Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории информационного общества.

Следующий этап (70-90-е годы) эволюции технократических теорий связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния электронной техники в мире. В новом постиндустриальном обществе, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная «инфосфера», которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой техносферы, но и в структуре общества в целом. В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется четвертый сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленным, сельскохозяйственным и сервисным. Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.

Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера.

Олвин Тоффлер (р.1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные работы: «Шок будущего» (1970), «Культурные потребители» (1973), «Доклад об эко-спазме» (1983), «Восприимчивая корпорация» (1985) и др.

Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу. Таким образом, на этой стадии технократические теории выходят за узкие рамки техницизма и стремятся соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, ценности, идентификация, прогресс.

Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде линейного, плавного процесса развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые протекают не хаотично, а имеют свои закономерности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, в которых формируются цивилизационные трансформации.

В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосферы, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации.

В результате развертывания первой технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем – мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатком машины, порождающей гигантизм и единообразие во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры.

Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в разных отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология.

На смену пролетариату, являющемуся придатком машины, приходит, по Тоффлеру, «когнитариат» - интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, имеющий навыки эффективной работы с информацией. В процессе преобразования предприятия Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержания и характера труда.

Технотронная теория З. Бжезинского.

Збигнев Бжезинский (род. 1928) – американский социолог, политолог польского происхождения, видный государственный деятель, ярый антикоммунист и русофоб. В США живет с 1938 года.

В основном труде «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» (1970) Бжезинский утверждает, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии (аграрной) через промышленную в «технотронную эру». Последняя представляет собой общество, в котором ведущая роль отводится автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а решающей силой становится наука. Это будущее общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.

В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами. Последним следует оказывать посильную помощь со стороны высокоразвитых стран ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

Теория информационного общества Е. Масуда.

Ёнэдзи (Енадзе) Масуда (1905-1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 г. представил доклад «План для информационного общества – национальная цель к 2000 г.», который позже был расширен и вышел в виде книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980). Согласно Масуде, ведущее место в структуре информационного общества будет принадлежать недифференцированным в классовом отношении так называемым информационным сообществам, в которых системообразующим элементом выступит новый тип человека, называемый им «homo intelligens» («человек знающий» или «человек понимающий»). С точки зрения сторонников теории информационного общества, информационный подход становится решающим в плане понимания самого человека, который теперь трактуется как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания.

В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими социально-экономические сдвиги непременно приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица – просто трансформируется в «обеспеченный досуг». В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому все классовые антагонизмы и социальные конфликты уйдет в прошлое.

Телекоммуникационная теория Маклюэна.

Херберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Основные работы: «Галактика Гуттенберга» (1962), «Понимающая коммуникация» (1963), «Город как аудитория» (1977 в соавторстве) и др.

Маклюэном создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций. Смена коммуникационных технологий положена философом в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. Его концепция типологически может быть отнесена к методологической традиции технологического детерминизма, но семантически философские идеи Маклюэна выходят далеко за рамки философии техники.

В концепции Маклюэна определенный тип коммуникаций (коммуникационная технология) не просто задает, но создает социальный мир – «галактику», которая имеет свой ареал, способный к изменению конфигураций, но обладает, тем не менее, четко фиксированными границами. Наступающая «электронная эпоха», по мнению философа, будет характеризоваться «тотальным объятием» mass-media на новой технологической основе. Они возвратят человеку утраченную включенность в общность, но уже во всечеловеческом масштабе, поскольку представленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования, фактически упраздняет пространство и время.

Смена типов индустриального общества постиндустриальным, а затем и информационным происходит неравномерно. Как правило, на это оказывает влияние не только социальный фактор, но и экономический (уровень благосостояния), географический и др.

Подводя итоги рассматриваемым технократическим теориям, нельзя не отметить, что действительно в современном мире огромную роль играют наука, техника, технологии. Однако они не являются единственным фактором общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинакова и к тому же не везде определяющая. Даже в экономической сфере, где роль научно-технического фактора неоспорима, нельзя не учитывать человеческий фактор, т. е. уровень квалификации и культуры работника, их способности и производственный опыт. В других сферах жизни, например, политической и духовной, технический фактор вообще не может быть главным. Следовательно, абсолютизация роли техники и технологии в развитии общества приводит к искажению видения реальных процессов общественного развития.

Это обстоятельство стало поводом для создания в современной философии и социологии антитехницистских концепций. Маркузе, Адорно, Эллюль, Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человеком могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как саму опасную для человека форму детерминации. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая их самих в бездуховный объект калькуляций и манипуляций. С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма, исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости.

 

3.Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) – историк-этнолог, философ. Основные работы философского характера: «Этногенез и биосфера Земли». Вып.-3. М., 1979, 1989; «Древняя Русь и Великая степь» - М.,1989; «География этноса в исторический период. – Л., 1990; «Этносфера. История людей и история природы». – М., 1993; «Из истории Евразии». – М., 1993.

Гумилев является создателем оригинальной теории общественного развития на базе синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Он рассматривает природные доминанты развития наряду с психофизическими детерминантами поведения человека в качестве неотъемлемых элементов объективного процесса развития общества и на этой основе строит свою теорию общественного развития.

Данная теория, как и доминирующие в ХХ в. концепции общественного развития - марксистская теория общественно-экономических формаций и технократические теории – пытается выявить основную движущую силу общественного развития. Если Маркс делает акцент на производственных отношениях, представители технократических теорий на научно-технической сфере, то Гумилев на человеческом факторе. Они все анализируют один и тот же объект, но на разных основаниях. Поэтому нельзя их считать противоречащими друг другу. Открытия в одной области, в рамках одной концепции в большинстве случаев не могут использоваться в рамках другой концепции по принципу кумулятивного нарастания знания. Они не опровергают и не подтверждают друг друга, они просто исследуют объект с различных сторон.

