1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества
2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.
3. Назовите главные причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?
4. Определите положительные и отрицательные черты массовой культуры.
5. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?
6. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения
7. Подготовьте презентации по направлениям постмодернизма в живописи, литературе, театре.
Тема 8 Развитие культуры в России во второй
половине XX века
План изучения темы
1. Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.
2. Диссидентское движение
3. Культура эпохи перестройки
4. Духовная жизнь демократической России
5. Образование и наука
1. Советская культура конца 1960-х — 1980-х гг.
С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно-государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, но передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием мировой, в том числе и отечественной, культуры.
Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.
В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932), В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.
Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960—1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983).
В.Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) (рис.1) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.
Политика репрессий и «осуждений» в отношении
свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.
Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925—1991 и Б.Н. Стругацкий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.
Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции, как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938—1980), Б.Ш. Окуджава (1924—1997),(рис.2-3) хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками – этот процесс получил название «магнитофонная революция».
Диссидентские движения
В конце 50-х гг. в Советском Союзе возникает диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию.
Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения.
1968 г. стал годом становления правозащитного движения. С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека, просуществовала до 1972г. Деятельность группы сводилась к расследованию фактов и составлению обзоров о нарушении прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключённых спецбольниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР.
В 1970г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ.
Особым явлением 60-70-х г.были национальные движения. Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели - национального освобождения, связь с зарубежными центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.
Арест в сентябре 1965г. писателей А. Синявского и Ю. Даниеля, которые опубликовали на западе свои сочинения, вызвали негодование советской интеллигенции. 10-14 февраля 1966 г. в Московском областном суде состоялся процесс над писателем А. Синявским и поэтом-переводчиком Ю. Даниэлем. Им ставились в вину агитация и пропаганда в целях подрыва и ослабления советской власти в произведениях, которые они под псевдонимами опубликовали за рубежом. Синявский был осужден на 7 лет, Даниэль на 5 лет заключения. Вслед за Синявским и Даниелем был арестован и осужден А. Гинзбург (основатель самиздатовского журнала "Синтаксис" где печатались ранее запрещённые произведения), который собирал материалы по их делу ("Белая книга).
За арестом писателей последовала довольно широкая кампания писем протеста - метод, опробованный раньше (при суде над И. Бродским) и принесший тогда положительные результаты. Борьба в защиту писателей, по существу, стала борьбой за свободу слова. Накануне XXIII съезда КПСС 25 видных деятелей культуры и науки (академики П. Л. Капица, И. Е. Тамм, М. А. Леонтович, писатели В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский, деятели искусства М. М. Плисецкая, О. Н. Ефремов, И. М. Смоктуновский и др.) обратились с письмом в ЦК КПСС, в котором говорилось об опасности наблюдающейся частичной реабилитации Сталина.
В тоже время произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами - 5 декабря 1965 г., в День Советской Конституции, в Москве на Пушкинской площади. В демонстрации приняли участие около 200 человек. Они требовали гласного суда над писателями. Были задержаны около 20 студентов. Но, тем не менее, демонстрация дала результаты, процесс над Синявским и Даниелем был открытым (рис.4).
Активность оппозиционного движения усилилась в связи с подавлением при помощи советских войск политических реформ в Чехословакии (1968 г.). 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация 8 человек против ввода советских войск в ЧССР. Участники демонстрации (Л. Богораз-Брухман, жена Даниэля, П. М. Литвинов и др.) были приговорены к различным срокам заключения.
В середине 60-х гг. усиливаются национальные движения в Закавказье, на Украине, в Литве. В 1965 г. волна арестов, которым подверглись в основном молодёжь и интеллигенция.
Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал А.Д. Сахаров (рис.5). В марте 1971г. он направил на имя Л. Брежнева "Памятную записку ". Она стала подлинной программой диссидентского движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию политзаключённых, обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д.
В сентябре того же года он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции и беспрепятственного возвращения на Родину. В феврале 1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение "Об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы". В 1975 г. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Советская пресса вела кампанию против А.Д. Сахарова. Её кульминацией стало письмо 72 академиков и членов-корреспондентов АН СССР с резким осуждением общественной позиции А.Д Сахарова.
Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из лидеров диссидентства - А.И. Солженицына (рис.6 ). В 1968 г. на Западе вышел его роман "В круге первом", официальная реакция на который была довольно жестокой - на следующий год Солженицына исключили из Союза писателей РСФСР. Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии в октябре 1970 г. вызвало ажиотаж, началась травля, лейтмотивом которой был тезис: "Нобелевская премия - каинова печать за предательство своего народа". В 1973 - 1974 гг. на Западе вышел "Архипелаг ГУЛАГ". В феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу (сначала он жил в ФРГ, затем США).
В 1972 - 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать.
В конце 1979 г. началось " генеральное наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979 - 1980 гг.)оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. После эмиграции духовных лидеров оппозиции стихла творческая интеллигенция. Однако ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, продолжение войны в Афганистане усиливали оппозиционные настроения в широких слоях общества. В первой половине 80-х гг. продолжала выходить "Хроника текущих событий", создавались независимые общественные группы.
Власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали неосталинистский режим и формировали в общественном сознании убеждённость в необходимости кардинальных перемен.