Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Упрощенный синтаксис описания подпрограмм

В PascalABC.NET имеется упрощенный синтаксис описания однооператорных процедур:

procedure WriteStar:= write('*');

Аналогичный синтаксис имеется для функций, вычисляющих одно выражение:

function Add(a,b: real): real:= a + b;

При этом в ряде случаев для возвращаемого значения функции возможен автовывод типов:

function Add(a,b: real):= a + b;

 

Данные подразделы следуют друг за другом в произвольном порядке.

Далее следует блок begin / end, внутри которого находятся операторы, отделяемые один от другого символом "точка с запятой". Среди операторов может присутствовать оператор описания переменной, который позволяет описывать переменные внутри блока.

Раздел uses и раздел описаний могут отсутствовать.

Например:

program MyProgram;
var
a,b: integer;
x: real;
begin
readln(a,b);
x:= a/b;
writeln(x);
end.

или

uses GraphABC;
begin
   var x:= 100;
   var y:= 100;
   var r:= 50;
Circle(x,y,r);
end.

Обзор типов

Типы в PascalABC.NET подразделяются на простые, структурированные, типы указателей, процедурные типы, последовательности и классы.

К простым относятся целые и вещественные типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип.

Тип данных называется структурированным, если в одной переменной этого типа может содержаться множество значений.

Кструктурированным типам относятся массивы, строки, записи, кортежи, множества и файлы.

Особым типом данных является последовательность, которая хранит по-существу алгоритм получения данных последовательности один за другим.

Все простые типы, кроме вещественного, называются порядковыми. Только значения этих типов могут быть индексами статических массивов и параметрами цикла for. Кроме того, для порядковых типов используются функции Ord, Pred и Succ, а также процедуры Inc и Dec.

Все типы, кроме типов указателей, являются производными от типа Object. Каждый тип в PascalABC.NET имеет отображение на тип.NET. Тип указателя принадлежит к неуправляемому коду и моделируется типом void*.

Все типы в PascalABC.NET подразделяются на две большие группы: размерные и ссылочные.

Размерные и ссылочные типы

Все типы в PascalABC.NET подразделяются на две большие группы: размерные и ссылочные. К размерным относятся все простые типы, указатели, записи, статические массивы, множества и строки. К ссылочным типам относятся классы, динамические массивы, файлы и процедурный тип.

Размерные типы более эффективны при вычислениях: они занимают меньше памяти и операции, выполняемые над небольшими размерными типами, максимально эффективны. Ссылочные типы обладают большей гибкостью: память под них выделяется динамически в процессе работы программы и освобождается автоматически, когда объект ссылочного типа перестаёт использоваться.

Выделение памяти

Память под переменную размерного типа распределяется на программном стеке в момент её описания. При этом переменная размерного типа хранит значение этого типа.

var i: integer; // здесь под i выделяется память
i:= 5;

Переменная ссылочного типа представляет собой ссылку на объект некоторого класса в динамической памяти. Если она не инициализирована, то хранит специальное значение nil (нулевая ссылка). Для инициализации ссылочных переменных используется вызов конструктора соответствующего класса:

type Person = auto class
name: string;
age: integer;
end;

var p: Person; // p хранит значение nil, память под объект не выделена
p:= new Person('Иванов',20); // конструктор выделяет память под объект  

Присваивание

При присваивании переменных размерного типа копируются значения этого типа. Если размерный тип имеет большой размер, эта операция может выполняться долго. Например:

var a,a1: array [1..1000000] of integer;
a1:= a; // копируются все 1000000 элементов

При присваивании переменных ссылочного типа осуществляется присваивание ссылок, в итоге после присваивания обе ссылки ссылаются на один объект в динамической памяти:

var p1: Person;
p1:= p; // копируется ссылка

Сравнение на равенство

Сравнение на равенство объектов размерного типа сравнивает их значения. В частности, две переменные типа запись равны если равны все поля этих записей.

type PersonRec = record
name: string;
age: integer;
end;
var
p,p1: PersonRec;
p.name:= 'Иванов'; p.age:= 20;
p1.name:= 'Иванов'; p1.age:= 20;
writeln(p1=p); // True

При сравнении на равенство переменных ссылочного типа проверяется, что они ссылаются на один и тот же объект.

var p:= new Person('Иванов',20);
var p1:= new Person('Иванов',20);
writeln(p1=p); // False

Управление памятью

Размерные типы распределяются на программном стеке, поэтому не нуждаются в специальном управлении памятью. Под глобальные размерные переменные память распределена всё время работы программы. Под локальные размерные переменные память выделяется в момент вызова подпрограммы. а освобождается в момент завершения работы этой подпрограммы.

Управление памятью для ссылочных типов осуществляется автоматически сборщиком мусора. Сборщик мусора запускается в неопределенный момент времени когда управляемой памяти перестаёт хватать. Он возвращает в пул неиспользуемой памяти те объекты, на которые больше никто не ссылается, после чего дефрагментирует оставшуюся память, в результате чего динамическая память всегда дефрагментирована и ее выделение при вызове конструктора происходит практически мгновенно.

