И устное народное творчество
1. Наука о детской литературе и её задачи.
2. Определение понятий «детство», «детская литература», «круг детского чтения».
3. Особенности детской литературы.
4. Фольклор как один из источников возникновения детской литературы.
5. Детский фольклор. Система жанров. Современный детский фольклор.
6. Определение сказки. Жанровые особенности сказок о животных, волшебных сказок, сатирических.
7. Миф и сказка: соотношение собственно мифологического и метафорического в прочтении сказки.
8. Изба – символическое и мифологическое (метафорическое) ее значение. Функция избы-дома в сказках разных жанров. Оппозиция изба – избушка на курьих ножках в волшебной сказке.
9. Оппозиция дом – лес, Петух – Лиса.
10. Функция пути-дороги в народных сказках, характер препятствий в пути.
11. Принцип кумулятивности в сюжете сказок о животных и волшебных сказках.
Литература
1. Афанасьев А. Н. Народ-художник.
2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу.
3. Неелов Е. M. Волшебно-сказочные корни научной фантастики (Л., 1986). Гл. «Человек», «Пространство», «Время».
4. Пропп В. Я. Морфология <волшебной>сказки... Он же. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.
Тема 2. русская литературная сказка XVIII –XIX веков
(4 часа)
Материал для анализа
Карамзин Н. М. Прекрасная царевна и щастливый карла.
Жуковский В. А. Спящая красавица.
Пушкин А. С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Ершов П. П. Конек-горбунок.
Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители.
Одоевский В. Ф. Городок в табакерке.
Семинар 2.1.
1. Определение понятий «литературная сказка», «фольклоризм литературной сказки».
2. Литература для детей и литературная сказка.
3. Проблема классификации авторских сказок.
4. Художественное своеобразие сказки Карамзина Н. М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Особенности психологизма.
5. Сопоставительный анализ сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина:
а) – история сюжета;
– причина печальных событий;
– исполнитель злой воли;
– кто помогает «смягчить наказание»?
– что является орудием зла?
– как и кем снято проклятие? (сравните действия спасителей);
– финалы сказок.
б) сравните описание царевны в сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне...», «Сказке о царе Салтане...» с описанием Василисы Премудрой в русской народной сказке «Царевна-лягушка». В какой из сказок изображение царевны в большей степени соответствует духу народной сказки? Найдите эпитеты и сравнения. Определите их роль в художественном произведении.
Семинар 2.2.
1. Художественное своеобразие сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок». Источники сюжета. Основной конфликт. Волшебный помощник в разрешении конфликта. Дурак и «умники». Анализ образов. Жанровое своеобразие произведения. Особенности авторского стиля.
2. Основные составляющие стилизации народного в собственно литературных сказках.
3. Целостный анализ сказок А. Погорельского и В. Ф. Одоевского (задание по группам).
Литература
1. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. – М.: Флинта: Наука, 2003. (Часть 1. Литературная сказка – вид литературы: вопросы теории.)
2. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Изв. АН СССР, серия лит. и яз. 1977. Т.36. № 3.
3. Гин Я. И. Словестная травестия: Месяц Месяцевич в «Коньке – горбунке» П. П. Ершова // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986. С. 17–24.
4. Зуева Т. В. Сказки А. С. Пушкина. М., 1989.
5. Литературная сказка пушкинского времени. – М., 1988.
6. Лупанова И. П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке XIX в. // Рус. лит. и фолькл. традиция: Сб. науч. тр. Волгоград, 1983. С.16–36.
5. Медриш Д. Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. Волгоград, 1992.
6. Никитина Л. Б. Русский дурак и русский ум: Архитипические черты языкового образа человека разумного.
7. Померанцева Э. Писатели и сказочники. – М., 1988.
8. Скачкова С. В. Из истории русской литературной сказки (Жуковский и Пушкин) // Рус. лит. 1984. № 4. С. 120–128.
Тема 3. Автобиографические повести о детстве
Второй половины XIX века
(4 часа)
Материал для анализа
Толстой Л. Н. Детство.
Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука.
Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы.
Семинар 4.1.
1. История возникновения и развития жанра. Его специфика.
2. Концепция детства и его изображение в творчестве Л. Н. Толстого:
– как проявляется автобиографическое начало в повести «Детство»;
– какое место Л. Н. Толстой отводил образу ребенка в произведениях, не предназначенных для детского чтения;
– какое отражение в повести «Детство» получили религиозно-философские взгляды и нравственные постулаты автора?
3. «Детские годы Багрова-внука» и традиции житийной литературы.
4. Николенька Иртеньев и Сережа Багров: сходство и различие образов.
Семинар 4.2.
1. Как соотносятся мир взрослых и мир детей в повестях Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и Н. Г. Гарина-Михайловского?
2. Сюжетно-композиционная структура автобиографических повестей о детстве.
3. Своеобразие хронотопа.
4. Особенности психологизма произведений.
Литература
1. Долженко Л. В., Савина Л. Н. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века. Волгоград, 2001.
2. Савина Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (Л. Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»): Монография. Волгоград, 2002.