Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел III. Феноменология культуры

Наука и техника как феномены культуры. Сущность и специфика научного знания и научной деятельности. Понятие «наука», ее структура и функции. Творческий процесс в науке и его основные стадии. Критерии научно-технической деятельности.

Субъекты научного творчества. Роль творческой личности в научно-технической деятельности, ее перспективы. Наука в системе культуры ХХI века. Влияние новых типов науки на духовные ориентации эпохи. Понятие и сущность техники. Социокультурные смыслы техники.

Техника и техническая культура. Эволюция техники как инструмента познания мира. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Современные научные концепции в области философии техники. Моральная ответственность ученого за свои изобретения.

 

Религия как феномен культуры

Понятие религиозной культуры. Взаимоотношения религии и культуры – продуктивные и деструктивные варианты взаимодействия. Функции религии в культуре.

Взаимодействие религиозной и нравственной культуры. Церковь как институт культуры.

Особенности современной религиозной культуры России.

 

Миф как феномен культуры.

Миф как картина мира и мировоззрение. Подходы к определению сущности мифа: психоаналитический (К.Г. Юнг, Э. Фромм), этнографический (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский), онтологический (А.Ф. Лосев).

Основные мифологические темы: космологические и космогонические мифы, тотемные мифы и анималистические, эсхатологические и календарные мифы.

Содержание и символика мифа: архетипные герои и сюжеты мифов. Мифы о Мировой Матери, Отце, Младенце, мифы о Героях, спасающих мировой порядок. Эволюция типа героя. Мифологические образы в современной культуре.

 

Искусство как феномен культуры.

Природа и сущность искусства. Многогранность определений и подходов к пониманию искусства.

Основные концепции происхождения искусства. (Религиозная концепция, Игровая теория. Теория подражания, Лингвистическая и мелодическая теория. Гипотеза происхождения искусства из неискусства (антропологический подход). Социальные теории происхождения) искусства

Социокультурные смыслы искусства. Искусство как выражение мира человеческих чувств и средство расширения и обогащения индивидуального эмоционального опыта.. Искусство как средство расширения перцептуального опыта человека. Искусство как выразитель индивидуальной и коллективной субъективности. Социальная функция искусства. Моделирующая функция искусства.

                 

Планы семинарских занятий по дисциплине

Раздел: Теория культуры

Тема № 1. Социальные уровни культуры: классическая и современная, массовая и элитарная, официальная и андеграунд. (2 часа)

1. Классическая и современная культура как две взаимодополняющие системы ценностей. Классика и вечность. Современная культура – обновление ценностного потенциала культуры.

2. Массовая и элитарная культура. Основные черты современной массовой культуры: коммерциализация, утилитарность, телесность, китчевость. Взаимопроникновение массовой и элитарной культур.

3. Официальная культура и андеграунд. Ценностные приоритеты официальной культуры. Андеграунд как творческая оппозиция официальной культуры.

 

Темы докладов и рефератов

Классика и современность: диалог культур, диалог поколений.

Массовая культура ХХ–ХХI веков.

Молодежная субкультура.

Психоаналитическое исследование рекламы.

Рок-н-ролл как образ жизни.

Русская рок-поэзия.

Советская культура: официоз и андеграунд.

Internet как тип культуры (культурологический анализ).

 

Тема № 2. Диалог культур (2 часа)

Сущность понятий: диалог, диалог культур. Диалогичность как свойство культуры.

Формы, характер и условия диалога культур: а) условия, необходимые для возникновения диалога; б) условия, необходимые для продолжения диалога; в) диалоговые ситуации.

Основные направления диалога культур; хронологическое направление (прошлое, настоящее, будущее); регионально-географическое направление (Север – Юг, Запад – Восток); диалог в социуме; диалог культур внутри культурной эпохи.

Уровни диалога в культуре; вербальный и невербальный; этнический, национальный, цивилизационный; с Природой, Богом, историей, самим собой. Диалог культур Востока и Запада.

Темы докладов и рефератов

Положительные и отрицательные стороны диалога культур. Проблема межкультурно­го общения.

Мировая культура как результат диалога национальных культур. Национальные менталитеты.

Традиция и новация в культуре в аспекте диалога.

Язык культуры как механизм диалога.

Диалог религиозных традиций в истории культуры.

Человек, природа и культура в аспекте диалога.

Классика и современность: диалог культур, диалог поколений.

Контакты и конфликты культур в современном мире.

