Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зрелость человеческого общества. Коммунизм




Коммунизм в широком смысле слова есть зрелое человеческое общество, в отличие от всей предшеству­ющей истории человечества как истории незрелого че­ловеческого общества.

Зрелое человеческое общество, предварительно и очень кратко, а потому почти огрубленно говоря, есть общество, в котором завершилось преобразование ес­тественно возникших связей и установилось безраз­дельное господство специфически человеческих отноше­ний. Специфически человеческие отношения есть отно­шения людей преимущественно как личностей.

Коммунистическое общество в целом представляет собой подлинную историю, собственно историю челове­чества, в отличие от предыстории и всех ее стадий. К. Маркс квалифицировал развитие классовых обществ в качестве предыстории именно потому, что эти общест­ва развивались антагонистически: «Буржуазные произ­водственные отношения являются последней антагони­стической формой общественного процесса производ­ства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но разви­вающиеся в кедрах буржуазного общества производи­тельные силы создают вместе с тем материальные усло­вия для разрешения этого антагонизма. Поэтому бур­жуазной общественной формацией завершается предыс­тория человеческого общества» [1, т. 13, с. 7—8]. Ф. Эн­гельс также отличает коммунизм как подлинно челове­ческую историю от всей предшествующей истории чело­вечества. Животные, рассуждает Ф. Энгельс, являются «пассивными объектами... истории» «своего происхож­дения и постепенного развития до своего теперешнего состояния», «а поскольку они сами принимают в ней участие, это происходит без их ведома и желания. Лю­ди же, наоборот, чем больше они удаляются от живот­ных в узком смысле слова, тем в большей мере они де­лают свою историю сами, сознательно, и тем меньше становится влияние на эту историю непредвиденных по­следствий, неконтролируемых сил, и тем точнее соот­ветствует исторический результат установленной зара­нее цели. Но если мы подойдем с этим масштабом к человеческой истории, даже к истории самых развитых народов современности, то мы найдем, что здесь все еще существует огромное несоответствие между постав­ленными себе целями и достигнутыми результатами, что продолжают преобладать непредвиденные последствия, что неконтролируемые силы гораздо могущественнее, чем силы, приводимые в движение планомерно. И это не может быть иначе до тех пор, пока самая существенная историческая деятельность людей, та деятель­ность, которая подняла их от животного состояния до человеческого, которая образует материальную основу всех прочих видов их деятельности, — производство, направленное на удовлетворение жизненных потребностей людей, т. е. в наше время общественное производ­ство, — особенно подчинена слепой игре не входивших в их намерения воздействий неконтролируемых сил и пока желаемая цель осуществляется здесь лишь в виде исключения, гораздо же чаще осуществляются прямо противоположные ей результаты... Дарвин не подозре­вал, какую горькую сатиру он написал на людей... ког­да он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как вели­чайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная органи­зация общественного производства с планомерным про­изводством и планомерным распределением может под­нять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биоло­гическом отношении подняло производство вообще» [1, т. 20, с. 358—359].

Совершенно явно, что К. Маркс в приведенной цита­те под предысторией человеческого общества подразу­мевает историю классово-антагонистических обществ и не имеет в виду то общество, которое ныне называется первобытным. Ибо в то время, до выхода в свет книги Моргана «Древнее общество» это общество было иссле­довано совершенно недостаточно. Ф. Энгельс же в цити­ровавшемся извлечении имеет в виду и первобытное общество. Это следует из примерно в том же году на­писанной другой работы Ф. Энгельса — «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой проводится та же мысль и притом общество с перво­начальной общей собственностью прямо называется в числе обществ, неспособных учитывать отдаленный об­щественные последствия действий, направленных на производство [там же, с. 496—497].

Итак, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали ком­мунизм в сравнении со всеми классово-антагонистиче­скими обществами и в сравнении со всей историей че­ловечества, предшествующей коммунизму. Однако глав­ным образом исследовался капитализм в процессе его возникновения, развития и неизбежной гибели, выявлялись те тенденции в развитии капитализма, которые поз­воляли строго научно предвидеть черты будущего ком­мунистического общества. Эта задача диктовалась ос­новными потребностями эпохи. И тем самым на первый план выходило сравнение капитализма и коммунизма. Конечно, основной во всемирно-историческом разви­тии — путь движения человечества через преодоление, упразднение капитализма к созданию коммунизма. Од­нако, хотя капитализм и становится мировой системой, он по своей сути не в состоянии устранить неравномер­ность исторического развития, преобразовать в масшта­бах всего мира остатки докапиталистических стадий развития человечества. Поэтому сравнительное изучение коммунизма и антагонистических обществ, коммунизма и всей предшествующей истории человечества, в том числе первобытного строя, имеет не только теоретичес­кое, но и огромное практическое значение: коммунизм об­разуется в процессе устранения неравномерности разви­тия разных регионов и т. п., в процессе преобразования не только капиталистических, но и докапиталистических общественных отношений. И эта задача становится особенно важной в наше время, когда слабыми звенья­ми мировой системы капитализма являются слаборазви­тые и зависимые страны, в которых подчас значитель­ную роль играют докапиталистические отношения.

