Термин «феодализм» состоит из трех элементов: политическая раздробленность, частное право и натуральное хозяйство.
Согласно принятой в истории точке зрения, с середины 11- начала 12 вв. древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху феодальной раздробленности.
· Главной причиной раздробления земель стали бояре. Князья опираясь на силу своих дружинников сумели овладеть городами и волостями, но земля из-за своей скудости интереса не представляла, и поэтому норманнская верхушка сохраняла полуколониальную власть. Если в Англии норманны сразу поделили всю землю между собой и обрабатывая ее превратились в землевладельческую аристократию, то на Руси главный интерес был в извлечении дани. Норманны представляли Русь как временного данника, и только с течением времени условное землевладение превращалось в вотчинное. С 1097 года со съезда в Любиче, установилась право собственности на землю, унаследованную от отца. Вся Русская земля была в династической собственности Рюриков, но каждый князь владел частью этой собственности, наследство переходило по боковой линии, т.е. по старшинству между братьями. (а в западной Европе где вся власть принадлежала одному человеку королю).
· Другая причина раздробленности Руси в11 веке была в упадке торговых путей, которые шили через Киев, после падения Хазарского Каганата в 977 году путь «из варяг в греки» практически замер, т.к. в причерноморские степи хлынули тюркские племена, которые жестоко грабили купцов. И даже если урожай был хорош его было не куда продать, так на тот момент хозяйство было везде натуральным. Реально эти процессы правились в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054), он не за долго до смерти разделил Русь между пятью своими сыновьями. Великим князем Киевским становился старший сын, и после его смерти следующий по старшинству брат. Так наследование стало происходить по боковой лини от брата к брату.
К 12 веку в юго-западных областях жизнь стала невыносимой из-за постоянных набегов печенегов и половцев. И славянским поселенцам пришлось отступить под прикрытие леса. Значение города Киева сильно упало.
Владимирское, или Ростова- суздальское княжество.
Подъем этой области начался в 12 веке. Ее главный город Ростов Великий был наследной собственностью младшей ветви семьи Великого князя Владимира Мономаха. Первый самостоятельный правитель Ростова младший сын Мономаха Юрий Долгорукий (1090-1157 гг. жизни). Долгорукий выстроил множество городов и переманивал в свои владения отменой налогов и земельными пожалованиями. Его сын Андрей Боголюбский продолжил ту же политику. Переселенцы устремились сюда со всех сторон. Славяне ассимилировали местное финно-угорское население смешанными браками.
Для заселения новых земель князья приглашали зажиточных военно-служилых людей, монастыри, и крестьян. Так выделилось три формы землевладения: собственно частные земли князя, владения землевладельцев и монастырей и «черные земли» возделываемые вольными крестьянами.
Князь был крупнейшим землевладельцем, доход поступал от эксплуатации его личных земель. Но земли других землевладельцев ни как не подчинялись князю. Поэтому князья старались увеличить свои земельные накопления. Дворцовой собственностью управляли в основном холопы (бывшие пленные из других княжеств и беднота). Высшие слуги выбивались в низший разряд знати, хотя оставались не свободными. Но из-за необходимости ведения большого хозяйства умелыми администраторами князья их жаловали и берегли. В договорных грамотах их впоследствии называли «слуги подворные» или коротко «дворяне». Термин «Боярин» обозначал светского землевладельца, это предки дружинников киевских князей. Землю от князя боярин получал в вотчину за службу, но мог и не служить, хотя все служили, так как доходов от земли было мало. Вотчина после смерти владельца отказывалась вдове и дочерям покойного, а остальное дробилось между наследниками мужского пола. (в з.е. был принят принцип Майората, все наследовал старший сын). «Черная» земля, это земля подлежащая податному обложению, в отличие от белой освобожденной земли (церковная, служебная). Крестьяне были свободны и продавали и передавали по наследству землю юридически принадлежащею князю.
