КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГАБИТОСКОПИЯ
Криминалистическая фотография
Криминалистическая фотография — один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.
Традиционные (аналоговые) фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получения фотоизображений. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, для получения отвечающего предъявляемым требованиям изображения запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта.
Процесс цифровой фотосъемки невозможен без устройств ввода, вывода и хранения изображений. Для ввода используются цифровые камеры. В отличие от традиционного процесса, в котором изображение запечатлеваемого объекта воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, здесь роль светоприемника выполняет матрица прибора с зарядовой связью. Хранение цифровых изображений осуществляется во встроенной памяти камер или на внешних носителях (обычно - флэш- картах), а вывод изображений на бумажный носитель происходит с помощью принтера. Перечисленные средства объединяются в комплекс с ПК, снабженным управляющими программными средствами.
Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофиксация, когда запечатлевается вся цветовая гамма объекта, имеющего криминалистическое значение.
Система криминалистической фотографии состоит из двух частей: оперативной и исследовательской, различающихся по сферам применения. Средства и методы первой используются в криминалистической практике для запечатления обстановки, в которой проводилось следственное действие, а также добытых доказательств, организации криминалистической регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и в других направлениях.
Исследовательская фотография открывает широкие возможности для фиксации и анализа представленных в распоряжение эксперта криминалистических объектов. Экспертиза посредством фотографических средств и методов позволяет выявить слабо видимые и невидимые признаки исследуемых объектов, их цветовые и яркостные различия, механизм следообразования. Фотографические аналоговые методы используются также в целях исследования фотоснимков и фотоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов при производстве фототехнической экспертизы.
Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключениям экспертов, иллюстрируя и обосновывая сделанные ими выводы. Фотоснимки, которые запечатлели фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к иным документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств (ст. 84 УПК РФ). Те из них, которые получены вне сферы уголовного процесса, например отразившие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела специальным постановлением (ст. 81 УПК РФ). Для их получения все чаще используются мобильные телефоны. Снимки, полученные в ходе следственных действий и судебных экспертиз, имеют статус приложений к соответствующим процессуальным документам (ст. 166 УПК РФ).
Криминалистическая оперативная фотография — это система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при производстве следственных действий и розыскных мероприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотоизображений запечатлеваемых криминалистических объектов.
Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, закрывающих часть изображения. Тени можно ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображений, полученных цифровой аппаратурой, с помощью электронного редактирования и других подобных методов недопустимо.
Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, применяется панорамирование. Оно оптимально и когда предметы не помещаются в кадр, поскольку нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим электронным монтажом отпечатков в фотопанораму. Различаются линейная, круговая и ярусная панорамы.
Съемка линейной панорамы производится с нескольких точек, одинаково удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, железнодорожный состав, участок автодороги. При съемке круговой панорамы фотографировать нужно с одной точки, а камеру после фиксации каждого кадра поворачивать вокруг вертикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку со шкалой. Этот способ применяется при фотосъемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.
В отличие от кругового, ярусное панорамирование осуществляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси. Оно применимо для случаев, когда необходима фиксация высоких объектов. При этом масштаб отображения нижних и верхних частей объекта будет неодинаковым, т.к. увеличится расстояние до точки съемки. В результате высотное здание, например, приобретает на фотопанораме форму усеченной пирамиды. Чтобы этого избежать, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объекта, что, правда, далеко не всегда выполнимо.
Для панорамной съемки используются современные цифровые фотокамеры общего назначения. Запечатлевая ими панораму, в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, следует включать 10-15% площади снимаемого объекта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость нужно производить с обязательным учетом шкалы глубин резкости без повторной фокусировки объектива. В противном случае могут получиться изображения неодинакового масштаба, что весьма затруднит монтаж фотопанорамы.
При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют с таким расчетом, чтобы все кадры были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы заключается в наложении совмещаемых участков фотоизображений.
