Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Синергетика как наука о самоорганизации систем




Люди с древних времен задумывались над тайнами повышения организации и прогрессивного развития. Что касается гибели, разрушения, понижения организации, то этот процесс понятен и естественен. Что касается повышения сложности, увеличения, порядка, организованности, перехода систем на более высокий качественно новый уровень, то в этом процессе для людей всегда была заложена тайна. Действительно, каким образом мертвая материя породила жизнь, как простейшие одноклеточные смогли развиться в процессе эволюции до человека? Попытки представить этот процесс действием воли случая несостоятельны, поскольку расчеты сделанные на основе теории вероятности, свидетельствуют, что времени существования Вселенной не хватило бы, чтобы возникла органика, а не то чтобы жизнь. Вероятность примерно такая же, как если бы в типографии устроили взрыв и шрифт сам собой сложился в книгу. Из сказанного можно сделать вывод: в мире существует организующая сила. Религиозная и идеалистическая философия этой силой всегда считали Бога, Дух, Разум. Материалистическая философия самой материи приписывала способность к самоорганизации, но доказать и показать, как это происходит была не в состоянии. В XX в. бельгийским ученым русского происхождения И.Р. Пригожиным и немецким физиком Г. Хакеном была создана новая неравновесная термодинамика, положения которой легли в основу новой науки синергетики (греч. synergeia – совместное действие), объясняющей процессы самоорганизации в открытых системах.

Применимость синергетического подхода к исследованию разного типа систем основывается на фундаментальных свойствах необратимости и неравновесности, которые присущи всем открытым развивающимся системам. В открытых системах постоянно происходят процессы обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. В замкнутых системах происходит увеличение энтропии – возрастание степени беспорядка, поскольку отработанная энергия не выводится в окружающую среду. Открытые системы способны рассеивать энергию и получать новую из среды. В силу этого открытая система не может быть равновесной, в ней постоянно происходят флуктуации – случайные отклонения. Они с течением времени приводят к нарушению прежнего порядка и структуры и возникновению нового уровня организации. Этот процесс обычно характеризуют как принцип образования порядка через флуктуации.

Так схематически могут быть описаны процессы самоорганизации в открытых системах, хотя реально все происходит значительно сложнее и многое до сих пор еще не ясно. «Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизующихся систем испытывается извне неспецифическое воздействие. Например, жидкость подогреваемая снизу, совершенно равномерно обретает в результате самоорганизации макроструктуру, образуя шестиугольные ячейки.» (Хаген Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. С. 28-29). Решающим фактором самоорганизации является образование петли положительной обратной связи системы и среды. Система начинает самоорганизовываться и противостоять тем самым разрушению. Например, в химии такое явление называется автокатализом. Петли положительной обратной связи составляют саму основу жизни.

Самоорганизация в социально-экономических системах основывается на взаимодействии, синергии между участвующими в общественных процессах отдельными людьми, социальными группами и социальными институтами. Например, рынок – самоорганизующаяся система, включающая взаимодействие потребителей и производителей, продавцов и покупателей. Хотя каждый из участников обмена товарами и услугами руководствуется своими соображениями, своей субъективной ценностью товара, но в процессе обмена выявляется объективная рыночная цена товара. Происходит неявная координация, согласование и коррекция интересов и целей субъектов рынка. Порядок устанавливается спонтанно, на уровне надиндивидуальном и неосознаваемом. Спонтанно порядок возникает и при функционировании норм языка, морали и культуры в целом.

Однако отличительная способность социальных и духовных систем состоит в том, что в них самоорганизация дополняется организацией, управлением. Нормы права, законы и постановления правительства необходимы для корректировки самоорганизующихся процессов. Так, рыночный механизм необходимо дополнить государственным макрорегулированием экономики.