Подъем Владимирского, или Ростово - Суздальского княжества начался в ХII веке. Ее главный город Ростов Великий был наследной собственностью младшей ветви семьи Великого князя Владимира Мономаха. Первый самостоятельный правитель Ростова младший сын Мономаха Юрий Долгорукий (1090-1157 гг. жизни). С именем Юрия Долгорукого связано основание Москвы. Раньше это было обыкновенное село Кучково с усадьбой знатного боярина Степана Ивановича Кучки, он был потомком племенных князей - вятичей. Юрий приказал казнить боярина, а его владения присоединил к своим землям. Дочь Кучки Улиту выдал замуж за своего сына Андрея. По указанию Ю.Д. село Кучково стало называться Москвой (по имени речки Москвы), а в 1147 году был заложен город Москва. После смерти отца Андрей Боголюбский он не домогался Киевского престола, а остался «сидеть» во Владимире. Киев перестал быть «старейшим городом Руси». Для заселения новых земель князья приглашали зажиточных военно-служилых людей, монастыри, и крестьян. Так выделилось три формы землевладения: собственно частные земли князя, владения землевладельцев и монастырей и «черные земли» возделываемые вольными крестьянами. Князь был крупнейшим землевладельцем, доход поступал от эксплуатации его личных земель. Но земли других землевладельцев ни как не подчинялись князю. Поэтому князья старались увеличить свои земельные накопления. Дворцовой собственностью управляли в основном холопы (бывшие пленные из других княжеств и беднота). Высшие слуги выбивались в низший разряд знати, хотя оставались не свободными. Но из-за необходимости ведения большого хозяйства умелыми администраторами князья их жаловали и берегли. В договорных грамотах их впоследствии называли «слуги подворные» или коротко «дворяне». Термин «Боярин» обозначал светского землевладельца, это предки дружинников киевских князей. Землю от князя боярин получал в вотчину за службу, но мог и не служить, хотя все служили, так как доходов от земли было мало. Вотчина после смерти владельца отказывалась вдове и дочерям покойного, а остальное дробилось между наследниками мужского пола (в Западной Европе был принят принцип «Майората», все наследовал старший сын). «Черная» земля, это земля, подлежащая податному обложению, в отличие от белой освобожденной земли (церковная, служебная). Крестьяне были свободны и продавали и передавали по наследству землю юридически принадлежащею князю.
Галицко-Волынское княжество соседствовало с Венгрией, Польшей, Чехией. После пресечения первой Галицкой династии Галицким престолом овладел Роман Мстиславич Волынский, соединив тем самым два княжества в своих руках. В 1201 году он был приглашён на великое княжение киевскими боярами, но оставил княжить в Киеве младшего родственника, превратив Киев в форпост своих владений на востоке. После гибели Романа в 1205 году произошла длительная борьба за власть, победителем из которой вышел старший сын и наследник Романа Даниил, восстановивший свой контроль над всеми владениями отца к 1240 году — году начала последней фазы западного похода монголов — похода на Киев, Галицко-Волынское княжество и в Центральную Европу. В 1250-е годы Даниил боролся против монголо-татар, но ему всё же пришлось признать зависимость от них. Галицко-Волынские князья платили дань и участвовали в качестве подневольных союзников в ордынских походах на Литву, Польшу и Венгрию, но сохраняли порядок передачи престола. После переноса в 1299 году резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир Юрий Львович Галицкий основал отдельную Галицкую митрополию, просуществовавшую (с перерывами) до захвата Галиции Польшей в 1349 году. Окончательно галицко-волынские земли были разделены между Литвой и Польшей в 1392 году по итогам войны за галицко-волынское наследство.
В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома. В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород, в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор.
Значение периода раздробленности в русской истории. У раздробленности, как у любого исторического явления, есть и положительные и отрицательные стороны. Сравним Киевскую Русь с древнерусскими княжествами в XII-XIII в. Киевская Русь - это развитое Поднепровье и Новгород, окруженный слабозаселенными окраинами. В XII-XIII вв. пропасть между центрами и окраинами исчезает. Окраины превращаются в самостоятельные княжества, которые по уровню хозяйственного, социально-политического и культурного развития превосходят Киевскую Русь. Однако период раздробленности имеет и ряд отрицательных явлений:
· Происходил процесс дробления земель. За исключением Великого Новгорода, все княжества дробились общее количество княжеств, включая удельные, достигало 50, а в XIV веке 250.
· Велись бесконечные междоусобные войны. Противоречия между старшими и младшими князьями внутри одного княжества, между князьями самостоятельных княжеств часто разрешались путем войны. По подсчетам СМ. Соловьева, с 1055 по 1228 г. на Руси на 93 мирных года пришлось 80, в которые происходили усобицы. Победители выжигали и грабили села и захватывали многочисленные полоны, обращали пленников в рабов, переселяли на свои земли. Так, внук Мономаха Изяслав Киевский в 1149 г. увел из Ростовской земли своего дяди Юрия Долгорукого 7 тыс. человек. Ослаблялся военный потенциал страны в целом. Западная Европа относительно безболезненно пережила подобное ввиду отсутствия сильной внешней агрессии. Для Руси в преддверии монголо-татарского нашествия падение обороноспособности оказалось роковым.