Передача в подпрограммы

При передаче размерных типов по значению происходит копирование значения фактического параметра в переменную-формальный параметр. Если размерный тип имеет большой размер, это может занимать продолжительное время, поэтому размерный тип в этом случае передаётся по ссылке на константу:

type Arr = array [1..100] of integer;

procedure PrintArray(const a: Arr; n: integer);
begin
   for var i:=1 to n do
Print(a[i])
end;

Ссылочные типы передаются в подпрограмму, как правило, по значению. При передаче таких параметров происходит копирование ссылки, в результате формальный и фактический параметр будут ссылаться на один объект.

procedure Change666(a: array of integer);
begin
a[0]:= 666;
end;

При этом в результате изменения формального параметра внутри подпрограммы меняется и содержимое соответствующего фактического параметра при вызове подпрограммы.

Ниже приводится таблица целых типов, содержащая также их размер и диапазон допустимых значений.

 

Тип Размер, байт Диапазон значений
shortint 1 -128..127
smallint 2 -32768..32767
integer, longint 4 -2147483648..2147483647
int64 8 -9223372036854775808..9223372036854775807
byte 1 0..255
word 2 0..65535
longword, cardinal 4 0..4294967295
uint64 8 0..18446744073709551615
BigInteger переменный неограниченный

Типы integer и longint, а также longword и cardinal являются синонимами.

Максимальные значения для каждого целого типа определены как внешние стандартные константы: MaxInt64, MaxInt, MaxSmallInt, MaxShortInt, MaxUInt64, MaxLongWord, MaxWord,MaxByte.

Для каждого целого типа T кроме BigInteger определены следующие константы как статические члены:

T.MinValue - константа, представляющая минимальное значение типа T;

T.MaxValue - константа, представляющая максимальное значение типа T;

Для каждого целого типа T определены статические функции:

T.Parse(s) - функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа T. Если преобразование невозможно, то генерируется исключение;

T.TryParse(s,res) - функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа T и записывающая его в переменную res. Если преобразование возможно, то возвращается значение True, в противном случае - False.

Кроме того, для T определена экземплярная функция ToString, возвращающая строковое представление переменной данного типа.

Константы целого типа могут представляться как в десятичной, так и в шестнадцатеричной форме, перед шестнадцатеричной константой ставится знак $:

25 3456 $FFFF

Вещественные типы

Ниже приводится таблица вещественных типов, содержащая их размер, количество значащих цифр и диапазон допустимых значений:

Тип Размер, байт Количество значащих цифр Диапазон значений
real 8 15-16 -1.8∙10308 .. 1.8∙10308
double 8 15-16 -1.8∙10308 .. 1.8∙10308
single 4 7-8 -3.4∙1038 .. 3.4∙1038
decimal 16 28-29 -79228162514264337593543950335 .. 79228162514264337593543950335

Типы real и double являются синонимами. Самое маленькое положительное число типа real приблизительно равно 5.0∙10-324, для типа single оно составляет приблизительно 1.4∙10-45.

Максимальные значения для каждого вещественного типа определены как внешние стандартные константы: MaxReal, MaxDouble и MaxSingle.

Для каждого вещественного типа R кроме decimal определены также следующие константы как статические члены класса:

R.MinValue - константа, представляющая минимальное значение типа R;

R.MaxValue - константа, представляющая максимальное значение типа R;

R.Epsilon - константа, представляющая самое маленькое положительное число типа R;

R.NaN - константа, представляющая не число (возникает, например, при делении 0/0);

R.NegativeInfinity - константа, представляющая отрицательную бесконечность (возникает, например, при делении -2/0);

R.PositiveInfinity - константа, представляющая положительную бесконечность (возникает, например, при делении 2/0).

Для каждого вещественного типа R кроме decimal определены следующие статические функции:

R.IsNaN(r) - возвращает True, если в r хранится значение R.NaN, и False в противном случае;

R.IsInfinity(r) - возвращает True, если в r хранится значение R.PositiveInfinity или R.NegativeInfinity, и False в противном случае;

R.IsPositiveInfinity(r) - возвращает True, если в r хранится значение R.PositiveInfinity, и False в противном случае;

R.IsNegativeInfinity(r) - возвращает True, если в r хранится значение R.NegativeInfinity, и False в противном случае;

Для каждого вещественного типа R определены следующие статические функции:

R.Parse(s) - функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа R. Если преобразование невозможно, то генерируется исключение;

R.TryParse(s,res) функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа R и записывающая его в переменную res. Если преобразование возможно, то возвращается значение True, в противном случае - False.

Кроме того, определена экземплярная функция ToString, возвращающая строковое представление переменной типа R.

