т.е. государств и народов, живших в определенный период времени на определенной территории.
Каждая цивилизация, когда-либо существовавшая на земле, возникала на основе предыдущей и с течением времени медленно изменялась. Эти изменения называются эволюцией. Сохраняя достижения предков, люди создавали собственную культуру. Это значит, что они строили новые, лучшие города, придумывали более удобные орудия труда и предметы быта; создавали более справедливые законы, более красивые обычаи, легенды и мифы. Такое движение вперед, переход к новому, лучшему называется прогресс ом
Развитие исторических знаний.
Историография. – процесс развития исторической науки. Также, когда говорят об историографии какого-либо вопроса имеют в виду то, как то или иное историческое явление изучалось предыдущими учёными-историками.
На древнем Востоке существовали записи событий по годам, а также произведения о деяниях правителей. Одним из известных древневосточных историков является китаец Сыма Цянь (3 в. до н. э.). «Отцом истории» традиционно считается греческий учёный Геродот Галикарнасский, автор труда «История» в 9 книгах. Другими выдающимися греческими историками являлись Фукидид, автор «Истории Пелопонесской войны», Ксенофонт и Полибий. В древнем Риме существенный вклад в развитие исторической науки внесли Тит Ливий, Светоний, Саллюстий и Корнелий Тацит. В период античности произошло становление рационализма при рассмотрении истории. Греческие и римские историки искали прежде всего разумное, рациональное объяснение исторических событий, исключая всё сверхъестественное, чудесное. В древности возникает жанр исторической биографии, выдающимся представителем которого, считается Плутарх. В целом в древних цивилизациях господствовал циклический подход к историческому процессу. Все события считались следующими в вечном круговороте (подобно смене времён года), что лишало исторические события уникальности и неповторимости.
С победой христианства утверждается линейное понимание истории. История представляется как линия, отрезок, имеющая начало и конец. Каждое событие признавалось неповторимым и уникальным. Главное из этих событий – рождение Христа – стало считаться как бы центральной точкой истории. Развитие исторической науки в средневековье следует признать шагом назад по сравнению с античностью. Из исторических произведений можно назвать в первую очередь погодные записи событий, осуществляемые, как правило, монахами-хронистами в монастырях. Такие записи в Европе назывались анналами, а в средневековой Руси – летописями. Характерным примером летописи и самым древним из дошедших до нас исторических русских памятников является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестор ом. Причиной осуществления событий считался божественный замысел, провидение или козни дьявола. Стихийные и социальные бедствия (наводнения, неурожаи, нашествия кочевников) считались «казнями Божьими», наказаниями, посланными за грехи людей.
Восстановление светской исторической науки и нерелигиозного объяснения исторических событий началось в эпоху Возрождения. В качестве причин исторических событий стали рассматриваться воля и желания людей. Историки обратились к влиянию географических условий, экономики, государственного строя на ход истории. Из историков эпохи Возрождения стоит отметить Н. Макиавелли и Ж. Боден а. Выдающимися историками 17 – 18 вв. являлись Ж. Боссюэ, Ф. Вольтер, Д. Юм, дж. Вико, И. Гердер. В России полноценная историческая наука берёт начало с петровских реформ. Первым историком, предпринявшим попытку создать на базе изучения древних источников историю России был один из сподвижников Петра 1 – Василий Никитич Татищев. Из русских историков 18 в. следует отметить М. В. Ломоносов а и М. М. Щербатов а.
В 19 в. история становится полноценной наукой, одной из дисциплин гуманитарного цикла. В университетах появляются исторические факультеты и соответствующие кафедры. Историки целенаправленно прибегают к археологическим раскопкам, совершенствуют технику исследования источников. В русской историографии огромную роль сыграло появление труда Н. М. Карамзин а «История государства Российского. Следует также упомянуть исторические изыскания А. С. Пушкин а, Н. А. Полевого, Т. Н. Грановского. В середине 19 в. выходит капитальная «История России с древнейших времён» С. М. Соловьёв а. Она до сих пор остаётся самым подробным изложением русской истории. Жанр психологического исторического портрета развивал Н. И. Костомаров. В трудах выдающегося историка В. О. Ключевского можно уже отметить не столько описательный, сколько аналитический уклон. Он занимается не только изложением событий (после труда Соловьёва это было уже излишним), а аналитическим размышлениями над закономерностями российской истории.
На развитие отечественной историографии 20 в. наиболее существенное влияние оказала марксистская идеология, ставшая в советские годы обязательной основой осмысления истории. Первым марксистским историком в России стал М. Н. Покровский. Историки-марксисты уделяли значительное внимание исследованию экономических и социальных факторов, но часто теряли личностную компоненту истории и часто неправомерно рассматривали все события сквозь призму классовой борьбы. Из немарксистских историков советского периода наибольший интерес представляют идеи Л. Н. Гумилёв а, одного из ярких представителей евразийства, автора теории пассионарности этносов. Интерес Гумилёва сосредотачивался на изучении взаимоотношений Руси и степных народов.