Нашествие Орды и рыцари.
Монголы занимали территории современной Монголии и Бурятии. В начале 13 века произошло объединение монголов пол властью одного из ханов Тимучина, или Чингисхана, т.е. посланный Богом.
Для Руси, расположенной между Европой и Азией, всегда было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом - на Восток или на Запад. В начале ХШ века произошло объединение монгольских племен под властью одного из ханов - Темучина, получившего имя Чингисхан - «великий хан», «посланный богом» (1206-1227). 1211 год – начало завоевательных походов монголов. Северный Китай, берега Каспийского моря, Армения, Кавказ, Сибирь, северный Иран и др. Впервые монголы разбили русские войска в битве на реке Калке 31 мая 1223 года, а зимой 1236 года, «как тьма гонимая облаками» пришла армия Батыя внука Чингисхана. С 1237-1241 год били, разбиты все города Руси, уцелел только Новгород. Затем они отправились на Запад, но тут умер монгольский хан, и армия повернула обратно в Монголию и больше не возвращалась. Монголам не нужна была земля, им нужны были дань и рекруты. В 1257 году была проведена перепись, основной единицей налогообложения стала земля. Монгольский хан сделался единственным сувереном и Цезарем. Все князья должны были брать у него грамоту «Ярлык» на княженье. Монголы давали «ярлык на княжение» по одному единственному принципу, самому услужливому князю, кто обещал собрать больше других дани с населения и держать это население в узде. В соперничестве за Владимир победили потомки князя Александра Невского. В целом, особый ущерб от ордынского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. В русских же городах на целый век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения. Исчез ряд ремесленных специальностей, был уничтожен оплот городской демократии – вече, нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха (мехом платили дань) способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть - собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности (И.Н. Ионов). В период ига на Руси развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданическими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников - носителей традиций киевского вассалитета (Г.Н. Сердюков). В Орде русские князья усваивали новые, деспотические формы политического общения («бить челом», т.е. лбом). Карающей силой стало не общество, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узнала «китайские казни»: кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись не зависимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства. В это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту. Если правящие классы Запада в Х-XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях кризиса традиционных ценностей. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами. Таким образом, из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в Х-XII вв. сходные формы, к XIV-XV вв. возникли качественные различия. Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры в XIII-XV вв., но и в направлении экспансии централизованного Русского государства в XVI-XVII вв. Даже в XVIII в., когда главным стало взаимодействие России и Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества (И.Н. Ионов).
С 1169 года великокняжеский престол был перенесен из Киева в Владимир. Титул власти давал мало, но обладал неким престижем. Монголы уважали это обычай и человека, которого они сажали, великим князем принимал одновременно и титул князя владимирского.
Монголы давали «ярлы» по одному единственному принципу, самому услужливому, кто обещал собрать больше других дани с населения и держать это население в узде. В соперничестве за Владимир победили потомки князя Александра Невского. Сам он правил с 1257-1263 год. В 13 веке для сына А.Невского Даниила Александровича был выкроен Московский удел. В 1317 году этим уделом правил сын Данилы Юрий, а потом брат его Иван, который Иван 1в народе Иван был прозван Калитой, т.е. денежной сумой.
К 1300 году в феодальной Руси стало складываться централизованное государство.
Отражение агрессии шведских и немецких рыцарей. Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII - начале XIII в. наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (натиск на Восток). Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других стран Европы. В этот период времени происходит создание рыцарских орденов - Орден меченосцев (рыцари этого ордена носили плащи с изображением креста, по форме напоминающего, меч). Для завоевания литовских и южно-русских земель в 1226 г. прибыли рыцари Тевтонского ордена, основанного в 1198 г. в Сирии во время крестовых походов. Рыцари - члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а еще через два года - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить свои силы. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав отделение Тевтонского ордена - Ливонский орден, названный так по наименованию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси монгольскими завоевателями. Наиболее крупные сражения этого периода с крестоносцами - Невская битва (1240), борьба за Псков (1241-1242), Ледовое побоище (1242).
