Древняя Русь в 8-13 вв.
Предпосылки образования древнерусского государства.
1. Киевская Русь.
Общественное развитие.
Русские земли и княжества в 9-13 вв.
Нашествие орды и рыцари.
Идея единовластия и пути ее осуществления.
Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в 9-10 вв. Киевская Русь. Под государством принято понимать механизм политической власти: (см. лекц. № 1).
1. на определенной территории
2. с определенной системой органов управления
3. формированием органов принуждения (дружины): защита от внешних врагов и внутренняя власть (полицейская).
В 8-10 вв. славянские племена объяденинились в союзы. В освящении начального периода развитие Руси наиболее представлено в»Повести временных лет», монах – летописец Нестор предлагает две концепции:
Варяжско-новгородская (читай первая лекция).
Славянская, киевская по происхождению.
Вторая концепция берет начало в 6 в. Где образовался мощный союз славянских плен в среднем Приднепровье. В доворяжском рассказе приводится сведения о трех братьях Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев центром племенного объединения. Далее летописец пишет, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривечей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувером, сам правил в Новгороде, а братья в Белоозере и Изборге. Между тем фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и Тру вор (верная дружина». Со смертью Рюрика князем при малолетнем Игоре становится дружинник Олег (912). Именно Олег в 882 году объединил Киев и Новгород в древнерусское государство Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Норманнская теория происхождения Руси. Вопрос о происхождении государства на Руси освещался в различные периоды с учетом политических и династических факторов. Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и X. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя, надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили. Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности. В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков о том, что Русь это название одного из славянских племен. Среди современных историков сложилось мнение, что происхождение государства у славян сложилось с введения частной собственности на землю на рубеже VIII –IХ вв. однако при этом не отвергается и влияние субъективного фактора – личности самого Рюрика - в образовании государства.
Киевская Русь была обширным, но не стабильным государством. Племена, вошедшие в состав Руси были крайне обособлены, и не образовывали единого экономического пространства. Верхушка династии Рюриков и дружинники (будущее боярское сословие) не были выходцами из славянского общества. Т.о. перед нами тип политического образования где была глубокая пропасть между правителями и управляемыми и в общем-то обязательств друг перед другом не чувствовали.
Так князь Игорь, который стал править после Олега, прозванного «Вещим», в 945 году был убит при сборе дани с подвластных земель (полюдье), потребовав слишком много. Княгиня Ольга (945-957) вдова Игоря, жестоко отомстила за мужа (по летописи), ввела фиксированный размер дани, установила «уроки», и определили места сбора «погосты» и сроки ее сбора. Ольга первая приняла православие на Руси. Сын Ольги и Игоря Святослав (942-972) в период своего правления присоединил земли вятичей, победил Волжскую Булгарию, разгромил хазарский каганат. Но, возвращаясь после похода на Византию, был убит печенегами.
Объединителем всех земель Восточных славян стал сын Святослава Владимир (960-1015), прозванный народом Красное Солнышко. Время Владимира в истории считается временем расцвета Киевской Руси. Именно князь Владимир посадил в 9-ти крупнейших центрах Руси своих сыновей.
Главным содержанием деятельности князей было:
1. Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью князя киевского
2. приобретение заморских рынков для русской торговли
3. защита границ
Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию.
Монархический элемент – князь
Аристократический элемент – Совет (боярской думы) в который входили дружинник – местная знать. Совет созывали в случае избрания князя, объявления войны и мира, издания законов. Боярская дума обладала правом «вето».
Демократический элемент – вече. Орган представлял собрание всех взрослых мужчин. Для принятия решения необходимо было единодушие, по настоящему заметное влияние вече имело в Новгороде, Киеве и Пскове.
Общественное развитие.
Основные социальные группы:
1. Высшие классы: князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, и богатые купцы
2. Средний класс – купы и мастера
3. Низшие классы беднейшие ремесленники и крестьяне.
4. кроме свободных людей существовали полусвободные и невольники.
Свободное население именовалось «люди», в основном крестьяне, большая семья – община (задруда). Крестьяне на государственных землях назывались смерды, пока свободные под юрисдикцией князя. За землю платили оброк и выполняли работы: извоз, строительство и ремонт. И платили налог - дань, если у смерда не было сына земля возвращалась князю. В зависимой категории состояли и закупы – люди взявшие купу (долг), удалось вернуть купу и проценты - свободен, нет – холоп. Холопы и челядь – самая бесправная часть общества, они были временные и постоянные, первые получали освобождение за выкуп.
5. а с ростом церкви появилась новая группа т.н. «церковный народ». Русское духовенство делилось на 2 группы: черное духовенство – монахи и белое (священники и дьяконы.