Коммунизм можно рассматривать по отношению к некоммунистическим формациям и некоммунистическим типам развития. Тут термин «коммунизм» фигурирует преимущественно в широком смысле слова. Но комму­нистическое общество, взятое во всемирно-историческом масштабе, само имеет следующие различные стадии: 1. Образование исторических предпосылок коммунисти­ческого общества. Ближайшим образом эти предпосыл­ки образуются в недрах капитализма. 2. Первоначаль­ное возникновение коммунизма — социалистическая ре­волюция и период перехода от капитализма к социа­лизму. 3. Формирование коммунистического общества— социализм. Здесь, как и во всяком процессе формиро­вания, выделяются три периода. Первый, начальный период формирования — существование коммунизма на унаследованной технической основе. Второй период — начало создания адекватной материально-техничес­кой основы коммунизма. Третий период — завершение создания адекватной материально-техниче­ской основы коммунизма. Это период преимущественно перерастания социализма в высшую фазу коммунизма. 4. Зрелое коммунистическое общество, т. е. высшая фаза коммунизма. В узком смысле термин «коммунизм» и обозначает развитый, зрелый коммунизм.

Образование исторических предпосылок коммунисти­ческого общества совершается в недрах капитализма. Переход капитализма на стадию зрелости означал, что созревают объективные условия его упразднения, а сле­довательно, созревают и исторические предпосылки бо­лее развитого общества. Таким образом, исторические предпосылки коммунизма созрели тогда, когда решаю­щую роль в производстве стало играть машинное произ­водство, причем машины в основном стали произво­диться машинами. Тем самым в принципе открылась возможность создания постоянного изобилия материаль­ных благ, превратился в техническую необходимость об­щественный характер труда, сами произведенные сред­ства труда приобрели необходимо общественный харак­тер, т. е. общественный характер, обусловленный необ­ходимой природой произведенных средств труда. По ме­ре развития машинного производства, его укрупнения развивался и общественный характер труда, росло обоб­ществление производства. С развитием машинного про­изводства образовался и современный рабочий класс, класс производителей, приученных к дисциплине труда, объединенных на крупных предприятиях, достаточно культурных для обращения с машинами. К непосред­ственным историческим предпосылкам коммунистическо­го общества, возникающим в недрах капитализма, сле­дует отнести и мораль, искусство, философию, полити­ку, научную идеологию рабочего класса.

Но все это остается лишь историческими предпосыл­ками коммунизма, ибо господствуют капиталистические производственные отношения, капиталистическая собст­венность на средства производства и на этой основе во всех остальных областях жизни общества сохраняется господство класса капиталистов.

Первоначальное возникновение коммунизма — это стадия совершения социалистической революции, заво­евания рабочим классом политической власти и установ­ления общественной собственности на. те средства про­изводства, при использовании которых общественный характер труда является технической необходимостью.

Вообще следует особо подчеркнуть, что установление общественной собственности на средства производства должно ориентироваться на степень развития общест­венного характера труда, иначе говоря, установление общественной собственности целесообразно в той мере, в какой развился общественный характер труда. Иначе происходит либо забегание вперед, либо отставание. То и другое приводят к значительным отрицательным последствиям.

При наличии крупной промышленности земледелие не является определяющим видом производства, опре­деляющую роль играет крупная промышленность. По­этому установления общественной собственности на средства крупнопромышленного производства уже дос­таточно для первоначального возникновения коммуниз­ма, для решающего воздействия на всю производствен­ную жизнь общества.

Стадия формирования коммунистического общест­ва — социализм. Каково основное противоречие этой стадии? На наш взгляд, это противоречие между обще­ственной собственностью на средства производства и незрелостью общественного характера производства. Сопоставление этой формулировки с общепринятым оп­ределением основного противоречия капитализма как противоречия между частной собственностью на средст­ва производства и общественным характером производ­ства может вызвать недоумение: выходит, что для уст­ранения капиталистической собственности обществен­ный характер производства с утверждением решающей роли.в производстве машинного производства созрел, а для общественной собственности он не созрел. Это недоразумение разрешается, если принять во внимание следующее. Противоречия капитализма и условия для социалистической революции созревают тогда, когда общественный характер производства становится тех­нической необходимостью, т. е. с переходом к машинно­му производству. Но с началом перехода к машинному производству общественный, или, точнее, собственно общественный характер производства только возникает. Формирование, созревание общественного характера производства происходят с дальнейшим развитием ма­шинного производства и достигают зрелости на выс­шей стадии машинного производства — комплексно автоматизированном народном хозяйстве (автоматизи­рованном не только на уровне линий, участков, цехов, заводов, но и отраслей и совокупности отраслей).

На стадии незрелости, созревания общественного ха­рактера производства могут существовать как социали­стические, так и капиталистические производственные отношения.

Поскольку общественный характер производства возник и развился, постольку между ним и капиталис­тическими производственными отношениями имеется противоречие, несоответствие их этому характеру произ­водства. Поскольку же общественный характер произ­водства не вполне созрел, постольку капиталистические производственные отношения сохраняют возможности для сохранения своего существования.

С появлением общественного характера производ­ства создаются реальная возможность и историческая правомерность установления господства общественной собственности на средства производства, совершения социалистической революции. С установлением общест­венной собственности на средства производства между нею и общественным характером производства, по­скольку он возник и развился, устанавливается соот­ветствие, поскольку же общественный характер произ­водства еще не вполне развился, не созрел, имеет место его несоответствие с общественной собственностью и постольку общественная собственность еще формальна.

Социализм как низшая фаза коммунизма имеет своей основой общественную собственность на средства производства, существующую во взаимодействии с уже возникшим, но еще не вполне развившимся обществен­ным характером производства.

