Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типичное строение феодального общества в целом.




Естественно возникшие связи людей друг с другом и с остальной природой еще не вполне преобразованы ис­торически возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе. Те и другие относятся друг к другу уже не как существенно различные стороны (та­ково их отношение в рабовладельческом обществе), а как существенные противоположности. Противополож­ность есть такое отношение сторон, когда стороны вза­имно исключают друг друга, и именно их взаимоисклю­чение, их взаимоотрицание представляют собой их связь друг с другом.

Общественные производительные силы в определен­ной мере еще слиты с естественно возникшим отноше­нием к природе: во-первых, земледелец продолжает оставаться (хотя и на качественно иной ступени) в некоторой степени нерасчлененно и производителем, человеком труда, и средством производства, он еще в значительной степени как природное тело связан с зем­лей; во-вторых, земля преимущественно естественно возникшее, а не созданное трудом средство производ­ства. Производственные отношения также еще суще­ствуют отчасти нерасчлененно с естественно возникши­ми отношениями людей друг к другу и к остальной природе, не произошло еще полного отчленения произ­водственных отношений и от производительных сил.

Известная нерасчлененность еще сохраняется так­же, если сопоставлять друг с другом способ производ­ства, надстройку, формы общественного сознания. От­носительная самостоятельность надстройки и форм об­щественного сознания по отношению друг к другу и по отношению их к способу производства при феода­лизме возрастает. Следовательно, возрастает и опосредованность их связи. Вместе с тем имеет место и еще незавершившееся отчленение их друг от друга.

На первом плане остается расчленение общества по степени и характеру отношения членов общества к ес­тественно возникшим связям. Мы уже писали, рас­сматривая рабовладельческое общество, что различия по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям есть не просто различия в естественно возникших связях самих по себе: с воз­никновением и развитием частной собственности эти различия все больше определяются преломлением отношений частной собственности через естественно воз­никшие связи. Таковы сословные различия. В разви­тии феодализма классовое деление общества играет ве­дущую роль, однако существует и проявляется через сословное деление.

Любопытно, что для рабовладельческого общества характерно несовпадение сословного и классового де­ления. Рабы вообще исключены из сословного деле­ния, поскольку они остаются именно рабами, а не за­нимают то или иное промежуточное положение между рабами и свободными. Рабовладельцы как таковые не выделяются в особое сословие. Для феодального обще­ства характерно уже совпадение сословного и классо­вого деления, хотя, конечно, полного совпадения не на­блюдается: крестьянство принадлежит к одному со­словию, значительная часть (но не все) частных зе­мельных собственников в развитом феодальном обще­стве принадлежит к нескольким сословиям, в совокуп­ности охватывающим собой почти весь класс частных земельных собственников (например, князья, дворян­ство, духовенство, скажем, в Германии XIV в.).

В этом значительно большем (по сравнению с ра­бовладельческим обществом) совпадении сословного деления с классовым при феодализме проявляется ка­чественно новая стадия развития частнособственничес­ких отношений и преобразования последними естест­венно возникших отношений.

В рабовладельческом обществе отношение рабовла­дельцев к рабу как к объекту, как к средству произ­водства, безусловно, преобладало. Но ведь постольку отношение между рабом и рабовладельцем не есть про­изводственное отношение разных людей друг к другу, а есть отношение человека к средству производства (рабу). При феодализме преобладание отношения к не­посредственному производителю как к объекту начи­нает сменяться преобладанием отношения к нему как к субъекту, но это еще сам период перехода от первого ко второму в масштабах всемирно-исторического разви­тия. Таким образом, если отношение рабовладельца к рабу есть главным образом отношение человека к ос­тальной природе (куда входит раб), если рабовладе­лец относится к рабу как к естественно возникшему средству производства, то отношение феодала к непо­средственному производителю является переходным от отношения к нему как средству производства к отно­шению к нему как к человеку. В рабовладельческом обществе рабы по преимуществу еще не собственно класс людей, а класс средств производства, природных тел, используемых в качестве средств производства, постольку отношения класса рабовладельцев и класса рабов не есть производственные отношения. Частно­собственнические производственные отношения еще не проникают решающим образом внутрь самого процес­са производства. Производственными отношениями они все же оказываются потому, что рабы остаются людь­ми, и внутри отношения рабовладельца и раба как субъекта и объекта присутствует в качестве подчинен­ного, но существенно отличного момента отношение рабовладельца и раба как отношения субъектов друг к другу. При феодализме впервые в истории человече­ства эксплуататоры начинают относиться к эксплуати­руемым как к связанным «естественно возникшей» связью (через отношение к земле), как к средствам производства и вместе с тем одновременно эти отно­шения эксплуататоров и эксплуатируемых превраща­ются в отношения субъектов друг к другу, г. е. собст­венно производственные отношения. Таким образом, впервые в истории человечества собственно производ­ственные отношения эксплуататоров и эксплуатируе­мых получают относительно самостоятельное существо­вание, но в еще не преодоленной окончательно обо­лочке «естественно возникших» отношений.

