Апель Карл-Отто – немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна.
Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Например, словарь, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря.
Дискурс – понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний, у М.Фуко – социально обусловленная организация системы речи и действия. Речь не только что-то высказывает, но и объясняет то, что высказывает, т.е. высказывание можно исследовать не столько лигвистическими или логическими средствами, сколько социальными.
Ирония – осмеяние, притворно облекаемое в форму согласия или одобрения, одна из форм отрицания. Содержит в себе оценку того, что осмеивается. Имеет двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. В философии культуры понимается как способ отчуждения, означающий «взгляд со стороны» на привычные явления. В искусстве – вид комического, когда смешное раскрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.
Культурный текст – с овокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т. п., выраженных в знаковой форме.
Метанарратив – великие повествования, главные идеи человечества: идея прогресса, эмансипация личности, развитие разума, представление Просвещения о разуме. Ведущий теоретик постмодернизма Ж.-Ф.Лиотар считает основной характеристикой постмодернизма утрату метанарративами своей легитимирующей силы.
Плюрализм – мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм, принципов познания, теорий, методов. Равноправных групп, ценностей и ценностных ориентаций.
Постмодернизм – 1) новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культуры, традициями и новаторством, Западом и Востоком, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры. Явлениями постмодернистской культуры считаются ризома, ирония.
2) культурное течение 1970-1990-х гг. отразившее реакцию на новаторство модернизма, стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования; отказ от жесткости и замкнутости концептуальных построений, отказ от бинарных противопоставлений; признание маргинализации, открытости, безоценочности, дестабилизации классических культурно-исторических ценностей.
Выделяют следующие признаки постмодернизма:
· неясность,
· неопределенность,
· фрагментарность (коллаж),
· деканонизация,
· подчеркивание множественности «я»,
· ирония, как обращение к диалогу, к игре,
· многоплановость,
· двойственность,
· употребление словосочетаний «как бы» «якобы».
Постструктурализм – направление в философском и социогуманитарном знании 1960-1980-х гг.; критика структурализма, деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста. Представители: Ж.Ф.Лиотар, Ж.Делез и др.
Ризома – неравновесная структура, организационная модель культуры характеризующаяся нелинейностью, полиморфностью, отсутствием центра, единого кода; организационного порядка; непрерывной творческой подвижностью, источником трансформации являются не внешние воздействия, а внутренняя нестабильность, (аналогична синергетической структуре). Интерпретируется не в качестве линейного стержня или корня, а в качестве радикально отличного от корней клубня – как потенциальной бесконечности, т.к. он может развиваться куда угодно, принимать любые конфигурации, ибо ризома абсолютно нелинейна. Термин введен французскими мыслителями Ж.Делезом и Ф.Гваттари в одноименной совместно написанной книге. Современная культура – это культура «корневища», она устремлена в будущее. Грядет рождение нового типа творчества и чтения. Книга-корневище реализует принципиально новый тип связи: все ее точки будут связаны между собой бесструктурно, множественно, запутано. У.Эко эту организацию текста сравнил с энциклопедией, в которой отсутствует линеарность повествования и которую читают с любого места.
Симулякр – одно из ключевых понятий постмодернизма, образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Концепция разработана французским социологом, философом, культурологом, крупнейшим представителем постмодернизма, автором работы «Система вещей» Ж. Бодрийяром. Он различает три уровня:
· симулякры-подделки эпохи Возрождения – сложные, полные иллюзий, с двойниками, зеркалами, театром, играми масок, с приходом машин превращаются в знаки скучные, грубые, фукциональные,
· симулякры-продукция индустриальной эпохи – образуются в техническую эпоху воспроизводства, которой присуща серийность,
· симулякры-модели, от которых происходят все формы. Принципиальное значение в моделировании играет взаимозаменяемость знаков. Сигналы кода, программные матрицы в зародыше содержат любую команду и ответ.
Современное состояние культуры он оценивает как состояние симуляции, в котором люди обречены переигрывать все сценарии потому, что они уже были однажды разыграны.
Текст – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию
Художественные методы постмодернизма – компиляция и цитирование культурных образцов.
Эпистема – фундаментальный код культуры, исторически изменяющиеся структуры, определяющие конкретные формы мышления, знания и наук, находящиеся в сфере бессознательного. М.Фуко сравнивая эпоху Возрождения классическую и современность приходит к выводу, что своеобразие лежащих в их основе эпистем обусловлено отношениями между языком, мышлением, знаниями и вещами.
Общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе, которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.
Источники
1. Антология культурологической мысли [Текст] / составитель С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 352с.
2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры [Текст]: – М.: Юрайт, 1998 – 669 с.
3. Кармин, А.С., Новикова, Е.С. Культурология [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил.
4. Кравченко, А.И. Культурология [Текст]: учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 496с.
5. Кравченко, А.И. Культурология [Текст]: словарь. – М.: Академический проект, 2000 – 671 с.
6. Культурология [Текст]: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
7. Культурология [Текст]: учебник / Розин, В.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Спецкнига, 2004. – 462с.
8. Культурология [Текст]: хрестоматия / составитель проф. Гуревич, П.С.– М.: Гардарики, 2000. – 592 с.
9. Культурология. ХХ век [Текст]: энциклопедия в 2 т. Т.1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя», 1998. 447с.
10. Культурология [Текст]: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566с.
11. Культурология [Текст]: учебник /Гуревич П.С..—3-е изд., перераб. и доп. – М.: Спецкнига, 2003.-280с.
12. Правоторова, А.А. Культурология [Текст]: учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 152с.
13. Столяренко, Л.Д. Самыгин, С.И., Сущенко, Л.Г. Культурология [Текст]: учебное пособие. 2-е.изд. – М.:ИКЦ «Март», 2006. – 352 с.
14. Хорунженко, К.М. Культурология [Текст]: Энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.-640 с.
15. Хрестоматия по культурологии [Текст]: учеб. пособие / составитель А.И.Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 384 с.
16. Шушкова, Н.В., Яковлева, В.В. Учебный словарь по культурологии [Текст]: / ПГТУ.— Пермь: РИО ПГТУ, 2006. – 83с.