Именно так - "фабрикой по распилу и отмыванию" несколько эмоционально называл "Российский капитал" несколько лет назад глава Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев, слова которого цитировала "Новая газета". Как сообщало издание, Лебедев даже обращался с письмом к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, в котором сообщал, что проблемы в "Роскапе" связаны не с общим финансовым кризисом, а с действиями его владельцев, выведших из банка весной 2008 года более 5 млрд. рублей. Деньги, как считал Лебедев, "отмывали" через Кипр и Латвию.
В ходе проверки банка его руководство подозревали, например, в кредитовании фирм с признаками однодневок, которые в итоге аккумулировали средства в кипрском банке FBME BankLimited. В этой связи звучало некое ООО "Фирма "Квант" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и генеральным директором, который заодно "руководил" еще 37 коммерческими структурами. При этом проверка самой службы безопасности банка показала, что "Квант" за первые 6 месяцев 2008 года провела 77 раз переводила деньги в офшорную зону. При этом, как утверждали источники, знакомые с результатами той – десятилетней давности – проверки, все способные вызвать подозрения финансовые операции прекратились в середине октября 2008 года. К слову, к этому времени прежнее руководство банка ожидало, что у банка будет отозвана лицензия.
Среди других возможных способов вывода денег из "Российского капитала" назывались ипотечные договоры. Так, например, в ходе проверки уже после объявления санации банка обнаружилось, что "Роскап" выдал пять ипотечных кредитов одной семье, которая в итоге осталась должна банку около 300 млн рублей и боле полумиллиона долларов. При этом оказалось, что кредиты выдавались без обеспечения и вернуть их в судебном порядке перспектив нет.
Казалось бы, описанное – дела давно минувших дней, но складывается впечатление, что менеджеры банка до сих пор используют тот давний опыт своих предшественников. Да и не только в самом банке. Так, в этом году, например, "Российский капитал" обратился в Федеральное казначейство и саморегулируемую организацию (СРО) с жалобой на аудитора ФБК. По версии жалобщика один из сотрудников ФБК был членом ревизионной комиссии "Дом.рф", то есть, единственного акционера банка. Следовательно, имел место конфликт интересов. Вылился он, по версии "Роскапа" в то, что банку не разрешили осуществить 100% резервирование по кредиту одной из компаний в сфере IT, которая сначала все честно платила, но в этом году обанкротилась. Аналогичное решение касалось и создания резервов по кредиту фармацевтической компании.
Получается, что и прежние, и нынешние владельцы банка могут рассматривать его именно как "опытную" в различных махинациях организацию и использовать именно так? Тем более, что топ-менеджмент там всегда работал, скажем так, сомнительной репутации. Например, уже будучи арестованным по обвинению в мошенничестве во время строительства стадиона в Санкт-Петербурге, экс-вице-губернатор северной столицы Марат Оганесян продолжал быть вице-президентом "Российского капитала". Более того, он курировал как раз завершение строительства проблемных домов СУ-155.
Но простите, можно ли доверять человеку, которого обвинили в хищении 50 млн. рублей во время закупки электронного табло? Не возникает ли подозрений, что, получив государственные деньги на достройку домов он не подался соблазну часть из них оставить себе?
Да и вся история с многострадальными дольщиками СУ-155 наводит на мысль, что квартиры им придется ждать еще долго, потому что деньги, выделенные на их достройку, похоже, отправились туда же, куда все эти десять лет отправляются все средства, выделяемые на санацию "Российского капитала". Непонятно только, почему государство столько лет наступает на одни и те же грабли? А правоохранители ограничиваются только проверками. Может пора уже сделать следующих шаг и заняться посадками?