Первый период развития социализма и первый пе­риод формирования коммунизма — развитие коммуниз­ма на унаследованной технической основе. Длитель­ность этого периода развития социализма — при прочих равных условиях — зависит от исходного уровня раз­вития машинного производства.

Унаследованная от капитализма техническая осно­ва — машинное производство. Собственно машинное производство1 (в отличие от автоматизированного про­изводства) не представляет собой и не может представить внутренне единый в масштабах отдельной страны, а тем более человеческого общества в целом процесс про­изводства. Машинное производство распадается на от­дельные, пусть и крупные, внешне связанные производ­ственные процессы. На ступени машинного производ­ства общественный характер производства уже стал технической необходимостью, но для отдельных машин или систем машин, не объединенных в масштабах стра­ны (и тем более всего человечества) в единую систему машин. Поэтому машинное производство, с одной сто­роны, порождает потребность в единых общественных действиях, в единой общественной производственной деятельности членов общества, порождает потребность в общественной собственности; а с другой — обществен­ная собственность, опирающаяся на машинное произ­водство, не может быть вполне зрелой: отсутствие еди­ной системы машин в масштабах всей страны (и чело­вечества) обусловливает необходимость непроизводст­венной связи в узком смысле слова, а тем самым хо­зяйственную обособленность, необходимость товарно-денежных отношений. При решающей роли обществен­ной собственности последние низводятся на положение подчиненного момента, момента, существующего в сня­том, преобразованном виде.

Коммунизм, пока он существует на основе собствен­но машинного производства, развивается не на основе, созданной собственным развитием, а на неадекватной основе. При машинном производстве, в отличие от руч­ного производства, становится, как мы отметили выше, существенно важным изменение, совершенствование машин; а их применение постепенно оттесняется по своему значению для производства продукции на задний план. Однако хотя решающая роль в росте ко­личества и улучшении качества продукции принадле­жит совершенствованию машин, тем не менее труд по их применению количественно преобладает над трудом по их совершенствованию, и такое положение сохраня­ется на протяжении всего периода господства в произ­водстве неавтоматизированного машинного производст­ва. Машина — по преимуществу механическое средство труда, а потому в машинном производстве преобладает механический труд, труд монотонный, однообразный и т. п. Суть человека как человека и даже просто при­рода человека как живого существа не соответствуют природе механического труда. Преобладание механичес­кого труда вызывает неудовлетворенность человека трудом, а значит, при таких условиях невозможно пре­обладание потребности к труду. Человек может тру­диться добровольно, но не в силу привлекательности механического труда, а вследствие сознания его необ­ходимости (общественной и личной). Объективной ма­териальной основой такого сознания как массового яв­ления служат социалистические производственные отно­шения, общественная собственность на средства произ­водства (господство ее еще пока формально).

Весьма важным фактором совершенствования машин является их совершенствование работниками, применя­ющими машины. Этот фактор приводится в действие в том случае, если работники заинтересованы в совер­шенствовании процесса труда. Именно общественная собственность на средства производства создает благо­приятные возможности для массовой заинтересован­ности в совершенствовании процесса труда непосредст­венными производителями. Причем, конечно, сами собой, стихийно эти возможности могут и не реализо­ваться в достаточной мере. Однако самым важным фак­тором совершенствования, развития машинного произ­водства служат наука и внедрение ее достижений в про­изводство. Ведь создание новых (а тем более принци­пиально новых) машин необходимо требует знания за­кономерностей, сущности процессов, явлений. Наука как раз и вызвана к жизни потребностью в познании закономерностей, сущности процессов и явлений. Социа­листические производственные отношения, в противо­положность капиталистическим, открывают максималь­ную возможность сосредоточения сил и средств на глав­нейших направлениях развития науки, их централизо­ванного финансирования, широкого внедрения в прак­тику и т. д., ибо при общественной собственности на средства производства имеется возможность использо­вания всех сил и средств как единого целого в нужных направлениях. Так как открытия в науке предсказывать трудно, а подчас невозможно и так как чем более фун­даментальны открытия, тем меньше шансов их пред­сказать, то огромное значение имеют создание возмож­ностей для проведения фундаментальных исследований, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют прак­тической ценности, а также гибкое маневрирование силами и средствами при обнаружении новых перспек­тивных направлений в науке.

Неавтоматизированное машинное производство, впервые в истории открывая перспективу создания изо­билия материальных благ, позволяет лишь, так сказать, непосредственно подойти к созданию их постоянного изобилия, ибо развитие производства все же сдержи­вается ограниченными возможностями человека по при­менению машин. Если при ручных орудиях труда коли­чество и качество продукции в основном пропорцио­нальны трудовым усилиям непосредственного произво­дителя, то в неавтоматизированном машинном произ­водстве количество и качество продукции уже в основ­ном определяются количеством и качеством машин, однако вместе с тем количество и качество продукции все же еще существенно зависят от труда по примене­нию машин, от пределов возможностей непосредствен­ных производителей, применяющих машины, от числа непосредственных производителей. Пока количество и качество продукции существенно зависят от способнос­тей непосредственных производителей применять гото­вые произведенные средства труда, до тех пор не мо­жет стать принципиально устойчивым производство по­стоянного изобилия материальных благ. Переход к ус­тойчивому производству постоянного изобилия матери­альных благ, разумеется, не представляет собой рез­кого кратковременного скачка, это скачок, совершаю­щийся продолжительно.