Вещественные константы можно записывать как в форме с плавающей точкой, так и в экспоненциальной форме:

1.7  0.013  2.5e3 (2500)  1.4e-1 (0.14)

Логический тип

Значения логического типа boolean занимают 1 байт и принимают одно из двух значений, задаваемых предопределенными константами True (истина) и False (ложь).

Для логического типа определены статические методы:

boolean.Parse(s) - функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа boolean. Если преобразование невозможно, то генерируется исключение;

boolean.TryParse(s,res) - функция, конвертирующая строковое представление числа в значение типа boolean и записывающая его в переменную res. Если преобразование возможно, то возвращается значение True, в противном случае - False.

Кроме этого, определена экземплярная функция ToString, возвращающая строковое представление переменной типа boolean.

Логический тип является порядковым. В частности, False<True, Ord(False)=0, Ord(True)=1.

Символьный тип

Символьный тип char занимает 2 байта и хранит Unicode-символ. Символы реализуются типом System.Char платформы.NET.

Операция + для символов означает конкатенацию (слияние) строк. Например: 'a'+'b' = 'ab'. Как и для строк, если к символу прибавить число, то число предварительно преобразуется к строковому представлению:

var s: string:= ' '+15; // s = ' 15'
var s1: string:= 15+' '; // s = '15 '

Над символами определены операции сравнения  < > <= >= = <>, которые сравнивают коды символов:

'a'<'b' // True
'2'<'3' // True

Для преобразования между символами и их кодами в кодировке Windows (CP1251) используются стандартные функции Chr и Ord:

Chr(n) - функция, возвращающая символ с кодом n в кодировке Windows;
Ord(с) - функция, возвращающая значение типа byte, представляющее собой код символа c в кодировке Windows.

Для преобразования между символами и их кодами в кодировке Unicode используются стандартные функции ChrUnicode и OrdUnicode:

ChrUnicode(w) - возвращает символ с кодом w в кодировке Unicode;
OrdUnicode(с) - возвращает значение типа word, представляющее собой код символа c в кодировке Unicode.

Кроме того, выражение # число возвращает Unicode-символ с кодом число (число должно находиться в диапазоне от 0 до 65535).

Аналогичную роль играют явные преобразования типов:

char(w) возвращает символ с кодом w в кодировке Unicode;
word(с) возвращает код символа c в кодировке Unicode.

Строковый тип

Строки имеют тип string, состоят из набора последовательно расположенных символов char и используются для представления текста.

Строки могут иметь произвольную длину. К символам в строке можно обращаться, используя индекс: s[i] обозначает i-тый символ в строке, нумерация начинается с единицы. Если индекс i выходит за пределы длины строки, то генерируется исключение.

Над строками определены операции сравнения: < > <= >= = <>. Сравнение строк на неравенство осуществляется лексикографически: s1 < s2 если для первого несовпадающего символа с номером i s1[i]<s2[i] или все символы строк совпадают, но s1 короче s2.

Операция + для строк означает конкатенацию (слияние) строк. Например: 'Петя'+'Маша' = 'ПетяМаша'.

Расширенный оператор присваивания += для строк добавляет в конец строки - левого операнда строку - правый операнд. Например:

var s: string:= 'Петя';
s += 'Маша'; // s = 'ПетяМаша'

Строка может складываться с числом, при этом число предварительно преобразуется к строковому представлению:

s:= 'Ширина: '+15; // s = 'Ширина: 15'
s:= 20.5+''; // s = '20.5'
s += 1; // s = '20.51'

Над строками и целыми определена операция *: s*n и n*s означает строку, образованную из строки s, повторенной n раз:

s:= '*'*10; // s = '**********'
s:= 5*'ab' // s = 'ababababab'
s:= 'd'; s *= 3; // s = 'ddd'  

Строки реализуются типом System.String платформы.NET и представляют собой ссылочный тип. Таким образом, все операции над строками унаследованы от типа System.String. Однако, в отличие от.NET - строк, строки в PascalABC.NET изменяемы. Например, можно изменить s[i] (в.NET нельзя). Более того, строки string в PascalABC.NET ведут себя как размерные: после

var s2:= 'Hello';
var s1:= s2;
s1[2]:= 'a';

строка s2 не изменится. Аналогично при передаче строки по значению в подпрограмму создается копия строки, т.е. обеспечивается поведение, характерное для Delphi Object Pascal, а не для.NET.

Однако, строке можно присвоить nil, что необходимо для работы с NET-кодом.

Кроме того, в PascalABC.NET реализованы размерные строки. Для их описания используется тип string[n], где n - константа целого типа, указывающая длину строки. Размерные строки, в отличие от обычных, можно использовать как компоненты типизированных файлов. Для совместимости с Delphi Object Pascal в стандартном модуле описан типshortstring=string[255].

Стандартные подпрограммы работы со строками.

Члены класса string.

Статические массивы



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание процедур и функций | Передача динамического массива в подпрограмму
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2255 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.