Возрождение интереса к античному наследию повысило интерес к работе Платона «Государство». Развитие идей Платона о социальной справедливости привело к возникновению в Европе нового направления в политико-правовой мысли – утопическому социализму. Видными представителями идей социализма в тот период были Томас Мор, давший этому течению имя, и Томмазо Кампанелла, которые развили античные идеи всеобщего равенства и адаптировали их к реалиям своего времени.
Томас Мор (1478-1535 гг.). Происходил из дворянской семьи, получил образование в Оксфорде. В 18 лет поселился в монастыре, но обета не принял, женился и занялся адвокатской практикой. Вскоре Мор, опираясь на связи с лондонским купечеством, был избран в парламент, назначен лорд-канцлером. Разошелся во взглядах с Генрихом VIII, когда король с согласия парламента и собора духовенства приступил к «верхушечной реформации», объявив себя главой англиканской церкви. В 1532 г. Мор был отстранен от должности и в июне 1535 г. казнен по обвинению в государственной измене. В отличие от гуманистов Италии и Франции, резко критиковавших папский престол, Т. Мор был ревностным христианином-католиком. Более того, католическая церковь в ХХ веке причислила его к лику святых.
Главное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» более известно как «Утопия» (от двух греческих слов - нет и место) написана в 1516 г. и многие идеи в ней заимствованы у Платона. «Утопия» создавалась в эпоху великих географических открытий и по форме представляет собой рассказ о странствиях Рафаила Гитлодея (в переводе «пустомеля»), который открыл остров Утопия. Книга делится на две части: в первой Мор критикует современное общество, анализирует порядки, существующие в Англии, причины социальной несправедливости и преступности. Во второй части Мор изображает во всех подробностях общественный и политический строй Утопии.
Утопия представлена в виде федерации из 54 городов. Управление каждого из них основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи образуют сенат, возглавляемый князем, избираемым филархами тайным голосованием из 4-х кандидатов, предложенных народом. Все должностные лица избираются на 1 год, за исключением князя, занимающего свою должность пожизненно, если не будет заподозрен в тирании. Функции должностных лиц: контроль за соблюдением законов, организация и надзор за общественными работами. Таким образом, исполнительная власть и судебная совмещаются.
Важнейшие вопросы – продолжительность рабочего дня, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение – решаются народным собранием. Оно же избирает большую часть должностных лиц и заслушивает их отчеты.
Форма правления носит смешанный характер: глава государства – князь, функционируют также сенат и народное собрание.
Религия. В Утопии господствует полная веротерпимость: одновременно существует несколько культов, нет никаких ограничений, связанных с принадлежностью к той или иной религии, но атеизм не допускается. И все же так как сам Мор был католиком, основная религия на острове все же существует – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что Мор считал лишним (к примеру, священники избираются народом).
Право. Мор одним из первых подчеркнул, что сложность и запутанность современного законодательства отвечает интересам богатых и направлено против трудящихся. Поэтому в Утопии законов мало, их формулировки настолько четки, что в юристах нужды нет. Не нужно сложное законодательство еще и потому, что споры между жителями редки, т.к. нет частной собственности, а преступления немногочисленны.
Наказания. Преступников не казнят, а приговаривают к общественным работам. По мнению Мора, принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь. Утопийцы, совершившие тяжкие преступления, обращаются в рабство.
Какие же трудности лежат на пути построения нового общества? Основное препятствие Т. Мор видел в жадности и гордости богачей. Он рассчитывал на силу разума и исторический случай.
Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) родился в Калабрии (Южная Италия) в семье сапожника. До пострижения в монахи ордена доминиканцев (1583 г.) носил имя Джованни Доменико. Впервые арестован инквизицией по обвинению в ереси в 1594 г., выдержал четыре процесса, сопровождавшиеся пытками, освобожден в 1598 г. В том же году принял активное участие в заговоре (был раскрыт в результате доноса), целью которого было освобождение его родины Калабрии, от испанского ига, за что был приговорен к пожизненному заключению и провел 27 лет в тюрьме. В заточении написал множество книг по философии, богословию, медицине, астрологии, математике, политике. Освобожден в 1629 г., благодаря вмешательству папы Урбана VIII, уехал в 1634 г. в Париж, где и прожил в нищете последние годы.
