Природно-генетическая характеристика
- тип организма (женский или мужской, здоровый или больной, мощный или слабый... - и во что это выливается в дальнейшей деятельности персонажа;
- тип темперамента - и как это влияет на жизнь и деятельность персонажа;
- телосложение (хорошо или скверно сложен, нет ли каких-то отклонений...) - и влияет ли это на поведение персонажа;
- внешность (признаки здоровья или болезни, интеллекта, дарований, этнической принадлежности...) - как все это отражается на характере и поведении персонажа.
Вывод: что передал автор в портрете персонажа в целом.
Материально-бытовая характеристика.
- отношение персонажа к труду (работает, чтобы жить; живет, чтобы работать; работает, чтобы выжить; чтобы нажиться; чтобы принести другим счастье и довольство; чтобы получить удовольствие от процесса труда; чтобы развиваться... Здесь же - как относится к труду других людей);
- отношение к пище (ест, чтобы жить; живет, чтобы есть; какую пищу и как добывает, как оформляет процесс приема пищи, какие черты выявляет в его ходе...);
- отношение к одежде (понимает ли, когда и как нужно одеваться, является ли одежда средством унижения, обмана или даже эксплуатации других людей...);
- отношение к жилью (есть и оно у персонажа, как оно ему досталось, как он его ценит, понимает ли все функции своего и чужого жилища, приютил ли кого-то в нем, как заботится р своем жилище...);
- отношение к природе (как к источнику существования, как к мастерской, как к объекту грабежа и самоутверждения, как к предмету заботы...);
- отношение к земле (как к объекту или средству наживы, как к средству эксплуатации других людей, как к средству собственного и народного существования, как к национальной ценности, как к объекту удовольствия от общения с нею и работы на ней...);
- отношение к деньгам, капиталам и прочим материальным ценностям (понимает ли персонаж назначение названных ценностей, осмысливает ли он их подлинную ценность, для чего они ему и есть ли они у него вообще..);
- отношение к быту в целом (как к среде и условиям своего существования, как к месту самоутверждения, как к средству наслаждения, уюта, отдыха...)
Вывод о материально-бытовом уровне сознательной деятельности персонажа.
3. Социальная характеристика.
- понимание неизбежности, необходимости разделения общества на группы; почему и как разделяются материальные и духовные блага в обществе, почему и как делится семья, род, клан, коллектив, община... на определенные группы, какие последствия подобного разделения возможны);
- осмысление интересов каждой группы и общества в целому, какие и почему духовные и материальные интересы у каждой из групп, как эти интересы гармонируют/дисгармонируют, определяя отношение между социальными группами, во что это выливается;
- социальное самосознание персонажа (уровень осознания персонажем себя как физического лица или личности, как члена семьи, рода, клана, класса, этноса, нации, расы, человечества в целом).
Вывод о социальном сознании и самосознании персонажа; как это отразилось на характере его деятельности.
4. Этикетно-бытовая характеристика.
- отношение к самому себе (самоуважение, умение повести себя так, чтобы уважали другие, склонность хвалить себя или просто хвастать...);
- отношение к близким (соблюдение правил и этикетных норм по отношению к родителям, сестрам, братьям и т.д.);
- отношение к детям вообще, к собственным детям, к детям родственников и знакомых, к сиротам...;
- отношение к подчиненным и начальству, к людям, находящимся выше/ниже по социальному, административному и пр. положению;
- уважение к другим (умение реально оценить отдельные поступки и целую жизнь другого человека и дать этому в целом ровную оценку; умение определить в другом человеке его недостатки, достоинства и даже преимущества перед собой...);
- восхищение другим человеком (умение осмысленно и высоко ценить другого человека/людей вообще или, напротив, такая полуосмысленная или вовсе неосмысленная оценка в других черт и достоинств, которая не позволяет воспринимать прочие недостатки и достоинства объекта восхищения);
- любовь плотская (в укр. оригинале - кохання) как процесс поиска и обретения телесно-половой гармонии, которое приносит высшее наслаждение обоим восхищающимся и влюбленным;
- любовь (есть ли у персонажа в процессе плотской любви, кроме гармонии тел, еще и гармония душ, что это за гармония, на чем она зиждется, может ли персонаж любить без гармонии тел).
Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на этикетно-бытовом уровне.
5. Моральная характеристика
- осмысление персонажем отличий между правилами этикета и моральным принципом;
- наличие у персонажа собственных принципов морали;
- какие из принципов морали известны персонажу, каких он придерживается в повседневной жизни;
- какой принцип морали является для персонажа определяющим.
Вывод о том, морально позитивен, морально негативен или аморален персонаж.
6. Обычайная (в оригинале - звичаєва) характеристика.
- знание персонажем обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, праздников своего и других народов;
- соблюдение или нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) обычаев;
- использование персонажем обычаев в своих интересах или в интересах других людей...
Вывод о сознательных и бессознательных действиях персонажа на обычайном уровне.
7. Юридическо-правовая характеристика
- знание и понимание сути хотя бы основных законов;
- правовое осмысление своего места в обществе;
- соблюдение/нарушение (сознательное/несознательное, вынужденное) всех или хотя бы основных законов;
- насколько персонаж осмысливает собственные права и обязанности...
Вывод об осознанном отношении персонажа к праву и юриспруденции в целом.
8. Политическая характеристика.
- понимание персонажем сущности власти (человека над собой, человека над другими людьми, семьей, родом, кланом, классом, нацией, народом, человечеством; группы людей над собой, другой группой, классом, народом и пр.);
- понимание форм власти;
- поддержка/противостояние/игнорирование власти (сознательное/несознательное, вынужденное);
- понимание сущности и интересов своей нации и народа (национальное самосознание и сознание);
- отношение к другим народам;
- определение своей роли в системе властных и подвластных, международных и межнациональных отношениях;
- осмысление персонажем сути, содержания, путей и средств выполнения своего гражданского долга.
Вывод о политической грамотности, сознательности, активности персонажа и о том, на что обращена его политическая деятельность.
9. Философская характеристика.
- каких мировоззренческих позиций придерживается персонаж (идеалистические, материалистические, дуалистические, иные);
- как это мировоззрение проявляется в жизни и деятельности персонажа;
- знает ли/осмысливает персонаж законы возникновения, развития, расцвета, упадка природы и общества;
- какими философскими понятиями владеет и руководствуется персонаж (человек, личность, сознание, закономерность и т.п.)
Вывод о сознательной деятельности персонажа на философском уровне, ее оценка.
10. Идеологическая характеристика
- понимает ли человек, что идея возникает как способ (поиск) решения неких проблем;
- понимает ли человек сущность, содержание и функции астрактного понятия "идея";
- какие идеи знает персонаж и как он их толкует;
- борется ли персонаж за реализацию/против реализации какой-либо идеи;
- усовершенствует ли чужие идеи;
- выдвигает ли собственные (когда, как, для чего).
Вывод о сознательной деятельности персонажа на идеологическом уровне, ее оценка.
11. Педагогическая характеристика.
- как персонаж понимает процесс воспитания и образования, какими видит их цели, какое участие в них принимает, знает ли теорию и практику воспитания и обучения.
Вывод о педагогических взглядах персонажа.
12. Эстетическая характеристика.
- есть ли у персонажа система (ось) критериев, мнений...;
- как оценивает персонаж себя и окружающий мир - по критериям или подсознательно;
- есть ли у персонажа собственное толкование понятий "добро" и "зло", "идеал" и "антиидеал", "прекрасное" и "отвратительное", "красивое" и "уродливое", "высокое" и "низкое"....
- стоек ли персонаж во всех этих позициях.
Вывод об эстетической зрелости и стойкости персонажа.
Общий вывод об образе персонажа в целом, об уровне полноценности и мастерства его изображения автором.
Портал Блик
http://blikportal.com/publ/kritika/primernye_skhemy_analiza_literaturnykh_proizvedenij/2-1-0-73