Отсюда следует, что границы основных классов фе­одального общества должны в значительно большей, чем границы класса рабовладельцев, степени совпа­дать с сословным делением. Каждый из них значи­тельно более четко охватывался сословием или группой сословий. И в первую очередь это касается класса экс­плуатируемых. Ибо эксплуатируемые при феодализме впервые в истории включены в жизнь общества не толь­ко в качестве средств производства, но также в каче­стве членов производственных отношений.

В рабовладельческом обществе производственные отношения в их относительной самостоятельности име­ют место главным образом в отношениях рабовладель­цев друг к другу. Производственные отношения в их относительной самостоятельности не выделились в са­мом процессе производства: производственные отношения в них относительной самостоятельности имеются пока в сфере распределения, обмена, потребления как отличных от собственно процесса производства. Лишь при феодализме производственные отношения впервые начинают решающим образом проникать внутрь про­цесса производства, вычленяться в нем, хотя еще не вычленяются полностью.

Широкому применению ручных железных орудий земледельческого труда в конечном итоге соответству­ет частная собственность на средства земледельческо­го труда. Широкое применение ручных железных ору­дий земледельческого труда в конце концов оказыва­ется несовместимым с применением рабского труда, ибо применение железа открывает принципиально но­вые, неизмеримо более широкие и глубокие возможно­сти создания сложных по форме и устройству, более прочных орудий, нежели каменные, деревянные, мед­ные, бронзовые, между тем рабовладельческие отноше­ния по мере их развития, по мере превращения раба в объект, «говорящий инструмент» все больше тормозят общественное развитие.

Лишь при устранении рабства могла быть открыта широкая дорога распространению и совершенствованию железных земледельческих орудий. Однако использо­вание земли, этого естественно возникшего средства производства, в качестве основного средства произ­водства не позволяло устранить естественно возникшую связь людей с землей, а потому и друг с другом, т. е. не позволяло полностью устранить телесную зависи­мость эксплуатируемых производителей от эксплуата­торов, что, в конце концов, тормозило распространение и совершенствование железных орудий. Вследствие этого образовалась такая историческая форма общества, при которой эксплуатируемые непосредственные производители, во-первых, относятся как частные соб­ственники средств земледельческого труда к эксплуа­таторам как частным собственникам земли, во-вторых, остаются вместе с тем связанными с землей естествен­но возникшей связью, а через посредство естественно возникшего отношения к земле они связаны такого же рода связью и с эксплуататором, являющимся с та­кой точки зрения естественным, природным собствен­ником земли. Сам такой собственник в свою очередь принадлежит земле как ее придаток.

Непосредственный производитель со своими средст­вами земледельческого труда как бы нанимается к частному собственнику земли, а частный собственник земли как бы платит ему за труд и за примененные непосредственные производителем средства труда. Уже тут имеется в неразвитом виде товарное отношение и переворачивание на поверхности действительных отно­шений: создается объективная видимость, что собствен­ник земли благодетельствует непосредственного произ­водителя. Между тем собственник земли при этом сво­им трудом ничего не производит, а лишь присваивает часть труда непосредственного производителя. Но то­варное отношение при господстве частной земельной собственности не может быть развитым, ибо главную роль в производстве продуктов земледелия играют ес­тественные процессы, а труд земледельца скорее соз­дает внешние условия для протекания этих процессов, т. с. не преобразует их внутреннюю природу, самым существенным компонентом производства служит земля.

Часть земледельческой продукции присваивает соб­ственник земли, часть остается непосредственному про­изводителю. Та часть, которая переходит в руки зе­мельного собственника, представляет собой феодаль­ную ренту. Общепринято считать феодальную ренту су­губо экономическим отношением. Мы полагаем, что это образование менее развитое, чем это обычно представ­ляют. Феодальная рента есть историческая форма при­своения феодалом части труда непосредственного про­изводителя, существующая при наличии еще сохраняю­щегося естественно возникшего отношения к земле, и это отношение необходимо входит как момент в фео­дальную ренту.