Метрическая съемка позволяет по фотоснимкам определять пространственные характеристики запечатленных объектов (форма, размеры, положение). Необходимость в установлении по снимкам размеров объектов и расстояний между ними возникает при расследовании различных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основывается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения, с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распространены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масштабами.
Фотографирование с линейным масштабом осуществляется аппаратом, чья оптическая ось направлена перпендикулярно к плоскости объекта съемки, в которой располагают и масштаб. При этом фотоаппарат размещают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоскости снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности минимальным. Это позволит полнее использовать площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении крупных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его криминалистически важных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.
Съемка с глубинным масштабом проводится фотоаппаратом, установленным оптической осью своего объектива в направлении, параллельном предметной плоскости, на которой находятся фиксируемые объекты и масштаб. В качестве глубинных масштабов используются ленты или квадраты. С ленточным масштабом снимать следует так: фотоаппарат закрепляют на штатив, а от него, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протягивают ленту длиной 10-15 м, шириной 10-15 см с хорошо заметными делениями, равными главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печатать снимки нужно со всего кадра с увеличением в целое число раз.
В качестве квадратного масштаба пригоден лист картона, стороны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчетов размеров предметов и расстояний между ними положены закономерности, позволяющие вычислить эти параметры по масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по снимкам, выполненным с ленточным или квадратным масштабом, рекомендуется поручить эксперту.
Сменная оптика (длиннофокусные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображение нужного масштаба. При выборе объектива для конкретных условий съемки нужно руководствоваться его фокусным расстоянием и дистанцией до запечатлеваемого объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что фотографируемый объект будет уменьшен во столько раз, сколько фокусных расстояний объектива уложится в дистанцию между ними.
Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия производятся ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.
Ориентирующая съемка предназначена для запечатления места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны отвечать на вопрос «где?», поэтому в границы кадра нужно включать само место происшествия и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать его расположение относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.
Обзорная съемка дает нужный результат, когда требуется передать общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, во втором — с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, либо получается слишком мелкий масштаб изображения, производят панорамирование.
Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как действовал преступник?».
Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей обстановки места происшествия. Чтобы фиксируемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе. Серия детальных фотоснимков, обычно снимаемых с верхней точки по правилам метрической съемки, должна дать ответ на вопрос «каковы последствия?», а все фотографии места происшествия — создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности, а также отсутствие наглядности протокольного описания.
Фотосъемка трупа включает ориентирующие, обзорные, узловые и детальные снимки. Вначале труп фотографируют на фоне окружающих предметов, затем производят его обзорную и узловую съемку. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его нужно заснять сверху и с боков. Со стороны головы и ног съемка не желательна, поскольку пропорции тела при таком ракурсе сильно искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фотографировать по правилам измерительной съемки, с передачей цветных оттенков.
Фотографирование предметов — вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее полное отображение. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. В последнем случае предмет устанавливают так, как он обычно наблюдается в действительности, и фотографируют те его стороны, на которых имеются характерные признаки.
Фотосъемка следов начинается с их запечатления на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы, которые снимают каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение здесь подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей, чтобы они были переданы наиболее полно.
Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опознания и проверки показаний на месте преследует цель отразить обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты.
Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное дело, объективнее оценить собранные следователем доказательства.
При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Потом — открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем — обнаруженные в нем предметы.
При предъявлении для опознания вначале следует сфотографировать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номерами), потом отдельно — опознанное лицо (объект).
Фотофиксация при проверке показаний на месте необходима для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, указанные проверяемым субъектом. Съемку обстановки рекомендуется осуществлять с тех же точек, с которых делались фотографии при осмотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех же объектов рекомендуется вести с одних точек съемки.
Опознавательная фотосъемка производится для регистрации, розыска и опознания преступников, а также неизвестных граждан по их трупам для установления личности. Правила этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его отождествления посредством опознания или фотопортретной экспертизы.
С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, анфас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в полный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на отдельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль.
Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением приведенных рекомендаций, однако портретные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровоподтеки.