 

 

Тема № 3. Социодинамика культуры (2ч.)

1. Понятие «цивилизация». Его история.

2. Сравнительный анализ двух систем ценностей: культуры и цивилизации.

3. Основные цивилизационные модели: линейная модель (Г. Ф. В. Гегель,  К. Маркс, К. Ясперс, Н. А. Бердяев), модель локальных цивилизаций    (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), плюралистическая модель П. Сорокина.

4. Особенности современной цивилизации.

 

Темы докладов и рефератов

1. Цивилизация и общественно-экономическая формация.

2. Исторический контекст взаимодействия культур.

3. Перспективы выживания культуры как историко-культурная проблема.

4. Применимость концепции стадиального развития к России.

5. Будущее цивилизации. Единый мир.

6. Цивилизация как основная единица исторического процесса.

7. Судьба России.

8. Культурно-исторические типы.

 

Раздел: История культуры

Тема №1 Генезис культуры (2 часа)

1. Подходы к определению специфики первобытного мышления: психоаналитический (К. Г. Юнг, Э. Фромм), этнографический (Л. Леви–Брюль, Б. Малиновский), онтологический (А. Ф. Лосев).

2. Основные теории происхождения человека.

3. Научные и паранаучные концепции культуроанатропосоциогенеза.

Темы докладов и рефератов

 

Концепция архетипа К. Г. Юнга.

Концепция мифа А. Ф. Лосева.

Национальные космогонические и космологические мифы.

Воспроизведение мифологической картины мира в волшебной сказке.

Тема № 2 Культура Древнего Востока (2 часа)

Заупокойный культ как основа художественной практики Древнего Египта. Особенности изобразительного канона.

Индо-буддийский культурный ареал: отражение религиозных представлений в художественной культуре.

 Мировоззренческие и эстетические основания китайского искусства. Символизм как основа художественной традиции.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Фаюмский портрет как предтеча иконописи.

2. Трансформация буддийского искусства: от идеографии к иконографии.

3. Эстетика пустоты в дальневосточном искусстве.

4. Отражение даосского и конфуцианского мировоззрения в искусстве Китая.

5. Ландшафтная архитектура Китая. Сад как символический образ мира.

 

 

Тема № 3. Культура Древней Греции и Древнего Рима (2 часа)

Мифология и религия античной культуры. Греческая мифология – основа всей культуры.

Проблема судьбы в художественной культуре античного мира.

Сравнительный анализ художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Историко-культурное значение античного наследия и его влияние на мировую культуру.

Темы докладов и рефератов

Культура быта, образования и воспитания древних греков и римлян.

Олимпийские игры в жизни и искусстве Древней Эллады.

Античность и русская культура.

Античный театр.

 

Тема № 4 Культура Средневековой Европы (2 часа)

Противостояние религиозного и светского, коммунального и сеньориального, корпоративного и индивидуального в художественной культуре Средних веков.

Архитектура города: храм, площадь, ратуша, стена, дом, улица, квартал, кладбище.

Литература в Средние века: лирика, повесть, роман.

 

Темы докладов и рефератов

Городской театр. Религиозная драма: мистерии, миракли, моралите.

Городской праздник: танец, карнавал, смех.

Грехи и добродетели в средневековом городе.

Смеховая культура средневековья.

Отношение к жизни и смерти в культуре Средних веков.

 

Тема № 5. Культура эпохи Возрождения (2 часа)

 

Переосмысление средневекового идеала человека в художественной культуре Итальянского Возрождения.

Утверждение нового понимания любви в сонетах Ф. Петрарки, В. Шекспира (на выбор).

Особенности художественной культуры Северного Возрождения (на примере любой страны: Германии, Нидерландах, Франции, Англии, Испании).

Идеалы ренессанса и современная культура.

 

Темы докладов и рефератов

1. Античное наследие в культуре Возрождения.

2. Итальянская интеллигенция в эпоху Возрождения.

3. Библейские сюжеты в искусстве Возрождения.

4. Характер Северного Возрождения в литературе и живописи.

5. Любовь, красота, истина в «Сонетах» В. Шекспира.

6. Титаны эпохи Возрождения.

7. Культ разума в творчестве Э. Роттердамского («Похвала глупости»).

8. Музыкальная культура Возрождения.

 

Тема № 6. Культура Древней Руси (2 часа)

1. Отражение славянской мифологии в символике древнерусского искусства.

2. Былинно-эпосный характер литературного наследия Древней Руси.