Если капиталистические производственные отноше­ния на стадии машинного производства в основном тор­мозят развитие общественного характера производства, то социалистические производственные отношения для этого представляют собой самую совершенную — для стадии неавтоматизированного машинного производ­ства — систему производственных отношений. Степень развития общественной собственности на средства про­изводства при социализме определяется в конечном счете степенью развития общественного характера ма­шинного производства. И задача заключается в том, чтобы всемерно способствовать приведению в наиболь­шее соответствие степени развития общественной соб­ственности со степенью развития общественного харак­тера производства. Как отставание в этом деле, так и забегание вперед сдерживают развитие социализма.

При социализме не может стать преобладающим труд по потребности, но уже становится ведущим труд ради общественной необходимости, общественной полез­ности, общественной ценности труда. Общественная необходимость труда может осознаваться индивидом как непосредственно и служить непосредственно осо­знаваемым стимулом деятельности, так и опосредство­ванно, например через систему установившейся в об­ществе шкалы ценностей, когда тот или иной вид труда представляется общественно более или менее ценным, более или менее престижным, и человек предпочитает менее высокооплачиваемую, но более ценимую в обще­стве, более престижную работу. Престижность, общест­венная ценность труда приобретают особое значение, когда труд просто ради поддержания биологического существования уже перестал или перестает быть глав­ным, а труд ради потребности в труде еще не стал главным. Отсюда во всех проявлениях общественной и личной жизни индивида на первый план выходит воп­рос о престижности. Труд ради общественной необхо­димости, ради общественной ценности труда принци­пиально выше труда лишь главным образом ради под­держания биологического существования. Но все-таки пока этот труд не совершается ради главным образом потребности в труде, он остается еще в известной мере внешней необходимостью для человека, еще в некото­рой степени чуждым человеку, еще не является в основ­ном внутренней необходимостью для него. Уже только сам по себе такой труд неизбежно порождает общест­венную необходимость в принуждении к труду.

Пока в производстве преобладает неавтоматизиро­ванное машинное производство, до тех пор количествен­но преобладает труд по применению (а не совершенст­вованию, развитию) машин и, следовательно, не исчеза­ет в основном почва для существенных различий между физическим и умственным трудом.

На наш взгляд, правомерно также утверждать, что при преобладании машинного производства земледелие играет подчиненную роль и по мере развития машин­ного производства все более низводится на положение отрасли промышленности. Тем не менее, как бы сель­ское хозяйство ни насыщалось машинами, основными характерными средствами производства в нем остаются земля и скот, т. е. в общем и целом естественно возникшие средства производства. Но пока они сохраняют это свое положение, по нашему мнению, невозможно пол­ное устранение существенных различий между сельским хозяйством и промышленностью, между деревней и городом.

На рассматриваемой стадии общественный характер труда, производства не является зрелым. Сохраняется обособленность труда, производства, а значит, сохра­няются и товарно-денежные отношения. Поскольку соз­ревает общественный характер производства, постольку вытесняются товарно-денежные отношения.

Второй период развития социализма как второй пе­риод формирования коммунистического общества — на­чальная стадия образования адекватной материально-технической основы зрелого коммунизма.

В нашей стране этот период начался примерно во второй половине 50-х — 60-х годах, и социализм на этой стадии был квалифицирован как развитый социа­лизм. Адекватная материально-техническая база ком­мунизма характеризуется прежде всего и главным об­разом автоматизированным машинным производством. Если разделить весь период этого производства на са­мые крупные этапы, то можно выделить неразвитое и развитое, зрелое автоматизированное машинное про­изводство.

Развитое автоматизированное производство есть комплексно автоматизированное производство. Нераз­витая автоматизация есть автоматизация на уровне машин-автоматов, отдельных автоматических линий, участков и т. д. Неразвитая автоматизация относится к первой стадии создания адекватной материально-тех­нической базы коммунизма. На этой стадии в конечном итоге происходят резкое сокращение неквалифицирован­ного труда, удельного веса физических усилий, ручных операций, возрастание квалификации и общей культуры работников.

Автоматизации непосредственно предшествуют, если брать процесс в чистом виде, высшая степень механи­зации, комплексная механизация. Неразвитая автома­тизация необходимо сосуществует с механизацией и имеет ее своей широкой основой. Отсюда на второй стадии формирования коммунизма впервые с такой силой встает вопрос о комплексном развитии хозяйства. Высшая ступень механизации и переход к автоматизации означают техническую возможность непосредствен­ного приближения к созданию постоянного изобилия материальных благ. Постепенно начинает создаваться обеспечивающее изобилие достаточное количество тех или иных отдельных видов продукции, и на первый план выходит уже не количественный рост продукции, а улуч­шение качества продукции (конечно, при продолжении ее количественного роста).

Для этой стадии становится характерным, следова­тельно, интенсивное развитие.

Высшая степень механизации и переход к автомати­зации производства обусловливают развитие общест­венного характера производства в сельском хозяйстве, развитие обобществления в сельском хозяйстве (укруп­нение производства, рост специализации и кооперации). Происходит постепенное сближение двух форм собст­венности. Высшая степень механизации и в конечном счете также автоматизация2 обусловливают необходи­мость повышения уровня общего образования (в социа­листических странах на этой стадии развития было вве­дено всеобщее среднее образование), ведут к увеличе­нию удельного веса элементов умственного труда в фи­зическом труде. Интенсивно идет процесс сближения социальных классов и групп, наций и национальных групп, укрепляется социально-политическое и мораль­ное единство общества, развивается социалистическая демократия, участие масс в управлении, совершенству­ется управление обществом, оно становится во все большей мере комплексным, совершающимся на все более глубокой и полной научной основе.

