Экспансия европейских держав и США представляла определенную угрозу суверенитету латиноамериканских стран и выдвигала перед молодыми, добившимися независимости государствами региона нелегкие задачи. Главной из них становилась задача добиться единства действий и координации совместных усилий по обеспечению благоприятных внешнеполитических условий их деятельности на принципах справедливости и равноправия. Поскольку каждое из латиноамериканских государств было не в состоянии в одиночку защитить свой суверенитет, то важнейшее значение приобретал вопрос о создании союза молодых государств в защиту общенациональных интересов.
Известные усилия в этом направлении предприняли лидеры Войны за независимость Ф. де Миранда и С. Боливар (Венесуэла), Х. Энганья и Б. О'Хиггинс (Чили), М. Морено, Сан-Мартин и Б. Монтеагудо (Аргентина), Х.С. Дель Валье (Центральная Америка). Они выдвинули, в частности, идею солидарности и тесного сотрудничества между бывшими колониями для признания их независимости, проведения активной внешней политики и защиты суверенитета, для предотвращения войн между собой. По мысли Боливара, латиноамериканские страны «смогут подняться в своем величии и противостоять внешней угрозе только тогда, когда солидарность, союз и братство станут их основными принципами». Практическим шагом на пути реализации идеи солидарности стал Континентальный конгресс в Панаме 1826 г. В его работе приняли участие несколько стран – Мексика, Федерация Центральной Америки, Великая Колумбия (Колумбия, Венесуэла, Эквадор) и Перу. На конгрессе были подписаны договоры, предусматривавшие создание конфедерации стран-участниц, которая должна была ведать вопросами гражданства и мирного разрешения споров, разрабатывать меры по сохранению территориальной целостности, принять решение о ликвидации рабства. Намечалось также создать общий контингент сухопутных вооруженных сил и флота в целях совместной обороны. К сожалению, первая попытка консолидации сил закончилась неудачей. Решения Панамского конгресса не вступили в силу из-за острых разногласий между странами-участницами, а также из-за откровенного противодействия латиноамериканскому единству со стороны Великобритании и США.
Неудача не умаляет исторического значения первого в истории «конгресса народов в интересах народов», когда слабые государства попытались объединиться против великих держав, создать свою систему взаимной поддержки и коллективной безопасности. Как отмечают историки-латиноамериканисты, это был проект оборонительного союза, предлагавший построить международные отношения на основах равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств.
В дальнейшем руководство различных латиноамериканских стран еще не раз пыталось реализовать идею солидарности. В 1856 г. в Лиме состоялось совещание, участники которого – Гватемала, Венесуэла, Мексика, Новая Гранада, Перу, Сальвадор – разработали проект об оборонительном союзе, направленном против попыток установления иностранного господства. В том же году на конференции в Вашингтоне латиноамериканские страны согласовали проект документа о создании таможенного союза, о гарантии территориальной целостности и помощи стране, подвергшейся иностранной интервенции. Спустя шесть лет, в 1862 г. Мексика, Новая Гранада, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Перу и Чили достигли договоренности об общих мерах против вмешательства иностранных государств во внутренние дела этих стран. В 1864 г. состоялся конгресс в Лиме. Его участники Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Сальвадор, Новая Гранада, Перу, Чили, Эквадор вели переговоры о возможном урегулировании пограничных споров и выработке общей экономической политики.
Однако попытки стран региона достичь успехов в переговорном процессе вновь и вновь наталкивались на неприкрытую враждебность и холодный расчет со стороны европейских держав и США. Не удалось полностью снять спорные вопросы и между самими латиноамериканскими странами. Таким образом, в XIX в. основными векторами внешнеполитической деятельности латиноамериканских стран стали отношения с сопредельными странами, ответы на вмешательство иностранных государств, попытки достичь солидарности. Позитивное значение внешнеполитических усилий стран Латинской Америки состояло в том, что они добились признания завоеванной ими независимости и в большинстве случаев смогли отразить покушения иностранных государств на свой суверенитет.