Главное произведение: «Город Солнца» написан в заключении в 1602 г., т.е. спустя 100 лет после «Утопии» Т.Мора и в один год c «новой Атлантидой» Ф. Бэкона. Видимо, Кампанелла был знаком с творчеством Мора – его влияние на автора «Города Солнца» весьма заметно. Рассказ ведется от имени путешественника, который посетил этот город, расположенный на острове где-то у экватора.
Город Солнца – это город-государство, обитатели которого ведут «философский образ жизни общиной». Для них характерна общность имущества, включая жен, обязательность труда (самые тяжелые работы считаются самыми почетными). От физического труда избавлены только ученые-жрецы, занимающиеся организацией производства, а также осуществлением духовного и политического руководства обществом.
Управление городом. Город Солнца – теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Управляет государством верховный первосвященник – Метафизик (Солнце), избираемый из мудрейших и ученейших граждан. В его руках светская и духовная власть, от которой он может отказаться, если на его взгляд, найдется более умный. Ему помогают три соправителя - Могущество, Мудрость и Любовь, которые соответственно управляют делами войны и мира, искусством и науками, деторождением, медициной, воспитанием и всем, что касается личной жизни и быта.Эти четверо – единственные в городе, на решения которых народ не может оказывать влияния. Остальные должностные лица – выборные. Должностные лица это – лица, ведающие узкими специализациями: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и др., которые образуют коллегию высших должностных лиц. Это так называемое правление «знающих».
Каждые две недели созывается Большой совет - собрание граждан, на котором присутствуют совершеннолетние, достигшие 20-ти летнего возраста. Каждому предоставлено право высказываться по поводу имеющихся в государстве недостатков, участвовать в обсуждении важных вопросов, в том числе о кандидатурах на высшие должности.
Право. Относясь отрицательно к запутанному законодательству Италии, Кампанелла пишет, что у соляриев законы немногочисленны, кратки и ясны, тексты их вырезаны у дверей храма. Упрощено и судопроизводство: процесс гласный, устный, быстрый. Наказание наступает за малодушие, гордость, нерадивость. За умышленные преступления действует принцип талиона. Наказания - смертная казнь, телесные наказания, изгнание. Так как Кампанелла подвергался пыткам и тюремному заключению, то у соляриев пытки недопустимы и тюрем нет.
Отметим, что общества утопийцев и соляриев – это, по существу, тоталитарные полицейские государства, где жизнь граждан жестко регламентирована и любое отклонение от «нормы» строго преследуется. Нормируется численность населения, продукты распределяются, отсутствует частная собственность и деньги, все должны одинаково одеваться, производительный труд обязателен.
Таким образам, в проектах идеальных государств, предложенных Т. Мором и Т. Кампанеллой, речь идет отнюдь не о свободном обществе, а о принудительном равенстве граждан.
Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права – был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. [c. 302]XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане” и “К вечному миру”, а затем обобщил в трактате “Метафизика нравов” (1797 г.).
В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. (Латинский термин а рriori дословно означает “из предшествующего”. В философской традиции так принято называть знания, которые предшествуют опыту либо не зависят от него.
Как идеолог раннего либерализма. Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. “Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”. С этих позиций он выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира.
Сравнительная характеристика развития либеральной правовой мысли в Англии и во Франции в первой половине 19 века, Б. Констан и И. Бентам
Первыми представителями юридического позитивизма принято считать Джереми Бентама (1748—1832) и Джон Остина (1790—1859), труды которых и сегодня признаются авторитетными источниками. Так же яркими представителями данного течения стали Карл Бергбом, а так же, в определенной мере, Рудольф фон Иеринг со своей «юриспруденцией интересов» и Адемар Эсмен с «национальным суверенитетом».
Первый параграф «Представления Иеремии Бентама о государственном устроении» направлен на изучение идей английского мыслителя об оптимальном функционировании государства.
Иеремия Бентам (1748-1832) в условиях перехода Англии на капиталистический путь развития стал выразителем интересов английской буржуазии. Будучи весьма одаренной личностью, он рано начал осознавать всю закостенелость юридической науки и практики, нецелесообразность учения о естественном праве, системы образования в целом, учения об общественном договоре, которое он считал фикцией. Критике таких проблем и поиску средств борьбы с ними и посвящал свои труды английский мыслитель.