Поскольку и эксплуататоры и эксплуатируемые от­носятся к земле как к естественно возникшему средст­ву производства, а значит, и к взаимному отношению как к естественно возникшему, постольку это отноше­ние устойчиво, воспроизводится в течение многих поколений, изменяется медленно. Поэтому и в целом об­щественные отношения при феодализме изменяются очень медленно, хотя и быстрее, чем в рабовладельче­ском обществе.

Поскольку упомянутое отношение остается естест­венно возникшей связью с землей и через это друг с другом, постольку основными силами, поддерживаю­щими эту связь, оказываются силы, характерные для родоплеменной общины, — обычаи, традиции. Посколь­ку же естественно возникшая связь разлагается част­нособственническими отношениями, постольку основной силой является принуждение.

Феодализм, как и всякий процесс развития, прохо­дит стадии начала (подготовки возникновения сущно­сти), первоначального возникновения сущности, фор­мирования, зрелости, упадка и умирания.

Подготовка возникновения феодального общества, создание его исторических предпосылок происходит в недрах рабовладельческого общества. Важнейшими не­обходимыми историческими предпосылками феодализ­ма, образующимися в недрах рабовладельческого об­щества, являются: во-первых, изготовление и распрост­ранение орудий и оружия из железа; во-вторых, пере­растание рабовладельческих землевладельческих хо­зяйств в крупные хозяйства. Первоначальное возникно­вение феодализма — сам период смены рабовладель­ческой формации феодальной.

Стадия формирования феодализма — стадия, на протяжении которой основная масса крестьянства при­обретает в свою собственность средства земледельчес­кого труда и надел земли в наследственное пользова­ние, а феодалы превращаются в наследственных вла­дельцев земли.

Зрелость, расцвет феодализма достигаются тогда, когда при сохранении естественно возникшей связи не­посредственного производителя с землей и с собствен­ником земли непосредственный производитель-земледе­лец имеет максимальную заинтересованность в своем труде, в его результатах. А это возможно лишь в том случае, если непосредственный производитель-земледе­лец имеет в своей собственности средства земледельче­ского труда и ему выделен феодалом в нерушимо на­следственное пользование надел земли, т. е. такое на­следственное пользование, нарушение которого тем или иным феодалом или тем или иным непосредственным производителем-земледельцем есть нарушение нормаль­ных отношений. При нерушимо наследственном поль­зовании наделом земли владение землей почти пере­ходит в право частной собственности на землю, т. е. право владения землей достигнет своего предела, за которым уже лежит право частной собственности на землю.

Такому отношению непосредственного производите­ля к земле в наибольшей степени соответствует неру­шимо наследственная собственность феодалов на зем­лю. Но собственность феодалов на землю на стадии расцвета, зрелости феодализма не может быть чисто частной или по преимуществу частной собственностью. Последняя несовместима с нерушимо наследственным владением землей. Право чисто частной собственности на землю необходимо связано с правом свободы заве­щания. Высшим же выражением нерушимости наслед­ственного владения землей феодалами является майо­рат — передача земли по наследству именно старшему сыну.

В самой сути таких отношений заключена помимо исторически возникших общественных отношений есте­ственно возникшая связь феодалов друг с другом. При наличии мелких крестьянских хозяйств крупные зе­мельные владения могли быть устойчивы лишь через систему промежуточных земельных владельцев. Если непосредственной производительной единицей служит хозяйство непосредственного производителя-земледель­ца, отрабатывающего наследственный земельный на­дел при помощи принадлежащих ему средств земле­дельческого труда, то наиболее соответствующим это­му хозяйству устройством класса землевладельцев бу­дет в конечном счете иерархическое землевладение феодалов. А высшим выразителем этой иерархии ока­зывается верховный феодальный владелец земли — король, царь и т. п.

Вся эта система, поскольку имеют место естественно возникшие связи, держится силой обычаев, традиций (эти связи служат оболочкой и отношений феодалов и непосредственных производителей-земледельцев, и отношений феодалов друг к другу), поскольку же развиваются частнособственнические, классово-антаго­нистические отношения, постольку главным средством сохранения и развития этой системы в целом является принуждение.

