Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел IV. Социальная жизнь

ТЕМА 11

Философия общества

ПЛАН.

1. Философское понимание общества.

2. Общество как система.

1. Философское понимание общества

Что такое общество? Как складываются социальные отношения? Как общество устроено? Какие факторы влияют на развитие общества? Эти и другие подобные вопросы ставит перед собой социальная философия или философия общества. Философия общества – социальная философия – исследует природу общества, его устройство и особенности развития.

Еще древнегреческий философ Платон в своем произведении «Государство» разработал учение об обществе в тесной связи с учением об идеях. Средневековый философ Августин рассматривал общество, «град земной», в свете «града Божьего». В Новое время мыслители Т.Гоббс и Дж.Локк разработали концепцию общественного договора и договорную концепцию государства. Философия позитивизма О. Конта и Б. Спенсера способствовала вычленению из философии специальной науки об обществе – социологии.

Из многообразных определений общества в истории философии можно выделить несколько основных подходов к обществу.

I.   Натуралистические концепции общества (подход «от природы к обществу). На специфику и развитие общества влияют географические факторы (климат, ресурсы, флора и фауна), демографические факторы (биология, генетика). Законы социального развития подобны природным закономерностям. 

II. Психологические концепции общества (подход «от психики человека к обществу»). Социопсихология конструирует общество по образу индивида. Сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий. В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены. Наиболее влиятельной в этом подходе оказалась философия фрейдизма – инстинктивизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека.

III. Концепция социального действия (подход «от действия к обществу»). Общество выступает как система социальных действий. Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующего человека с другими действующими людьми. Эту теорию разрабатывали М. Вебер, Т. Парсонс.

IV. Теория предметного действия К. Маркса (подход «от продуктов действий человека к обществу»). Общество – это совокупность общественных отношений. Люди вступают в отношения в процессе общественного производства. В продуктах труда в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы «смываются». В результате появляется безличное, общественное.

V. Концепция понимания природы общества как дискурса (Ю. Хабермас, Дж. Остин, Дж. Срл). Язык есть главная отличительная черта человека и общества. Высказывания являются речевыми актами и показывают, какую роль играет говорящий. Правила речевой коммуникации принимаются участниками дискурса в качестве правил совместного действия. Дискурс – это совместное, основанное на дискуссии мероприятие по выработке правил общежития. Общество выступает как коммуникативно-дискурсивное целое, которое возможно лишь там, существует открытость, демократичность, критичность.

Несмотря на многообразие взглядов, философы и социологи сходятся в том, что общество – это системное образование, содержащее различные уровни организации.

2. Общество как система

Общество в самом широком смысле – это совокупность людей и их взаимоотношений. Люди, составляющие общество, сами включены в различные социальные группы – нации, классы, профессиональные группы и так далее, которые также являются элементами общества. Поэтому современная философия рассматривает общество как единую систему различных частей и элементов, которые тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. В этой целостной системе принято выделять следующие сферы общественной жизни: 1) материально-экономическую, 2) социальную, 3) политическую, 4) духовную.

Материально-экономическая сфера общества. Сущностью данной сферы является деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в поддержании своей жизни. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Без постоянного воспроизводства материальных благ существование общества невозможно. Потребности человека можно разделить на первичные потребности (жизненно необходимые – например, еда, жилище, одежда) и вторичные потребности, без удовлетворение которых может прожить, но качество его жизни ухудшится (например, предметы роскоши, автомобиль). Законом развития общества является неограниченный рост потребностей. В процессе удовлетворения одних потребностей формируются другие, новые, которые могут превосходить предшествующие как в количественном, так и в качественном отношении. Именно рост потребностей рассматривается сегодня как движущая сила совершенствования материально-экономической сферы.

Экономическая сфера и ее развитие в различных обществах различна. В истории человеческой мысли было сделано много попыток классифицировать определенные типы уклада экономической жизни. Один из самых известных подходов – марксизм, который закономерностью развития общества считает смену общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Другая типология в современной науке – это выделение традиционной, централизованной, рыночной и смешанной экономики. Во второй половине XX века в работах Д. Белла, Г. Кана, З. Бжезинского, А. Тоффлера сложилась концепция постиндустриального общества. Так стали называть новую стадию развития общества (следующую за индустриальным обществом), где ведущую роль играют сфера услуг, массовые коммуникации, информация. На первый план выдвигается экономика знаний, труд становится творческой деятельностью и средством развития личности человека. Сегодня наиболее развитые страны уже вступили в постиндустриальную эпоху, эта задача стоит и пред Россией.

Социальная сфера общества. Эта сфера складывается как система взаимодействия различных социальных групп – классов, наций, профессиональных и демографических групп. Устойчивые взаимодействия между этими элементами называются социальной структурой общества. Социальная структура – это то, как элементы, составляющие общество, связаны между собой.