Принцип пользы Бентам считал универсальным ключом в разрешении любых проблем. Особое внимание в его трудах уделялось рассмотрению Декларации прав человека и гражданина. В частности, Иеремия Бентам подвергал критике содержащийся в ней принцип разделения властей и формулу «закон есть выражение общей воли». В вопросах организации государственной власти он придерживался демократических принципов, осуждал монархию и наследственную аристократию, выступал сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены.
Как и многие «классические» либералы, И. Бентам выступал за усложнение способа формирования верхней палаты, сохранение имущественного ценза, отстаивал введение ответственности министров перед парламентом и высказывался за то, чтобы премьер-министр избирался представительным органом. Развивая принцип пользы, Бентам выступал решительным противником обобществления имуществ.
Во втором параграфе ««Идеальное государство» в учении Бенжаме-на Констана» представлены воззрения ученого о возможности создания «идеального» государства при существующих социально-исторических реалиях. Труды Бенжамена Констана посвящены исследованиям незыблемых принципов свободы и справедливости, для которых условия времени не имеют значения. В своих сочинениях он высказывался против революционной диктатуры якобинцев и «крайностей» революции, против феодальной реакции, активно выступал в защиту конституционной монархии как политической формы компромисса между дворянством и буржуазией. Особое место в трудах мыслителя уделялось вопросам государственного строя и текущей политики. По его мнению, государственный строй — лишь гарантия свободы личности. Любая власть, нарушающая права личности, нелегитимна. Основываясь на данных тезисах, Б. Констан отстаивал представительную систему правления как «идеальную» для Франции и заявлял, что для свободы индивида необходимо, прежде всего, чтобы власть, кому бы она ни принадлежала, была ограничена индивидуальными правами граждан. Государство по Констану — хранитель справедливости и мира, это его законная область. В случае выхода за эти пределы, оно наносит вред обществу и самому себе, ослабляя значение личности.
Кроме того, Б. Констан отстаивал необходимость существования народного представительства. По его мнению, в конституционной монархии монарх выступает своего рода арбитром, обеспечивающим согласованную деятельность ветвей власти. В его компетенции находится управление внешней и внутренней политикой государства.
Возникновение юридического позитива Дж. Остин.
Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама Джон Остин (1790-1859),издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции или философии позитивного права".
Остин различает и разграничивает этику (область оценок суждений о добре, зле и др.) науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя, "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".
Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений.
Политико-правовое учение Огюста Конта.
От либеральных концепций государства и права резко отличается политико-правовая теория основателя позитивизма ("положительной философии") Огюста Конта (1798 - 1857)
Социология Конта делится на две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в знаменитой формуле: "Порядок и прогресс".
В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.
Политическое и правовое учение марксизма.
Марксизм возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственника и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.
Специфика марксистского подхода к изучению государства и права -отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения сил в обществе.
Свои итоговые суждения создатели марксизма изложили в "Манифесте Коммунистической партии" — программе Союза коммунистов.
Живым примером диктатуры рабочего класса была для Маркса и Энгельса Парижская коммуна (1871).
Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной властей стала одним из краеугольных камней большевистской концепции Советов.
Постструктурализм (постмодернизм) – методология познания права, вторая половина XX века и теоретическая платформа постмодернистского направления в развитии права, представители- Дж. М. Балкин, А. Бозо де Кармон, Г. Гудрич, П. Шлаг и др.
Правовой постмодернизм как направление евро-атлантической правовой мысли стал развиваться в 1970-х годах, как реакция на кризис легитимации существующего права, законодательства.
Возникает как рефлексия по поводу правовой ситуации постиндустриального общества. По мнению последователей, западное право претерпело системный кризис, связанный с разрушением модернистских представлений о праве.
Исходная позиция– критика модернисткой, либеральной теории права. указывают на предвзятость «либерального права», которое, является отражением политической идеологии правящего класса, выражением интересов власть имущих. принципы и нормы либерального права направлены на подчинение несостоятельных слоев общества состоятельным, женщин мужчинам, цветных белым, социальных меньшинств социальному большинству. Классическая либеральная юриспруденция рассматривается как форма европо-центрического доминирующего дискурса, подавляющего иные дискурсы и голоса.
Не существует фундаментальных принципов права, помимо заданных волей одних субъектов для устранения мнений других субъектов из юридического поля.