Зрелому феодализму соответствует в наибольшей степени оброчная земельная рента, становящемуся фе­одализму — отработочная, а загнивающему — денежная феодальная земельная рента.

Стадия загнивания, умирания феодализма. Преде­лом экстенсивного развития феодализма служит ис­пользование всей территории Земли, доступной для об­работки при помощи железных орудий труда. Интен­сивное развитие феодализма происходит в конечном счете на основе совершенствования железных средств земледельческого труда и развития культуры исполь­зования земли. Кроме того, устранение рабства, по крайней мере, в конце концов, если не сразу, должно было привести и к поискам обеспечения труда, к рос­ту потребности в рабочей силе, к росту заинтересован­ности в увеличении производительности труда. Поэто­му, хотя использование природных сил (силы воды, ветра, быков, волов, лошадей) для приведения в дви­жение средств труда началось еще до феодализма, только при феодализме оно стало широким и харак­терным. Так, например, водяное колесо, изобретенное ранее, широко распространяется только по мере ут­верждения феодализма. Средства обработки земли, из­готовляемые из железа, по своей природе (твердости и прочности) открывали возможность широкого ис­пользования твердых земель. Но для реализации этих возможностей требовалась также и двигательная си­ла, более мощная, чем человеческая, и более эффек­тивная, чем сила быков, волов. Такой силой оказалась сила лошади. Именно для феодализма характерно пол­ное и широкое использование силы лошади (благода­ря распространению современной упряжи с мягким хо­мутом, постромками и оглоблями, а также железных подков). Устранение рабства, установление феодаль­ных отношений усилили заинтересованность непосред­ственных производителей в совершенствовании средств труда по обработке продуктов земледелия и скотовод­ства — все это и открыло возможности использования более сложных средств труда, чем те, которые исполь­зовали рабы.

Наиболее сложных приспособлений для обработки продуктов земледелия и скотоводства требовало изго­товление одежды. В феодальную эпоху распространи­лись и были усовершенствованы прядильный и ткац­кий станки, коренным образом отличавшиеся от тех аналогичных приспособлений, что были распростране­ны в древнем мире.

Совершенствование железных средств труда и вооружения, все более широкое использование железа для изготовления средств обработки земли и продуктов земледелия и скотоводства вызывали к жизни развитие добычи железной руды, металлургии, совершенствова­ние столярных и токарных инструментов.

Усложнение труда по обработке продуктов земле­делия, скотоводства, добычи (полезных ископаемых), а также по изготовлению средств труда вызвало в конце концов отделение теперь уже в условиях фео­дализма ремесла от земледелия. Возможность этого предоставлялась достаточно высокой производительно­стью труда.

Отделение ремесла от земледелия и скотоводства произошло еще с переходом к скотоводству и земледе­лию, существовало и развивалось в рабовладельческом обществе. Ремесло есть не что иное, как особый вид труда, заключающийся во вторичной, третичной и т. д. обработке продуктов земледелия, скотоводства, добычи главным образом ручными орудиями труда в мелких и

средних масштабах.

Ремесло, развивающееся при феодализме и концент­рирующееся в городах, остается включенным в феодаль­ные отношения.

Ремесленники, горожане вначале остаются феодаль­но зависимыми. В связи с преобладанием натурального хозяйства рынок сбыта относительно невелик, рост рын­ка, как и развитие феодализма, происходит очень мед­ленно. Отсюда регламентация ремесленного производ­ства, ограничение его масштабов. Ограниченный рынок, борьба с произволом феодалов, бегство крепостных в города — вот что преимущественно вызывало объедине­ние ремесленников в корпорации и — в предельном случае — в союз корпораций. Развитый феодализм ха­рактеризуется образованием центров феодально органи­зованного ремесла. Как в земледелии основной хозяй­ственной ячейкой было мелкое хозяйство земледельца, наследственно владеющего небольшим земельным наде­лом, так в городах, соответствующих развитому феода­лизму, ремесло было наследственным, с передачей мас­терской, средств труда и т. д. по наследству. Ремеслен­ники могли обрабатывать также и участки земли.

