Далее Апостол объясняет, почему надо быть осмотрительным/
“Не внимая Иудейским басням” — как объясняет блаженный Феодорит, “Апостол иудейскими баснями назвал не закон, но предлагаемое иудеями толкование закона». Под этими “баснями” можно разуметь и долго державшееся у христиан из иудеев мнение п безусловной необходимости исполнять все обрядовые требования Моисеева закона об обрезании, п субботе, п родах пищи позволенных и запрещенных. Имея в виду это последнее, Апостол дальше говорит: “Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть” (ст. 14-16) — еще Христос Спаситель говорил, что “не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (Матф. 15:11); эту же мысль повторяет здесь Апостол, утверждая, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе, но нечистые ум и совесть все делают нечистым, а поэтому надо заботиться лишь п том, как бы чем не оскорбить душу. Ст. 16 относится несомненно к иудеям, хвалившимся, что “знают Бога», но не исполнившим в жизни своей закона Божия.
43. Послание апостола Павла к Филимону. Кто такой Филимон? Причины, место написания и основная тема Флм.
Филимон был богатым и знатным гражданином г. Колосс. По выражению Апостола Павла, он “самим собою был ему должен” (ст. 19), т.е. был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе, во время долговременного пребывания там Апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия, по мнению святого Иоанна Златоуста, его жена, которую письменно приветствует Апостол Павел, как сестру возлюбленную, а также Архипп, как полагают сын их, которого Апостол почтил названием “сподвижника своего». “Дом их», по словам святого ИоаннаЗлатоуста, “был пристанищем для всех святых, и святой Павел свидетельствует, что им “успокоены сердца святых” (ст. 7). На том основании, что дом Филимона Апостол называет “домашней церковью», полагают, что там действительно была церковь, в которой совершали богослужения Филимон и Архипп, как лица, облеченные в священный сан. Вероятно, Филимон помогал в управлении КолосскойцерковюЕпафрасу, епископу Колосскому, и в его отсутствие заменял его. По преданию, Филимон был позднее сам епископом в Колоссах (Пост.Апост. 7:49) и принял мученическую смерть вместе с Апфией и Архиппом от возмутившейся языческой черни. Память их празднуется 19 февраля и 22 ноября. По другому преданию, святой Архипп был епископом в Колоссах, а святой Филимон — в Газе.
Послание свое к Филимону Апостол Павел написал по поводу раба его Онисима, который, провинившись чем-то, (ст. 10-11 и 18), из страха наказания бежал от своего господина и добрался до Рима, где находился в узах Апостол Павел. Так как во время первых своих уз в Риме Апостол имел возможность проповедывать невозбранно (Деян. 28:31), он в числе других обратил к вере во Христа и Онисима. Апостол так полюбил Онисима, что хотел его даже удержать при себе, но потом рассудил за лучшее вернуть его Филимону, прося, чтобы последний принял его, как мое сердце (ст. 12). Все это послание направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с его рабом и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже “не как раба, а как брата возлюбленного” (ст. 16).
Послание к Филимону, как видно из послания к Колоссянам (4:7-9), написано и послано одновременно с этим последним и, следовательно, в 61 или 62 году. Из самого послания к Филимону видно (ст. 1, 10 и 23), что Апостол Павел в это время находился в узах. Б так как он надеялся на скорое освобождение и даже просил Филимона приготовить ему помещение, надеясь придти в Колоссы (ст. 22), то ясно, что это были первые узы Апостола в Риме, где и написано это послание.
Послание к Филимону содержит в себе всего пдну главу, состоящую из 24 стихов. Начинается послание вступлением из первых 9-ти стихов, в котором Апостол Павел, после обычного приветствия от себя и Тимофея и после пожелания благодати и мира Филимону, Апфии и Архиппу, выражает свою радость по поводу благочестия Филимона и говорит, что, хотя мог бы смело ему приказывать, по любви, предпочитает лучше его просить. Эта просьба излагается в ст. 10-12. Апостол просит тут Филимона принять Онисима, которого он “родил” в узах, и который некогда был негоден для него, как его сердце.