Репродукционная фотосъемка — метод получения фотокопий с машинописных, рукописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. В последние годы этот вид съемки практически заменен ксерокопированием. На копиях должны четко отображаться: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии перегиба и т.п.).
Криминалистическая исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе судебной экспертизы. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов проведенных исследований.
Фотографические методы чаще всего применяются при технико-криминалистической экспертизе документов, когда какие- либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом, либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.
Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4-5 раз легко осуществить обычной зеркальной фотокамерой, применив удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяются специальные микрофотоустановки.
Фототехническая экспертиза решает идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, принтеров и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта использованных материалов и программных средств. Диагностические задачи — это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из запечатленных объектов и др
2 Научные основы портретной идентификации
Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности является отраслью криминалистической техники, включающей в свой предмет изучение, систематизацию, оценку признаков внешности с целью разработки приемов и методов идентификации личности.
Первые работы по созданию научной методики идентификации человека по признакам его внешности начинают появляться во второй половине прошлого века.
В 80-х годах XIX столетия французский криминалист А. Бертильон создал специальную методику описания признаков внешности человека, названную им «словесным портретом». В последствии признаки внешности стали использоваться также в фотопортретной идентификационной экспертизе.
Индивидуальность внешности человека - габитоскопия (от лат. habitus - внешний облик человека, его конституция, телосложение и греч. skopeo - рассматривать), или габитология, отрасль криминалистической техники; учение о внешнем облике человека - это научная основа портретной экспертизы и метода словесного описания внешности человека. Словесный портрет представляет собой систему описания внешности человека в целях его идентификации по внешним признакам. Она применяется в криминалистической регистрации, для розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, в ходе экспертного отождествления живых лиц и трупов.
Предмет габитоскопии - свойства внешнего облика человека, его элементы и признаки, закономерности их запечатления, собирания, систематизации. Под внешним обликом человека понимается совокупность зрительно воспринимаемых внешних данных. Элементы внешнего облика - отдельные органы и области тела в целом или их части (голова, туловище, лицо, уши, лоб и др.), функциональные проявления, а также предметы одежды и некоторые сопутствующие вещи (костыли, трости, зонты и др.). Внешний облик характеризуется анатомическими и функциональными признаками, приметами одежды и других предметов. Среди них выделяются только некоторые особые или броские приметы - редко встречающиеся врожденные или приобретенные признаки, расположенные на открытых частях тела, легко обнаруживаемые («бросающиеся в глаза» - отсюда «броские») и запоминающиеся. Степень устойчивости внешних признаков различна: наиболее устойчивы анатомические признаки.
Правила словесного описания внешнего облика человека. Описание ведется в определенной последовательности с использованием унифицированной терминологии, основанной на данных анатомии и антропологии, с подразделением описываемых признаков на две группы: анатомические (рост, телосложение, форма головы, черты лица и т.д.) и функциональные (походка, осанка, мимика и др.).
Особое значение придается признакам, присущим только данному человеку или во всяком случае небольшой группе людей, именуемым особыми приметами (татуировки, анатомические аномалии, шрамы и др.). Анатомические признаки описываются по величине, положению, размеру, форме, цвету; признаки лица описываются в двух положениях: анфас и правый профиль. Величину признака определяют в относительном выражении (в сопоставлении с другими частями лица, тела): очень большой, большой, средний, малый, очень маленький. Для описания формы пользуются геометрическими терминами: прямой, выпуклый, вогнутый, овальный и другие.
Внешность человека под воздействием различных факторов (болезни, травмы, старости) может подвергнуться изменениям, однако эти изменения, как правило, не охватывают значительного количества признаков и в большинстве случаев не исключают возможности установления тождества. Внешние признаки обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивыми являются анатомические признаки.
Одним из основных направлений использования признаков внешности является экспертная портретная идентификация. При ее проведении наряду с визуальными установлением совпадений или различий в признаках, для объективной их регистрации применяют целый ряд дополнительных приемов, таких как частичное наложение (т.е. наложение фрагмента фотоснимка лица одного человека на фотоснимок другого). Система исследований под названием «алгоритм графический идентификационный (АГИ)», основанный на законах проективной геометрии, позволяет детально проанализировать всю совокупность количественных характеристик изображения.
