Код первой программы
Наберите следующий код:
# include < iostream > usingnamespace std; int main (){ cout<<"Hello, world!"<<endl; return 0; }Описание синтаксиса
Директива #include используется для заголовочных файлов (обычных текстов) с декларацией стандартных библиотечных функций. Строка #include<iostream>, отвечает за ввод и вывод данных на экран.
Содержимое третьей строки — usingnamespacestd; указывает на то, что мы используем по умолчанию пространство имен с названием «std». Все то, что находится внутри фигурных скобок функции intmain() {} будет автоматически выполняться после запуска программы.
Строка cout<< "Hello, world!" <<endl; говорит программе выводить сообщение с текстом «Hello, world» на экран.
Оператор cout предназначен для вывода текста на экран командной строки. После него ставятся две угловые кавычки (<<). Далее идет текст, который должен выводиться. Он помещается в двойные кавычки. Если необходимо вывести символ, то он заключается в апострофы. Операторendlпереводит курсор на строку ниже.
Если в процессе выполнения произойдет какой-либо сбой, то будет сгенерирован код ошибки, отличный от нуля. Если же работа программы завершилась без сбоев, то код ошибки будет равен нулю. Команда return 0 необходима для того, чтобы передать операционной системе сообщение об удачном завершении программы.
В конце каждой команды ставится точка с запятой.
Компиляция и запуск
Пункт меню (англ. версия) | Пункт меню (рус. версия) | Клавиша |
Execute – Compile | Выполнить – Скомпилировать | F9 |
Execute – Run | Выполнить – Выполнить | F10 |
Execute – Compile & Run | Выполнить – Скомпилировать и выполнить | F11 |
Выполнить |
Скомпилировать |
Скомпилировать и Выполнить |
Переменные и типы данных в C++
Из школьного курса математики мы все знаем, что такое переменные. В программировании принципы довольно схожи. Переменная — это «ячейка» оперативной памяти компьютера, в которой может храниться какая-либо информация.
В программировании переменная, как и в математике, может иметь название, состоящее из одной латинской буквы, но также может состоять из нескольких символов, целого слова или нескольких слов.
Типы данных
В языке С++ все переменные имеют определенный тип данных. Например, переменная, имеющая целочисленный тип не может содержать ничего кроме целых чисел, а переменная с плавающей точкой — только дробные числа.
Тип данных присваивается переменной при ее объявлении или инициализации. Ниже приведены основные типы данных языка C++, которые нам понадобятся.
Тип | байт | Диапазон принимаемых значений |
целочисленный (логический) тип данных | ||
bool | 1 | 0.. 255 |
целочисленный (символьный) тип данных | ||
char | 1 | 0.. 255 |
целочисленные типы данных | ||
short | 2 | -32 768.. 32 767 |
int | 4 | -2 147 483 648..2 147 483 647 |
long long | 8 | -9 223 372 036 854 775 808.. 9 223 372 036 854 775 807 |
типы данных с плавающей точкой | ||
float | 4 | -2 147 483 648.0.. 2 147 483 647.0 |
double | 8 | -9 223 372 036 854 775 808.0.. 9 223 372 036 854 775 807.0 |
Сразу стоит обратить внимание, что все зарезервированные слова, типы данных пишутся не заглавными, а строчными (маленькими) буквами. Если вы объявите тип bool, как Bool — компилятор выдаст сообщение об ошибке. В редакторе, при написании кода, все зарезервированные слова С++ подсвечиваются синим цветом (это касается всех зарезервированных слов). Так что если вы вписали тип, а слово не стало синим — проверьте правильность написания.
Объявление переменной
Объявление переменной в C++ происходит таким образом: сначала указывается тип данных для этой переменной, а затем название этой переменной.
Пример объявления переменных
int a; // объявление переменной a целого типа.
float b; // объявление переменной b типа данных с плавающей запятой.
double c = 14.2; // инициализация переменной типа double.
char d = 's'; // инициализация переменной типа char.
bool k = true; // инициализация логической переменной k.
· Комментарий в программе – любая последовательность символов, заключенная между парой символов /* */ (многострочный комментарий) или после пары символов // и до конца строки (однострочный комментарий).
· К именам переменных предъявляются те же требования, что и в языке Pascal. НО! Регистр букв имени имеет значение. Имена Apple и apple обозначают разные переменные.
· Переменную желательно сразу инициализировать (присвоить значение при создании):
тип имя = значение.
· Если объявить переменную до intmain (), то она будет глобальной и будет автоматически обнулена.
· Заметьте, что в C++ оператор присваивания (=) — не является знаком равенства и не может использоваться для сравнения значений. Оператор равенства записывается как «двойное равно» — ==.
· Присваивание используется для сохранения определенного значение в переменной. Например, запись вида a = 10 задает переменной a значение числа 10.
Простой калькулятор на C++
Сейчас мы напишем простую программу-калькулятор, которая будет принимать от пользователя два целых числа, а затем определять их сумму:
# include <iostream> usingnamespace std; int main (){ int a, b; // объявление двух переменных a и b целого типа данных. cout<<"Введите первое число: "; cin>> a; // пользователь присваивает переменной a какое-либо значение. cout<<"Введите второе число: "; cin>> b; int c = a + b; // новой переменной c присваиваем значение суммы введенных пользователем данных. cout<<"Сумма чисел = "<< c; // вывод ответа. return 0; }Правила оформления кода
Программы нужно писать красиво, иначе их будет неудобно читать. На реальной работе программы много раз читаются и переписываются другими людьми, поэтому соблюдать правила оформления кода очень важно. Если в общем, то главное правило — «делайте как в образце». Если конкретно:
1. После открывающейся фигурной скобки добавляется отступ в начале строки, на строке с закрывающейся фигурной скобкой отступ убирается.
2. Все бинарные операции (+,−, *, /, %, =, <<, >>) окружаются пробелами.
3. После унарного минуса пробел не ставится (−5 нужно писать слитно).
4. Перед знаками препинания (запятая и точка с запятой) пробел не ставится, после — ставится.
5. После открывающейся и перед закрывающейся круглой скобкой пробел не ставится.
6. Если в условии задачи сказано «на вход даются два числа A и B», то переменные, в которые считываются эти числа, должны называться так же, но маленькими буквами (a и b соответственно).
Например:
Мы будем очень благодарны вам, если вы будете соблюдать правила оформления кода!!!
Арифметические операции
Для получения дробного значения при выполнении деления (/) с целыми числами:
· Искусственно первую переменную переводим в вещественную: s=float(n1)/n2.
· Добавляем в команду дробное значение: s=1.0*n1/n2.