Выдвигают идею полной деконструкции дискурса либеральной теории права и либеральной юриспруденции в целом. Рассматривают деконструкцию как действенный метод работы с юридическими текстами - «правовую деконструкцию – метод работы с нормативным текстом, предполагающий включение в поле внимания интерпретатора всех обстоятельств, формально не связанных с применением права, однако оказывающих реальное воздействие на результат правоприменения - от политического климата до личности судьи. Постмодернизм ставит задачу выявить все факторы, влияющие на интерпретацию юридических текстов.
Проблему сущности права юридический постмодернизм замещает проблемой исследования слоев права, способов связи между ними.
Постмодернисты утверждают, что необходима перестройка всего правового порядка. Выдвигают идею ризомного децентрированного права. Право представляет собой разветвленную, многомерную сеть – ризому, состоящую из множества случайно и локально развивающихся элементов - язык права, символы права, нормы права, акты правоприменения, законы, правовые ценности. В определенные моменты развития общества те или иные элементы права приобретают для господствующего дискурса особое значение, вследствие чего ученые и политики принимают их за «центр структуры» и убеждают в этом других посредством «теории права».
Постмодернизм использует метод децентрации субъекта в правотворческом и правоприменительном процессе. «Децентрация» сознания законодателей и правоприменителей направлена на его освобождение от установок, заданных властью.
Постмодернисты констатируют, что право есть культурно обусловленная форма; что не существует культурного единообразия и однородности. Рождается новое понятие правосудия как творческого правосудия активного общества, которое основывается на переформулировке формальных категорий их превращении в функциональные категории; новое понятие права как «живого права» - предполагает наличие кретивной установки не только в процессах правотворчества, но и в процессах правоприменения. Таким образом, происходит сближение юридической теории и юридической практики.
Постмодернизм выходит на новый уровень понимания права и способов его функционирования в обществе. В его рамках складывается новое видение юридической теории - как дискурса, описывающего, интерпретирующего и одновременно реконструирующего мир. Постмодернизм выступает против догматичности и абстрактности правовых конструкций, за их приближении к юридической практике и пользователям. Постмодернистское мышление ориентировано на человека. Постмодернистская теория права носит ярко выраженный критический характер, практически ориентирована. Ее положения акцентируют внимание, прежде всего, на применении права и практической защите прав маргинализируемых меньшинств и неимущих.
Она оказывает огромное влияние на правосудие и законодательство на Западе.
Одна из основных задач постструктурализма - поиск зон свободы - маргинальных, находящихся за пределами структуры, но оказывающихся в результате в качестве предельной, далее нерасчленяемой реальности, не контролируемой силами власти (желание, история, «хаос-мос», аффекты, тело, жест и т.д.). Такую вожделенную зону свободы, где законы силы, господства и подчинения не действуют, представляет собой Текст - авансцена борьбы множества сил, равноправных дискурсов, являющихся одновременно объектами борьбы за власть, но также и сильными властными позициями.
Свобода субъекта. Собственно свобода как таковая сводилась в рамках постструктуралистских представлений к свободе интерпретации, понимаемой, разумеется, весьма широко, и предполагала игровой принцип функционирования сознания. Когда Деррида говорил о раскрывающейся перед «читателем» «бездне» возможных смысловых значений, как и самой возможности «свободной игры активной интерпретации», то тем самым была декларирована и свобода интерпретирующего сознания. намечены и его пределы, определяемые рамками общей интертекстуальности, или «всеобщего текста» — письменной традиции западной культуры. Фуко ищет ответ на вопрос о том, как и в каких формах возможно такое „свободное“ поведение морального субъекта, которое позволяет ему „индивидуализироваться“, стать „самим собой“, преодолевая заданные коды и стратегии поведения». Поскольку и человек характеризуется как «желающая машина», то подлинно свободный индивид — «шизо», «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто простое от своего имени, не спрашивая на то разрешения» Делез, Гваттар. Можно понимать как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени (60-х — 70-х гг.)
Социальная реальность современных либеральных государств, по мнению участников движения критико-правовых исследований, отвергает возможность обеспечения свободы через принцип «правления права». Соответственно принцип «правление права» - это миф, а не реальность. Сторонники движения критических правовых исследований проводят мысль о фундаментальной противоречивости либеральной правовой системы, ее нежизнеспособности. Такого рода критика способствует расшатыванию либеральной традиции правовых исследований, ставит под сомнение ценность формального подхода к праву. Представители Школы критических правовых исследований поднимают вопрос об идеологической ангажированности либерального права, в их видении, между либеральной наукой права и либеральной идеологией нет существенных различий.