Социализм по своей социальной природе есть незре­лый, формирующийся коммунизм. В процессе формиро­вания новое общество не существует изолированно от унаследованной основы, которую оно хотя и преобра­зует на свой лад, но все же еще не успело полностью преобразовать. Социализм есть переход к. зрелому ком­мунизму. Черты, стороны собственно коммунистические, еще существуют вместе (и в той или иной степени в единстве) с докоммунистическими и отличаются от пос­ледних.

Так, при социализме необходимо имеются планомерность развития и товарно-денежные отношения. Решаю­щая роль планомерности развития общества в целом об­разуется впервые с возникновением и утверждением со­циализма. При социализме преобразуются и товарно-денежные отношения, ибо с положения господствующих отношений, которые они занимают при капитализме, товарно-денежные отношения низводятся в подчинен­ные.

Обе стороны едины и вместе с тем противоположны. Каждая из этих сторон, если ее так рассматривать, спе­цифична и необходима для социализма. Однако пла­номерность — та сторона развития коммунистического общества, за которой будущее, она внутренне основана на общественном характере труда, производства, а то­варно-денежные отношения — та необходимая сторона социализма, которая представляет собой главным обра­зом то, что еще не до конца преобразовано коммуниз­мом. Товарно-денежные отношения не есть нечто внеш­нее «природе» социализма, но необходимая сторона этой «природы», сохраняющаяся в более или менее пре­образованном виде от старого общества при незрелости общественного характера труда, производства. Если смотреть с точки зрения коммунизма, то товарно-денеж­ные отношения — необходимое при социализме «зло». Это отнюдь не равнозначно представлению о том, что при социализме следует всеми мерами глушить эти от­ношения.

Преувеличение степени зрелости планомерности, об­щественного характера производства ведет к чрезмер­ной централизации и всех связанных с этим «прелестей» (разбуханию управленческого аппарата, преувеличе­нию значения административных способов управления и т. д. и т. п.). Преувеличение же роли товарно-денеж­ных отношений является настоящим отступлением, пря­мым движением вспять.

Мера соотношения этих противоречивых сторон (пла­номерности и товарно-денежных отношений) должна. соответствовать степени развития производительных сил и прежде всего и главным образом степени раз­вития общественного характера труда, производства.

Третий период формирования коммунизма — период постепенного перерастания социализма в высшую фазу коммунизма. Для материально-технической базы этого периода характерен переход от неразвитой к развитой автоматизации, постепенное распространение развитой формы автоматизации. В этот период завершается пре­вращение сельского хозяйства в непрерывное, беспере­бойное, высокопроизводительное, не зависящее от по­годных условий производство. Такое производство, чтобы оно могло стать не только сезонным, но и круглого­дичным, потребует колоссального расхода энергии. Если для перехода к механизации (в том числе земледелия) оказалось необходимым использование энергии пара и воды, то для ступени развитой автоматизации, для окон­чательного превращения сельского хозяйства в отрасль промышленности потребуется, метафорически говоря, неизмеримо более мощный источник энергии. И такой источник создается. Где-то со второго-третьего десяти­летия XXI в. можно реально ожидать превращения электростанций термоядерного синтеза в рядовых снаб­женцев энергией [см. 114].

Зрелое коммунистическое общество — это общество, для материально-технической базы которого характерна комплексная автоматизация, производство автоматов автоматами. На ступени неразвитой автоматизации о создании автоматов автоматами допустимо говорить лишь «с большой щепоткой соли», ибо процесс созда­ния автоматов автоматами в значительной мере тут разбавлен неавтоматизированными производственными процессами, операциями и т. п. Ступень комплексной автоматизации производства автоматов автоматами предполагает возможность гибкой перестройки с про­изводства одного вида продукции на другой, способно­сти к производству количества продукции, намного пре­вышающие таковые способности неавтоматизированного производства. Иначе говоря, на этой ступени автомати­зации гибкость производства и способность его к росту принципиально превосходят таковые свойства неавтома­тизированного машинного производства.

Именно ступень развитой автоматизации служит не­обходимой основой для постоянного обеспечения коли­чественного и качественного изобилия материальных благ.

Границей, за которой начинается изобилие, служит возможность обеспечения оптимума для поддержания биологического существования индивидов. Когда социа­листическое общество достигает такого уровня разви­тия, при котором оно оказывается в состоянии обеспечить каждому члену общества количественный и качест­венный оптимум жизненных средств, тогда качественно изменяется характер дальнейшего общественного раз­вития. Кроме того, ступень развитой автоматизации резко изменяет характер труда. В условиях неавтома­тизированного машинного производства и даже на не­развитой ступени автоматизации преобладает труд по применению машин, в общем и целом преимущественно механический труд. На ступени зрелой автоматизации объем механического труда резко сокращается. Доля труда по совершенствованию, развитию автоматов в не­обходимом труде общества значительно увеличивается и становится преобладающей. Количество, продолжи­тельность необходимого труда по применению готовых произведенных средств производства становятся сравни­тельно незначительными. Именно на основе зрелой ав­томатизации становится возможным резкое сокращение продолжительности рабочего дня.

Труд по совершенствованию, развитию автоматизи­рованного производства есть труд по преимуществу творческий, требующий глубоких научных знаний. На ступени зрелой автоматизации творческий труд оказы­вается преобладающим. Только тогда полностью исче­зают существенные различия между физическим и ум­ственным трудом.