Однако теория этногенеза Гумилева, в отличие от рассмотренных нами ранее, построена на принципах постклассической науки. Постклассическая наука, начиная с квантовой механики,  в отличие от классической, не требует очевидных оснований, не требует опытного подтверждения принятых оснований, но у нее должны быть работающие следствия, обладающие предсказательной функцией. Она отступает от принципов жесткого детерминизма и вводит категорию случайности наряду с категорией необходимости, изменяет идеалы и нормы доказательства и обоснования знания. Кроме того в постклассической науке наряду с дисциплинарными исследованиями появляются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Для постклассической науки обязательным является включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений, а само научное познание начинает рассматриваться в контексте конкретных социальных условий и его социальных последствий.

Гумилев своей теорией одновременно выступил против двух устоявшихся парадигм своего времени: во-первых, марксистской концепции ОЭФ, теории происхождения наций и технократических теорий; во-вторых, изолированности друг от друга естественнонаучного и гуманитарного знания. Поэтому его теория была встречена недоброжелательно и критиковалась и с той и другой стороны. Этнографы, например, считали ее умозрительной и не соответствующей конкретным полевым исследованиям.

Этнос для Гумилева природный феномен, естественно сложившийся коллектив, имеющий начало и конец во времени, обладающий общим для всех стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается через механизм наследственности через условные рефлексы, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы. Для Гумилева этнос – это система, которая тесно связана не столько с культурными традициями, сколько с биосферными процессами, в частности, ландшафтом, климатическими условиями, которые накладывают отпечаток на разнообразие, оригинальность и неповторимость этноса; это эмоциональная, психическая и поведенческая целостность. Философ рассматривает этническую систему как специфическую форму существования людей, обладающую целостностью и набором характерных психоэмоциональных черт, проявляющихся на поведенческом уровне.

Этнос, у Гумилева, представляет собой закрытую систему дискретного типа, и сам процесс этногенеза носит дискретный характер. В этом процессе Гумилев выделяет несколько уровней состояния этнической системы: конвиксию, консорцию, субэтнос, этнос, суперэтнос. Эти уровни одновременно и этапы развития этноса, и его структурные подразделения.

Стержнем анализа исторического процессы Гумилев выбирает человека и его поведение, причем не с рационалистической позиции, а с позиции иррационализма, через страсть, т. е. аффективную сторону поведения. Страсть рассматривается философом не в контексте этической проблематики, а как черта психической конструкции конкретного человека и определяется термином «пассионарность». Пассионарность – это характерологическая доминанта, необратимое внутреннее осознанное или неосознанное стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Пассионарный признак является импульсом подсознания и противоположен инстинкту самосохранения. Любая этническая система обладает своим уровнем пассионарного напряжения. Его степень определяется числом пассионариев в этносе и может быть сопоставима с частотой событий этнической истории и числом подсистем в этносе. Жизнедеятельность этноса связана со степень активности пассионариев.

Причины появления пассинарности Гумилев связывает с микромутациями, которые появляются под воздействием на биосферу мутагенного фактора, возникающего в результате жесткого облучения, не сильного, но меняющего какую-то сторону физиологии людей. Автор теории этногенеза отмечает, что данное утверждение не имеет прямого естественнонаучного подтверждения. Однако на растениях проведены опыты, которые показывают влияния лучей лазера на растения, что приводит к определенным изменениям, например, повышает их урожайность. В зависимости от восприятия пассионарного импульса формируются три поведенческих типа людей: пассионарии, субпассионарии и гармоничники.

Не менее важен в учении Гумилева принцип комплементарности, лежащий в основе межэтнических контактов и в самом процессе становления нового этноса. Комплиментарность – подсознательная взаимная симпатия особей, неосознанная тяга людей определенного склада друг к другу. Именно она создает необходимые предпосылки для возникновения этнической традиции, выражающейся в общих привычках, мироощущениях, вкусах, а вслед за этим идет становление социальных институтов. Возникшие на основе комплиментарности консорции (сотоварищество) и конвиксии (группы людей с однохарактерным бытом и семейными связями) предшествуют становлению этнической традиции и сопряженных с ней социальных институтов. Однако большинство из них со временем рассыпаются и только единицы эволюционируют вплоть до этнической системы. Гумилев на основе принципа комплиментарности отделяет этногенез от социогенеза и культурогенеза, как не влияющие непосредственно на этнические процессы, а наоборот, являющиеся их отражением. В его концепции социальные и этнические линии переплетены, но причинно не связаны друг с другом.

Теорию пассионарности нельзя опровергнуть с опорой на имеющиеся научные данные, но ее нельзя и доказать экспериментально. Она строится не на очевидных основаниях, а на косвенных следствиях, и может быть конвенционально принята или опровергнута. Но эта теория пытается объяснить процессы возникновения и гибели этносов, цивилизаций, отвечает на вопросы, почему многие народы гибли в период своего расцвета, почему побеждали этносы явно уступающие по своему техническому оснащению, почему одни народы легко покоряются, а другие нет и т. д. Теория нейтральна в идеологическом и культурном плане, она не ранжирует народы по биологическому и культурному превосходству. В исследуемой теории этносы не могут сравниваться по принципу «хуже-лучше». Каждый этап в развитии этнической системы отличается от предыдущего процентным отношением пассионариев и субпассионариев к гармоничным особям. Это находит отражение в общественном развитии, культурных достижениях, территории расселения и влиянии на ход международных событий. В концепции акцент переносится с различия этносов на различие этапов этнического развития, которые для всех этносов одинаковы, и именно в этом проявляется закономерность общественного развития.

 

                                                 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории постиндустриального развития общества. | Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4759 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.