Развитие отделения ремесла от земледелия в исто­рии феодализма и в последующей истории общества имело огромное значение. Отделялось феодальное ремесло от феодального земледелия. Но тем самым на ка­чественно иной уровень поднималось раздвоение «есте­ственно возникших» связей и частнособственнических, исторически возникших отношений. Основой частнособ­ственнических отношений в феодальном земледелии бы­ли изготовление и распространение средств производ­ства, созданных трудом, основой «естественно возник­ших» связей в феодальном землевладении было исполь­зование земли, этого главным образом естественно воз­никшего средства производства. Определяющим сред­ством производства в феодальном землевладении была земля. Напротив, определяющими средствами производ­ства в феодальном ремесле были средства производства, созданные трудом. Именно отделение ремесла было отделением частнособственнических отношений в отно­сительно самостоятельную область существования. Хотя в целом в рамках развитого феодализма и феодализма вообще главенствующим видом труда оставалось земле­делие, а ремесло — подчиненным, зависимым.

По отношению к ремеслу в рабовладельческом об­ществе ремесло в феодальном обществе развивалось на качественно иной основе, в качественно иной среде и в конечном счете развилось качественно иначе. Ни при первобытнообщинном строе, ни в рабовладельческом обществе возможности распространения ремесла не ле­жали в самой сути общества. Напротив, в феодальном обществе, во-первых, развитие средств труда идет глав­ным образом по пути развития средств труда не из кам­ня, дерева, меди, бронзы, а из железа, т. е. из материа­ла, который впервые по своей природе соответствует средствам труда, не естественно возникшим, а создан­ным трудом; во-вторых, основная масса непосредствен­ных производителей имеет собственность на средства труда, чего никогда прежде не было.

Отделение феодального ремесла — это начало капи­тализма, подготовительный этап возникновения капита­лизма. Однако сущность капитализма еще не возникла,

капитализма еще нет.

По мере роста производительности земледельческого труда, отделения ремесла от земледелия и концентрации ремесла в городах растет обмен излишками продукции, развиваются товарно-денежные отношения, но развива­ются в соответствии с темпами всего феодального раз­вития, весьма медленно. Тем не менее рынок постепенно растет, растут и его масштабы, и ассортимент пред­метов, поступающих на рынок. Возможности для роста рынка прежде всего и главным образом определяются возможностями развития ремесла, которые при феода­лизме принципиально шире и глубже, чем на предшест­вующих стадиях развития человечества.

Разложение феодальных отношений может идти дву­мя, по нашему мнению, не равновероятными путями. Первый наиболее вероятный путь — перевод феодалами крестьян на денежную ренту и усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства в связи с ростом потребностей феодала в покупных продуктах. Второй путь (по-видимому, менее вероятный) — постепенное превращение крестьян, наследственно владеющих наде­лом земли, в свободных частных собственников этих земель; этот путь возможен в условиях жестокой фео­дальной междоусобицы, гибели феодалов в борьбе друг с другом и сохранения общинной солидарности крестьян.

Подобно рабовладельческой формации, феодальная формация не может перейти на следующую, более раз­витую стадию формирования человеческого общества пу­тем классовой борьбы основного эксплуатируемого клас­са. Как для начавшегося кризиса рабовладельческого общества свойственны крупные восстания рабов, так для феодализма, переходящего на стадию упадка, ха­рактерны крупные крестьянские восстания. Однако и восстания рабов, и восстания крестьян, хотя и расшаты­вали соответствующий строй, вместе с тем были бес­перспективными: в случае победы возможны были либо возвращение к тому, против чего шла борьба, либо по­пытка возврата к самым ранним стадиям развития. Смена каждой из этих формаций вследствие действий основных сил, определяющих лицо формации, была бы сменой, производимой сверху. Применительно к фео­дальной формации это означало бы постепенное приспо­собление феодалов к требованиям растущего рынка и содействие развитию товарно-денежных отношений. Вместе с тем в обоих случаях смена формаций путем революции сверху маловероятна. Первого случая мы уже коснулись ранее, остановимся на втором. Феода­лизму свойственна замедленность развития, огромная роль обычаев, традиций, устойчивость еще сохраняю­щихся естественно возникших связей. Феодалы — про­дукт и компонент такого общества. Поэтому они приспособляются к растущим товарно-денежным отношениям, всячески сопротивляясь этому росту. Когда же товарно-денежные отношения разовьются, приобретут зрелые формы, разовьются и уже нефеодальные общест­венные силы, которые сметут феодализм.

