Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Синкретизм – важнейшая характеристика первобытной  культуры. Возникновение первобытного искусства.

    Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.

    На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же как он наделённых чувствами, возможностью думать, действовать, говорить и т.д. Такое нерасчленённое видение мира формирует мифологическое сознание первобытного человека, определившее в свою очередь нерасчленённость материальной, духовной и художественной сфер творчества человека. Заметим попутно, что древний человек обладал и стихийно-материалистическим, реалистическим сознанием, например, он мог различать свойства различных природных материалов, знал полезные и ядовитые растения, выбирал место стоянки с учётом ландшафта и т.д. В целом следует отметить, что первобытный человек достаточно быстро осваивал практические, порой очень сложные знания, которые облегчали ему жизнь, в то время как теоретические, не нужные в повседневном быту знания развивались медленно (например, большой счет появляется только на этапе так называемой престижной экономики).

   Однако, несмотря на такой гносеологический дуализм, всё-таки именно мифологическое сознание доминировало в творческой, созидательной деятельности человека.

    Синкретизм на базе мифологического сознания определил роль и место искусства в жизни первобытного человека.

В настоящее время исследователи первобытного общества располагают колоссальным количеством примеров, артефактов древнейшего художественного творчества человека. Одним из самых ярких открытий первобытного искусства периода палеолита явилось открытие живописи в пещере Альтамира на севере Испании в 1878 году. На потолке пещерного зала были обнаружены прекрасно сохранившиеся и исполненные в цвете около двух десятков изображений бизонов, кабанов и лошадей. Благодаря достижениям в физике и химии, живопись Альтамиры была датирована, что сразу же определило её достоверность и необходимость научного изучения.

 Фрагмент живописи в пещере Альтамира.

    Археологические находки в настоящее время представляют массу материала, который позволяет обсудить вопрос о причинах возникновения искусства в первобытном обществе.

    Очевидно, что первобытный человек знал практически все традиционные виды искусства известные нам. Исследователями обнаружены примеры живописного и скульптурного творчества; многообразие декоративно-прикладных произведений, таких как орнаменты, украшавшие посуду или орудия труда. Сооружение построек из огромных камней – мегалитов свидетельствует о зарождении архитектуры (в этом случае употребляют термин протоархитектура). Наконец, сегодня в распоряжении науки есть находки даже древнейших музыкальных инструментов.

          

Флейта из кости птицы 28-22 тыс. л.         Ложка в форме утки.

 

 

         

сосуд украшенный орнаментом Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия)

 

Первобытная живопись в пещере Ласко (Франция).

    

Реконструкция жилища из кос- Стоунхендж. Англия.

тей мамонта. 23 тыс л.

 

    Причин возникновения искусства в первобытном обществе может быть одновременно несколько. Общее впечатление от анализа художественных произведений первобытности – человек естественным образом вплетает художественное творчество в свою повседневную жизнь. Таким образом, искусство первобытного времени наглядно иллюстрирует синкретизм этой культуры.

Мы можем предположить, что искусство могло возникнуть:

1.Как своеобразная форма освоения мира, проявление любопытства и любознательности человека. Действительно, когда мы рассматриваем бизонов Альтамиры, нас удивляет и восторгает стремление древнего мастера тщательно изобразить и вздыбившуюся шерсть животного, и его настороженный взгляд, и фантастическое умение передать динамическое напряжение этого опасного животного.

2. Познавая и осваивая мир, человек в своей любознательности мог совершать необыкновенные открытия, воплотившиеся с одной стороны в чисто утилитарные вещи, а с другой – в художественный образ. Например, посмотрите на ложку в виде утки. Возможно, кусок корня дерева, попавшего в руки первобытного художника, сразу же напомнил ему хорошо известный образ птицы, и он начал работу по доведению природного материала до похожести. При этом следует заметить, что получилась  прекрасная, утилитарная форма, не позволяющая ложке (а может быть и ковшику) утонуть в воде.

3.Обживая местность, осмысливая роль своего общинно-родового коллектива, первобытный человек мог ощущать потребность в обозначении своей территории или принадлежности к общине. Так, например, могла родиться традиция делать татуировки, ставить мегалиты, разрабатывать собственные орнаменты.

4.Мы уже заметили, что в распоряжении науки большое количество художественных произведений первобытной истории. Существует одна доминирующая особенность всех этих произведений – они ярко демонстрируют свою связь с религиозным обрядом. Действительно, на первобытной живописи мы видим следы дротиков, которые, вероятно, метались в нарисованное животное. Многие из найденных предметов служили амулетами. Знаки орнаментов носили магический смысл и т.д. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную скульптуру медведя без головы, а череп настоящего медведя лежал на глиняной площадке со следами ног у подножия этого произведения. Вероятно, к глиняному медведю когда-то была приставлена голова настоящего убитого зверя, и был совершен обряд с ритуальным танцем в знак удачной охоты. Этот пример наиболее ярко демонстрирует, как весь комплекс художественной культуры первобытности был неразрывно связан с хозяйственно – производственной деятельностью людей, обладающих мифологическим сознанием. Таким образом, искусство в первобытном обществе могло возникнуть как побочный продукт религиозной деятельности, что стало важнейшей из других перечисленных причин.

    Первобытное искусство может рассматриваться как яркая иллюстрация проблем антропосоциогенеза. Замечено, в ранних художественных произведениях периода палеолита доминируют реалистические изображения. В живописи часто этот реализм даже подчеркивается черной обводной, посмотрите, например, на изображения животных в пещерах Ласко или Альтамира. В искусстве палеолита отсутствует композиционное единство(см. илл.1), чрезвычайно редки изображения человека, тем более включенные в единое композиционное пространство. Далее в развитии от палеолита к неолиту изображения начинают приобретать всё более схематический, условный характер(илл.2,3), составной частью изображений становится человек, представленный в различных проявлениях своей хозяйственной деятельности. Современные исследователи первобытного искусства объясняют эти тенденции новым уровнем развития человеческого мозга уже способного не только к конкретному, но и абстрактному мышлению поднимающегося до эмоционально-художественных обобщений. Возможно и переход от охотничье-рыболовного хозяйства к земледелию и скотоводству пробуждал у первобытного художника больший интерес к человеку,а не зверю. Существует предположение, что, передавая информацию в схематических, наполненных смыслом композициях, первобытный человек продвигался по пути изобретения письменности.

 

 

1                                                                                       2

 

 

 3

 

Сравните реалистические изображения Альтамиры (1) и неолитическую живопись обнаруженную тоже в Испании(2,3)

 

       



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронология первобытной культуры. | Религиозные представления первобытного человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.