Необходимый труд на общество останется всегда, до тех пор пока существует человечество и труд, но на ступени зрелой автоматизации, как вытекает из сказан­ного выше, существенно изменяется прежде всего и главным образом характер необходимого труда — необ­ходимый труд из преимущественно механического пре­вращается в преимущественно творческий. Поэтому из­меняется и взаимоотношение необходимого и всего ос­тального труда человека: резко очерченная граница, выделяющая необходимый труд из остального труда, постепенно все больше и больше теряет значение, ибо и необходимый труд, как и весь труд, становится внут­ренней потребностью. Граница между трудом и отдыхом от труда в таком случае проводится главным образом способностью человека к оптимальному труду.

На стадии механизации происходит постепенно все большее освобождение человека от необходимости при­лагать физические усилия.

Для поддержания оптимального биологического существования индивидов становится необходимой физи­ческая культура — приложение физических усилий ради сохранения и совершенствования здоровья. Подлинной физической культурой такое приложение физических усилий является только тогда, когда они осуществля­ются как удовлетворение потребности организма. Приложение физических усилий превращается во внутрен­нюю потребность человека.

На стадии автоматизации человек все больше осво­бождается от механического умственного труда. Зрелая автоматизация, видимо, принесет с собой сокращение потребности общества в «объеме» умственного труда. Поэтому, на наш взгляд, автоматизация в конечном счете порождает потребность в умственной культуре (аналогичной потребности в физической культуре). И она становится подлинной культурой лишь как внут­ренняя потребность человека в приложении своих умст­венных сил.

Пока не будет достигнута абсолютная автоматиза­ция — а реальные перспективы ее осуществления, по крайней мере, в обозримом будущем отсутствуют, — до тех пор будет сохраняться нужда общества в труде (в узком смысле) и в том числе в необходимом труде. Но на стадии зрелой автоматизации преобладающим станет не необходимое, а свободное время. На наш взгляд, основными занятиями человека коммунистичес­кого общества помимо осуществления творческого труда за пределами собственно необходимого времени будут занятия физической и умственной культурой (куда в ка­честве их видов включаются собирательство, охота, туризм3), более того, не только сугубо умственной культурой, но и вообще духовной культурой, куда умст­венная культура входит лишь как часть, сторона (на­пример, занятия искусством, общение ради удовлетво­рения потребности в общении и т. д. и т. п.).

Сама физическая культура именно как культура предполагает умственное, вообще духовное развитие и воздействует на него в свою очередь. Само собой разу­меется, что даже сугубо необходимый труд такой чело­век будет выполнять с большей отдачей.

Таким образом, на стадии зрелой автоматизации, в условиях высшей фазы коммунизма чрезвычайное значение приобретает всесторонняя культура человека, всестороннее развитие культуры человека.

Мы видим, что физическая и духовная культура, дея­тельность человека в этих областях не есть труд в уз­ком смысле слова, т. е. не есть труд собственно в сфере материального производства. Однако деятельность в области физической и духовной культуры есть, по сво­ему происхождению, труд в широком смысле слова, труд по преимуществу как самоцель. Однако труд как самоцель, труд, совершаемый ради удовлетворения внутренней физической и духовной потребности, по за­конам истины, добра и красоты уже и не есть труд, а есть культура в ее всестороннем действии, жизнь культуры в ее основных проявлениях, всесторонняя культурная деятельность.

Основной целью человечества на высшей фазе ком­мунизма в полной мере становится всестороннее разви­тие каждого как самоцель, внутренняя потребность и как необходимое условие всестороннего развития всех.

Говоря об исторических сроках вызревания комму­низма, часто ссылаются на убыстрение темпов истори­ческого развития и ожидают, что созревание коммуниз­ма должно произойти чуть ли не на протяжении жизни одного поколения. При этом предается забвению то обстоятельство, что возникновение н формирование коммунизма нельзя просто отождествлять с переходом от одной общественно-экономической формации к дру­гой, что победа коммунизма это не только и не просто победа над капитализмом, а возникновение и форми­рование совершенно нового типа развития общества; я если сравнивать, то скорее с переходом от доклассового общества к классовому, чем, скажем, с переходом от феодализма к капитализму. Надо в полной мере дать себе отчет в глубине, размахе, коренном характере об­щественных преобразовании, происходящих на стадиях возникновения н формирования коммунизма, в том, что коммунизм — качественно новый тип развития общест­ва но сравнению как с историей классово-антагонисти­ческих обществ, так и со всей протекшей до него исто­рией человечества.

Вся протекшая и обозримая в будущем история че­ловечества, если выделить ее основное направление, развивалась по спирали. Так как обычно эта спираль (специально) характеризуется весьма кратко: доклассо­вое общество, общинная собственность,— классовое общество, частная собственность, — бесклассовое обще­ство, общественная собственность, то мы попытаемся более подробно специально рассмотреть основное спи­ралевидное движение истории, высказав свои соображе­ния по этому предмету.

Рассмотрим сначала отношение людей к природе.