Революция сверху, в результате которой феодальная формация сменяется капиталистической, в какой-то мере приближающаяся к чистому виду, имеет место тогда, когда феодалы в междоусобицах уничтожают друг дру­га, а их место занимают собственники, выросшие почти исключительно на почве товарно-денежных отношений.

Совсем не то происходит при капитализме, когда один из основных классов капиталистического общест­ва, порождаемый внутренним развитием последнего, и притом эксплуатируемый класс является носителем бо­лее развитой стадии формирования общества.

На первых двух стадиях формирования человеческо­го общества — рабовладельческой и феодальной — сме­на стадий осуществляется главным образом не путем. сил, созданных их внутренним развитием, а преимуще­ственно благодаря действию сил внешних, хотя при этом внутреннее развитие уже есть необходимость и внешние силы действуют именно на необходимое внутреннее раз­витие, в своем действии преломляясь через внутреннее развитие. Смена рабовладельческого общества фео­дальным могла произойти при воздействии на рабовла­дельческое общество внешней по отношению к нему и не порожденной им с необходимостью силы — силы об­щества, находящегося на этапе разложения предше­ствующей стадии общественного развития. Смена фео­дального общества капиталистическим тоже происходит в борьбе против феодализма внешних по отношению к нему сил, сил капиталистического, будущего по отноше­нию к феодализму, общества. Существенная разница заключается в том, что это есть внешняя для сущности феодализма сила, но порождается она внутренним раз­витием феодализма. Капитализм же уничтожается внут­ренней для его сущности, силой (силой пролетариата), порожденной его внутренним развитием.

Таким образом, источник, саморазвития общества постепенно формируется, чем ближе к началу формиро­вания, тем более значительно воздействие сил, внешних для данной стадии формирования человеческого общест­ва, на внутреннее развитие этой стадии. И наоборот.

Всемирно-историческая необходимость феодализма заключалась в том, что прежде всего и главным обра­зом благодаря этой стадии развития земледелие полу­чило возможность достигнуть своего предела — исполь­зования всей территории Земли, пригодной для земле­делия (притом такого земледелия, при котором земля остается естественно возникшим средством производ­ства, а не создается искусственно), благодаря этой ста­дии земледелие в конце концов соединилось со ското­водством, подчинив себе последнее, благодаря этой стадии главными, решающими средствами труда.в зем­леделии стали средства труда из железа, благодаря этой стадии стали широко использоваться силы приро­ды (не только быков, волов, но и лошади, воды, ветра) для приведения в движение средств труда, благодаря этой стадии создались возможности для массового, ши­рокого отделения ремесла от земледелия, возможности, принципиально отличные от тех, что существовали на прежних стадиях.

Впервые в истории основные, характерные непосред­ственные производители выделились в качестве относи­тельно самостоятельных субъектов, собственно членов производственных отношений (оставаясь еще в извест­ной степени и объектом, средством производств).

Уровень материальной жизни феодально эксплуати­руемых крестьян, несомненно, выше, чем уровень мате­риальной жизни рабов, феодал не в такой степени рас­поряжается телом, жизнью феодально зависимого кре­стьянина, чем в общем и целом, рабовладелец телом, жизнью раба. Таким образом, положение феодального крестьянина улучшилось по сравнению с положением раба. Но вместе с тем наблюдается и усиление эк­сплуатации: феодал.извлекает больше прибавочного продукта, чем рабовладелец, т. е. растет, так сказать, относительное обнищание эксплуатируемых. Рост заин­тересованности в своем труде (а она, разумеется, боль­ше у феодальных крестьян) означает и рост интенси­фикации труда.

Кроме того, то, что феодальный крестьянин в прин­ципиально иной степени есть субъект производственных отношений, означает также принципиально иное его от­ношение к эксплуатации, независимости, свободе. Чем больше и глубже оторван человек от «естественно воз­никших» связей и чем больше и глубже он включен в исторически возникшие отношения, тем больше и глуб­же он осознает свободу и угнетение, тем острее он пе­реживает угнетение и сильнее и многообразнее стре­мится к свободе. Отрицательное отношение к несвободе, угнетению растет, можно сказать, прямо пропорционально становлению человека как субъекта общественных отношений.

В скотоводстве — если отвлечься от обработки его продук­тов — применение орудии труда требовалось в значительно мень­шей мере. Кроме того, у скотоводческих народов до образования кочевого скотоводства с использованием лошади рабовладение, видимо, должно было оставаться неразвитым, патриархальным.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 235 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2200 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.