3. Икона – феномен русской культуры, выражение ее нравственно-эстетических ценностей.

4. Архитектурный ансамбль Древней Руси – символ православного менталитета народа.

 

Темы докладов и рефератов

1. Славянская мифология.

2. Сюжеты и образы святых в древнерусской иконописи.

3. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева (сравнительный анализ).

4. Церковное зодчество на Руси. Первые древнерусские храмы.

5. Народный календарь на Руси: христианство и язычество в материальной и духовной культуре славян.

6. Поэтика древнерусской литературы.

 

 

    Тема № 7 Культура России XIX – нач. XX в. (2 часа)

1. Классицизм в русской культуре. Творчество Г.Р. Державина, Н.И. Карамзина, Д.И. Фонвизина (на выбор).

2. Стиль барокко в архитектуре Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Основные принципы стиля. Памятники архитектуры.

3. Романтическая модель личности в русской культуре.

4. Сущностные характеристики художественной культуры «Серебряного века»: основные черты, направления.

 

Темы докладов и рефератов

1. Коллекционеры и меценаты России.

2. Природа символа (по работам П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и А. Белого).

3. Художник – посредник между Богом и людьми.

4. Живопись Серебряного века: синтез философского осмысления жизни, музыкальной пластичности форм (М. Врубель, Н. Рерих, А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, В. Серов, К. Коровин).

5. Театральное искусство Серебряного века как синтез искусств (А. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель, А. Головин, К. Коровин).

6. Поэзия Серебряного века как основа духовных исканий творческой интеллигенции конца XIX–начала XX века (А. Блок, А. Ахматова, А. Белый, В. Брюсов, М. Цветаева, М. Волошин и др.).

 

Тема № 8 Культура Нового времени (2 часа)

1. Человеческий разум как основная ценность культуры Нового времени. Становление научной картины мира. Наука как исследование и эксперимент.

2. Вера в прогресс. Противоречия утопического мышления.

3. Классицизм и романтизм как стили искусства. Классицизм и романтизм как противоположные культурные категории. (Возможно рассмотрение на примере литературных произведений – классицистская драма и романтическая сказка).

Темы докладов и рефератов

1. Религиозная Реформация: формирование новых ценностей и нового типа личности.

2. Идеи русских просветителей.

3. Великая Французская революция: лозунги, цели, культурное влияние, результаты.

4. Регулярный и пейзажный парк как модель мира классицизма и романтизма.

5. Художественные стили Нового времени.

6. Антиутопии XX века.

 

Тема № 9 Культура эпохи модернизма кон. XIX – нач. XX вв. (2 часа)

1. Социокультурные основания модернистского мировоззрения, его основные принципы.

2. Модернизм и гуманистические традиции Нового времени.

3. Основные течения модернизма и авангардизма в искусстве

 

Темы докладов и рефератов

1. Модернизм как зеркало непрерывной модернизации и его мировоззренческие принципы.

2. Философия и искусство модернизма о бессознательных детерминантах человеческого бытия.

3. Рождение авангарда как радикализация модернистского проекта.

4. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. (на примере творчества представителей направлений)

 

  Тема № 10 Культура Постмодернизма (2 часа)

1. Информационная специфика художественной культуры ХХ века. Появление новых систем коммуникации: «галактика Интернет» и «мыслительные танки».

2. Появление новых языков в культуре и в искусстве.

3. Культура в системе Нового мирового порядка. Реализованная антиутопия или либерализм в стиле милитари.

4. Столкновение цивилизаций и сумерки глобализации. Рождение мифологии постиндустриализма и кризис постмодернистской парадигмы мира.

 

Темы докладов и рефератов

1. Искусство постмодернизма: преемственность и отрицание своих предшественников.

2. Современный мир как мультикультурная реальность.

3. Исторический контекст взаимодействия культур.

4. Основные достижения материальной культуры ХХ века: их прообразы в древних мифологиях и инновационный смысл в культуре.

5. Особенности современного компьютерного дизайна.

6. ХХ век: представление культур прошлого в современной культуре.

7. Личность и современная цивилизация: перспективы самовыражения и опасность вырождения.

8. Постмодернизм в современной культурологии: идеи У. Эко и Х. Борхеса.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел II. История культуры | По прочтении настоящей петиции и по полном уяснении ее содержания названным государем королем было дано в полном собрании парламента такой ответ: Да будет сделано по сему желанию.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.