Исходное отношение — естественно возникшее. Про­исходит использование средств воздействия, данных природой в готовом виде. Затем все большую роль на­чинают играть созданные трудом средства воздействия, пока роль этих средств среди всех остальных не стано­вится решающей. После чего как бы происходит воз­вращение к исходному пункту, но «возвращение» на новой основе: постепенно приобретают решающее зна­чение самодействующие средства производительного воздействия на природу, притом со временем самодей­ствующие, автоматически действующие средства сами начинают производить себя, автоматы создают автома­ты, осуществляется самовоспроизводство самодействую­щих средств воздействия на природу. Как бы возвра­щение к исходному пункту заключается в том, что че­ловек опять начинает иметь дело с такими процессами создания предметов, способных удовлетворить его пот­ребности, которые (процессы) совершаются в немалой степени сами собой, без непосредственного труда. Одна­ко это есть всего лишь как бы возвращение, ибо, во-пер­вых, последние процессы ведут свою родословную от. труда, во-вторых, и в каждое данное время автомати­зированное производство в конечном счете направляется трудом людей в соответствии с их потребностями, т. е. автоматизированное производство остается подчиненным труду, людям, сохраняется на положении средства про­изводительного воздействия людей на природу. Это — не естественно возникшее, а искусственное, созданное людьми средство, ставшее в немалой степени самодей­ствующим, а постольку и независимым от людей, точ­нее, все большую относительную самостоятельность при­обретают части автоматизированного производства4, хотя в целом оно остается подчиненным людям. Люди приобретают возможность все более гибко использовать в своих целях все производство в целом и как целое.

Нечто аналогичное, хотя и не вполне то же самое, происходит с материалом, на который осуществляется воздействие. Сначала используется материал, данный природой в готовом виде, затем такой материал, кото­рый предварительно обрабатывается в процессе труда, но при этом сохраняет свои основные природные свой­ства, имевшиеся у него до обработки. Заключительный отрезок этого витка спирали — создание искусствен­ного материала с заранее заданными свойствами.

Взаимоотношение человечества с природой на протя­жении этого витка спирали существенно изменяется. Сначала воздействие человечества на природу сравнимо по своим масштабам с воздействием животных на ок­ружающую их среду. Правда, с самого начала люди, в отличие от животных, воздействуют на природу глав­ным образом при помощи производительных органов. Однако вначале они не представляют ни естественных, ни общественных последствий своего воздействия на природу, и в этом смысле оно остается животным. За­тем все более и более заметно масштаб воздействия людей на природу начинает отличаться от воздействия животных, постепенно люди научаются предвидеть все более отдаленные последствия своего воздействия на природу. Масштабы этого воздействия в конце концов становятся столь значительными, что охватывают все лоно, в котором образовалось человечество, т. е. всю Землю, всю ее поверхность и все ее недра. Человечест­во получает в конце концов все большую возможность разрушить всю Землю или военным, или мирным путем. Поскольку же человечество владеет только непосредст­венными общественными последствиями своей деятель­ности, постольку его производительное воздействие становится по мере роста возможностей все более раз­рушительным, пока не создается реальная угроза самой жизни человечества. По мере создания мировых произ­водственных связей разрушительное действие на матуш­ку-Землю становится все более целостным, всесторон­ним. Лишь с переходом к планомерному развитию об­щества люди получают возможность овладеть отдален­ными общественными последствиями своей деятельности и направить свою производительную мощь в безопасное для себя русло. Тем не менее это производство столь значительно и глубоко, что оно постепенно приводит к преобразованию всей Земли (ее поверхности и недр), а значит, к созданию уже в основном не естественной. а искусственной окружающей человечество среды.

По рост возможностей человечества по созданию ис­кусственной окружающей среды, рост возможностей ав­томатизации и создания искусственных материалов оз­начают образование предпосылок выхода человечества за рамки его природного лона, за пределы сугубо зем­ной цивилизации и перехода к космической цивилиза­ции.

Необходимость перехода к космической цивилизации диктуется, в частности, ограниченностью запасов при­родного сырья для производства, места для размещения производства и населения (по нашему мнению, создание изобилия материальных благ повлечет за собой новый демографический взрыв).

Спиралевидно развиваются не только средства про­изводительного воздействия на природу и используемые в производстве материалы, но и сам человек, его место, роль, значение в производительном отношении к при­роде. С самого начала труд — определяющий фактор возникновения и дальнейшего развития человечества. Но в первобытном обществе преобладает не производ­ство. а добыча. Соответственно люди — с точки зрения преобладающей деятельности — не производители, а «добытчики». Соответственно их умения, навыки есть. преимущественно умения, навыки применения средств воздействия (созданных или найденных в природе в го­товом виде) в процессе добычи, а знание — преимуще­ственно непосредственное наблюдение. Так как добыча при помощи средств воздействия, данных природой в- готовом виде или созданных трудом, есть снятое жи­вотное отношение к природе, то и в сознании людей преобладает осознание животного отношения к приро­де — сознание живой конкретной связи со всем, что их окружает, и друг с другом. С переходом к преоблада­нию производства люди становятся по преимуществу производителями. Но в производстве длительное время основными средствами производства остаются естест­венно возникшие средства производства — земля и скот. Отсюда и длительное преобладание непосредст­венного отношения к природе — сам производитель выступает преимущественно или в значительной мере как природное тело, как данное природой средство производства, т. е. сам производитель еще в той или иной степени не отделен от средств производства, явля­ется средством производства. Разделение средств произ­водства и производителей, выделение производителей из числа средств производства происходят по мере развития и распространения произведенных, созданных трудом средств производства. Среди созданных трудом средств производства вначале преобладают средства труда, приводимые в действие индивидуальным ручным трудом.