Открытие самоорганизации систем различной природы имеет огромное научное и философско-мировоззренческое значение. Синергетика позволяет по-новому взглянуть на проблему соотношения целого и части, системы и среды, лучше понять как целое обуславливает поведение элементов, а развитие элементов приводит к возникновению новых структур. Учение о развитии (диалектика), дополненное учением о самоорганизации (синергетика) позволяет расширить наши знания о мире, яснее и глубже представить как устроен, развивается, организуется и функционирует мир, в котором мы живем.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Какие признаки входят в содержание категории «развитие»? 2.  Существует ли универсальный критерий прогрессивного развития? Обоснуйте ответ. 3. Дайте характеристику комплексного критерия общественного развития. 4. Дайте сравнительную характеристику понятиям «прогресс» и «регресс». 5. В чем сущность диалектики? 6. Раскройте содержание понятия «закон» в диалектике. 7. В чем отличие категории «качество» от категории «свойство»? 8. Какова взаимосвязь категорий «качество», «скачок», «мера»? 9. В чем сущность закона отрицания отрицания? 10. В чем сущность процессов самоорганизации в открытых системах? 11. Охарактеризуйте свойства самоорганизующихся систем. 12. На каких свойствах открытых систем основывается применимость синергетического подхода к их исследованию? 13. Каково научное и философско-ми-ровоззренческое значение открытия закономерностей самоорганизации?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Наука, изучающая всеобщую связь и развитие явлений, это: а) синергетика; б) гносеология; в) диалектика; г) онтология. 2. Развитие – это: а) движение от простого к сложному, от низшего к высшему; б) переход от более высокого уровня организации к низшему; в) направленное изменение качества; г) все ответы верны. 3. Какой из указанных признаков может служить универсальным критерием развития общества: а) темпы развития экономики; б) высокие темпы развития всех сфер общественной жизни, направленные в интересах личности; в) внедрение достижений науки и техники во все сферы общества. 4. Диалектический закон, раскрывающий источник развития: а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон перехода количественных изменений в качественные; в) закон отрицания отрицания. 5. Границы, в рамках которых предмет сохраняет свою качественную определенность, – это: а) предел; б) диапазон; в) мера; г) скачок. 6. Конструктивное отрицание характеризует: а) прогресс; б) любое развитие; в) циклическое развитие. 7. Процессы самоорганизации происходят: а) в закрытых системах; б) в целостных системах; в) в открытых системах. 8. Принцип образования порядка из хаоса характерен: а) для метафизики; б) для теологии; в) для синергетики; г) для диалектики. 9. Повышение уровня организации открытых систем основано на свойствах: а) изменчивости; б) неравномерности; в) необратимости; г) неравновесности. 10. Отличительная особенность социальных систем с точки зрения синергетики: а) развитие путем разрешения внутренних противоречий; б) субъекты этих систем являются носителями сознания; в) это – многоуровневые системы; г) в них происходит дополнение самоорганизации управлением.  

III. СОЗНАНИЕ

 

IV.Специфика философского подхода

к проблематике сознания

Тайну человеческого сознания пытаются постичь представители многих наук – философии, психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, психиатрии. Так, изучением механизмов сознания, его внутренних причинных, структурных, функциональных связей занимается психология.

В философии сознание рассматривается как способность человека, соотнесенная с его бытием в мире. Поэтому философия стремится познать сущность сознания, причины его возникновения и развития.

Сознание – это то, благодаря чему человеку дан внешний мир и он сам (его тело, мысли, чувства, переживания). Сознание не существует как отдельный предмет, а поэтому познать его адекватно невозможно естественно-научным методом. Мысли, чувства, представления и волнения сопровождают человеческое освоение мира и проходят через его сознание. Сознание нельзя рассматривать вне его содержательной связи с миром, с историей человечества: вне этой связи оно не существует. Сознание – идеальный образ реального мира, способность человека оперировать образами предметов, социальных, природных и культурных связей вне непосредственных контактов с людьми, с предметами окружающего мира. Эти образы являются условиями и ориентирами поведения и деятельности.

Сознание выступает в единстве общественных и индивидуальных измерений. Способность человека фиксировать социальную связь существует в форме сознания, то есть разделенного с другими людьми, знания. Такое знание обеспечивает саму возможность совместного существования и деятельности людей.

Сознание неразрывно с самосознанием: это акт, благодаря которому сознание проясняет свое собственное содержание и структуру связи с явлениями и событиями внешнего мира. В самосознании человек познает, оценивает себя как мыслящего, действующего и чувствующего субъекта. Ведущим познавательным механизмом самосознания является рефлексия как способность осмысления оснований и предпосылок сознания.

История философской мысли доносит до нас разные представления о сознании. Натурфилософы Древней Греции понимали под ним проявление той или иной стихии: так, у Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Демокрита, Левкиппа и Эпикура сознание, душа – это разновидность атомов, которые со смертью тела рассеиваются.