В марксизме основой социальной структуры являются взаимоотношения между классами. Под классом понимается большая группа людей, владеющая либо не владеющая средствами производства и определенным уровнем дохода. Русский социолог П.А. Сорокин предложил понятие «страта». Страта – это слой людей, имеющих сходные социальные показатели: доход, власть, образование, престиж. Стратификация – это обязательная характеристика развитого общества. Это расслоение общества или вертикальное деление общества на страты. Другим важным показателем развитости общества является социальная мобильность. Социальная мобильность – это перемещение индивида или социальной группы в обществе, изменение их статуса или положения. Общества с затрудненной мобильностью называют закрытыми. Открытые общества развиваются быстрее, их члены видят перед собой перспективу повышения социального положения, происходит постоянный обмен между различными стратами общества.

Политическая сфера общества. Эта сфера связана с отношениями между классами и социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В рамках политической сферы исследователи выделяют три основных явления: политические отношения, политические институты, политическую идеологию. Систему государственных и негосударственных политических институтов называют политической системой, а основным политическим институтом называют государство, при помощи которого осуществляется управление обществом. 

Та часть политической сферы, которая обладает относительной независимостью от государства, называется гражданским обществом. Оно состоит из самостоятельных и относительно свободных индивидов, а также их объединений. В состав гражданского общества входят семья, церковь, общественные организации и объединения. Ценностями гражданского общества являются: личная безопасность, принцип равенства всех перед законом, право на частную собственность, право на частную жизнь, уважение к другому человеку и др. Государство и гражданское общество представляют собой как бы взаимосвязанные элементы единого целого – общества. Однако в истории человечества обнаруживается постоянный конфликт между государством и гражданским обществом, личностью и государством.

Актуальными проблемами в современном мире являются – формирование гражданского общества и создание правового государства, в основе которого лежит правовое регулирование отношений между властью и обществом.

Духовная сфера общества. Это система духовно-нравственных отношений между людьми, структурными элементами которой являются культура, мораль, религия, философия, общественное сознание, наука, искусство. В основе здесь лежит духовное производство – деятельность, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство служит удовлетворению духовных потребностей и осуществляется как профессионалами (писателями, музыкантами, учеными и др.), так и другими талантливыми людьми. Продукты духовного производства (музыка, знания, поэзия и т.д.) не исчезают, как материальные продукты, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его внутренний мир. Поэтому не только производство, но и потребление духовных ценностей является творческим процессом саморазвития личности. Здесь тоже действует закон роста потребностей: чем образованнее и культурнее человек, чем больше он потребляет именно духовных ценностей, тем больше у него потребность в духовном потреблении и развитии.

Таким образом, общество – это единый организм, определенная целостность, а не просто механическая сумма различных элементов и форм. Общество – это саморазвивающаяся система, находящаяся в постоянном историческом самодвижении. Общество в историческом измерении рассматривает философия истории.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Социальная философия – это раздел философского знания, который исследует природу общества, его устройство и особенности развития.

Общество – это сложная саморазвивающаяся система различных частей и элементов, которые тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. В этой целостной системе принято выделять следующие сферы общественной жизни: 1) материально-экономическую, 2) социальную, 3) политическую, 4) духовную. Актуальными проблемами в современном мире являются – формирование гражданского общества и создание правового государства, в основе которого лежит правовое регулирование отношений между властью и обществом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Общество             

Гражданское общество               

Правовое государство              

Вопросы для самоконтроля по теме 11 «Философия общества»

1. Назовите и охарактеризуйте основные сферы общества.

2. Что такое гражданское общество?

3. Назовите ценности гражданского общества.

ТЕМА 12

Философия истории

ПЛАН.

1. Философский анализ истории.

2. Философские концепции истории.

1.Философский анализ истории

Человек – существо историческое, он погружен в ход истории и не может не испытывать интереса к своей исторической судьбе. Начиная с античности, философы пытались осмыслить мир не просто сиюминутно, а в широком историческом масштабе.

История (с греч. – рассказ о прошлом) – это философская категория, обозначающая процесс человеческого бытия, процесс социального бытия, развертывающегося во времени, это связь и смена поколений, передача и наращивание опыта человечества. Этот процесс – живая деятельность людей, насыщенная их силами и способностями связь прошлого, настоящего и будущего.

Философия истории является разделом философского знания.

Философия истории рассматривает следующие проблемы и вопросы:

1. Как возможно познание прошлого?

2. Можно ли говорить о единой всемирной истории?

3. Куда направлен исторический процесс?

4.  Имеет ли история народов единый универсальный смысл?

5. Будет ли завершение или конец истории?

6. Какова роль личности в истории?