3 Признаки внешнего облика человека, используемые в криминалистической практике
В габитоскопии выделяются субъективные и объективные отображения внешнего облика человека. Субъективные отображения имеют несколько разновидностей.
Мысленный образ, т.е. относительно устойчивый, возникающий в сознании образ явления (или предмет), который в данный момент не воздействует на органы чувств (не воспринимается), используется на практике либо непосредственно (например, при опознании очевидцем преступника), либо после его воспроизведения (актуализации) в материальной форме - в виде субъективного отображения: описания, портрета, пластической реконструкции по черепу.
Словесное описание. Криминалистической практике известны упорядоченные описания, т.е. составленные по определенным правилам (словесный портрет и др.), и произвольные - составленные без учета заранее установленных правил.
При составлении словесного портрета необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Элементы внешности приводят в последовательности: пол, возраст, телосложение человека, его голова, шея, плечи, спина, грудь, живот, руки, ноги. Далее указывают функциональные элементы: привычную позу, походку, мимику, жестикуляцию, бытовые привычки и специальные привычки. Затем отражают элементы одежды и мелких носильных вещей. Каждый элемент сначала характеризуют в целом, а потом по составляющим его частям.
2. Словесный портрет составляют применительно к так называемому нормальному положению головы и состоянию внешности. При нормальном положении головы козелок ушной раковины и нижние края глазниц описываемого лица находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета (вместо козелка при составлении словесного портрета по черепу приминают во внимание ушное отверстие).
Нормальное состояние внешности - устремленный взгляд, отсутствие напряжения мышц лица, волосяной покров и одежда обеспечивают беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы, отсутствие косметики на лице. В случае ношения очков предполагается в них и без них. Описание ротовой области должно быть произведено при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях.
Функциональные признаки описывают в процессе действий человека: ходьбы, беседы и т.д.
3. Внешность человека в целом и ее элементы подлежат описанию спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков внешности тело, лицо и т.д. описывают с других сторон.
Во внешнем облике должны быть выделены особенности или особые приметы.
Словесным портретом называют также описание внешности определенного лица, к примеру словесный портрет.
Словесный портрет - это изображения лица фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого человека. В изготовлении портретов желательно участие специалиста: художника, криминалиста, антрополога. Портретное сходство субъективного изображения с внешним обликом удается достичь, если очевидец запомнил характерные, броские признаки, доминирующие во внешности наблюдавшего им лица. Кроме того, практике известны портреты погибших, созданные по фрагментам их лиц или по черепу. В основном применяются рисованные, композиционнофотографические («фотопробы») и композиционно-рисованные портреты.
Рисованные портреты. К ним условно относятся живописные (выполненные красками) и силуэтные портреты, вырезанные из бумаги и других материалов.
Композиционно-фотографические портреты (или составной, «синтетический» фотопортрет, «фоторобот») представляет собой композицию изображения человека, как правило, его лица или фрагментов фотоизображений других лиц.
Композиционно-рисованные портреты (или составные рисованные портреты) изготовляются из стандартных рисунков (вариантов элементов лиц) как по показаниям очевидцев, так и по поврежденному лицу умершего, черепу человека.
Пластическая реконструкция представляет собой восковую или гипсовую композицию мягких тканей головы или лица, создаваемую на черепе по специальной методике. В реконструкции лица находят отражение многие внешние признаки (возраста, пола, расовой принадлежности, а также размеры, форма различных элементов лица), во многих случаях достаточные для портретного сходства с лицом умершего. Пластические реконструкции осуществляют антропологи или криминалисты, имеющие антропологическую подготовку, в лабораторных условиях (главным образом в Экспертно-криминалистическом центре МВД России в Институте антропологии и этнографии МГУ им. М.В. Ломоносова, в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ и ГУ МВД РФ субъектов Федерации).