Мы выяснили, что искусство в первобытном обществе могло возникнуть как побочный продукт религиозной деятельности. Как же современная наука рассматривает вопросы возникновения ранних форм религиозного сознания?
Постепенное освоение мира первобытным человеком и накопление им практических знаний было лишь островком знаний в океане непознанной и опасной жизни. Между тем, человеком был уже достигнут тот уровень интеллекта, когда появилась и постоянно воспроизводилась потребность объяснения разнообразных, в том числе и непонятных явлений бытия. Так наряду с другими формами общественного сознания начало формироваться религиозное сознание.
Главной особенностью религиозного миропонимания людей первобытного общества было то, что они не выделяли себя из окружающей естественной среды. Природе приписывались человеческие свойства вплоть до дуальной организации и общинного устройства, а людей наделяли свойствами природы вплоть до возможности воспроизведения стихийных явлений.
Другой особенностью первобытных верований является то, что они существовали не в единой религиозной системе с её установившейся инфраструктурой, а как будто одновременно вместе и порознь. В этом смысле в первобытном обществе ещё рано говорить о религии и употреблять термин религия относительно этого исторического типа культуры. Скорее, мы имеем дело с диффузными религиозными представлениями.
Первобытный человек исповедовал – тотемизм, фетишизм, анимизм и магию.
Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определенный вид животных, реже растений, ещё реже других предметов или явлений природы. В тотеме видели «отца», «старшего брата», которые оберегали и помогали сородичам. В связи с этим существовали запреты, табу на употребление в пищу, причинение вреда, убийство тотема. Тотемизм ярчайшим образом демонстрирует синкретизм первобытной культуры.
Фетишизм –вера в сверхъестественные силы неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, а позднее и специально сделанных предметов(амулетов). Пример такого амулета - Виллендорфская Венера – такое ироничное название получила маленькая статуэтка - амулет, найденная в Австрии. Подобных женских изображений находят достаточно много.
Обобщенное название для них – палеолитические Венеры (см. илл).
- Виллендорфская Венера
В эти женские изображения, очевидно, вкладывался определенный религиозный смысл. Фигурки отличаются ярковыраженными женскими формами, в то время как у многих из них отсутствует проработка лица, индивидуальности. Возможно, этим фигуркам придавался магический смысл – женщина – сосуд жизни. Такой амулет охранял и преумножал род.
Ещё один вид первобытных религиозных верований анимизм - свойственное первобытным народам представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. В анимизме формируется представление о злых и добрых душах. Возможно, что с этими представлениями были связаны и изображения палеолитических Венер, в которых видели хранительниц очага, добрых домашних духов.
Наконец, магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже на явления природы посредством обряда, заклинания и т.д.
В силу того, что первобытное общество было самым продолжительным периодом в истории человечества, отголосок традиций, обрядов, устоявшихся навыков и т.п.мы постоянно ощущаем в нашей современной действительности. Вероятно, правильно подмечено, что все мы немножко люди первобытного времени. Так, например, пережитки первобытных верований достаточно ярко заявляют о себе и в наши дни.
Особая тема в разговоре о первобытных религиозных верованиях – понимание смерти и формирование культа мертвых. Археологические данные свидетельствуют о том, что культ мертвых как целостная картина о загробном существовании человека начал складываться лишь в неолите в период разложения первобытного общества. Более ранние захоронения демонстрируют «материалистическое» понимание смерти первобытным человеком. Скорее всего, в смерти видели продолжительный сон. Поэтому захоронения всегда были не глубокие, человека клали в «земляную постель» на боку в эмбриональной позе. Рядом с умершим оставляли самое необходимое для продолжения жизнедеятельности – пищу, воду, орудия труда. Могилу как обозначенный поминальный памятник не выделяли. Таким образом, можно сделать вывод, что в первобытном обществе культ мертвых ещё не сложился.
Заключение.
В силу ряда объективных причин, о которых уже шла речь в нашей лекции, наука по изучению первобытного общества молода. В связи с этим рано говорить о зрелости выводов исследований. Многие проблемы сегодня находятся на стадии дискуссионного обсуждения и, безусловно, следует принять как данность, что расширение круга источников может дать нам обновленный взгляд на изучаемую проблему.
В теме Введение мы выяснили, что в Культурологии существует такое понятие как культурные коды, то есть совокупность знаков, образов, ритуалов, образцов искусства и т.д. при упоминании которых или при взгляде на которые возникает целостный образ эпохи, они становятся своеобразным ключом для понимания времени. Как Вы думаете, что является культурным кодов первобытности?