Распространению индивидуального ручного труда (разделенного или неразделенного) соответствует рас­пространение проникновения в сущность процессов, яв­лений, однако осознаваемой в форме единичности или особенности, т. е. в противоречащем сущности виде. Поскольку же предпринимаются попытки познать сущ­ность в чистом виде, постольку это познание сущест­вует как догадка, сдобренная изрядной дозой фантазии.

На основе развития ручного труда в конечном итоге развивается разрыв между физическим и умственным трудом, а также между опытным и теоретическим зна­нием, причем производственное значение имеет опытное знание, а не теоретическое.

С развитием машинного производства и превраще­нием его в решающий вид производства преобладаю­щим становится механический труд по применению машин. Вместе с тем совершенствование, а тем более создание машин во все большей степени требуют не только опытных, но и теоретических знаний (сам опыт во все большей степени направляется теорией и превращается в эксперимент). Теоретическое и эксперимен­тальное знание приобретает непосредственное производ­ственное значение. Машинное производство готовит почву для устранения разрыва между физическим и умственным трудом, между опытным и теоретическим знанием и познанием. Однако вполне эта почва подготавливается развитой автоматизацией, когда труд по развитию автоматизированного производства и общее управление этим производством начинают преобладать

над простым применением машин.

С развитием простого машинного, а затем автомати­зированного производства развивается и общественный характер труда.

Историческое развитие характера труда происходи­ло спиралевидно: от труда, имеющего естественно воз­никший коллективный характер, к устранению этого характера и развитию индивидуального ручного труда и от него к собственно общественному характеру труда от процесса получения предметов потребления, при ко­тором преимущественно осуществляется непосредствен­ное наблюдение, к проникновению в сущность использу­емых процессов, выделению сущности в чистом виде, к теории и опыту, основанному на использовании тео­рии (эксперименту),к науке как производительной силе; от деятельности по использованию (при помощи органа тела) главным образом данных природой средств про­изводства к преобладанию труда по применению соз­данных средств производства и от него к преобладанию труда по созданию самодействующих средств производ­ства.

Спиралевидно развивались также отношения людей друг к другу. Развитие шло от естественно возникших коллективных связей к разрушению этих связей, выде­лению людей из таких коллективов и образованию связей обособленных индивидов, объединенных тем, что все остальные выступают для индивида лишь средством для поддержания собственного существования, и от этих связей к подлинно общественным связям людей как личностей. При этом исходные коллективы малочислен­ны и обособлены друг от друга, в конце же этого витка спирали коллектив — это все объединенное человече­ство. И необходимым этапом на пути к такому всемир­ному объединению людей служит их разъединение. Ос­новой такого изменения отношений людей служит развитие производственных отношений на базе и в един­стве с развитием производительных сил: от родоплеменной и общинной собственности к частной собственности и от нее к общественной собственности на средства про­изводства.

Очень важно иметь в виду, что вначале производи­тельные силы и производственные отношения непосред­ственно тождественны друг с другом, хотя, конечно, это не абсолютное тождество, различие между ними суще­ствует с самого возникновения человека. Затем, в пе­риод формирования человеческого общества, на первый план все более выходит существенное различие между производительными силами и производственными отно­шениями. Однако полностью их непосредственное тож­дество в этот период не исчезает. В докапиталистичес­ких антагонистических формациях, по нашему мнению, это дано явно: раб и отчасти феодально зависимый крестьянин тождественны средствам производства. При капитализме непосредственное тождество производи­тельных сил и производственных отношений почти ис­чезло, однако в неявном виде оно все же отчасти со­хранилось: рабочая сила есть вещь, подлежащая про­даже, т. е. она приравнивается в этом отношении к средствам производства.

При коммунизме вновь устанавливается тождество производительных сил и производственных отношений, однако на новой основе и иное тождество: человек по­степенно освобождается от непосредственного труда по применению автоматизированных средств производи­тельного воздействия на природу.

Соответственно отмеченному изменению производ­ственных отношений и их связи с производительными силами изменяются и остальные сферы жизни общест­ва: в первобытном обществе все сферы жизни общества еще непосредственно тождественны, в период формиро­вания человеческого общества идут все углубляющиеся, растущие расчленение и обособление различных сфер жизни общества, на стадии зрелости, в коммунистичес­ком обществе как бы происходит возвращение к исход­ному пункту, но на новой основе: те формы и сферы общественной жизни, которые порождены именно обще­ственным антагонизмом, преобразуются и исчезают, ос­тальные, преобразуясь, все более взаимопроникают друг в друга. Рост относительной самостоятельности надстроечных форм, форм общественного сознания характерен для стадии формирования человеческого об­щества. Для зрелого человеческого общества характе­рен как бы противоположно направленный процесс: к снятию их обособленности при сохранении, упрочении, развитии их связей.

Коммунизм (включая и его первую фазу) и есть под­линная история человечества как итог развития, как отрицание отрицания предшествующей истории.

Коммунизм — это новый тип развития человечества, который, став зрелым, сам, видимо, будет иметь раз­личные стадии развития. Только коммунистически объ­единившееся человечество будет в силах окончательно устранить угрозу своего военного истребления и выми­рания от побочного действия производства, разумно на­правлять развитие индивидов (в том числе усовершен­ствовать их биологическую природу), общества, преоб­разовывать в соответствии со своими потребностями всю Землю и околоземное пространство, окончательно расселиться за пределы Земли, вполне перейти к кос­мической цивилизации, сохранив Землю как Мекку кос­мического туризма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2444 - | 2317 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.