Но уже Сократ, а затем и Платон отмечают различие между проявлением сознания и материального мира. Платон разрабатывает учение о мире умопостигаемых сущностей (мире идей) и мире чувственно воспринимаемых вещей (мире материи). Мир идей онтологически оказывается первичным, определяющим, мир вещей – вторичным. Мир вещей – лишь слабое отражение мира идей. Тело человека принадлежит миру вещей, а сознание, душа – миру идей. После смерти человека его душа возвращается в мир идеальных сущностей, где пребывает до следующего материального воплощения.

В древнегреческой философии не было понятия «сознания», но четко различались нус – ум (индивидуальное мышление) и псюхэ – душа (индивидуальное сознание человека). Подобное разграничение делал Аристотель. Однако в его учении нет такого разрыва между материей и сознанием, как у Платона. То и другое принадлежит одному миру, над которым торжествует высший ум – Нус. Ум и душа в учении Аристотеля относятся к форме, то есть к организующему, одушевляющему, движущему материю началу.

Философы Античности понимали, что сознание связывает человека с миром. Форму этой связи они передали с помощью метафоры вощеной дощечки: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечки разума». Таким образом, Античность открыла только объективную сторону сознания, его направленность на внешний объект. Внутренняя сторона сознания, то есть направленность на внутренний мир самого человека, была осмыслена христианством.

Христианский человек стремится преобразить свой мир по образу и подобию Божественного. Начиная с Августина, сознание человека рассматривается как такое состояние, в котором «Я» человека живет раздвоенной жизнью: ему постоянно приходится соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь по образу и подобию Божьему.

В Новое время проблема сознания осмысливалась сквозь призму антропоцентризма. Освобожденное от власти и опеки Божественное сознание стало рассматриваться как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что вещи не входят в сознание, они содержатся в нем как идеи. Сознание само творит и оформляет для познания мир явлений (априоризм И. Канта). Так возникла идеалистическая трактовка сознания.

Другим следствием отказа от Божественной природы сознания, от принадлежности человека двум мирам – земному и неземному – стала естественно-научная интерпретация сознания как функции мозга. Человек объясняет свое происхождение только из природы, согласившись впоследствии с учением Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

Немецкая классическая философия отвергла вульгарно-материалистическое понимание сознания и, напротив, исследовала различные уровни его организации, диалектику чувственного и рационального, показала активность сознания. Гегель, опираясь на принцип историзма, разработал концепцию социально-исторической природы сознания. Сознание человека – субъективный дух, являющийся одним из этапов процесса саморазвития, самопознания надмировой абсолютной идеи.

Философия марксизма (диалектический материализм) дала свое понимание сознания, исходя не только из идей немецких философов, но и французских материалистов XVIII в., а также опираясь и на представления о сознании, выработанное физиологией и психологией XIX в. Сознание в марксизме предстает не только как функция мозга, но и как идеальное отражение объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

В современной философии проблема сознания осмысливается в единстве трёх аспектов: гносеологического, аксиологического и онтологического. (См. Философия. Учеб. пособие. Изд. 2-ое. Ростов н/ Дону, 2000. Гл. VI).

Традиция гносеологической интерпретации сознания сформировалась в Новое время. Сознание отождествляется с познанием внешнего и внутреннего миров: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание» (К. Маркс).

Однако, само видение мира, содержание знания зависят от состояния сознания, от системы ценностных ориентацией, от выбора между добром и злом, от смысложизненных вопросов, от веры. В сознании содержится «вся боль мира», а не всё знание о мире (советский философ Э.В. Ильенков). Именно поэтому человек способен к душевному страданию.

Если бы мир прямо и непосредственно отражался в головах людей, то, видимо, картина мира оставалась бы неизменной, точнее, лишь более менее полной с информационной стороны. А ведь известно, что античный и средневековый человек имел разные картины мира. Средневековому мыслителю не могла придти в голову мысль о естественной причинной обусловленности предметов и процессов, о возникновении живого из неживого, и тем более, о происхождении человека от обезьяны. Таким образом, само содержание знания зависит от ценностных ориентаций сознания.

Онтологический аспект сознания фиксирует не отношение человека к миру, а бытие человека в мире. В процессе бытия в мире формируются схемы восприятия, первичные образы, которые делают возможным познание, знание, выбор жизненной позиции. Процесс формирования этих образов скрыт от человека. На уровне онтологии сознания нет разделения на «Я» и «не-Я». В тело человека как бы встраивается определённый механизм, позволяющий видеть, познавать, переживать.

Три аспекта сознания с разной степенью полноты отражаются в современных концепциях о происхождении и сущности сознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.