5. Идея единовластия и пути ее осуществления. Этапы политической централизации. Монголо-татары вновь принесли на Русь идею верховной власти. При этом власть хана, «вольного царя», не была ограничена вечем. Она носила по отношению к Руси абсолютный, деспотический характер. Александр Невский правил Владимиро-Суздальской землей с 1257-1263 год. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского - Даниил Александрович (1276-1303). В 1317 году этим уделом правил сын Данилы Юрий, а потом брат его Иван, в последствии - Иван 1, в народе Иван был прозван Калитой, т.е. денежной сумой. Именно Иван Данилович (1325-1340) - даровитый, беспринципный политикан, большую часть своего правления он находился в г. Сарае, монгольской столице, либо в дороге туда. Основные доходы московский князь получал от дорожных сборов, эти деньги он одалживал князьям других уделов для уплаты дани, иногда забирал их земли за долги. В 1327 году Иван Калита получил от монголов титул великого князя и стал ответчиком за недоимки других князей, чем обеспечил себе монополию доступа на ханский двор. Москва стала единственным посредником между завоевателями и народом. Москва извлекла немало пользы от благосклонности монголов, если другие княжества подвергались набегам, то Москву обходили, и началось массовое переселение крестьян под защиту московского княжества.
В 1299 году из Киева во Владимир, а в 1328 году в Москву переехал и митрополит, переезд был обусловлен тем, что церковь и монастыри не облагались данью при монголах, но нуждались в хорошем представительстве в Сарае, дабы подтвердить свои привилегии.
Перед смертью Дмитрий Донской (внук Ивана Калиты) передал Великое княжество Владимирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние московского и владимирского княжеств.
Князья московские пеклись о своем благополучии и быстро богатели и жили, как правило, долго за 2 столетия между вступлением на царствие Василия 1 в 1389 году и смертью Ивана 4 1584 году было всего 5 правителей. В отличие от западной Европы где был принят принцип Майората (наследования всей земли в одни руки - от отца к старшему сыну) на Руси весь надел делился между детьми мужского пола в равных долях. Это правило соблюдали все князья и княжества мельчали. Но московские князья уже с 14 века стали оставлять своим старшим сыновьям больший удел, перед другими детьми. Так Дмитрий Донской разделил свою вотчину между 5 сыновьями, оставив старшему Василию 1 1/3 всего удела. Василий 1 оставил все единственному пережившему его сыну Василию 2, сам Василий 2 оставил старшему Ивану 3 столько городов, сколько всем остальным сыновьям вместе взятым. Иван 3 2/ 3 городов оставил старшему сыну Василию 3. Т.о. если Василий 1 в 14 веке платил 34, 4 % монгольской дани, то к 16 веку теоретическая доля дани (ибо к тому времени дань уже не платили) московского князя составила бы 74, 3% всей монгольской дани, так увеличился его удел. Коренное политическое преобразование – введение порядка престолонаследия по праву первородства было совершено тихо, через институт наследования собственности.
В царствование Ивана Ш (1462-1505) произошли два события, которые освободили Москву от внешней зависимости и дали Руси почувствовать себя суверенным государством. Одним из событий стал распад Золотой Орды. В 1360-х гг. в Орде произошел политический разброд и за последующие 20 лет в Сарае пересидело 14 ханов. Этим обстоятельством воспользовались московские князья, в 1380 году Дмитрий Донской отважился и выступил против монголов с оружием в руках. Выступил Донской против узурпатора Мамая (не чингизида)), и монголы отомстили Москве разорив ее спустя 2 года, но прецедент был создан. Куликовская битва показала русским, что они могут соперничать со своими хозяевами. Вследствие междоусобиц в середине ХV века Орда распалась на несколько частей: казанское ханство, крымское и астраханское. И в царствование Ивана Ш Москва перестала платить дань Орде и государствам ее приемникам. (по преданию это произошло в 1480-м году).
Другим событием, способствующим политизации московских правителей было, падение Византийской империи. Со времени крещения Руси полагали, что она стоит в некой зависимости и преемственности от Византии. Византия видела Русь подданным государством и имела некоторую власть на нее через духовенство. Но после падения Константинополя в 1453 году, императорская линия пресеклась, московский правитель стал единственным православным князем, что имело политическую силу. Греческие и московские духовники делали все, чтобы представить Россию, как защитницу веры. Крушение З.О. и Византии освободило от подчинения двум империям и с этого момента московские князья стали величать себя царским титулом. Именно Иван Ш был первым князем изредка называвшим себя царем, а, женившись на племяннице последнего византийского императора, Иван Ш стал пользоваться и его двуглавым императорским орлом. При московском дворе заводился строгий сложный и пышный церемониал по Византийскому образцу. Появилась идея, что Москва третий Рим.