Ответы на данные и многие другие вопросы, возникающие в связи с философским осмыслением или анализом истории, можно найти в философских учениях и концепциях таких мыслителей, как Полибий и Геродот, Плутарх и Августин, К.Маркс и Ф.В.Гегель, О.Шпенглер и Н.Данилевский и др.

2. Философские концепции истории

Среди многообразия философских взглядов на смысл истории можно выделить некоторые основные философские подходы к разрешению этой проблемы.

I. Античная концепция истории. Древние греки воспринимали мир как завешенный, гармоничный Космос («космос» переводится с греческого как «упорядоченный»). Существование космоса связывалось с цикличностью и круговоротом. Для древних греков круговое движение - это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца), где существует правильное чередование и вечное возвращение. История для греков – это вечное становление, вечное возвращение, периодические мировые пожары (Гераклит), это вечное душепереселение и душевоплощение (Платон).

II. Христианская концепция истории (Библия). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. В данной концепции впервые ярко выражены идея единой истории человечества и идея линейного исторического времени. Начало истории и возникновение времени связано с событием, описанном в Ветхом Завете, а именно – с грехопадением человека. Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из Рая - начало человеческой истории. Узловые, важные моменты истории – первый приход Христа, его распятие и ожидаемое второе пришествие. Конец истории – второе пришествие Христа, Божественный Суд (описанный в Апокалипсисе).

Смыслом человеческого существования и смыслом истории является завершение истории как процесса земного существования человечества. Пройдя сложный путь очищения от грехов, человек должен вернуться в вечное, в безвременное райское существование. Данное понимание истории называется эсхатологией. Эсхатология – учение о конце истории.

Христианская концепция истории органично связана с провиденциализмом, согласно которому миром правит Божественное провидение. Согласно учению христианского философа Августина, история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром.

Таким образом, данная концепция истории выражает идею единой линейной истории, которая предполагает движение из прошлого в будущее и стремление к совершенству. Она была заложена древними евреями и стала ведущей идеей европейского типа мышления. Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.

II. Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса.

Дж. Вико, итальянский философ 17 века, считал, что историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) первобытное варварство, 2) феодализм («век героев»), 3) эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне (как бы по спирали). Таким образом, историческое развитие прогрессивно и бесконечно.

Для немецкого философа И.Г. Гердера история есть «закономерное развитие культуры». Именно Гердер дал наиболее цельную, философски обобщенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Его учение оказало влияние на другого выдающегося немецкого философа В.Ф. Гегеля. Для Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа – свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии.

Известный немецкий мыслитель К. Маркс предложил материалистическое понимание истории. Он считал, что прогрессом движет материально-общественное развитие. Закон исторического прогресса – смена общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) на основе смены способа материального производства. Данное движение истории предполагает наступление особого состояния общества – коммунизма, при котором каждый член общества становится свободным.

IV. Теория локальных обществ. Данная теория возникает в 20 веке в противовес концепциям линейного развития общества. Представители этой концепции истории – О.Шпенглер, А. Тойнби, Я. Данилевский, П.Сорокин. Они отрицают идею единой истории и наличие единого смысла, отрицают идею линейного хода развития человечества и сплошного поступательного прогресса.

В своей знаменитой работе «Закат Европы» О. Шпенглер пишет о существовании восьми локальных (независимых друг от друга) культурных организмов. Это Египетская культура, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко-римская, Западно-европейская, Византийско-арабская и Культура Майя. Эти культуры развиваются подобно живым организмам, то есть проходят такие стадии развития, как рождение, расцвет, упадок и смерть. Возникнув, организм выступает как культура. На этой стадии высшими ценностями являются творчество, искусство, духовность, уникальность. Культура умирает, переходит в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, становится массовой, господствуют техника, политика, спорт. Таким образом, нельзя говорить о существовании единого прогрессирующего исторического процесса.

Для А.Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.

 

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

История – это процесс человеческого бытия. Как раздел философии выделяют философию истории. Она рассматривает вопросы о направленности, смысле, предопределенности, конце и прогрессе истории. Ответы на данные вопросы систематически изложены в таких основных концепциях истории, как Античная, Христианская, Рационалистская концепции истории и Теория локальных обществ.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ


История          

Философия истории             

Эсхатология


Вопросы и задания для самоконтроля по теме 12 «Философия истории»

1. Философский анализ истории

1. Дайте определение истории.

2. Какой раздел философии рассматривает вопросы истории?

3. Перечислите эти вопросы.

2. Философские концепции истории

1. Что такое эсхатология?

2. Назовите основные концепции истории.

3. Сформулируйте основную идею исторической концепции О.Шпенглера.

4. О каком законе истории говорил Дж.Вико?

5. Чем отличаются между собой Христианская и Античная концепции истории?

ТЕМА 13



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Духовность. Типы духовных ценностей | Глобальные проблемы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 185 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.